Сведения об археологических исследованиях на христианском памятнике Кильсяли Тепе

В статье описываются археологические раскопки, проведенные на христианском памятнике Кильсяли Тепе, который был построен недалеко от города Габала, одного из крупнейших городов Кавказской Албании, на территории деревни Нич в Габалинском районе. Церковь, построенная в виде полуземлянки. Во время архео­логических раскопок здесь найдены подковообразные апсида-алтарь церкви.

Притвор составляющих перед церковью была также обнаружена во время раскопок и толщина его стен со­ставляет 1,80 м. Размеры притвор колеблется от 9, 80 до 10,60 метров. Длина стены в северной части главного здания церкви составляет 7, 50 м, в южной части - 7, 35 м, в восточной части - 6, 20 м, а в западной части - 5, 92 м. На основе образцов керамики, найденных в интерьере церкви, можно предположить, что данный памятник был построен в VII -VIII веках и функционировал до позднего средневековья.

Каждая новая религия, наряду с сохране­нием отдельных ценностей предшествующей, оставляла свой след на памятники материальной культуры. Первой из мировых религий, распро­странявшейся на территории Кавказской Алба­нии была христианская. Этот процесс проходил в два этапа: сирофильский и грекофильский [6, 525-537].

Если на первом этапе, охватывающем I-IV века, процесс распространения новой религии апостолами сопровождался борьбой с местными религиозными течениями, то второй этап прово­дился грекофильскими миссионерами при под­держке албанских царей [6, C.525-537].

В апостольский период сирийским миссио­нером святым Елисеем в деревне Киш на осно­ве языческого святилища был основан первый в Кавказской Албании христианский храм [4, C.20]. После признания христианства в Римской империи в 311 году [7, C.249-251] и провозгла­шения Миланским эдиктом 313 года свободного её исповедания [7, C.249-251] албанский царь Урнайр при содействии святого Григория во второй раз просветил албан [6, C.525-537].

После принятия христианства в Кавказской Албании в качестве официальной государствен­ной религии в регионе началось строительство церквей, а также происходила христианизация языческих святилищ.

Одна из таких церквей была зарегистриро­вана в местности Кильсяли тепе, недалеко от с. Нидж Габалинского района, от городища Габа­лы - столичного города Кавказской Албании. Здесь в июне 2011 года был проведён общий осмотр памятника. На международной научной конференции «Роль и место Кавказской Алба­нии в истории Азербайджана и Кавказа» авто­ром был сделан доклад о географическом рас­положении, приблизительном плане церкви и ее историческом значении [1, C.337-341].

Автор статьи, являясь участником Габалинской археологической экспедиции в июне 2012 и 2013 гг., провел раскопки памятника Кильсяли тепе.

Этот памятник построен в форме полузем­лянки, на первый взгляд был прямоугольного плана. Западные, северные, южные и восточные стены памятника сохранились относительно хо­рошо.

При раскопках было установлено, что стены памятника, толщиной 90 см, возведены камнями не очень аккуратно. Каменные плиты, использо­ванные для облицовки внутренней части памят­ника, имеют неодинаковые размеры и уложены в стену на глубину от 12 см до 38 см. За исклю­чением западной стены, южная и северная сте­ны церкви были облицованы тесаными камня­ми, лишь начиная с 40-50 см. над уровнем пола. Восточная же стена была облицована тесаными камнями, начиная с 40-50 см. над уровнем пола апсиды. Оставшаяся внешняя часть стены запол­нена глыбами и камнями с известковым раство­ром. Первичными обмерами с внутренней сто­роны было установлено, что задняя (восточная) стена на 23 см длиннее передней (западной).

Разница наблюдается также в длине север­ной и южной стен церкви. Так общая длина се­верной стены составляет 7,50 м, а южной - 7,35 м. Полностью рухнувшее вовнутрь верхнее перекрытие церкви создавало трудности в опре­делении его прежней формы. Однако по сохра­нившимся стенам точно устанавливается, что церковь имела арочное перекрытие.

