Экономическое, политическое и военное присутствие Китайской Народной Республики в Латинской Америке является объектом изучения международного научно-экспертного сообщества. В начале XXI в. сотрудничество КНР с регионом Латинской Америки и Карибского бассейна вышло за рамки традиционных связей, изменив тем самым геополитическую и геоэкономическую структуру мира. КНР имеет особые отношения с такими Латиноамериканскими странами, как Бразилия, Венесуэла и Куба. Говоря о динамично развивающихся двусторонних экономических отношениях, необходимо отметить, что за последние несколько лет КНР также значительно увеличила свое военное присутствие в Латинской Америке. Латинская Америка придает огромное значение развитию отношений стратегического партнерства с Китаем, так как от их состояния во многом зависит эффективность проводимого экономического курса.
В начале нынешнего столетия произошел небывалый рост в китайско-латиноамериканских взаимоотношениях. Причиной тому послужил целый ряд определенных факторов. В первую очередь, стоит отметить экономический аспект. Бурное развитие экономики КНР привело к необходимости расширения торгово-экономических взаимосвязей с регионом Латинской Америки. С другой стороны, латиноамериканские страны в силу зависимости от внешнего рынка нуждаются в инвестиционных ресурсах, а также в увеличении экспорта сырьевых и продовольственных товаров. Подобное совпадение экономических интересов обусловливает рост торгового оборота и взаимодействия КНР с регионом.
Кроме того, важное влияние оказывает и политический аспект. Китай заинтересован в формировании группы дружественных государств, которые смогут оказывать поддержку КНР на международной арене.
Все эти факторы способствуют стремительному росту сотрудничества Китая с латиноамериканскими странами.
Разумеется, взаимосвязи КНР с Латинской Америкой берут свое начало задолго до XXI в. Первое проникновение Китая в регион ЛАКБ состоялось в первой половине XiX в. Тогда в Бразилию, Панаму, Чили и Кубу прибыло около 500 тысяч трудовых иммигрантов [1]. Наибольшее число китайцев переселилось в Перу - в период с 1849-1875 гг. в эту страну иммигрировало более 100 тысяч человек [2]. Надо сказать, что именно Перу стала первым государством, установившим дипломатические отношения с Китаем (с Цинской династией) еще в 1874 г. Помимо Перу отношения с Китайской империей до образования КНР в 1949 г. поддерживали еще 12 стран Латинской Америки [1, с. 2].
C образованием Китайской Народной Республики Китаю пришлось заново налаживать дипломатические связи с ЛАКБ. Во многом сотрудничество с государствами Латинской Америки осложнялось существованием Тайваня. Практически все страны данного региона, ориентируясь на политику США, стремились развивать экономические и политические связи с Тайбэем. Первые шаги на пути к изменению сложившейся ситуации были сделаны правительством Кубы. В 1960 г., разорвав отношения с Тайванем Куба стала первым латиноамериканским государством, признавшим КНР.
Особый прорыв в сфере сотрудничества Китая с ЛАКБ произошел в 70-е гг. XX в. Тогда вслед за Кубой правительство Чили установило дипломатические отношения с КНР. Затем на 26-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1971 г. была принята резолюция № 2758 о приеме Китая в ООН и об исключении из нее Тайваня, за которую проголосовали Куба, Чили, Перу, Гайана, Тринидад и Тобаго, Эквадор и Мексика. В 1972 г. КНР в качестве законного представителя Китая в ООН была признана Аргентиной и Ямайкой, в 1974 г. - Венесуэлой и Бразилией, в 1976 г. - Суринамом, в 1977 г. - Барбадосом, а в 1980 г. - Колумбией. Так в 1980 г. число стран ЛАКБ, которые имели дипломатические связи с КНР превысило количество государств, которые продолжали сотрудничать с Тайванем.
В это время уже была сформирована стратегия Пекина в отношении стран Латинской Америки, которая имеет место и сегодня: в правительстве КНР утверждалось главенство экономического сотрудничества над политическим. Кроме того, Китай развивал торгово-экономические связи даже с теми странами, которые продолжали выступать на стороне Тайваня (Парагвай, Никарагуа, Гватемала).
