Цель исследования – разработка методологического подхода к повышению эффекта международной экономической интеграции на основе формирования промышленно-инновационных кластеров.
Методология – диалектико-логический и информационно-системный подходы, сравнительный анализ, анализ причин и последствий, материалистическая диалектика, синтез.
Оригинальность/ценность – автором выявлена и охарактеризована возможность достижения экстерналии региональных интеграционных объединений путем развития приграничных и трансграничных кластеров.
Выводы – формирование промышленно-инновационных кластеров в интеграционных объединениях создадут поле эффектов от единых технологических платформ, виртуальных сетей обмена информацией, единых научно-образовательных систем.
Глобальный финансовый кризис, вызванный бесконтрольным увеличением финансовых инструментов, слабо обеспеченных реальными активами, побуждает страны к выбору экономического курса реиндустриализации, поиска новых источников экономического роста, адекватных моделей экономического сотрудничеств компаний и государств. Для достижения максимально эффективной организации международного интеграционного объединения встал вопрос развития международных интеграционных структур на основе кластерного подхода. Постепенное снижение эффективности европейской модели, не справившейся с экономическим кризисом и финансовыми обязательствами, обусловливает необходимость в своевременном обновлении интеграционной модели. Она нуждается в обеспечении достаточными инструментами для прогнозирования и предотвращения экономического кризиса, снабжения ее рыночными механизмами, позволяющими стабилизировать в период кризиса деятельность интегрированных структур.
Максимально эффективная организация международных интеграционных объединений может быть достигнута за счет развития отраслевого и межотраслевого сотрудничества промышленно-инновационных кластеров. Постепенное ускорение циклов производства и быстрота создания и распространения технологических новшеств требует объединения усилий промышленно-инновационных кластеров и международных интегрированных структур.
Развитие промышленно-инновационных кластеров значительно повышает конкурентоспособность национальной экономики. Кластеры представляют интегрированным объединениям ряд конкурентных преимуществ, связанных с более быстрым созданием и реализацией инновации.
Процесс интеграции не может стать более эффективным, если в условиях свободной мобильности факторов производства между интегрирующимися странами не происходит формирования международных кластерных систем.
Активизация инновационной деятельности на территории промышленно-инновационных кластеров подтверждается множеством примеров из практики интегрированных структур. Уровень развития промышленно-инновационных кластеров в основных международных объединениях показывает, что в наибольшей степени международное кластерное взаимодействие развито в Европе.
Развитие инфраструктуры и институциональной среды определили формирование европейских промышленно-инновационных кластеров и процесс их интернационализации. Европейские промышленно-инновационные кластеры получают прямую или косвенную поддержку Еврокомиссии. Поддержка направлена на интернационализацию существующих кластеров и межфирменных кластерных сетей.
Международная практика развития кластеров показывает решающую роль государства в их формировании: 26 стран Европы имеют национальные кластерные программы.
Для развития промышленно-инновационных кластеров региональные институты ЕС сформировали нормативно-правовую основу организации трансграничных экономических кластерных районов. Инициатива региональных кластерных сетей и активное развитие договоренности привели к созданию таких подразделений как Европейский кластерной альянс, Европейский энергетический кластерный альянс и Европейский кластерный меморандум.
Все разновидности промышленно-инновационных кластеров с участием субъектов двух и более стран образовали международную кластерную систему, представляющую собой отдельный субъект мировой экономикм.
По особенностям развития международные промышленно-инновационные кластерные системы можно подразделить на следующие виды.
Международный кластер, имеющий в своем составе национальные компании, научные и образовательные центры двух и более стран. Трансграничный кластер, сформированный поверх административных границ приграничных районов нескольких государств, имеет наибольшую привязку к конкретной территории. Глобализированный кластер с участием одной или нескольких транснациональных корпораций (ТНК), объединяющий в единый состав эти ТНК, формируют устойчивое ядро промышленно-инновационного кластера.
Все три вида международных кластерных систем представляются инструментами развития международной экономической интеграции, им всем трем присущи определенная степень внутрикластерных и межкластерных взаимодействий.
