В статье проанализированы правовая природа и значение Принципов международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) в унификации права международной торговли. На основе исследования мнений ученых и специалистов в данной области высказаны различные точки зрения. Рассмотрев в обобщеннокомплексном виде содержание Принципов УНИДРУА, автором сформулированы соответствующие выводы и предложения. Для участников международного торгового оборота изучение и применение Принципов УНИДРУА необходимо и в Казахстане и практическое их применение порой порождает многие проблемы. Также следует учесть большую ценность Принципов УНИДРУА при разработке национального законодательства, например, при совершенствовании норм Гражданского кодекса Республики Казахстан, нормативной правовой базы о международном коммерческом арбитраже (третейском суде). Учитывая неоднократные ссылки на Принципы в обоснование решений в судебной и арбитражной практике и согласия сторон договора их нормы, могли бы использоваться арбитражными судами Республики, торгово-промышленной палатой Казахстана.
Развитие международного коммерческого оборота до сих пор сдерживается сохраняющимся противоречием между интернациональным характером коммерческого оборота и национальным правом, которое преимущественно регулирует торговые отношения. При этом правовые системы различных государств имеют, как правило, значительные расхождения в регламентации идентичных отношений. Такая ситуация порождает комплекс проблем, весьма существенно влияющих на взаимоотношения субъектов международного торгового оборота. Именно под давлением существующих экономико-социальных факторов в течение последних десятилетий наметилась устойчивая тенденция к созданию интегрирующих документов, цель которых - унифицировать право международной торговли [1].
В этой связи, Принятые в 1994 г. Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА) Принципы международных коммерческих договоров (далее Принципы УНИДРУА) «можно расценивать как этапное событие в развитии международного частного права» и как документ, учитывающий потребности «унифицированного регулирования торговых сделок, заключаемых в процессе международного коммерческого оборота» [2].
В соответствии с позициями Ю. Базедова [3] и И.И. Лукашука [4] нормы Принципов УНИДРУА (а также Европейских принципов договорного права) следует относить к «мягкому праву». Более правильной позиции, на наш взгляд, придерживается Т.В. Матвеева. Так, она вполне конкретно обосновывает, что «Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА представляют собой полностью новую категорию юридических документов, поскольку они не являются ни контрактом, согласовываемым коммерческими предприятиями, ни международной конвенцией, подлежащей ратификации подписавшими ее государствами», и при этом уточняет, что «Принципы УНИДРУА - сугубо факультативный документ». Юридически «обязательный характер они приобретают, будучи использованы сторонами контракта. И сразу же становятся не «мягкими», а «твердыми», но опять-таки это не нормы права, а строго юридически - правила, условия контракта» [5].
А. В. Смитюх, соглашаясь в принципе с Т.В. Матвеевой, формулирует свое суждение относительно правовой природы Принципов УНИДРУА. Они, по его мнению, представляют собой «международный документ не межгосударственного происхождения, посвященный проблемам общего договорного права - вопросам заключения, содержания, толкования, выполнения и невыполнения международных коммерческих договоров» [6].
Однако, как полагает О.Е. Щербинина, «все высказанные точки зрения сводятся к попытке представить рассматриваемые документы в качестве тех или иных существующих правовых норм» [7]. Она поддерживает С.В. Бахина, который приходит к выводу, что «в ходе развития унификационного процесса и поиска его оптимальных форм эмпирическим путем был найден особый механизм обеспечения единообразного регулирования международных торгово-экономических отношений». Автор, предлагая назвать эту новую форму субправом, аргументируя свою позицию тем, что «Принципы УНИДРУА и Европейские принципы содержат элементы договорных норм, международного обычая, совпадающих норм и принципов национального законодательства, типовых контрактов и общих условий арбитражной практики». Он же доказывает, что «названные элементы присутствуют в анализируемых сводах контрактного права не в чистом виде». Они тщательно отобраны, систематизированы, откорректированы и сведены воедино во имя создания целостного документа» [7, с.126].
Как отмечает М. Бонель: «Принципы не были предназначены для того, чтобы осуществить унификацию национальных законов, а для того, чтобы сформулировать общие принципы и правила существующих правовых систем и выбрать решения, которые лучше всего приспособлены к особым требованиям международных коммерческих контрактов» [8].
