Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

О природе соседства, сообщества и соседских сообществ

Соседство является ключевым социально-пространственным измерением в реализации городской полити­ки, исследовании локальных социальных проблем. В статье рассматривается проблема смешения понятий «со­седство» и «сообщество».

Соседство - это социально-географическая категория. Соседство определяется, в первую очередь, его кон­текстом в пределах пространства места. Соседство (neighbourhood) очень часто ошибочно употребляют вместо понятия «сообщество» (community). Это понятно, так как у обоих понятий есть общие признаки, такие, как на­личие у их членов общих интересов и проявлений взаимопомощи друг другу. Однако, главным параметром раз­личий является отношение к пространству. Сообщество может образоваться и функционировать за пределами пространства, тогда как соседство не может.

Соседство представляет собой конкретный вид социальных отношений, возникающий отличным от других социальных отношений образом, и формирующий сети, которые отличны от других видов социальных сетей. Эти сети оказывают влияние, которое отличается от других социальных явлений. Соседские сообщества образу­ются сетями соседей. Базовыми элементами соседства выступают люди, место, система взаимодействия, общая идентификация и общественные символы.

Введение. На сегодняшний день сложилось широко распространенное мнение о том, что в веке информационных технологий и глобали­зационных процессов пространство места все больше становится жидким и проницаемым. При этом социальные идентичности формиру­ются под влиянием виртуальных и удаленных миров, в отличие от реальных и близких. Умень­шение значимости места в повседневной жизни общества отмечается также в научных кругах, в рамках дискурсов о глобализации, информацио- нализме, технологических изменениях и космпо- литизме.

Следует отметить, что понятие «простран­ство» довольно широко используется в раз­личных сферах деятельности и обычно под ним подразумевается трёхмерное пространство, в котором определяется положение различных фи­зических тел и объектов, и происходит их гео­метрическое перемещение. Расстояние между физическими телами и объектами в физическом пространстве обозначается как дистанция. Зна­чение расстояния выражается в единицах дли­ны. Оно важно для использования в качестве средства измерения как во всех точных науках, так и в повседневной жизни людей при приня­тии решений, касающихся выбора места работы, жительства и т.п. Однако, в условиях техноло­гической революции в сфере коммуникации и перевозки, а также по мере разрастания господ­ства экономических сил над жизнью людей воз­можности физического пространства становятся ограниченными.

В социологии существует понятие социаль­ного пространства, которое представляет собой многомерное пространство социальных процес­сов, социальных отношений, социальных пози­ций, функционально взаимосвязанных между собой. В отличие от физического, социальное пространство - это логически мыслимый кон­структ, особая среда, в которой осуществляются социальные отношения. Французский социолог П. Бурдье определяет взаимоотношение соци­ального и физического пространства таким об­разом: «Социальное пространство не является физическим пространством, но стремится ре­ализоваться в нем... Иначе говоря, физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социаль­ная структура в объективированном состоянии (как например, кабильский дом или план горо­да), объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений» [1]. В дан­ном контексте наличие экономически смешан­ных районов является признаком существующе­го социального неравенства, то есть проекцией социального пространства на физическое про­странство. Вместе с социальным пространством правомерно говорить о социальной дистанции, расстоянии между социальными акторами. Со­циальная дистанция учитывает множество видов нефизического разделения, таких, как различие в богатстве, образовании, национальности, рели­гии, профессии, которое больше имеет отноше­ние к социальному взаимодействию, чем физи­ческой близости.

Кроме того, в последнее время в мире заго­ворили о новом виде пространства, так назы­ваемом сетевом пространстве. Согласно испан­скому социологу М. Кастельсу, его формирует пространство потоков, которое является не един­ственной, но доминирующей пространственной логикой современных обществ. Пространство потоков представляет собой сочетание трёх ма­териальных слоев: 1) цепей электронных им­пульсов (микроэлектроника, телекоммуникации, компьютерная обработка, системы вещания и высокоскоростного транспорта, также осно­ванного на информационных технологиях); 2) узлов и коммуникационных центров; 3) про­странственной организации доминирующих ме­неджерских элит (скорее элит, чем классов), осу­ществляющих управленческие функции, вокруг которых строится организованное пространство.