Было установлено, что западная стена па­мятника сохранилась в высоту 1 м. При рас­копках выяснилось, что от северного и южного концов западной стены отходит в западную сто­рону еще одна стена, не соединённая кладкой с основной стеной церкви.

Эта стена шириной 1.80 м относится к на- ртексу (двору) церкви, расположенному к запа­ду от нее. Юго-восточная часть стены нартекса по линии южной стены церкви продолжается на 1 м. Затем под прямым углом стена загибается на 1,50 м. к югу и поворачивается в западную сторону. Это было сделано с целью расширения нартекса, с учетом рельефа местности.

Таким образом, двор церкви был расширен. В средней части южной стены нартекса имеется дверной проем шириной 0.9 м, расположенный в 4.10 м от основной стены церкви. Длина на­ртекса из внутри колеблется от 7 м до 8,5 м, а ширина от 4,50 м до - 7 м. Во время археоло­гических раскопок нартекса, были обнаружены следы 20 столбцов, служивших для удержания крыши. Шесть из них находилось на площадке нартекса, а остальные в западной стене [Рис. 1], [Рис.7-8].

Во время расчистки дверного проёма, рас­положенного в западной стене выяснилось, что с левой стороны от этого проема на втором об­лицовочном камне, находящемся на высоте 75 см от пола церкви, и на высоте 30 см от очищен­ного пола нартекса было вырезано 4 знака кре­ста. Вырезанные кресты были расположены по прямой линии на расстоянии 67 см от каменного основания входной двери. У трёх крестов спра­ва высота составляет 19 см, ширина переклади­ны - 15 см, у последнего же по направлению к северной стене креста высота 18 см, а ширина перекладины - 11 см.

В результате проведённых исследований было выяснено, что ширина дверного проема церкви с внешней стороны составляет 73 см, по­середине - 85 см, а с внутренней стороны памят­ника 90 см.

Высота каменной рамы дверного проема с южной стороны составляет 1,70 м, а с северной - 1,60 м. Ширина каменных выступов, в кото­рые вставлялась дверная рама, с обеих сторон составляет 22 см, а ширина части, поддержива­ющей снизу деревянную дверную раму 10 см.

Во время расчистки внутренней части па­мятника был выявлен пористый камень длиной 1.30 м, шириной 34 см и высотой 64 см, который видимо был поставлен над дверным проемом. Этот наддверный камень был изготовлен соот­ветственно размерам дверного проема и углу­блен П-образно. Его открытый край обращен наружу. Боковые стенки П-образного камня не­сколько отличаются размерами. Левый выступ, внизу составляющий 16 см, постепенно расши­ряясь к верху, достигает 25 см. А правый выступ сверху и снизу равен 20 см. Внутри по сторонам имеются два круглых отверстия диаметром 8, глубиной 7 см. для крепления остова дверной рамы [Рис.7-8].

После расчистки входной части церкви были начаты работы по расчистке рухнувших внутрь частей куполообразного перекрытия и боковых стен.

Выявление во внутренней части церкви большого количества пористых камней, а также многочисленных обломков черепиц позволило придти к выводу о том, что церковь имела свод­чатое перекрытие внутри и двускатное черепич­ное снаружи. Во время расчистки внутренней части памятника с запада на восток на рассто­янии 2,95 м был обнаружен подковообразный апсида-алтарь [Рис. 2], [Рис.7-8].

Апсида-алтарь расположено у восточной стены. Раскопки выявили наличие ступеней для восшествия на алтарь. Ступень, расположенная в 40 см от северной и южной стены, имела ши­рину 40 см, высоту 30-33 см, а ширину в верхней части 20 см. Расстояние между двумя ступеня­ми, составляющее 2,40 м, и между двумя места­ми для перил, составляющее 1,72 м, обусловило изгиб подковообразной апсиды в направлении алтаря. Рядом с этой ступенью обнаружено углубление для подпорки диаметром 30 и глу­биной 50 см [Рис.3], [Рис.7-8].

