В условиях экономической трансформации достижение устойчивых темпов развития и стабилизация экономики становятся наиболее актуальными проблемами. Издержки переходного периода зачастую становятся настолько высокими, что общество оплачивает их в виде таких негативных явлений, как массовая безработица, отток капитала, внешняя трудовая миграция, нарастание инфляционного напряжения, «перекос экономики» в плане структурного характера экономики и др.
В этом случае, как правило, государство берет на себя ответственность и становится «рулевым» при выходе экономики из кризиса и становлении качественно новых хозяйственных отношений. Однако успешность экономических реформ, как показывает практика, не всегда зависит от количества принятых решений, а скорее от их качества и научной обоснованности. Все это предопределяет необходимость использования базовых экономических моделей при разработке экономической политики, а не принятие решений на уровне интуиции и «копирования» зарубежного опыта, так как особенности каждой экономической системы настолько индивидуальны, что научно необоснованные решения приводят к диаметрально противоположным результатам.
Как показывает успешная практика экономически развитых стиран, удобным и широко распространенным способом определения эффективности экономической политики на основе определения функции совокупного спроса и анализа макроэкономических инструментов является модель «IS-LM» – графическая конструкция, предложенная в 1937 г. британским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Джоном Хиксом.8
Модель «IS-LM» – это модель общего макроэкономического равновесия, описывающая состояние одновременного равновесия, как на товарном, так и на денежном рынке. Использование данной модели позволяет четко определить инструмент реализации экономической политики государства адекватно сложившимся условиям.
Как известно, анализ IS, направленный на выявление условий достижения макроэкономического равновесия на товарном рынке посредством определения состояния рынка инвестиций и сбережений, позволяет определить основные факторы, влияющие на поведение инвесторов и условия формирования источников инвестиций. В свою очередь, состояние рынка кредитных ресурсов определяется объемами организованных сбережений, сформированных со стороны домашних хозяйств. Таким образом, условия формирования организованных сбережений и наличие эффективных механизмов их трансформации в инвестиции выступают немаловажным фактором, обеспечивающим достижение равновесного состояния и, как следствие, поступательное экономическое развитие.
В этой связи, исследование состояния рынка сбережений, а также механизмов их трансформации в инвестиционные источники выступают одной из актуальнейших проблем, решение которой необходимо для повышения инвестиционной активности предпринимательского сектора и повышения темпов экономического роста в целом. Кроме того, издержки переходного периода, а именно, высокий уровень безработицы, низкая производительность труда, которые усугубляются значительным миграционным оттоком рабочей силы, а также бремя внешнего долга на фоне снижения инвестиционной привлекательности экономики сдерживают развитие предпринимательского сектора и приводят к ухудшению общей социально-экономической обстановки в стране. Эти обстоятельства определяют необходимость осуществления воспроизводственного процесса путем привлечения внутренних финансовых ресурсов, большую долю которых составляют свободные денежные средства населения.
В связи с этим, разработка механизмов стимулирования роста сбережений населения с последующей их трансформацией в инвестиционные источники, выступает одной из немаловажных проблем и требует изучения этого вопроса с научной точки зрения.
Вместе с тем, необходимо оговориться, что согласно теоретическим предпосылкам взгляды кейнсианцев и представителей классической школы несколько расходятся. Согласно А. Смиту: «тот, кто сберегает, тот благодетель нации»9, Кейнс же считал, что чрезмерная бережливость может стать причиной спада производства, т.е. каждая экономика должна формировать тот объем сбережений, который сможет поглотить. Сложившееся противоречие обозначило необходимость исследования влияния сберегательной активности населения и внутренних инвестиций на развитие экономики в целом.
Исследование влияния сберегательной активности населения Кыргызской Республики на темпы экономического развития было проведены на основе использования эконометрического пакета EViews и анализа данных, характеризующих экономику за пятнадцатилетний период (1992-2008 гг.).