Следовательно, «наше общество построе­но вокруг потоков: капитала, информации, тех­нологий, организационного взаимодействия, изображений, звуков и символов. Потоки есть не просто один из элементов социальной орга­низации, они являются выражением процессов, доминирующих в нашей экономической, по­литической и символической жизни. Если дело обстоит именно так, то материальной опорой процессов, доминирующих в наших обществах, будет ансамбль элементов, поддерживающих такие потоки и делающих материально возмож­ным их отчетливое проявление в «одновремен­ном времени» [2].

Тем не менее идея соседства в его местном пространственном измерении остается важной составляющей жизни людей, о чем свидетель­ствует растущий интерес ученых, городских управленцев к данному феномену.

Идея сообщества в теориях. «Сообщество» как социологический термин имеет долгую историю. Еще в конце 19-го века немецкий со­циолог Фердинанд Тённис в своей знаменитой книге «Общность и общество» провел различие между двумя видами социальной организации - Gemeinschaft, или сообществом и Gesellschaft, которое обычно переводится как «общество, ассоциация», на основе 5 основных типов соци­альной взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (со­общество, общность) применяется к крестьян­ской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) - к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними стоят в следующем: 1) Gemeinschaft предполагает, что люди живут в соответствии с общинным прин­ципом и мирскими ценностями, а общество типа Gesellschaft основано на стремлении к личной выгоде; 2) Gemeinschaft придает основное зна­чение обычаям, в то время как Gesellschaft ос­новано на формальных законах; 3) Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую спе­циализацию, в то время как в Gesellschaft прояв­ляются специализированные профессиональные роли; 4) Gemeinschaft опирается на религиозные, а Gesellschaft - на светские ценности; 5) в основе Gemeinschaft лежит семья и община, а в основе Gesellschaft - крупные корпоративные и ассоци­ативные формы объединения людей.

Согласно Тённису, общество является про­дуктом человеческой воли: естественной (основа сообщества) и рациональной (основа общества). Gemeinschaft’Y характерна прочная социальная солидарность, основанная на традиции и пре­имущественно личных отношениях, тогда как Gesellschaft - это тип социальной организации с слабой социальной солидарностью, которая является результатом культурного плюрализма и безличных социальных отношений. «Всякая доверительная, сокровенная, исключительная совместная жизнь (как мы находим) понимается как жизнь в общности. Общество же - это пу­бличность, мир. В общности с близкими мы пре­бываем с рождения, будучи связаны ею во всех бедах и радостях. В общество же мы отправля­емся как на чужбину» [3].

В противоположность Тённису, француз­ский социолог Э. Дюркгейм утверждает, что интеграция отдельных частей общества в целое базируется на разделении труда и особой роли профессиональных групп, нежели на простом объединении индивидов. “Города всегда проис­ходят от потребности, побуждающей индивидов постоянно находиться в максимально возможной близости друг к другу; они представляют как бы точки, в которых социальная масса сжимается сильнее, чем в других местах”,- писал он в сво­ей работе “О разделении общественного труда” [4, с. 241]. Одним из важнейших пунктов ана­лиза Э. Дюркгеймом общества было разделение его эволюции на время «механической» и «ор­ганической солидарности». Первая была харак­терна для доиндустриального общества, вторая -для современного. В первом случае отношения между людьми были непосредственными, «ли­цом к лицу», высоко персонализированными с ограниченным влиянием разделения труда. Каж­дый знал специализацию другого и какое место в социальной иерархии он занимал. Семья и цер­ковь выступали главными агентами социального контроля. Во втором случае отношения между людьми строились на основании специализации выполняемых ими трудовых функций; они опос­редованы; общество состоит из различных этни­ческих и конфессиональных групп, субкультур. Велико разнообразие поведенческих норм, пере­дающихся в коммуне.

