Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Проблемы правового государства в постсоветской юридической науке: некоторые аспекты

В статье показаны некоторые особенности формирования и развития политико-правовых мыслей о правовом государстве. В частности, автор рассматривает идеи некоторых видных философов антич­ности, а также представителей казахстанской и русской политико-правовой мысли конца XIX - нача­ла XXI в., внесших определенный вклад в развитие теории правового государства на постсоветском пространстве. Автор отмечает, что правовое государство включает в себя весь комплекс институтов, связанных с воплощением в Основном Законе государства системы высших правовых ценностей, при­знание и обеспечение прав и свобод человека, закрепление основ демократической организации сис­темы власти и социального согласия.

Право и государство тесно связаны между собой. Государство применяет право во всех сферах своей каждодневной деятельности. В свою очередь, нормы права санкционируются государством. Что касается правового государства, то это особенный тип взаимоотношений государства и права. Чтобы лучше осмыслить значение понятия «правовое государство», можно обратиться к истокам, первопричинам возникновения данного феномена.

О правовом государстве и его принципах в философии древности

Первые политико-правовые мысли о правовом государстве как о государственном устройстве, осуществляющем деятельность на основе норм права, стали появляться еще в Древнем мире. Суще­ственное влияние на развитие теоретических представлений и практики формирования зачатков пра­вовой государственности были оказаны посредством политико-правовых мыслей и институтов Древ­ней Греции и Рима. Мысль о важности объединения силы и права в Афинском государстве высказы­вал древнегреческий архонт Солон, который являлся одним из семи видных греческих мудрецов.

Основное направление поиска таких философов античности, как Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель и другие связано с устремлением к более справедливым и совершенным формам общест­венной жизни. Древние мыслители последовательно отстаивали идеи о том, что государственность вообще существует лишь там, где правят справедливые законы. Они пытались найти такое соотно­шение между государственной властью и правом, которое бы привело к гармоничному функциони­рованию общества, где закон обязателен как для людей, так и для государства.

«По Аристотелю, — пишет С.Ф.Ударцев, — правда, справедливость выше закона, который есть попытка применения справедливости к отдельным случаям. Справедливость универсальна и неиз­менно совершенна. Поэтому не надо абсолютизировать применение закона, наоборот, когда необхо­димо — следует обращаться к справедливости вообще, устраняя неудачные случаи приближения к ней в несправедливых законах» [1; 9].

Наряду с Аристотелем, одним из видных философов, рассуждавших об основах правового госу­дарства, является древнегреческий мыслитель Сократ. А.Д.Адамбекова описывает взгляды Сократа следующим образом: «Сторонник демократии греческий мыслитель Сократ (436-338 гг. до н.э.) об­суждал вопрос о соотношении количества и качества законов с их соблюдением и роли в этом нрав­ственных регуляторов и воспитания. Он приходил к выводу, что соблюдение законов зависит не от их количества и совершенства, а прежде всего от воспитания граждан. «...Добродетель возрастает не на основании законов, а путем ежедневных упражнений, — писал он, — большинство людей воспри­нимает те нравы и обычаи, в которых каждый из них воспитан. Многочисленные и точно составлен­ные законы служат признаком плохой организации города; только чтобы ставить преграды преступ­лениям, вынужден город создавать многочисленные законы» [2; 33, 34].

Один из древних подходов к определению государства через связь его с правом можно найти в трудах Цицерона. В труде «О государстве» он отметил, что государство (res publica) есть результат деятельности народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов» [3; 197]. «Что есть государство? Чьим достоянием оно является?» — спрашивал Цицерон. И сам же пытался дать ответ: достоянием народа, понимаемым не как «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих лю­дей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Государ­ство, отмечал Цицерон, с точки зрения его взаимодействия с правом проявляет себя как «общий пра­вопорядок». Что касается права, то он его отожествлял с разумом и справедливостью. Цицерон был убежденным сторонником естественного права. Он считал, что права и свободы человека не устанав­ливаются и не даруются кем-то и по чьему бы то ни было велению или желанию, а принадлежат ему с рождения. Используя понятие «истинного закона», Цицерон рассуждал о нем как о «разумном по­ложении, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, кото­рое призывает к исполнению долга приказывая; запрещая, от преступления отпугивает...» [4; 418]. Ценным в плане развития идей, составивших впоследствии базис теории правового государства, служит сформулированный Цицероном принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все», а не только «избранные граждане». Ценным является сформулированное им положе­ние, согласно которому всякий закон должен «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Также Цицерон призывал к борьбе за свободу и справедливость, к «законосообразности», человеколюбию, гуманистическому отношению государственной власти как к свободным гражданам, так и к рабам [5; 139].