Необходимо отметить, что «кейнсианская версия» нормы сбережений, рассчитывающаяся как отношение валовых сбережений к совокупному доходу в условиях трансформационной экономики не всегда объективно отражает сберегательный потенциал населения и его роль в экономике. Это объясняется тем, что несовершенство статистических методов оценки сбережений на уровне домохозяйств приводят к неточности расчета валовых сбережений и существенно снижают экономическую значимость сберегательной активности населения. Со своей стороны предлагаем рассматривать норму сбережений как отношение объемов организованных сбережений населения к совокупному доходу.10 Это, на наш взгляд, позволит вскрыть влияние накопительной активности населения на развитие экономики и оценить внутренний резервный потенциал национального хозяйства. Несомненно, что средства предприятий также вступают источником инвестиционных вливаний, однако, эти средства в большей степени финансируют уже существующее производство, расширение же производственных возможностей во многом определяется наличием источника, формируемого за счет свободных денежных средств населения.
Полученная в результате эконометрического анализа взаимосвязь между нормой сбережений и ВВП на душу населения представлена на рисунке 1.
Функция, описывающая полученную зависимость, имеет вид:
Рис.1. Зависимость ВВП на душу населения от нормы и объема организованных сбережений населения в КР за период 1992-2008 гг..12
Согласно полученным результатам, первоначально, снижение нормы сбережений населения приводило к увеличению ВВП на душу населения, что подтверждает теорию «парадокса бережливости» и доказывает утверждение Кейнса о том, что не всегда увеличение нормы сбережений будет приводить к увеличению совокупного дохода, (см. рис.1 а)). Соответственно, увеличение потребления оказало стимулирующее воздействие и положительно отразилось на уровне совокупных доходов. Тогда, с точки зрения теоретических предпосылок, на тот период экономика находилась в условиях стагнации, и увеличение склонности к потреблению способствовало росту экономики. В дальнейшем, наблюдается положительное влияние увеличения нормы сбережений населения на ВВП на душу населения.
В данном случае, подтверждается мнение классиков о том, что «накопление это благо». Отметим, что «переломный» уровень нормы сбережений населения, после которого, установилась положительная взаимосвязь между этими показателями, приходится на 2003 г. и соответствует значению 1,01%.
Зависимость между объемом организованных сбережений и ВВП на душу населения имеет в целом положительный характер, который несколько различается темпами их взаимного изменения. (см.рис.1. б). Это, в свою очередь, объясняется тем, что положительное воздействие сбережений на ВВП осуществлялось посредством их трансформации в инвестиции и как следствие приводило к увеличению объемов производства.
Таким образом, мы можем утверждать, что научные основы теории сбережений эмпирически подтверждаются в условиях отечественной практики. То есть в период экономической трансформации одновременное подтверждение получают принципы как классической, так и кейсианской экономической теории. Кроме того, норму сбережений населения можно рассматривать в качестве своеобразного индикатора экономического состояния, наряду с такими макроэкономическими показателями как инфляция, безработица, так как она позволяет определить, на какой фазе экономического цикла находится экономика той или иной страны. А именно, если между нормой сбережений и ВВП на душу населения отрицательная зависимость, значит, экономика находится на фазе спада, и необходимо стимулирование роста потребления, если же между нормой сбережений и ВВП на душу населения положительная зависимость, то экономика на фазе подъема и дальнейшее стимулирование роста сбережений будет способствовать экономическому росту 13. Современная специфика роли сбережений населения в обеспечении воспроизводственного процесса заключается в их «неоднозначном» влиянии на развитие экономики.
Таким образом, мы можем утверждать, что соотношение объемов сбережений населения и внутренних инвестиций, которое лежит в основе анализа IS действительно выступает немаловажным фактором обеспечения поступательного экономического развития и условием, определяющим эффективность экономической политика государства.
Анализ «LM», определяет условия установления равновесия на денежном рынке, состояние которого определяет уровень равновесной процентной ставки, которая выступает связующим звеном между товарным и денежным рынками. Также данная модель позволяет определить степень чувствительности количества денег в обращении к сложившейся процентной ставке, что в свою очередь отражается на эффективности реализации денежно-кредитной политики государства.
В этой связи, в ходе исследования была проанализирована зависимость нормы сбережений от сложившихся условий макроэкономической среды, в частности, от таких макроэкономических показателей как, реальная процентная ставка, денежный агрегат М2 и состояние государственного бюджета.