Следующий шаг в развитии китайско-латиноамериканских взаимосвязей произошел в 90-е гг. XX в. Тогда экономика стран ЛАКБ претерпевала неолиберальные реформы, что впоследствии привело к открытости национальных экономик и росту торговых отношений. В то же время свершились изменения и в рыночной структуре Китая. Вследствие хозяйственных трансформаций КНР превратился в «фабрику мира», в связи с чем возникла потребность в зарубежных товарных рынках. По этим причинам Пекин стал проводить наступательную политику, проникая на латиноамериканские рынки. В частности, со странами ЛАКБ были подписаны соглашения о защите и поощрении инвестиций, а также о снятии двойного налогообложения.
Помимо двустороннего сотрудничества КНР в 90-е гг. начал развивать взаимоотношения с организациями Латиноамериканского региона. Так, в 1990 году Китай наладил взаимосвязи с «Группой Рио», подписал Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне, в 1991 г. стал наблюдателем при организации Межамериканского банка развития. Также в 1993 г. КНР получила статус наблюдателя при Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), а в следующем году стала первой азиатской страной, которая приобрела такой статус при Латиноамериканской ассоциации интеграции. В дальнейшем Китай был принят в ряды Карибского банка развития и установил взаимосвязи с Андским сообществом наций, МЕР-КОСУРом и Карибским сообществом. В 2004 г. КНР стала наблюдателем и при ОАГ. Такое участие в латиноамериканских организациях свидетельствует об активной политике Пекина в регионе.
Несомненно, сотрудничество двустороннего и многостороннего формата не могло не отразиться на торговом обороте Китая со странами ЛАКБ (Таблица 1).
Из вышеприведенных данных видно, насколько всего за десятилетие увеличилась торговля Китая со странами Латинской Америки. Особенно следует отметить, беспрецедентный рост торгового оборота КНР с Венесуэлой (в 52 раза), Колумбией (в 99 раз) и с Мексикой (в 124 раза). Таким образом, можно вне всякого преувеличения утверждать, что взаимоотношения КНР с государствами ЛАКБ поистине претерпели великую эволюцию к началу XXI в.
Пекин и сегодня продолжает проводить активную политику в Латинской Америке. Наиважнейшим партнером КНР является Бразилия. Во-первых, это крупнейшая страна Латинской Америки, а значит она располагает обширным рынком. Во-вторых, Китай и Бразилия являются партнерами в рамках организации БРИКС. В связи с этим китайско-бразильское сотрудничество носит стратегический характер. Двусторонние связи стремительно развиваются, подтверждением тому является тот факт, что в 2010 г. был принят «План действий» до 2015 г., согласно которому страны планируют развивать отношения в сфере торговли и энергетики. Примечательно, что партнерство уже достигло невероятных успехов: за пять лет (с 2003 по 2008 год) торговый оборот КНР с Бразилией увеличился с 6,7 до 36,4 миллиардов долларов, а в 2010 году уже достиг 56 миллиардов долларов, что позволяет говорить о бурном росте торгово-экономических связей [3]. Касательно энергетики, важное значение имеет договоренность двух стран о совместном сотрудничестве в сфере добычи углеводородов на шельфе Бразилии (компания «Sinopec» и «Petrobras»). Сходных позиций КНР и Бразилия придерживаются и в политической сфере относительно антитеррористической борьбы, укрепления ядерной безопасности, усиления развивающихся государств. Кроме того, в результате второго саммита БРИКС Национальный банк развития Китая, Национальный банк социально-экономического развития Бразилии, Внешэкономбанк и Экспортно-импортный банк Индии подписали Меморандум с целью создания многостороннего торгово-экономического и инвестиционного развития четырех стран - первый официальный документ в рамках организации [4]. Таким образом, взаимоотношения
Китая и Бразилии являются приоритетным направлением в стратегии Пекина.
Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения КНР с Венесуэлой. В свое время Уго Чавес довольно часто посещал Пекин с официальными визитами, первый из которых состоялся в 1999 г. Глава Венесуэлы изначально обозначил приоритеты двустороннего сотрудничества: «Китай - один из главных мировых потребителей энергии, а Венесуэла - один из главных мировых поставщиков энергии. Они прекрасно дополняют друг друга» [3, с.1]. Динамично развиваются торговые взаимосвязи. Так, в 2009 г. торговый оборот КНР и Венесуэлы достиг 7151 млн. долларов, что практически в 33 раза превышает показатели 2000 г. Значительные успехи имеются и в нефтяной отрасли. Согласно договоренностям китайской компании «China National Offshore Oil Corporation» и венесуэльской компании «Petroleos de Venezuela», две страны проводят совместную разработку месторождений нефти в Ориноко. В настоящее время Венесуэла ежедневно поставляет в Китай 600 тысяч баррелей нефти. Кроме того, Поднебесная заинтересована в экспорте авиационного оборудования, транспортных средств, а также в создании зоны сельскохозяйственного производства на Гуаран- ском острове. Надо сказать, уход из жизни Уго Чавеса не повлиял на политику Венесуэлы в отношении КНР. Новоизбранный президент Николас Мадуро уже посетил Пекин с официальным визитом в сентябре 2013 г. В ходе встречи были подписаны 27 соглашений в области энергетики, финансов и аграрного сектора [3, с.1]. Таким образом, состоявшаяся на высшем уровне встреча позволила расширить и укрепить существующие связи.