В естественно-правовой концепции Сенеки божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права, которому подчинены все человеческие правила, в том числе государство и законы. Естественное право Сенеки здесь является и природным фактом, и необходимым императи­вом разума. Разум, как факт и норма природного порядка, присутствует и в человеческом мире как части мирового целого. Не противоречие человеческих отношений божественному началу основыва­ется на разуме: человеческий разум является частью божественного духа. Весь мир, по мнению Сене­ки, — государство со своим правом, признание которых — вещь необходимая и разумная. Граждана­ми этого государства являются все люди, хотят они этого или не хотят. Если же говорить об отдель­ных государственных образованиях, то они появляются случайно и не представляют какой-либо цен­ности для всего человеческого рода. Они лишь значимы для ограниченного числа людей. Разумность и понимание «закона судьбы» (божественного духа, естественного права) проявляются в том, чтобы, противодействуя случайной принадлежности к какому-либо «малому государству», признать важ­ность всемирных законов и следовать им [6; 507].

Одним из ярких представителей политико-правовой мысли Древнего Востока был Конфуций. Согласно философии Конфуция, право должно основываться на нравственности. Именно совершен­ствование нравственности служит в качестве лучшей дороги к высокому правосознанию, а значит, добровольному соблюдению людьми законодательства. Конфуций считает, что если человек с детст­ва воспитывается уважать социальные нормы и обычаи, то необходимость в государственной охране законов будет сведена к минимуму. «Основы права, по Конфуцию, должны укрепляться и защищать­ся, прежде всего, путем усвоения людьми нравственных норм, ритуала и этикета и обеспечиваться всей системой сложившихся устойчивых и справедливых общественных отношений» [7; 50].

Похожие мысли были и у других римских стоиков: у Эпиктета — раба, отпущенного на волю, и императора — Марка Аврелий Антонина.

Эпиктет отмечал важность личного нравственного совершенствования и прилежного исполне­ния той роли, которая определена каждому его судьбой. Его философия выделяется критикой богат­ства и осуждением рабства. Он считал, что рабство является безнравственным. «Чего не желаешь се­бе, не желай и другим, — поучал Эпиктет, — тебе не нравится быть рабом — не обращай и других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, — как не уживают­ся друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство» [8; 15].

Марк Аврелий развивал идею «представления о государстве с равным для всех законом, управ­ляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтящем свободу поддан­ных» [6; 519]. В труде «К самому себе» он рассуждает, что в силу общего всем людям духовного на­чала все мы — разумные существа. «Если это так, — рассуждал император-стоик, — то и разум, по­велевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, которому был бы причас­тен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого Града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон» [6; 520]. В.С.Нерсесянц пишет: «Дух целого, полагал Марк Аврелий, требует общения, но не хаоти­ческого, а соответствующего стройному порядку мира. Отсюда вытекает и повсеместное в мире «подчинение и соподчинение», а среди людей («наиболее совершенных существ») — «единомыс­лие», достижению чего и служит стоическая философия. Некоторые идеи греческих и римских стои­ков (в частности, отстаиваемый ими индивидуализм, а также естественно-правовые положения) ока­зали влияние на взгляды римских юристов» [9; 88].

К числу наиболее известных юристов периода ранней империи принадлежали Папиниан, Гай, Павел, Модестин и Ульпиан. Дигесты Юстиниана содержат пространные выдержки из написанных ими сочинений.

Понятие права юристы понимали, подобно Цицерону, как стоическую идею мирового, общего закона природы. Согласно мнению Цельса, с которым соглашаются многие римские юристы, право — это искусство добра и справедливости (ars boni et aequi) [10; 83]. Правосудие, уточнял Ульпиан, есть «познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом» [10; 17].

Из изложенного выше следует, что юристы в то время пока не разделяли право и нравствен­ность. Подобно другим последователям стоицизма, они принимали за источник права мировой боже­ственный разум.