Из него были извлечена деревянная труха, смешанная со слоем золы. При расчистке этой части в направлении южной стены было обна­ружено углубление для второй подпорки диа­метром 30 см, и глубиной 40 см, а также вто­рая ступень для восшествия на алтарь с правой стороны. Эта подпорка была накрыта каменной крышкой диаметром 34 см и толщиной 10 см. Следов трухи и золы в нем обнаружены не были.

В результате первичного анализа подпорок было сделано два предположения относительно их назначения. Первым предположением было то, что эти подпорки были установлены с целью поддержки потолка. Однако поскольку подпор­ки были установлены не в центральной части, это предположение не получило подтвержде­ния. Второе предположение, основанное на ло­кализации этих подпорок у ступеней, ведущих на алтарь, наводило на мысль, что они играли роль алтарных преградах церковь. Закрытие углубления расположенного у правой ступени каменной крышкой можно считать намёком на произошедшие здесь изменения в вероучении.

В работе Николая Красносельцева «Очерки из истории Христианского храма. Архитектура и внутреннее расположение христианских храмов до Юстиниана» описывается подземная церковь, имеющая схожую конструкцию с подпорками. Автор отмечает: «Такова подземная церковь св. Яннуария в неапольских катакомбах, которая после римских - самая замечательная, из доселе открытых. В передней части ее находится алтарь или пресвитериям такого же устройства, как и в римской церкви. Престол находится посредине алтаря; сзади его ниша и в ней седалище еписко­па. От остального пространства церкви алтарь отделен здесь явственнее двумя массивными столбами, которые поставлены симметрично в отдалении от стен почти посредине разделитель­ной линии и образуют, как бы дверь... Дверь в церковь находится в стене, противоположной алтарю и имеет полукруглый верх. Другая дверь сбоку ведет в смежную залу, которая размерами своими превосходить самую церковь, а по про­исхождению древнее ее. Находясь в ближайшей связи с церковью, она могла служить притвором для оглашенных. Внутренность церкви украше­на фресками довольно позднего происхожде­ния, приблизительно VII века, но сама церковь по всей вероятности выкопана гораздо прежде: хотя и после упомянутой нами смежного зала, который носит на себе следы самой глубокой древности, но едва ли позднее Диоклетианова гонения, когда пострадал св. Яннуарий... Уче­ные, исследовавшие эту церковь, например, Беллерман, представляют довольно сильные основания для предположения, что эта церковь была местом собраний верующих еще в III ве­ках» (Ред. автора) [5, C.80-82].

Николай Красносельцев в указной книге так­же пишет об алтарных преградах церквей, напо­минающих церковь Кильсяли тепе [5, C.80-82].

Изменение вероучений в церквях Кавказ­ской Албании, стало, отчётливо проявляется в период католикоса Нерсеса-Бакура (686-704) [2, C.79]. Об этом мы читаем в книге История Агван Мойсея Каганкатваци. Он пишет, что по­сле кончины блаженного Елиазара, католикоса Албании, некий последователь ереси халкидон- ской по имени Бакур, рукоположенный в епи­скопы Гирдмана и названный Нерсесом, тайно сговорился с супругой Вараза Тиридата, госпо­жой Албании, Спрамой, исповедовавшей ту же ересь, и заключил с ней союз, дабы осуществить своё тщеславное властолюбие, говоря, что если ты желаешь, возведи меня (Нерсеса - Н.А.) в ка­толикосы Албании, то я (Нерсес - Н.А.) обращу всю Албанию в последователей (собора) Халки- донского [3, Кн. III, гл. III].

Царица Албании уговорила епископов, что­бы они рукоположили Нерсеса-Бакура като­ликосом Албании. Через некоторое время они проявили своё вероучение. Тогда епископы и священники стали проклинать его, а он начал преследовать их [2, C.79]. По сведениям Моисея Каганкатваци, его сторонница госпожа Спрама оказала помощь Нерсесу, с её и помощью и её знатных сторонников он (Нерсес - Н.А.) разру­шил алтари во многих церквах [3, Кн. III, гл. III].