Активизацию инновационной деятельности на территории промышленно-инновационных кластеров можно наблюдать в различных отраслях мирового хозяйства. Примером кластера финансовых услуг является деятельность банков Лондона и Нью-Йорка, в области автомобилестроения – предприятий Детройта, Модена, Тайота, Сити, Вольфсбург, мобильных телекоммуникаций – совместная работа фирм Стокгольма и Хельсинки, биотехнологии, науки о жизни и медицинские инструменты – центров в городах Бостон, Сингапур и т.д.
Кластеризацией охвачено около половины мирового хозяйства. В Европе на активизацию инновационной деятельности существенное влияние оказывает кластерный подход к организации производства. Около 78% инновационных компаний задействованы в промышленно-инновационных кластерах. Они выводят на рынок новую продукцию или значительно улучшают брендовую продукцию.
Цепная реакция вовлечения связанных отраслей в интеграционный процесс лежит в основе формирования международных кластерных систем. Это могут быть трансграничные кластеры в традиционных отраслях или виртуальные информационные кластеры с участием новых технологических секторов экономики. Оба вида субъектов как промышленно-инновационные кластеры, так и международные интеграционные объединения обладают экстерналиями (выгодами от роста производительности).
Перспективным направлением формирования трансграничного кластера является проект развития международного кластера энергосберегающих технологий с участием экономических субъектов городов Балтийского моря и Санкт-Петербурга. При формировании проекта взяты за основу оценка национальной конкурентоспособности экономик России и Финляндии, а также конкурентоспособности приграничных районов обеих стран, готовность национальной институциональной базы и бизнес-среды для трансграничного кластера, существующие и потенциальные возможности российских и финляндских предприятий.
С учетом всех этих обстоятельств создана карта кластера, в которую включены основные производители, поддерживающие исследовательские структуры, провайдеры услуг, правительственные организации дистрибьюторы, потребители и т.д.
Направление российско-финляндского сотрудничества позволяет использовать опыт Финляндии по строительству энергосберегающих и генерирующих сооружений, отвечающих единым стандартам энергосбережения в регионе Балтийского моря.
Определенные возможности существуют в использовании советского опыта промышленных взаимодействий территориально-производственных комплексов (ТПК) в процессе развития экономической интеграции стран СНГ. Принцип и механизм планирования ТПК при формировании территориальных промышленно-инновационных кластеров в интеграционном объединении России, Беларуси и Казахстана становится актуальным для образования кластеров на постсоветском пространства СНГ.
Однако материальный и моральный износ оборудования стран СНГ составляет более 70%, что в значительной мере ограничивает использование принципа и механизма планирования ТПК. В то же время наличие крупных производств и градообразующих предприятий способны стать ядром формирования трансграничных кластеров при экономической интеграции государств-партнеров. Матрица развития территориальных производственных комплексов (ТПК) в определенной степени может быть использована в процессе формирования трансграничных кластеров с участием Казахстана, Беларуси и России.
Необходимость формирования международной кластерной системы в рамках Единого экономического пространства можно показать на примере развития промышленно-инновационных биотехнологических кластеров. Значение биотехнологии для интернационализации промышленно-инновационных кластеров огромно, так как биотехнология взаимодействует с естественными и сельскохозяйственными науками, науками об окружающей среде и изменениях климата, а также с такими ключевыми технологиями как математика и компьютерные технологии, нанотехнологии и материаловедение, микросистемный инжиниринг.
Международная кластерная система наряду с бизнесом и государством включает науку и образование, что обеспечивает переход к 6-му технологическому укладу, в основе которого лежат не только нанотехнологии, но и нанобиотехнологии (генная инженерия и молекулярная биология). Для сравнения, в Казахстане преобладают производства, относящиеся к третьему технологическому укладу (около 65%). Доля производства четвертого технологического уклада составляет около 35%, пятого – около 1%. При этом около 60% инвестиций осуществляется в производства, относящиеся к четвертому технологическому укладу.
Развитие биотехнологии показывает активность взаимодействия науки с производством и является результатом фундаментальных и прикладных исследований, проводимых научно-исследовательскими институтами и университетами.
В области биотехнологии во всех трех странах-участницах ЕЭП накоплен значительный научный потенциал. Биотехнология стала сильным триггером для развития инноваций в различных отраслях. Компоненты ее представлены в трех интегрирующихся странах. Поэтому возможности формирования международных кластерных систем в рамках ЕЭП имеются в трех странах-участницах. Для поддержки инновационного развития создан Казахстанско-российский фонд нанотехнологий как структура, призванная обеспечить в ближайшем будущем совместный технологический прорыв.