В структуре права Римской империи юристы делили право на две части: публичное и частное. Частное право, в свою очередь, составляли право народов (ius gentium) и право граждан (ius civile). Философской основой права народов было естественное право (ius naturale) [11]. Естественное право, по рассуждениям римских юристов, распространяется как на людей, так и на животных. К нему отно­сятся брак, создание семьи, а также воспитание детей. В соответствии с концепцией естественного права все рождаются свободными. Важно отметить, что право народов было адаптировано к практи­ке, поэтому философские принципы естественного права не всегда соблюдались [11]. К праву наро­дов относятся правила, определенные мировым разумом для людей. Римляне используют такое право в своих отношениях с соседними государствами и покоренными народами. Правом народов считают­ся ведение войны, рабство, международная торговля, основание царств и другие определения. Ци­вильное право, или право граждан, регулирует отношения возникающие в среде свободных римлян. Цивильное право, как указывал Гай, является «собственным правом государства». Источниками дан­ного права, по мнению Папиниана, являются решения плебеев, законы, декреты принцепса, поста­новления сената и «мнения мудрых» [12; 17].

По нашему мнению, такая классификация на права народов и права граждан, существовавшая в римской юриспруденции, имела своей целью оправдание рабства, агрессивных войн, а также нера­венства покоренных народов по отношению к римлянам.

С.Ф.Ударцев считает: «Несколько иное определение естественному праву давал юрист Павел: естественное право — то, что всегда является справедливым и добрым». Римский юрист Гай к есте­ственному праву относил установления «естественного разума», являющиеся общими для всех лю­дей. Такие их широкие по смыслу трактовки, видимо, давали потенциально большие возможности рассматривать естественное право и как основу деятельности государства» [1; 9].

Таким образом, можно отметить, что недостаточно оформленные мысли о правовом государстве появились уже в античном мире, а теоретическое развитие концепции и доктрины правового государ­ства происходило при переходе от феодализма к капитализму и в последующий период.

Некоторые идеи о правовом государстве в русской политико-правовой мысли А.И.Радищев, Н.Г.Чернышевский, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, Д.И.Писарев, А.И.Герцен и не­которые другие мыслители являются одними из видных представителей русской политико-правовой мысли, в трудах которых развивались идеи соблюдения закона и его обязательности для всех.

Юристы предоктябрьского периода создали фундамент российской доктрины правового госу­дарства. Ими являлись Г.Ф.Шершеневич, С.А.Котляревский, Н.М.Коркунов, С.А.Муромцев, П.И.Новгородцев, Б.Н.Чичерин и другие. Большинство из них являлись представителями либераль­ной мысли. Сторонники либеральной мысли России во второй половине XIX в. стремились преобра­зовать Российскую империю на лад европейского развития.

Права и свободы личности, политический плюрализм, светская форма общества, общее избира­тельное право, парламент, правовое государство и верховенство закона в тот момент были основны­ми идеями либеральных доктрин.

Наиболее яркой фигурой либеральных мыслителей того времени является Б.Н.Чичерин. Он был обладателем необычайной широты научных интересов, поэтому некоторые его работы в области пра­ва до сих пор актуальны. Б. Н.Чичерин считал, что в реализации общественных преобразований госу­дарство обладает приоритетом и выступал за парламентский и конституционный строй. Полагая, что право определяет область свободы человека, Чичерин придерживался взглядов, что начала права сле­дуют из природы человеческой личности и регулируют взаимные отношения свободы разумных су­ществ. Подобно нравственности — это начало формальное. Его содержание определяется экономиче­скими отношениями. Эти отношения, в свою очередь, только тогда держатся на твердой почве, когда ограничиваются обязательными определениями права. Тут есть взаимодействие, в котором право вы­ступает господствующим началом, так как устанавливает общеобязательные формы.

Еще одним видным представителем либерального правоведения и социологической школы пра­ва являлся С. А.Муромцев. Он представлял под правом правовой порядок, который считается сово­купностью субъективных прав, надежно защищающих систему и структуру существующих общест­венных отношений. Согласно своей теории социальной защиты, С.А.Муромцев был сторонником то­го, что юридическая защита есть основное отличительное свойство права. Она защищает фактиче­ские отношения от произвола. Юридические нормы формируют важнейший фактор правопорядка, так как выступают векторами действия органов и лиц, которым доверено осуществлять юридическую защиту отношений: суда, административных властей, субъектов гражданских прав. Но полномочия власти, определяющие нормы, не могут быть абсолютными. Они выполняют свою функцию совмест­но с другими институтами, которые соответственно, оказывают влияние на формирование правового порядка.