Идеи Тённиса также нашли развитие в тру­дах другого выдающего немецкого социолога Георга Зиммеля. В эссе «Большие города и ду­ховная жизнь». Зиммель обращается к психо - логическим аспектам большого города - повы­шенная нервозность жизни, взаимная отчужден­ность и обособленность в отношениях горожан, безразличие. В отличие от жизни маленького города с его медленным, привычным, равномер­ным ритмом, жизнь большого города характери­зуется быстрой и непрерывной сменой внешних и внутренних впечатлений. Именно большой го­род создает сложные психологические условия своей уличной сутолокой, быстрым темпом и многообразием хозяйственной, профессиональ­ной и общественной жизни. В малых городах больше требуются проявления отношений, осно­ванных на чувствах, тогда как в больших городах люди реагируют на внешнюю среду не чувством, а преимущественно умом. Между тем, Зиммель не отрицает роли большого города в обществен­ном развитии: «большой город можно считать средоточием индивидуальной и социальной свободы, являющейся результатом всемирно­исторического процесса взаимодействия между расширением территории и ростом потребности в личной свободе, то это зависит не от одних только непосредственных наглядных признаков большого города, не от одной только обширно­сти территории и не от одного только огромного числа его жителей; этому в значительной степе­ни способствовало также то обстоятельство, что большие города постоянно были средоточием космополитизма» [5]. В больших городах есть все условия и возможности для независимой ин­дивидуальной деятельности и творческого раз­вития, свободных от посторонних глаз.

Замкнутость и обособленность в отношени­ях жителей - естественные проявления челове­ческого поведения в больших городах. Зиммель видит причину этого в том, что «…психологи- ческое обстоятельство, отчасти право на недо­верие, которое мы питаем к быстро проходящим мимо нас, едва задевая наше внимание, элемен­там жизни большого города, вынуждают нас к той замкнутости, вследствие которой мы часто не знаем даже с виду своих многолетних сосе­дей, замкнутости, которая нередко заставляет жителя маленького города считать нас холодны­ми и бесчувственными. И действительно, если я не ошибаюсь, в глубине этой внешней замкнуто­сти лежит не только безразличие, но и, - гораздо чаще, чем мы это сознаем, - некоторое отвраще­ние, взаимная отчужденность и отдаленность, которые при первом более близком соприкосно­вении тотчас переходят в ненависть и борьбу»

[5, с. 6].

Проблемы больших городов, так же, как и локальные сообщества, интересовали предста­вителей Чикагской школы городской социоло­гии. В 1915 году американский социолог Роберт Парк опубликовал статью «Город: предложения по исследованию человеческого поведения в го­родской среде» [6], что впоследствии получило признание как экологическое изучение челове­ческого сообщества. В концептуальной схеме экологического подхода индивид рассматрива­ется в контексте экологических систем, в ко­торых проживает, 一 семья, группа сверстников, соседство, сообщество, такие институты, как место учебы или работы.

Р. Парк выделяет в городской среде районы, так называемые «естественные зоны», форми­рующиеся естественным путем и исполняющие определенные функции. Город состоит из сово­купности таких неоднородных естественных районов и становится, по словам Парка, «си­стемой координат», позволяющей наблюдать за социальными явлениями, изучать социальные отношения. Естественные зоны имеют различ­ные характеристики, каждый район имеет свою историю и особый характер, который определя­ет поведение его обитателей. Парк пишет, что в
больших городах социальные дистанции сохра­няются, несмотря на географическую близость, и «каждое сообщество, вероятнее всего, состоит из людей, проживающих вместе и связанных от­ношениями, которые, скорее, можно описать как символические, нежели социальные» [7]. Парк отмечает роль системы социальных служб в от­слеживании миграции отдельных индивидов и семей в пределах городах, и получении инфор­мации, необходимой для определения их жиз­ненных установок, предпочтений, стандартов жизни и поведения, а также характеристики кон­кретного сообщества, соседства. Парк солидарен с предположением, что «более полное знание локальных образований и населяющих их людей прольет новый свет на огромные различия меж­ду зонами города по количеству и уровню раз­водов, преступности, (в том числе несовершен­нолетней) и по другим признакам социальной дезорганизации. Результаты этой работы могут быть полезными любому социальному агент­ству, которое непосредственно (или косвенно) занимается этими проблемами [7, с.10].