К числу ведущих компаньонов Китая в Латинской Америке можно также причислить Колумбию, представляющую собой для Поднебесной своеобразные «ворота» для вхождения в Латинскую Америку. Именно поэтому крайне важное стратегическое значение для Пекина имеет строительство железной дороги от Картахена (Атлантика) до Тихого океана. Данные пути позволят КНР и Колумбии транспортировать груз посредством сухопутной магистрали в обход Панамского канала. Этот проект стоимостью в 7,5 миллиардов долларов был одобрен президентом Колумбии Хуаном Мануэлем Сантосом, который заявил, что «предложение Китая тщательно проработано. Исследования стоимости транспортировки в расчете на тонну груза, необходимых инвестиций, которые провели китайцы, имеют смысл» [5]. КНР выразил готовность инвестирования в Колумбийский проект, который откроет новые возможности двустороннего сотрудничества.
Немаловажный интерес в глазах китайского правительства представляют собой Чили и Перу, которые являются основными поставщиками меди в КНР. С этими государствами Китай стремится строить отношения как на основе двустороннего формата, так и в рамках АТЭС. 18 ноября 2010 г. президент Чилийской Республики Себастьян Пиньера заявил о намерении укрепления и расширения связей с Пекином. На сегодняшний день Китай уже стал крупнейшим торговым партнером Чили. Во многом этому поспособствовало заключение в 2006 г. Договора о свободной торговле. Помимо экономических взаимоотношений, страны развивают и научное сотрудничество. Совсем недавно, 5 октября 2013 г., КНР и Чили договорились об учреждении фонда совместных астрономических исследований. Кроме того, государства согласились создать в Сантьяго Чилийско-китайский астрономический центр, который станет первым научным институтом Академии наук КНР за рубежом [6].
Значительным партнером Пекина является Перу. 11 ноября 2011 г. в ходе официальной встречи Ху Цзиньтао и Ольянта Умала высказали желание о расширении делового и культурного сотрудничества. С 2009 г. с Перуанской Республикой так же, как и с Чили, действует Соглашение о свободной торговле. На сегодняшний день Китай является для Перу лидирующим источником экспорта. Торговый оборот КНР с Перуанской Республикой достиг к концу 2011 г. 13 миллиардов долларов [7].
Таким образом, вне всякого сомнения, латиноамериканский вектор внешней политики имеет приоритетное стратегическое значение для китайского руководства. Безусловно, отношения КНР со странами ЛАКБ сегодня достигли качественно нового уровня, став частью многополярного мироустройства, но и это не предел. Долговременный интерес Поднебесной в странах Латинской Америки официально заключен в «Белой книге», в которой прямо указывается на необходимость сотрудничества КНР со странами данного региона, что дает все основания предполагать дальнейшее углубление взаимосвязей.
Литература
- Яковлев П.П. Латинская Америка в глобальной стратегии Пекина. - Октябрь, 2010 // http://perspektivy.info/oykumena/ amerika/latinskaja_amerika.
- The dragon in the backyard // The Economist. - August 13, 2009 // http://www.economist.com/node/14209932.
- Дабагян Э. Китайское наступление в Латинской Америке. - Сентябрь, 2013 // http// politcom.ru/16466.html.
- Страны БРИКС едины в подходах к решению глобальных вызовов // http://news.kremlin.ru/news/7475/print.
- Китай и Колумбия построят дорогу в обход Панамского канала // http://www.vesti.ru/doc.html?id=428456
- Чили и Китай подписали соглашение о создании фонда для проведения астрономических исследований // http:// russian.china.org.cn/international/txt/2013-10/05/content_30207926.htm
- Латинская Америка в современной мировой политике. - М.: Наука. - 2011. - С.425.