Проблема состоит в том, как запустить это взаимодействие.
Развитие биотехнологических кластеров в рамках ЕЭП требует учета опыта зарубежных стран, возможности привлечения иностранных инвестиций, выявление потенциальных отраслей биотехнологии для роста, диверсификации и транснационализации предприятий.
В Казахстане имеются значительные возможности в формировании промышленно инновационных кластеров как внутри страны, так и в приграничных зонах и трансграничных территориях. В этом плане разработана Концепция формирования перспективных национальных кластеров, реализуется Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 гг.
В Концепции представлено образование кластеров нового поколения, имеющих огромный потенциал для реализации стратегического курса опережающего экономического роста. Усилия государства сконцентрированы на формировании непосредственно инновационных кластеров в новых отраслях экономики.
Среди них особое внимание уделено материаловедению, технологии добычи нефти и газа, науки о жизни, перспективным компьютерным технологиям и дизайну, логистике. Помимо этих инновационных кластеров осуществляется поддержка таких перспективных отраслей, которые способны доминировать в мировой экономике в последующие 15-20 лет. К ним относятся информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность.
Для развития промышленно-инновационных кластеров создано 10 специальных экономических зон, которые имеют глубокую специализацию и кластерный подход, основная деятельность которых направлена на реализацию высокотехнологических проектов и производств, разработку брендовой продукции, выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью.
Парк информационных технологий (IT-технологии) имеет огромный потенциал развития в качестве кластера высокоэффективных технологий и программных продуктов. Созданы аналогично Назарбаев Университету учебные заведения принципиально нового типа, которые занимаются не только подготовкой высококвалифицированных специалистов, но и углубленными инновационными исследованиями.
В научных проектах университета, реализуемых сотрудниками, интересна работа по возобновляемый энергетике «Исследование и разработка технологий возобновляемый энергетики и интеллектуальных энергетических сетей для применения в Республике Казахстан».
Назарбаев Университет становится ядром нового инновационного кластера. Здесь созданы офискоммерциализации, бизнес-инкубатор, пилотный технопарк. Создается также индустриальная хайтекплощадка, на территории который национальным и международным компаниям предоставляется возможность размещения собственной инфраструктуры производства и научных подразделений.
Экономические университеты, специальные экономические и промышленные зоны призваны участвовать в формировании связи между идеей и внедрением, инвестором и новатором, являются катализатором развития приграничных и трансграничных промышленно-инновационных кластеров. Они также должны заниматься поиском путей преодоления разрыва между изобретением и инновацией.
Институциональная готовность, развитие международного инфраструктурного сотрудничества, возможности производства и потребления позволяют сформировать трансграничные и приграничные кластеры.
Примером трансграничного кластерного сотрудничества может служить Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат (УК ТМК), который является интегрированным предприятием с законченным технологическим циклом от добычи сырья до выпуска готовой продукции из титана. На базе УК ТМК сформирован трансграничный промышленно-инновационный кластер.
Создание УК ТМК совместного предприятия (СП) с французской компанией «Aubert and Duval» позволило выпускать из титановых слиток прудки, поковки и ряд других изделий для аэрокосмической промышленности. Дальнейшая интеграция системы поставок казахстанского титана инициировала организацию СП ИКАД, учредителями которого стали «Aubert and Duval» и УК ТМК.
Учредителями в городе Сен-Жорж-де-Мон (Франция) построен завод по переработке титановых слитков в полуфабрикаты для производства на специализированных мощностях кованных деталей, крепежных изделий, необходимых для изготовления компонентов воздушных судов.
Создание УК ТМК с южно-корейской компанией POSKO совместного предприятия обеспечивает строительство завода «Посук Титанум». СП будет выпускать титановые слябы методом электроннолучевой плавки. Обработка слябов позволит выпускать титановые листы, трубы для использования в химической промышленности, опреснительных установках, ядерной энергетике. Мощность завода будет составлять 5 тыс. тонн продукции в год.
Создание приграничного кластера в рамках ЕЭП должно опираться на глубокий анализ перспектив инновационного развития отраслей. Сотрудничество приграничных взаимосвязанных компаний на основе промышленно-инновационного кластера может стать драйвером эффективного взаимодействия предприятий Казахстана и России.