Сообщество представляет собой нечто боль­шее, чем простое собрание людей, занимающее более или менее четко определенную область. Главным фактором, определяющим значение со­общества является социальные институты, сре­ди которых - домашние хозяйства, церкви, шко­лы, дворы, местные места собраний, театры, де­ловые и промышленные предприятия. Исходя из разнообразия, то есть культурных, политических и профессиональных институтов, можно класси­фицировать сообщества. Это могло бы, согласно Парку, указать на то, в какой мере они автоном­ны или же, наоборот, в какой степени функции сообщества опосредованны, так сказать, и вклю­чены в более обширное сообщество [8].

Другой представитель Чикагской теорети­ческой традиции Луис Вирт раскрытию сути понятия сообщество посвятил очерк «Пределы и проблемы сообщества» [9]. Смысл дихото­мического отношения «сообщество-общество» заимствован и аналогичен определению, данно­му Ф.Тённисом. В то же время «сообщество» и «общество» «это не взаимно конфликтующие сущности, а два взаимно дополняющих друг друга аспекта любой формы групповой жизни. Каждая социальная группа существует как в территориальных, физических и экологических связях, так и в социально-психологических связях; первые и вторые представляют собой два противоположных полюса, к тому или иному из которых каждая социальная группа в большей или меньшей степени тяготеет. Для ответа на некоторые вопросы социальную группу лучше мыслить как сообщество, для ответа на другие -как общество. Это не два разных вида группо­вой жизни, а два аспекта любой человеческой групповой жизни» [10]. Для социологического изучения любого сообщества, пишет Вирт, не­обходимо принять во внимание целый спектр различных аспектов: определение центра и границ сообщества (территориальный базис), изучение распределения населения, рассмотре­ние сообщества как констелляцию институтов и типов личностей.

В теории урбанизма Л. Вирта специфически­ми характеристиками городского образа жизни выступают численность, плотность и гетероген­ность населения. Следствием огромного размера города, в силу индивидуальных различий насе­ления, становится пространственная сегрегация по разным признакам, в котором ослабляются узы дружбы, родства и соседства. Несмотря на больший объем контактов, узы солидарности заменяют конкуренция и формализация контак­тов. Безличные, поверхностные, мимолетные и сегментарные контакты позволяют горожанам оградить себя от личных притязаний и ожида­ний других. Следствием повышения плотности проживания населения является возрастание сложности социальной структуры города, диф­ференциация и специализация, конкуренции за пространство, увеличение контактов с незнаком­цами, одиночество и раздражение. Следствием гетерогенности населения города является повы­шенная социальная вертикальная мобильность, физическая неукорененность горожан к месту проживания, разрушение соседских связей, вы­теснение личных отношений денежными связя­ми, нивелирующее влияние СМИ. Таким обра­зом, различного рода социальные потрясения в городах происходят из-за изменений в размерах, плотности и гетерогенности населения.

Соседство и сообщество. «Соседство» - одно из наиболее популярных понятий в запад­ной социологии города. K. Schwirian определяет соседство как население, проживающее в иден­тифицируемых участках города, которое ор­ганизовано в общую взаимодействующую сеть формальных и неформальных связей, и выража­ющее общую идентичность с местом посред­ством общественных символов [11].

В отечественной социологии достаточно сложно найти термины или направления иссле­дований, сходных изучению соседств в западной традиции. Подходящим синонимом может слу­жить термин «микрорайон». В законодательстве Республики Казахстан микрорайон представлен как один из составных частей населенных пун­ктов. Населенный пункт - это часть компактно заселенной территории республики, сложивша­яся в результате хозяйственной и иной обще­ственной деятельности граждан, с численно­стью не менее 50 человек, учтенная и зареги­стрированная в установленном законом порядке и управляемая местными представительными и исполнительными органами [12]. Однако в за­коне отсутствуют критерии, позволяющие одно­значно определить физические границы насе­ленных пунктов.