Но приведённая выше цитата из труда Мо­исея Каланкатуйского о «разрушении алтарей во многих церквах» также подтверждает, что именно смена вероучения способствовала раз­рушению алтарей и поэтому Нерсес-Бакур, уде­лял особое внимание снесению алтарей.

Обмерами установлено, что высота алтаря от уровня пола по направлению с севера на за­пад была различна. Так, высота расположенного между северной и южной стеной алтарного кам­ня до ступеней составляет 65-68 см. На расстоя­нии в 2,40 м между ступенями, а также над под­ковообразной апсидой длиной 1,72 м, высота алтарной части составляет 50 см. Позже верхняя часть абсиды была увеличена на 18 см. известко­вым раствором. Как нам кажется, это было, свя­зано со сменой вероучения. Можно сказать, что период смены вероучения (от диофизитство на монофизитства) в Кавказской Албании удалили алтарные преграды. Закапали или накрыли это места каменной крышкой и тоже, была увели­чена алтарной абсиды от 50 см до 1 м. Исходить от этого должен быть эта процесс происходила обратно (от монофизитства на диофизитство) [Рис. 2-3].

Во время расчистки алтаря был обнаружен алтарный постамент. Постамент был распо­ложен на расстоянии 1,98 м от южной стены, 1,66 м от северной стены и 75 см от восточ­ной стены, 1,33 м от подковообразной апсиды и 4,28 м от внутренней сторон входной двери. Длина его восточной и западной стороны со­ставляет 69 см, ширина южной стороны 57 см, а северной - 48 см.

Длина пористых камней, уложенных в по­стаменте с восточной стороны, составляет 32-35 см, ширина 27-28 см, а высота 22 см. Высота ча­сти постамента с западной стороны, сложенно­го из двух камней (длина одного из них 53 см, а размеры другого 14^14 см), от пола алтарной части составляет 12 см. Ширина камня части по­стамента длиной 53 см и высотой 48 см, меняет­ся между 18-22 см.

Расстояние до восточной стены от края ал­тарной части вдоль северной стены составляет 2,40 м, от подковообразной апсиды 2,60 м, от края алтарной части вдоль южной стены 2,70 м [Рис. 2,3-4], [Рис.7-8].

Хотя во всех церквах Кавказской Албании подковообразный абсидный выступ сооружался в направлении восточной стены, на нашем же памятнике этот выступ был сделан в западном направлении. Причиной этого видимо было со­оружение этой церкви в форме полуземлянки, что не дало возможности довести подковоо­бразный абсидный выступ до восточной стены. Следует также отметить, что во время археоло­гических исследований церквей Кавказской Ал­бании ориентация подковообразной апсиды на запад не встречалось.

После расчистки алтарной части было изу­чено расположение и размеры ниш на северной и южной стенах. Одна из ниш на южной стене, расположенная в 78 см от западной стены, имеет ширину 34 см, высоту 52 см и глубину 40 см. Она находится на высоте 1,20 м от уровня пола. Другая ниша, расположенная на южной стене на расстоянии 1,30 м от первой ниши, имеет ши­рину 34 см, высоту 42 см и глубину 44 см. Она находится на расстоянии 2,58 м от восточной стены. Ниши на северной и южной стенах рас­положены несимметрично друг к другу.

Так, расстояние от западной стены до первой ниши, расположенной на северной стене, равня­ется 1,54 м, ширина этой ниши 42 см, высота 46 см, глубина 45 см, она находится на высоте 80 см от уровня пола. Ширина второй ниши, распо­ложенной на северной стене, составляет 40 см, высота 55 см, а глубина 42 см. Расстояние меж­ду первой и второй нишами 1,40 м, а расстояние между второй нишей и восточной стеной 1,98 м.

Следует отметить, что вторая ниша, рас­положена на северной стене алтаря абсидного выступа. Особо хотелось бы остановиться на таком моменте, что облицовочные камни, со­ставлявшие нижнюю часть двух ниш, в отли­чие от первых ниш на южной и северной стене, по неизвестной причине были вынуты [Рис. 4] [Рис.7-8].