В. Гессен в посвященной правовому государству работе попытался раскрыть сущность государ­ственности такого типа и ее основные отличительные черты. В соответствии со взглядами этого из­вестного ученого, государство через законы обязывает и связывает не только подчиненных ему граж­дан, но также (посредственно или непосредственно) и само себя. Закон налагает определенные обя­занности на граждан, предоставляя некоторые права правительству; но одновременно закон налагает определенные обязанности на государство, предоставляя гражданам права. «Государство, в лице своей правительственной власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин», [13; 117] — считал Гессен. По мнению Гессена, этот принцип реализуем только при условии обособ­ления власти, другими словами, только в условиях конституционного государственного строя.

Хотелось бы отметить, что в советской государственно-правовой науке идея правового государ­ства принималась за буржуазную концепцию. После развала социалистической системы и в период перестройки наблюдались серьезные изменения во взглядах на государство и право, наметились но­вые взгляды на оценку их роли и места в политической системе общества.

После «раскрытия железного занавеса» в российской политико-правовой мысли идеи правового государства испытали на себе влияние международного права, например, по мнению М.Н.Марченко, «правовое государство и его теория не могут и не должны хотя бы в малейшей мере игнорировать требования международного права, отражающие и защищающие в том числе и его национальные ценности и интересы» [14; 9].

Общеизвестным является факт, что базисом в процессе создания правового государства высту­пает гражданское общество. В связи с этим интересно мнение известного российского ученого-юриста Ф.Н.Раянова, который считает, что формирует правовое государство прежде всего «государст-вообразующий народ», который является носителем суверенитета и главным источником власти [15].

B.C/Нерсесянц полагает, что состояние экономического развития государства напрямую связано с его типом. Например, в соответствии с его суждением, «классическое правовое государство как идеальный тип соответствует развитому индустриальному обществу» [16; 637]. Мысли С.А.Комарова о правовом государстве также имеют похожий «экономический» оттенок. По его мнению, правовое государство — «это государство, устранившее эксплуатацию человека человеком» [17; 163, 164].

Таким образом, в российской политико-правовой мысли о правовом государстве в постсовет­скую эпоху явно заметно влияние новых условий, в которых оказалась Россия. Международное пра­во, принципы рыночной экономики и капитализма внесли свои коррективы в идеи о том, каким должно быть российское правовое государство.

Подытоживая, хотелось бы процитировать Н. В. Мамитову, которая, на наш взгляд, наиболее точно сформулировала подход к правовому государству российских ученых:

«Большинство ученых (российских. — Ж.Т.) сходятся на том мнении, что правовое государст­во — это не нравственный идеал, а вполне самостоятельное юридическое понятие. Правовое государ­ство должно строиться на двух основных принципах:

  1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования.
  2. Наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формиро­вание для государственных структур режима правового ограничения» [18; 15].

На основании научного потенциала прошлого и настоящего, опыта построения и деятельности правового государства в современных демократических и развитых государствах отечественная нау­ка о государстве и праве, а также политико-правовая мысль очертили контуры казахстанского право­вого государства в нашем многонациональном обществе.

Некоторые идеи о правовом государстве в казахстанской политико-правовой мысли

Научное изучение понятия «правовое государство» в нашей республике началось до провозгла­шения независимости Республики Казахстан.

В казахстанской юридической науке на заре независимости над темой правового государства ра­ботали такие видные ученые, как С.С.Сартаев, Ю.Г.Басин, М.Т.Баймаханов, С.Ф.Ударцев, М.А.Сар-сембаев, В.А.Малиновский, Л.М.Вайсберг и другие.

Одним из первых казахстанских исследователей, изучавших феномен правового государства, яв­ляется С.Ф.Ударцев. Концепцию правового государства ученый описывает следующим образом: «Концепция правового государства исходит из «связанности», определенности деятельности госу­дарства не любым правом, а правом определенного качества (не всякое государство, соблюдающее законы, является правовым). Правовое государство предполагает новый уровень права, иное соотно­шение различных видов нормативных юридических актов (верховенство закона), более точное и тон­кое «выявление», «фиксацию» права законодательством, надежное регулирование правом в интере­сах общества, структуры, функций и оптимальных пределов деятельности государства, а также соз­дание юридических гарантий против различных негативных явлений в государственном аппарате (коррупции, злоупотреблении властью и т.д.). Правовому государству соответствует право, принци­пы которого дополняются основополагающими идеями о разрешенности всего, что не запрещено за­коном, и о взаимной ответственности физических, юридических лиц и государства» [19; 32].