В специальной литературе по проектирова­нию городов и работах ученых, занимающихся социальными науками, фигурируют два основ­ных определения микрорайона. С одной сторо­ны, он определяется как социальная ячейка, при­знаками которой служат определенный уровень общих социальных связей и социальной актив­ности его жителей, а также обнаруживаемые ими чувства соседства; с другой - оно рассма­тривается как некоторая территория на карте районной планировки города, в пределах кото­рой определенное число людей обеспечивается жильем и услугами учреждений социальной ин­фраструктуры, - так называемая «жилая про­странственная ячейка» [13].

Не следует упускать из виду, что соседство - это социально-географическая категория. Со­седство определяется, в первую очередь, его контекстом в пределах пространства места. Со­седство (neighbourhood) очень часто ошибоч­но употребляют вместо понятия «сообщество» (community). Это понятно, так как у обоих по­нятий есть общие признаки, такие, как наличие у их членов общих интересов и проявлений вза­имопомощи друг другу. Однако, главным пара­метром различий является - отношение к про­странству. Сообщество может образоваться и функционировать за пределами пространства, тогда как соседство не может. Существуют этни­ческие, религиозные, профессиональные и дру­гие сообщества.

Р. Грэннис (R.Grannis) использует понятие суперпозиции (superposition) для более деталь­ного объяснения соседских отношений. Как в геометрическом, так и геологическом смысле суперпозиция означает наложение одних объек­тов на другие. Эти объекты связаны и образуют одно целое. Таким образом, используя геологи­ческую метафору, можно утверждать: соседские отношения - это иерархическое представление различных отношений со свойственными им внутренними характеристиками, которые отли­чают их от других. Эти отношения развиваются в логическом порядке: одни предшествуют дру­гим. Каждым последующим отношениям долж­ны предшествовать более ранние. У Грэнниса эти отношения проходят следующие 4 последо­вательных этапа, которые с теоретической точки зрения являются полезными для понимания эф­фектов соседства:

  • этап соседских отношений между А и Б существуют, если они географически близко до­ступны друг другу.
  • этап соседских отношений между А и Б существуют, когда они непреднамеренно стал­киваются друг с другом и таким образом имеют возможность заметить и признать присут­ствие друг друга, наблюдать друг за другом, и начать разговор.
  • этап соседских отношений между А и Б существуют, если они намеренно вступают в контакт.
  • этап соседских отношений между А и Б существуют, если они участвуютвоболее меропрояттях,твитетаоьттв〇ющиоимном доверии или осуществлении общих норм и ценностей [14].

Таким образом, индивиды могут быть вовле­чены, по крайней мере, в 4 этапа соседских от­ношений, каждый из которых напластовывается на предыдущий этап. Грэннис выдвигает идею «цепной связи» (concatenation), которая предпо­лагает, что любая сеть есть продукт отноше­ния, построенного на отношении, построенного на отношении. Индивидуальные соседские сети развиваются в сети соседских сообществ через цепь последовательных действий и событий. Люди общаются со своими соседями, которые, в свою очередь, имеют связи с другими соседями и так далее. В результате, отношения на микро- уровне превращаются в макроструктуру. Здесь важно знать, как складываются отношения.

Следовательно, эти 4 разных этапа соседских отношений сцеплены с 4-мя разными стадиями сетей соседского сообщества:

  • этап - сеть географической доступности;
  • этап一сеть пассивных контактов;
  • этап - сеть актуализированных соседских отношений;
  • этап - сеть влияния с присущей ей потен­циалом для социального капитала и коллектив­ной эффективности.

Рисунок 1. 4-й этап соседской сети.

Предположительный 4 этап соседской сети. Точки изображают домохозяйства (семьи). Ли­ния соединяет две точки, если семьи влияют друг на〇руга,если онираздсляют общиенормы тцянностииразвивают доверитЧ14,в. 38].