Как бы то ни было Принципы УНИДРУА представляют собой совершенно новейший подход к неформальной, неконвенционной, нетрадиционной унификации. Учитывая то обстоятельство, что обращение к ним сторон коммерческих договоров предопределяется волеизъявлением самих сторон, их можно рассматривать как своды наиболее распространенных принципов, регулирующих международные коммерческие контракты.
Отсюда следует, что, во-первых, нормы Принципов УНИДРУА предполагают для применения выражения воли заинтересованных сторон, носят не столько автономный, сколько правовой характер и адресованы непосредственно участникам международных сделок; во-вторых, их предназначение состоит в том, чтобы регламентировать договоры сторон, если они на это согласны, «общими принципами права», «lex mercatoria», «торговыми обычаями», «мягким правом» и другими аналогичными формами и способами. «Кроме того, они
могут использоваться для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права, а также для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов» [9].
Далее раскроем структуру Принципов УНИДРУА 2010 г.: состоят из Преамбулы, где определены цели, очерчены случаи их применения, а также предполагаемые направления их использования и 209 статей, которые поделены на 11 глав, а именно: глава 1 (Общие положения); глава 2 (Заключение договора и полномочия представителей); глава 3 (Действительность); глава 4 (Толкование); глава 5 (Содержание, права третьих лиц и условия); глава 6 (Исполнение); глава 7 (Неисполнение); глава 8 (Зачет); глава 9 (Уступка прав, перевод обязательств, уступка договоров); глава 10 (Исковая давность); глава 11 (Множественность должников и кредиторов) [10].
В настоящее время Принципы УНИДРУА действуют в третьей редакции.
По мнению К.П. Бергера: «Все дополнения и изменения, которые вносились в Принципы УНИДРУА 2004 г., были продиктованы возрастающей практикой заключения международных коммерческих договоров с помощью электронных средств связи» [11]. Управляющим советом УНИДРУА весной 2011 г. единогласно был одобрен текст третьего издания Принципов УНИДРУА, которое существенным образом расширено по содержанию, включает новые положения, касающиеся регулирования обязательственных отношений.
Большая роль в разработке этого документа принадлежит российскому ученому А.С. Комарову, который является участником первой, второй и третьей Рабочей группы по разработке текста Принципов УНИДРУА и автором перевода их на русский язык.
Рассмотрев в обобщенно-комплексном виде содержание Принципов УНИДРУА в системе унификации права международной торговли, можно сформулировать следующие выводы:
- Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что Принципы не подпадают под классическое в международно-правовом понимании понятия «договор», но в соответствии с ним или учитывая подобный международный характер всех документов, приобретает широкий (всеобъемлющий) смысл, включая в свою систему и неформальные или формально заключенные в письменном виде «соглашения». Вместе с тем относительно или непосредственно самих Принципов следует отметить, что они допускают расширительное толкование «коммерческих договоров», которое в отличие от международного публичного права, основывается на специальном согласии или намерении сторон делового оборота, и соответственно не нуждается на определенном «санкционировании» со стороны международноправового (публичного) порядка. В этом случае Принципы УНИДРУА могут распространяться не только на сами договоры международной купли- продажи, но и на договоры об оказании услуг, инвестиционные контракты, концессионные соглашения и т.д. «Демократичность» норм Принципов проявляется при этом и в том, что для признания той или иной сделки «коммерческой» от сторон не требуется официального подтверждения статуса участника коммерческих взаимоотношений.
- Основное правило Принципов УНИДРУА гласит, что они подлежат применению, если стороны соответствующих договоров (контрактов) согласились об их регулировании на основе этих Принципов с возможностью заявления оговорок. Провозглашая, таким образом, свободу договора и связанную с ней обязательность положений последнего, Принципы в то же время допускают отказ от их применения, отступление от них или же изменения любой из них, за исключением, однако тех норм, которым присущ императивный характер. В этой связи в числе последних Принципами определены не только обязательность для сторон заключенного между ними договора, но и добросовестность и честная деловая практика; обязанность сохранить конфиденциальность передаваемой секретной информации; недопущение чрезмерного преимущества одной стороны договора перед другой; толкование договора только на основе общего намерения сторон и ясности (правило «contra proferentem»), обязанность сторон соблюдать любой «торговый обычай», «общий принцип», «мягкое право» и др. аналогичные положения, в отношении которых они договорились, и практику, которую они установили в коммерческих взаимоотношениях.