Исследование на предмет влияния таких показателей как реальная процентная ставка (номинальная процентная ставка скорректированная на темп инфляции), денежный агрегат М2 на норму сбережений показало, что сложившееся зависимость описывается следующей функцией и позволяет утверждать следующее:
APS = 0.043 -0.00044*r 2.48*10-6M214
где APSнорма сбережений (отношение сберегательных вкладов населения к ВВП) rреальная процентная ставка
М2-денежный агрегат,
Реальная процентная ставка. Согласно теоретическим предпосылкам между нормой сбережений и реальной процентной ставкой зависимость положительная, так как реальная процентная ставка рассматривается как «вознаграждение за воздержание от потребления». В представленной регрессии знак коэффициента перед данной переменной отрицательный и сам коэффициент незначительный. Это объясняется тем, что реальная процентная ставка не выступают главным фактором определяющим выбор населения между организованными и неорганизованными сбережениями, а банковские вклады в свете последних инфляционных тенденций не играют роль антиинфляционного инструмента .
В Кыргызстане денежный агрегат М215 включает в себя наличные деньги вне банков, депозиты до востребования и срочные депозиты в национальной валюте. С одной стороны увеличение данного агрегата можно рассматривать как увеличение наличности, которая находится вне банков. С другой стороны, как увеличение депозитов до востребования и срочных депозитов, в этом случае должна наблюдаться положительная зависимость. Однако результат исследования говорит об обратном, значит в структуре М2 преобладают наличные деньги, что и объясняет отрицательную зависимость между этими переменными.
Исследование на предмет влияния состояния государственного бюджета на сберегательную активность населения показало, что эти экономические явления оказались нейтральными по отношению друг к другу. На наш взгляд, это может быть объяснено тем, что, во-первых, социальные трансферты, в структуре доходов занимают незначительную долю, и, соответственно, не смогут существенно повлиять на объем сбережений. Во –вторых, реализация стимулирующей налоговой политики окажет положительное воздействие на потребление, которое в условиях отечественной практики первично, а сбережения вторичны. Следовательно, увеличение дефицита государственного бюджета, в силу сложившегося низкого уровня доходов населения, будет стимулировать потребление.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что использование модели «IS-LM» позволит объяснить эффективность применения таких инструментов государственного регулирования, как бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политики, так как именно реализация этих инструментов государственного регулирования определяют состояние государственного бюджета, уровень рыночной процентной ставки и другие макроэкономические параметры, которые влияют на равновесное состояние товарного и денежного рынков.
Согласно кейнсианской концепции, одним из действенных способов стимулирования совокупного спроса и активизации производства может быть стимулирующая фискальная политика, направленная на повышение равновесного объема посредством снижения налоговых ставок и увеличения объемов государственных расходов. Однако, взаимосвязанность товарного и денежного рынков приводит к тому, что действительное увеличение совокупного производства значительно меньше чем ожидаемое. Это в свою очередь объясняется так называемым «эффектом вытеснения», в результате которого на инвестиционном рынке частный сектор оказывается вытесненным государством. В результате стимулирующей фискальной политики, наблюдается избыточный спрос на деньги, что приводит к возрастанию процентных ставок и снижению спроса на инвестиции, что приводит к сдерживанию роста совокупного спроса. Модель позволяет проанализировать последствия применения инструментов как фискальной, так и денежно-кредитной политики и поэтому, на наш взгляд является наиболее привлекательной с точки зрения ее применения в условиях экономической трансформации.
Обосновав необходимость применения данной модели, автор хотела бы остановиться на некоторых частных случаях, которые в некоторой степени могут быть характерны в сложившихся условиях отечественной экономики.
