Рассуждения о вопросах ценности человека как природного и социального явления достаточно многоаспектны. В творчестве известного немецкого философа Ф. Ницше определенное место занимает проблема ценностной ориентации на человека и его разумности как качественной характеристики бытийного существования.
В философии Ницше, интересно то, что он в равной степени смог показать целостное восприятие мира, определить в нем решающее место человека, передать миру свои идеи, вдохновляющие его на протяжении всей жизни. В его творчестве разных лет можно заметить выражение важнейшего убеждения, составившего основу всей его философии – убеждение в абсолютной неповторимости, уникальности каждого человека. При этом Ницше настаивает, что указанная абсолютная уникальность не является уже данной в каждом из нас, она выступает неким идеальным пределом, целью жизненных усилий каждой личности, и каждая личность призвана явить в мир эту уникальность, доказать абсолютное значение своего прихода в мир. Но, доказать абсолютное свое значение могут лишь сильнейшие. Сильный тот, кто обладает «истинной добротой, благородством, величием духа, кто дает не для того, чтобы брать, кто не хочет выделяться своей добротой…» [1, 935].
Ценность ценностей, утверждает Ницше, определяется только их жизнеспособностью. Но проложить дорогу новым ценностям возможно лишь тогда, когда старые ценностные каноны терпят крах, обнаруживают ограниченность. Вопрос о ценностях есть вопрос, о людях, утверждающих их своей жизнью. Сохранять себя, открывать себя – это и есть способ существования ценностей. Они не могут существовать в форме мертвых объектов, точно так же они не могут существовать в качестве бесплотных субъективных образов. Ценности впечатаны в ткань человеческой жизни, представляя собой ее направленность, смысл. Ценности меняют само устройство человеческого существа, но меняют таким, что не может быть никакого разделения труда, здесь конструктор является одновременно и испытателем. Настоящий философ «чувствует бремя и обязанность подвергаться многим испытаниям и искушениям жизни: он постоянно рискует собой. Он ведет скверную игру» [2, 658]. Что касается конкретного направления переоценки ценностей, то оно, как считает Ницше, определяется крахом стадной морали. «Мораль в Европе есть нынче мораль стадных животных: это, стало быть, на наш взгляд, только один вид человеческой морали, кроме которого, до которого и после которого возможны или должны быть возможны многие другие, прежде всего высшие морали» [3, 651]. Эти его утверждения попытка предусмотреть будущее общества и призыв пересмотреть вечные ценности.
Ницше, положившись на свою интуицию, построил практическую этику для реальности по ту сторону смерти, для мира, в котором отработаны и не действуют привычные ориентиры «добра» и «зла», полагающие отсутствие смерти как безвозвратного уничтожения. Философ сделал попытку разработать новые ценности и законы морали, призванные помочь людям справиться с проблемами. Помочь в жизненных ситуациях, когда человек остается один на один с безысходностью бесконечного переживания уже случившегося однажды, когда существование замкнуто на себе и нет силы ни божественной, ни человеческой, во власти которой было бы возможным разорвать это кольцо бесконечности. Взгляд Ницше на этику рассчитан как на этику индивидуального спасения сильных личностей, способных к самосовершенствованию. Эти же правила работают и в мире творчества, где человеку легче справиться с вечностью, где он волен создавать бесконечное число раз себя самого и новые ценности. Его моральное учение не для мира, где царствует смерть и надежда на воскресение. М. Бубер проницательно замечает, что для Ницше проблема человека является предельной проблемой, то есть «проблемой существа, которое из недр природы попало на самый ее предел, на опасный край естественного бытия, где начинается головокружительная бездна под названием Ничто» [4, 42].
В концепции сверхчеловека Ницше нет выхода человечеству из лабиринтов вечного возвращения, где человек обречен на бесконечное переживание одного и того же, не имея шанса вырваться из круга, раз и навсегда остановить череду повторяющихся событий. Уверения богословов в надежности и оптимистичность веры в воскресение, жизнь вечную, обратились у Ницше адом вечного возвращения, из которого нет исхода. Замкнутость круга невозможно преодолеть, но можно найти смысл в безутешном бесконечном хаосе. Этот смысл – выработка новых правил жизни во вновь открытой реальности: совершенствование человеческого типа: постоянное развертывание внутренней мощи, усложнение и углубление содержания духовной жизни, поднимающие личность все выше и выше к идеалу сверхчеловека.
В идеале сверхчеловека очевиден переход от индивидуализма к универсалистским тенденциям. В мире вечного возвращения стремление к сверхчеловеку – эквивалентно утраченной вере в бога. Однако сам Ницше не отождествляет веру в сверхчеловека с религиозной верой. Человек в силах создать имманентный себе идеал гения, человекобога – и дальше этого подняться не может.