Рисунок 2. 3-й этап соседской сети. Предположительный 3-й этап соседской сети, который индуцирует 4-й этап. Точки изображают домохозяйства (семьи). Линия соединяет две точки, если семьи намеренно вступают в
контакт [14, с. 39]. 

Точки изображают домохозяйства (семьи). Линия соединяет две точки, если семьи функционально доступны друг для друга, если они непреднамеренно сталкиваются друг с другом и таким образом вступают в пассивный контакт [14, с. 40]. Рисунок 3. 2-й этап соседской сети. Предположительный 2-й этап соседской сети, который индуцирует 3-й этап. Точки изображают домохозяйства (семьи). Линия соединяет две точки, если семьи функционально доступны друг для друга, если они непреднамеренно сталкиваются друг с другом и таким образом вступают в пассивный контакт [14, с. 40].

Рисунок 3. 1-й этап соседской сети. Предположительный 1-й этап соседской сети, который индуцирует 2-й этап. Точки изображают домохозяйства (семьи). Линия соединяет две точки, если семьи географически доступ-
ны друг другу [14, с. 41].


Из этого следует, что соседское отношение -это многоступенчатое отношение, в котором каждая ступень наложена на предыдущую сту­пень. Эти ступени соседских отношений раз­виваются в логическом порядке - более низшие предшествуют высшим ступеням. Первый этап часто описывается, как жить «недалеко», «на этой улице» или «рядом», «за углом», независи­мо оттого видны жители друг другу или нет. Если человек переезжает из района, но при этом под­держивает отношения с тем человеком, который жил по соседству, то они становятся «друзьями» или «бывшими соседями», но они больше не являются соседями. Следовательно, 4-й, 3-й, 2-й этапы соседских отношений не возникают само­стоятельно ввиду отсутствия предварительного 1-гоэтапа.

Основной предпосылкой актуализации пас­сивных контактов до уровня тесных связей явля­ется вступление во взаимодействие. На этапе вза­имодействия и участия в общих мероприятиях возникают возможности для обмена нормами, ценностями и ожиданиями, развития доверия с соседями формируются и развиваются чувство сообщества, социальный капитал и коллектив­ная эффективность. 

 

Литература

  1. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц.: отв. ред. Перевода Н.А. Шматко. - М.: Институт экс­периментальной социологии. - СПб.: Алетейя, 2007.-С.53
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. - М., 2000. 606 с.
  3. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / пер. с нем. Д.В. Скляднева. - М.: Владимир Даль, 2002. - С.10.
  4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - Одесса, 1900.
  5. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. - Логос. - 3(34). - 2002. - С. 9.
  6. Park R. Suggestions for the investigations of human behavior in the urban environment. American Journal of Sociology. 20(5), 1916, p. 577-612.
  7. Парк Р. Город как социальная лаборатория//Социологическое обозрение. - Том 2. - №3. - 2002. - С. 8.
  8. Парк Р Организация сообщества и романтический характер// Социологическое обозрение. - Том 2. - №3. - 2002. - С.14.
  9. Wirth L. The scope and problems of the community // Community life and social policy: Selected papers by Louis Wirth.- Chicago: University of Chicago Press, 1956. - P. 9-20.
  10. Вирт Л. Избранные работы по социологии. - М., 2005. - С. 93-118 / пер. с англ. В.Г. Николаева. Луис Вирт. Пределы и проблемы сообщества. - С.50.
  11. Schwirian K.P. Models of Neighborhood Change. Ann. Rev. Sociol. 1983. Vol.9, P.84
  12. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии: Пер. с англ./Авт. предисл. С. В. Федулов. - М.: Прогресс, 1990. С.131.
  13. Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года № 2572-XII «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.01.2013 г.)».
  14. Grannis Rick. From the Ground Up: Translating Geography into Community through Neighbor Networks, Princeton, N.J., Princeton University Press, 2009, 288 p. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.