Казахстанские ученые отмечают важность демократизации общества на пути построения право­вого государства. В частности, В. А.Малиновский пишет: «Демократизация, повсеместное внедрение принципов, структур и форм самоуправления представляют собой в нашей стране как раз тот фунда­мент, на котором только и можно сформировать правовое государство» [20; 45].

Приверженцем первичности демократизации является также Э.Сапарбекова: «... демократия есть основа правового государства, суть демократического принципа заключается в создании условий для полноценного участия граждан в управлении делами государства и привитии гражданам навыков политической работы и чувства ответственности за свои действия» [21; 193].

Другие казахстанские ученые, З.К.Аюпова и С.Н.Сабикенов, считают, что «демократическим правовым государством является государство, признающее, обеспечивающее и охраняющее (гаран­тирующее) права и свободы человека, гражданина; государство, основанное на принципе разделения властей, демократически образуемых, функционирующих в режиме строгого и неуклонного соблю­дения законности в условиях развитой, стройной правовой системы и высокого правового сознания граждан, при верховенстве Конституции и других законов» [22; 148].

Очень интересна мысль о роли демократии в правовом государстве А.У.Бейсеновой: «Построе­ние правового государства необходимо начать с восстановления изначальной сути права, его роли в обществе, с возвращения ему демократических традиций. Суть правопонимания в правовом госу­дарстве состоит в том, что право и власть исходят от народа, истинным создателем права является демократическое общество, а государство осуществляет необходимые действия по изданию правовых актов и их реализации. Государство не создает законы, а издает их, выполняя волю народа в лице Верховного Совета. Правовому государству нельзя приписывать роль законодателя. Государство — лишь механизм реализации закона, оно их не порождает, как кажется на первый взгляд, поскольку Совет — орган государственной власти. Да и вообще, право ведь несводимо к закону. Право — твор­чество масс, а закон — одна из его форм, санкционированная государством. Вот когда функциональ­ная связь между правом, государством и народом не нарушена, законы носят правовой характер, ре­жим законности совпадает с объективно требуемым правопорядком, суды осуществляют законное правосудие, а государственная политика приобретает прочную правовую основу» [23; 34, 35].

Ю.Г.Басин придает большое значение наличию у правового государства следующих свойств:

а) соответствие всех законов положениям Конституции;

б) безусловное верховенство закона над все­ми подзаконными актами;

в) верховенство актов высших органов над актами органов подчиненных;

г) непосредственное действие актов без их дублирования, изложения или иных форм доведения по вертикальным каналам до исполнителей [24; 58-89].

По М. Г. Шайгалиеву, в правовом государстве положениям концепции легизма тоже есть место. Он считает, что эффективное проведение правовой реформы всегда связано с возрастанием роли за­конов в деятельности государства. Следовательно, одной из задач проводимой в Казахстане правовой реформы является законодательное закрепление принципов, обеспечивающих верховенство закона. Республика Казахстан, провозглашая себя демократическим и правовым государством, проявила приверженность принципу верховенства Конституции. Механизм конституционного регулирования стоит над всеми ветвями власти, определяя правовые границы властных полномочий. Анализ Основ­ного Закона страны показывает, что идея верховенства пронизывает все содержание Конституции Республики Казахстан [25; 39].

Ж. Д. Бусурманов считает: «Оно (правовое государство. — Ж.Т.) чувствительно к таким понятиям и принципам, как законодательно-ограничительные меры, пределы, границы, которые носят универ­сальный и интернализированный характер и которыми руководствуются все субъекты права. В таком государстве право всеми уважается и соблюдается потому, что право — носитель идей справедливо­сти и гуманности, оно выражает меру свободы» [26; 217].

Некоторые казахстанские ученые считают, что правовое государство — это такое государство, где наряду с развитой правовой системой и эффективной судебной властью также существует соци­альный контроль над политикой и государственными органами [27; 62].