В своем стремлении к идеалу сверхчеловека автор указывает на необходимость поэтапных преобразований. Согласно Ницше, рассмотрение сверхчеловека как особого биологического вида или же, как наиболее совершенного вида человека, в любом случае, на пути к достижению совершенства, необходима трехкратная трансформация сущности человеческого существа в сверхчеловеческое начало. Об этом говорит в тексте «О трех превращениях» Заратустра, указывая три стадии или метаморфозы человеческого духа, соответствующие трем этапам формирования человека в идеальный тип сверхчеловека.
На первом этапе человеческий дух символизирует верблюд, навьюченный грузом из многочисленных выхолощенных заповедей, утративших смысл традиций и мертвых авторитетов.
На втором этапе – превращение верблюда во льва – означающего освобождение человека от пут, связывающих его на пути к сверхчеловеку, и завоевывает себе свободу для созидания «новых ценностей». Это время с наступлением, которого начинается переход человека в сверхчеловека. На этом этапе в человеке пробуждается недовольство собой, стремление стать господином своих добродетелей. Заратустра называет это состояние «часом великого прозрения».
В заключительной части формирования сверхчеловека происходит превращение льва в ребенка – представляющий собой положительный этап появления сверхчеловеческого типа. Совершенный тип человека, в лице ребенка символизирует утверждение начала новой жизни: «Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, само катящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения» [5, 312]. Он принимает жизнь, благословляя ее, и в этом смысле является искупителем земной действительности. Принятие и оправдание жизни – отправной пункт «пути созидающего». Это следует понимать как утверждения Ницше о том, что моральные нормы должны быть выводимы из внутренней природы человека.
Однако, не все удостоены таких качеств. Ницше основной свой упор в переоценке ценностей, делает на аристократию, для которых общество является лишь «фундаментом и помостом, могущим служить подножием некоему виду избранных существ для выполнения их высшей задачи и вообще для высшего бытия» [6, 380].
Причина недооценки человеком самого себя кроется в его не внимании к себе: «Вы не выносите самих себя и недостаточно любите» [7, 43]. И отсюда все его проблемы. Современная культура насквозь пронизана запретом на себялюбие. Нас учили, что любить себя это плохо, а любить других это добродетельно. Но практическое положение дел все– таки отражает другое, признание себялюбия оказывается самым мощным и оправданным стимулом человека, следуя которому, личность вносит самый большой вклад в общее благо. Любовь – это утверждение и плодотворность, «ибо то, что она любит, она еще хочет – создать» [8, 64]. По Ницше любить другого человека – это добродетель, если любовь проистекает из внутренней силы, но она – порок, если проистекает из неспособности человека быть самим собой. Возможность понять себя и прислушаться к себе – это предпосылка возможности понять и услышать других; быть в мире самим собой – это необходимое условие взаимоотношений с другими людьми. Проблема каждого человека в том, что он не ценит своей уникальности и своего призвания, своей свободы в стремлении по достижению цели.
Ницше признает, что сформулированная им задача, возможно, является сложной и не легкой для выполнения современным человеком, приверженного к различным предрассудкам. Поэтому он уточняет ее, делая более реалистичной: каждый человек должен иметь в виду эту цель, и всю жизнь посвятить служению ей, надеясь на то, что если ему самому не удастся реализовать ее вполне, она окажется достижимой для грядущих поколений.
В последующих работах Ницше понимание им цели человеческого развития как выявления уникальности каждой личности и раскрепощение бесконечной творческой энергии человека отходят на второй план, затемняется другими, более яркими и «насущными», как считает Ницше, идеями и требованиями. Однако последние имеют смысл и обладают первостепенной значимостью только потому, что в их основе лежит именно это видение конечной цели, только в ее свете можно понять и оправдать строгость борьбы Ницше с негативными элементами европейской цивилизации, которые он рассматривает как препятствие к реализации этой цели.
Становление сверхчеловека происходит внутри каждой личности и за счет ее глубокой творческой энергии, укорененной в ее Само (самости, уникальности) – в потенциальной бесконечности ее бытия, не знающего ограничений и необходимости.
Таким образом, человеческий потенциал возможностей, может быть, выдвинут в качестве определяющей ценность человека как культурообразующего и культуросозидающего компонента бытия. Без человека и вне человеческой деятельности не возможны преобразования окружающей действительности, как и развитие человека, как носителя и создателя культурных ценностей.
Список использованной литературы:
- Ницше Ф. Воля к власти. Полн. собр. соч. - Т.9. – М., 1990. – 971 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла // Сочинения. – М.: Изд–во Эксмо; Харьков: Изд–во Фолио, 2006. – 848 с.
- Там же.
- Бубер М. Проблема человека / Два образа веры. – М., 1995. – 232 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла // Сочинения. – М.: Изд–во Эксмо; Харьков: Изд–во Фолио, 2006. – 848 с.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения: в 2 т. - Т. 2. – М., – 931 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения: в 2 т. / Под ред. К.А. Свасьяна – М.: Мысль, 1990. – Т.2. – 829 с.
- Там же.