- Принципы УНИДРУА были подготовлены на основе широкого сравнительно-правового анализа национальных законодательных актов государств, принадлежащих к различным правовым и экономическим системам с тем, чтобы обеспечить единообразное регулирование международных коммерческих сделок. Являясь успешным примером неконвенционной (косвенной) унификации, они, вместе с тем, не только используют преимущества и достоинства актов конвенционного метода унификации, таких, как Венская конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи, Гаагской конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1955 г., Европейской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г., но и учитывает их слабые стороны.
В отличие же от аналогичного документа, принятого в рамках ЕС - Европейских принципов договорного права (1999, 2002 гг.), у Принципов УНИДРУА они могут служить моделью для соответствующих региональных актов, которые могут быть приняты в Таможенном Союзе (Едином экономическом пространстве), Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. Нельзя не оценить роль и значение Принципов УНИДРУА в процессе толкования и восполнения пробелов действующих унификационных актов.
- Отдельно следует говорить о высокой ценности Принципов УНИДРУА при разработке национального законодательства, например, при совершенствовании норм Гражданского кодекса Республики Казахстан, нормативной правовой базы о международном коммерческом арбитраже (третейском суде). Учитывая неоднократные ссылки на Принципы в обоснование решений в судебной и арбитражной практике и согласия сторон договора их нормы могли бы использоваться и арбитражными судами Республики, арбитражами ad hoc, а также торгово-промышленной палатой Казахстана. Нельзя не говорить в этой связи и о необходимости широкого применения самих Принципов и их результатов в отечественных научных исследованиях, так как сегодня в Казахстане в понимании правовой природы норм этого документа существует некоторая неопределенность. Необходимо распространение основных положений Принципов и в образовательных (учебных) программах высших учебных заведений юридического (международно-правового) и экономического профиля Казахстана со статусом отдельных дисциплин или специальных курсов.
И, наконец, принимая во внимание перевод официального текста Принципов на английском и французском языках на множество других иностранных языков (немецкий, голландский, датский, русский и др. (на казахском языке это только предстоит сделать), следовало бы на их основе составить международный унифицированный глоссарий терминов (понятий) международного коммерческого (делового) оборота.
Литература
- Кукин А.В. Принципы УНИДРУА и процедура заключения коммерческих договоров // Законодательство и экономика. - 1999. - №11. - C. 37-41.
- Комаров А.С. Международная унификация правового регулирования внешнеэкономической деятельности // Законодательство. - 1999. - №11. - С.28 - 33.
- Базедов Ю. Возрождение процесса унификации права: европейское договорное право и его элементы // Государство и право. - 2000. - №2. - С.73.
- Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. - М.: БЕК, 1996. - С.102-104.
- Матвеева Т.В. К вопросу о «мягком праве» в регулировании международных частноправовых отношений // Государство и право. - М., 2005. - №3. - С.62 -71.
- Смитюх А.В. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА и lex mercatoria в контексте международного частного права: автореферат диссертации канд.юрид.наук: 12.00.03. - Одесса: Одесская национальная юридическая академия, 2004. - 19 с.
- Щербинина О.Е. / Бахин С.В. Субправо (Международные своды унифицированного контрактного права) // Государство и право. - 2005. - №1. - С.125-126.
- Bonell M.J. Unification of law by non - legislative means: the UNIDROIT Draft Principles for International Commercial Contracts // American Journal of Comparative law, 1992. - vol. 40. S.617.
- Кукин А.В. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА: основные положения, юридическая природа: автореферат диссертации канд. юрид. наук: 12.00.03. - М.: Российская академия права, 2004. - С.41.
- Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010/пер. с англ. А.С. Комарова. - М.: Статут, 2013. - LXXIV, 758 с.
- Berger K.P The Creeping Codification of the New lex Mercatoria Second Edition. - Wolters Kluwer, law & Business. - 2010. - S.233.