По мнению других представителей казахстанской науки, важным признаком правового государ­ства является непосредственно действенный механизм реализации прав и свобод человека. Напри­мер, по мнению М.А.Шакенова, одним из основных ценностей правового государства выступает «высокий уровень эффективности правового регулирования» [28; 19]. Схожего мнения придержива­ется А. К. Нуржанова — «. правовое государство характеризуется не столько формальным закрепле­нием тех или иных принципов (формальное равенство), сколько созданием конкретных правовых ме­ханизмов, обеспечивающих баланс публичного и частного интересов, приближающих человека, гра­жданина к фактической реализации максимума правовых возможностей наравне с другими индиви­дами, предоставляя менее защищенным категориям субъектов правовую и социальную защиту со стороны государства» [29; 96].

То, что реализация такого принципа правового государства, как верховенство закона является важным и для экономического развития, подчеркивает В.А.Жакенов. Он отмечает, что над произво­дителем должна стоять со стороны государства лишь одна сила — закон. Тогда производитель будет чувствовать себя в большей безопасности [30; 66]. Согласно Б.Д.Исееву: «Экономическая основа правового государства — это производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной акционерной, кооперативной и других» [31; 67].

Считаем актуальным определение, которое дал правовому государству видный казахстанский ученый А.А.Матюхин: «Нынешнее понимание правового государства — это не совсем то, что было в начале становления правового государства, как защищающего при помощи закона определенные интересы, тем более что первоначально правовое государство выступает как полицейское государст­во. Оно возникает как государство, обеспечивающее прежде всего защиту частной собственности, которая объявляется священной и неприкосновенной. Только позднее, после работ достаточно боль­шого количества мыслителей, мы можем реально утверждать об изменении ориентиров понимания правового государства как основного инструмента, средства и формы защиты прав, свобод и интере­сов личности. Правовое государство в современных условиях рассматривается и как социально ори­ентированное или социальное государство» [32; 134, 135].

Заключение

Подытоживая изложенное выше, можно отметить, что большинство ученых-юристов сходятся во мнении, что в правовом государстве не человек создан для государства, а государство для челове­ка, — таков главный принцип их отношений.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском об­ществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализу­ется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т.е. не принуждается к то­тальной регламентации со стороны государства. Правовое государство регулирует поведение челове­ка только в определенной мере — так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы.

Обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состо­ит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В правовом государстве все ветви власти, все звенья государственного механизма служат глав­ной цели — обеспечиванию прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен отдаваться правам и свободам человека.

Поэтому эффективное развитие человеческих ресурсов и, как следствие этого, устойчивая кон­курентоспособная экономика могут иметь место только в правовом государстве.

Правовое государство включает в себя весь комплекс институтов, связанных с воплощением в Основном Законе государства системы высших правовых ценностей, признание и обеспечение прав и свобод человека, закрепление демократической организации системы власти, социального согласия.

На заре независимости Концепция правового государства была принята нашей страной как док­трина, на которой основывается государственное устройство. Она послужила толчком к прогрессив­ному направлению в развитии страны, к формированию конкурентоспособного государства. Векторы экономического и политического развития Республики Казахстан были определены в соответствии с Концепцией правового государства.

Дальнейшее совершенствование Концепции правового государства в Республике Казахстан от­ражено в Стратегии «Казахстан-2050». Она интегративна — объединяет наиболее оптимальные эко­номические, политические и гуманистические положения. Реализация Концепции правового государ­ства позволяет сформировать сильное государство и устойчивую экономику. 

 