Во время расчистки восточной стены в ал­тарной части также было обнаружено 4 выре­занных креста. Высота креста, обследованного в 40 см от южной стены, на расстоянии 1,57 м от уровня алтарной части, составляла 19 см, а длина перекладины креста 15 см.

Размеры второго креста, обнаруженного на расстоянии 1,40 м от северной стены и 1,45 м от уровня алтарной части, соответствовали раз­мерам первого креста. Два других знака креста располагались на высоте 1,75 м от уровня алтар­ной части, на расстоянии 80 см и 1,10 м от се­верной стены. Размеры креста, находящегося в 80 см от северной стены, составляют 15x11 см, а размеры креста, расположенного в 1,10 м от северной стены, 18x12 см.

На облицовочном камне размером 30x40 см, расположенном на восточной стене, на расстоя­нии 1,20 м от северной стены, на высоте 1,05 м от уровня пола алтаря, отмечены два отверстия диаметром 3 см и глубиной 30 см на расстоя­нии 10 см друг от друга. Привлекает внимание, что цвет облицовочных камней в этой части в отличие от других облицовочных камней более красный. Было установлено, что здесь долгое время сжигалось особое вещество для освеще­ния внутреннего помещения. Три креста, обна­руженные на восточной стене, были вырезаны именно в этой побуревшей части. Так как горе­ние продолжалось довольно продолжительный срок, пористый камень раскрошился.

Нахождение обгоревшего и упавшего об­лицовочного камня на расстоянии 1 метра от указанного места также подтверждало, что она длительное время использовалось для внутрен­него освещения. В другой побуревшей южной части восточной стены был обследован четвёр­тый крест.

Помимо этого, облицовочные камни были вынуты на площади 78x75 см на расстоянии 21 см от места соединения западной стены с север­ной стеной, на высоте 1 метр от уровня пола. Указанная часть на глубину 12 см была соору­жена из глыб и других материалов, скреплённых известковым раствором [Рис.7-8].

После полной расчистки внутренней части церкви было установлено, что позже на разру­шенных участках внутренних стен у входной двери - на южном участке шириной 50 см, а на северном - шириной 30 см, проводились рестав­рационные работы.

Следует добавить, что пол церкви был по­крыт скальными камнями разных размеров. Во время раскопок на памятнике Кильсяли тепе было обнаружено большое количество глыб, по­ристых камней, обломков черепицы, следы по­жара: смешанный слой золы, обугленные куски древесины, когда-то составлявшей остов крыши, заржавевшие гвозди, обломки стеклянных фла­конов, а также глазурованных и неглазурованных сосудов. Обнаруженные здесь фрагменты глазу­рованной керамики датируются IX-XI вв.

Расположение церкви в виде полуземлянки в высокогорной местности можно связать с ос­лаблением в результате арабско-хазарских войн одного из основных городов Кавказской Алба­нии - Кабалы и переселением христианского населения в высокогорные и предгорные терри­тории [Рис. 5-6].

Как было отмечено, исследованная нами церковь однонефная. Такие церкви Албании, как правило, датируются V-VIII вв. Вероятно, и эта церковь была построена в конце VII-начале VIII вв. и продолжала функционировать вплоть до позднего средневековья.

 

Литература

  • Алышов Н.А. О памятнике Килсели тепе вблизи селения Абдаллы Габалинского района // Труды международной кон­ференции «Место и роль Кавказской Албании в истории Азербайджана и Кавказа». - Баку,
  • Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании. - Баку,
  • История Агван. Мойсея Каганкатваци, Писателя Х века. - Санкт-Петербург,
  • Керимов В.Б. Стурфиле. Киш. История, архитектура, археология. - Баку,
  • Красносельцев F.H. Очерки из истории Христианского храма. Архитектура и внутреннее расположение христианских храмов до Юстиниана. Выпуск первый. - Казань,1881.
  • Мамедова Ф.Д. Кавказская Албания и албаны. - Баку,
  • Поснов М.Э. История Христианской Церкви. - Киев,

Реконструкция церкви Кильсяли Тепе

Год: 2013
Город: Алматы
Категория: История