Интеграция Актюбинской медной компании с Российской медной компанией стала крупным прорывным проектом по освоению и переработке медных и медноцинковых месторождений Актюбинской области. Созданный промышленно-инновационный кластер построен на основе передовых технологий и использования высокотехнологичного оборудования. Сбыт продукции ориентирован на внутренний рынок Казахстана и России.
Специальная экономическая зона «Павлодар» стала базой создания алюминиевого промышленноинновационного кластера в интеграционном объединении Казахстан, Белоруссия и Россия.
АО «Алюминий Казахстана», добытую на своих рудниках бокситовую руду, перерабатывает в глинозем, который направляется в АО «Казахстанский электролизный завод», где получают чистый алюминий в слитках. АО «Казэнергокабель» превращает алюминиевые слитки в конечную продукцию: катанку различного сечения, из которой изготавливаются провода для воздушных ЛЭП, многожильные кабели, проводки различного по диаметру сердечника и типу изоляции.
С участием иностранного капитала вокруг АО «Казахстанский электролизный завод» создается ряд предприятий по изготовлению из алюминия другой продукции различного назначения. Переработка алюминия в конечную продукцию осуществляется с использованием промышленно-инновационных технологий.
АО «Казэнергокабель» – крупнейший в интеграционном объединении производитель кабельнопроводниковой продукции, более 6000 наименований. Компания CNPG Industries предусматривает выпуск в год 250 тыс. алюминиевых автомобильных дисков методом литья под низким давлением, что позволяет увеличить эксплуатационные свойства слитков из алюминия и делать из них не только фасонные, но и тонкостенные. Galaksi Group готов выпускать на предприятии 15 тыс. тонн алюминиевых цилиндрических слитков в год для производства различных профилей. Эти слитки – ходовой товар на мировом рынке.
Таким образом, развитие инновационной деятельности на основе кластерного подхода позволяет осуществить структурную перестройку экономики интеграционного объединения.
Список литературы
- Рекорд С. Н. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия: монография. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2010. – 109 с.
- Максимцев И. А., Рекорд С. И. Инновационные сотрудничество государств ЕврАзЭС как ключевое условие экономического роста // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. –– № 7. – С. 74-77.
- Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, – 715 с.
- Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, – 453 с.
- Портер М., Таксути Х. Японская экономическая модель: может ли Япония конкурировать? Пер. c англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, – 252 с.
- Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. – М.: Международные отношения, – 896 с.
- Дюран Б. Кластерный анализ. Пер с англ. – М.: Статистика, 1977. – 128 с.
- Жумабекова С. А. Повышение конкурентоспособности горнометаллургического комплекса Казахстана на основе кластерного развития: автореферат дис. канд. экон. наук: 00.05. – Алматы, 2007. – 29 с.
- Клецова Е. В. Механизм формирования и развития кластеров в промышеленности РК (на материалах Восточно-Казахстанской области): автореферат дис. канд. экон. наук: 00.05. – Алматы, 2009. – 23 с.
- Casanueva, , Castro, I., Galan, J.L. Informational networks and innovation in mature industrial clusters // Journal of Business Research. – 2013. – Vol. 66, No. 5. – pp. 603-613. DOI: 10.1016/j.jbusres.2012.02.043
- Leydesdorff, L., Strand, O. The Swedish System of Innovation: Regional Synergies in a KnowledgeBased Economy // Journal of the American Society for Information Science and – 2013. – Vol. 64, No. 9. – pp. 1890-1902. DOI: 10.1002/asi.22895
- Kowalewski, Inter-industrial Relations and Sectoral Employment Development in German Regions // Jahrbucher Fur Nationalokonomie und Statistik. – 2013. – Vol. 233, No. 4. – pp. 486-504.
- Edgington, , Hayter, R. The In Situ Upgrading of Japanese Electronics Firms in Malaysian Industrial Clusters // Economic Geography. – 2013. – Vol. 89, No. 3. – pp. 227-259. DOI: 10.1111/ecge.12007
- Zhao, Study on Cluster Model of Appliance Industry in Qingdao // Manufacturing Process and Equipment, PTS 1-4. Book Series: Advanced Materials Research. – 2013. – Vol. 694-697, pp. 3531-3534. DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMR.694-697.3531