Список литературы

  1. Ударцев С.Ф. Правовое государство: смысловые грани доктрины (из истории философии права) // Науч. тр. ВШП «Адилет». — 2001. — № 1. — С. 9.
  2. Адамбекова А.Д. О природе права и правового государства // Вестн. КазНУ им. аль-Фараби. — 2010. — № 3. —С. 33-34.
  3. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории государства и права. Вопросы и ответы — М.: Новый Юрист, 1999. — 240
  4. МарченкоМ.Н. Теория государства и права. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2004. — 640 с.
  5. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. — М.: Наука, 1966. — 386 с.
  6. Антология мировой философии. — М.: Мысль, 1969. — Т. 1, Ч. 1. — 936 с.
  7. Ударцев С.Ф. Древнейшие теоретические и практические модели защиты основ права // МатериалыI Междунар. Иссык-Кульского юрид. форума. — Бишкек: Кыргызская гос. юрид. акад. при Правительстве Кыргызской Республики,— С. 50.
  8. Афоризмы Эпиктета: Пер. с гр. В.Г.Алексеева. — СПб., 1891. — 71 с.
  9. НерсесянцВ.С. История политических и правовых учений. — М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 1998. — 736 с.
  10. Дигесты Юстиниана. — М.: Статут, 2002. — Т. 1. — 584 с.
  11. Безбородов Ю.С. Истоки международного права. От jus naturaleк jus gentium // [ЭР]. Электронная юридическая биб­лиотека «ЮристЛиб». Режим доступа:http://www.juristlib.ru/bookhtmi
  12. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. — М.: Зерцало, 2000. — 688 с.
  13. Енгибарян Р.В. Теория государства и права. — М.: Юрист, 1999. — 261 с.
  14. Марченко М.Н. Теория правового государства в системе других государственно-правовых теорий // Государство и право. — 2011. — № 8. — С. 14-22.
  15. Раянов Ф.М. Теоретические и практические проблемы формирования правового государства в России // [ЭР]. Право­вое государство: теория и практика. — 2010. — № 2(20). Режим доступа:http://www.pravgos.ru/index.php?option=com_ con-tent&view= article&id=254:2013-06-03-06-05-08&catid=60:2011-08-11-08-13-28&Itemid=67
  16. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. — М.: Норма-Инфа. М, 1999. — 832 с.
  17. Комаров С.А. Общая теория государства и права. — СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2001. — 352 с.
  18. Мамитова Н.В. Соотношение правового и конституционного государства в теоретических концепциях РоссииXXвека // История государства и права. — 2002. — № 3. — С. 13-15.
  19. Ударцев С. Ф. Правопонимание и формирование правового государства (к проблеме эволюции государства) // Извес­тия АН КазССР. — Сер. общественных наук. — 1989. — № 5. — С. 32.
  20. Малиновский В.А. Правовое государство и непосредственная демократия // Известия АН КазССР. Сер. общественных наук. — 1989. — № 5. — С. 45.
  21. Сапарбекова Э. Демократия и правовое государство // Вестн. КазНУ им. аль-Фараби. — 2008. — № 1. — С. 193.
  22. Ибраева А.С. Идея правового государства как новая парадигма цивилизованного общества // Вестн. КазНУ им. аль-Фараби. — 2000. — № 2. — С. 148.
  23. БайсеноваА.У. Правовое государство: власть, государство, право // Известия АН КазССР. Сер. общественных наук.— № 5. — С. 34-35.
  24. Басин Ю.Г. Реализация концепции правового государства в гражданско-правовом регулировании общественных от­ношений // Известия АН КазССР. Сер. общественных наук. — 1989. — № 5. — С. 58-59.
  25. Шайгалиев М.Г. Казахстан на пути к демократии и правовому государству // Вестн. КазНУ им. аль-Фараби. — 2005.
  26. № 4. — С. 37-41.
  27. Бусурманов Ж.Д. Евразийская концепция прав человека. — Алматы: КазГЮУ, 2006. — 481 с.
  28. Турлаев А.В., Шәкірова А.Б.Қазақстанда азаматтық қоғам мен қүқықтық мемлекет қалыптастырудың ерекшеліктері // Вестн. Караганд. ун-та. Сер. Право. — 2013. — № 4(72) — С. 59-65.
  29. Шакенов М.А. Научная конструкция правового социального демократического государства // Право и государство.
  30. — № 1(58) — С. 17-19.
  31. Нуржанова А.К. Предпринимательство несовершеннолетних: актуальные вопросы // Вестн. Караганд. ун-та. Сер. Право. — 2011. — № 2(62) — С. 90-96.
  32. Жакенов В.А. Перестройка хозяйственного механизма и правовое государство // Известия АН КазССР. Сер. общест­венных наук. — 1989. — № 5. — С. 66.
  33. Исеев Б.Д. Правовое государство и гражданское общество // Вестн. ЕНУ им. Л.Н.Гумилева. — 2005. — № 5. — С. 67.
  34. Матюхин А.А. Этапы становления и актуальные вопросы правового государства (Вступительное слово) // Науч. тр. ВШП «Адилет». — 2003. — № 1. — С. 134-135.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.