Три наиболее известных частных случая анализа «IS-LM» оказали большое влияние на дебаты по поводу основных концепций макроэкономики. В частности, для экономики в которой спрос на деньги абсолютно нечувствителен к изменению процентной ставки, кривая LM будет представлена в виде вертикальной прямой. Это означает, что население и частный сектор либо не доверяют банковской системе, либо отсутствует экономический интерес. В этом случае применение фискальной экспансии не принесет ожидаемого эффекта, а только усугубит экономическую ситуацию увеличив дефицит государственного бюджета. (рис.2)
Это происходит в силу того, что стимулирование спроса приведет исключительно к росту процентной ставки, при этом, никак не влияя на объемы произведенной продукции. Согласно теоретическим предпосылкам, вертикальная LM предполагает крайнюю форму монетаризма, так как именно данное направление экономической науки отстаивает приоритетность денежно-кредитной политики перед бюджетно-налоговой. Если экономическая практика характеризуется абсолютной нечувствительностью спроса на деньги к процентной ставке, то наиболее эффективным считается применение инструментов денежно-кредитной политики в целях увеличения объемов совокупного производства.
15 Денежные агрегаты КР : М0-наличные деньги вне банков, М1=М0+ депозиты до востребования (переводные депозиты)в национальной валюте,М2= М1+ срочные депозиты (другие депозиты ) в национальной валюте. Источник: Экономические термины. Разъяснения значений и терминов. Сборник НБКР – Бишкек, 2006. – С.6.
Рис.2. Вертикальная LM и полное вытеснение частных расходов
Второй крайний случай, описанный в свое время Кейнсом, основан на анализе кривой LM , которая характеризует абсолютную эластичность спроса на деньги к процентной ставке и кривая представлена в виде горизонтальной линии. В таких условиях равновесие на денежном рынке достигается при единственном значении процентной ставки. Для такой экономики более успешным будет применение фискальной политики, нежели денежно-кредитной, так как процентная ставка фиксирована и не может уменьшаться в результате денежной экспансии. Такая ситуация носит название «ликвидной ловушки», и многие экономисты склоняются к мнению, что одной из причин Великой депрессии 1930-х годов была именно эта ситуация.
Третий крайний случай описывается в условиях , когда потребление и спрос на инвестиции неэластичен к процентной ставке, то есть кривая IS имеет вертикальный характер. В данном случае эффективна фискальная экспансия, а денежно-кредитная не оказывает влияние на объем совокупного производства.
Все эти случаи позволяют использовать инструменты государственного регулирования экономики наиболее эффективным способом. Таким образом, правительство может использовать данный анализ при разработке политики, направленной, на достижение заданного объема выпуска или занятости. Другими словами, данная модель должна служить руководством при выборе макроэкономической политики, особенно в условиях экономической трансформации.
И в заключение хотелось бы отметить, что для отечественной экономики применение модели ISLM,а именно, выведение функциональной зависимости сбережений и инвестиций спроса на деньги от процентной ставки, определение степени их чувствительности, основных факторов их определяющих позволило бы осуществлять экономическую политику на более качественном уровне.
Вместе с тем отметим, что различные инструменты на практике могут быть под контролем различных правительственных органов, то есть монетарная политика контролируется Центральным банком, а фискальная Министерством финансов. Достичь координации действий этих двух органов не всегда удается и в этом случае, на наш взгляд, возможно применение подхода Манделлы названного эффективной рыночной классификацией.16 Данный подход применим, в том случае, когда инструментов меньше чем целей, (а в условиях трансформации это является наиболее характерным). Достичь всех целей одновременно невозможно, в результате общество может столкнуться с известной проблемой поиска компромисса между различными целями. В этом случае, согласно Манделла полезно определить функцию социальных потерь, отражающую общественные издержки и результаты отклонения целевых показателей от оптимальных значений. Затем должны быть определены значения целевых показателей, минимизирующих социальные потери.
Обобщая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что реализации стабилизационной экономической политики всегда должен предшествовать научно обоснованный анализ, апробированный на практике и подкрепленный конкретными результатами.
ЛИТЕРАТУРА
- Сакс Дж.,Ларен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ.-М.:Дело,
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. С.331
- John Hicks, “Mr. Keynes and the classics: A suggested Interpretation”, Econometrica, April
- Robert Mundell, “The monetary Dynamics of International Adjustment under Fixed and Flexible Exchanges Rates” ,Quarterly Journal of Economics, May