Разработка и применение эффективной стратегии управления рисками в природной среде позволяют в определенной мере снизить уязвимость населения и хозяйства от опасных явлений природы. В частности, это касается различных стратегий и подходов к организационно-управленческим, правовым, хозяйственным, экономическим и другим превентивным мероприятиям, правильно обоснованное и своевременное решение которых даст возможность снизить подверженность населения и хозяйствующих субъектов опасным явлениям и облегчить последствия ЧС.
Одним из первых направлений является упорядочивание хозяйственной деятельности и рациональное использование территории. Если реципиент (объект риска) в силу своего расположения находится в районе возможного развития и проявления опасности, то он уже уязвим к различным рискам. Степень подверженности опасным природным условиям определяется физико-географическими условиями, а показатель уязвимости от социально-экономических и других факторов (прочность зданий и сооружений, готовность к ЧС, информированность и поведение населения и др.). Значит, чтобы риск реализовывался, объект, подвергаемый опасности, должен быть уязвим. Поэтому необходимо принимать меры к снижению уязвимости. Рассмотрим эту категорию на примере освоения территорий и хозяйственного использования с учетом инженерно- геологических условий.
Различные участки территорий, вследствие разнообразия геологических, геомор- фологических, гидрогеологических, ландшафтных и других условий, могут по-разному реагировать на природные опасности и с различной интенсивностью подвергаться их воздействию. Этой точки зрения придерживается В. И. Осипов [1]. Опираясь на имеющиеся факты, он объясняет это тем, что на пониженных участках, сложенных слабыми, водонасыщенными грунтами, интенсивность сейсмических колебаний может на два балла быть выше, чем на рядом расположенном участке, сложенном массивными скальными породами. Однако, в районах, сложенных скальными породами, высока вероятность опасных гравитационных процессов. Следовательно, геологическое строение участка, используемого для хозяйственной деятельности, оказывает большое влияние на уязвимость сооружений и проживающих там людей по отношению к сейсмической опасности.
В качестве другого примера, возьмем расположение населенных пунктов в естественных понижениях рельефа (поймы и террасы рек, котловины). При наводнениях затоплению подвергаются наиболее пониженные участки территорий. Участки территорий, находящиеся на более высоких отметках, не испытывают столь сильного воздействия наводнений. Однако, несмотря на это, многие населенные пункты юго-республики расположены именно на таких участках, где даже паводки незначительной силы оказывают воздействие на жизнь и здоровье местного населения, причиняют ощутимый ущерб хозяйству. Следовательно, для снижения уязвимости и повышения безопасности необходимо обоснованно и строго избирательно выбирать участки для размещения ТКНХ.
Для решения поставленной задачи необходимы специальные инженерно- геологические карты крупного масштаба и соответствующее районирование территории. На основе этих карт должны разрабатываться проекты региональной, районной и детальной планировки территории для хозяйственного освоения с учетом специфики ТКНХ и природных условий. Наряду с этим, необходимо выделить «буферную зону» и определить «красную линию», где и за которыми запретить использование территории для постоянного проживания и хозяйственной деятельности.
Примером кардинального уменьшения уязвимости является отселение населения и вывод хозяйствующих субъектов из зоны риска, в случаях, когда ущерб значительно превышает полученную выгоду на той или иной территории. Людские и материальные потери, вызванные стихийными бедствиями, представляют собой главные препятствия для устойчивого развития.
Проведение превентивных мероприятий на освоенных территориях, которые подвержены рискам природных опасностей, являются в настоящее время наиболее сложной и капиталоемкой проблемой. В этом случае проводятся превентивные инженерные мероприятия, направленные на повышение инженерной устойчивости зданий и сооружений, защитных объектов и т.д. Известно, что при природных катастрофах гибель людей связана в основном с обрушением жилых и промышленных зданий и сооружений. Значит, необходимо осуществлять работы по усилению зданий и сооружений, совершенствование проектов в сторону их безопасности и прочности. Все это требует дополнительных затрат. Но, тем не менее, они заведомо социально и экономически оправданы. При их реализации стоимость строительства может возрастать до 60 % [1], однако получаемый эффект несравнимо выше, если учесть, что жизнь и здоровье людей бесценное богатство. Вложение финансов в обеспечение безопасности населения и хозяйства «беспроигрышный билет». Один тенге, вложенный в обеспечение готовности к бедствиям, может предотвратить экономический ущерб, связанный с бедствием, на сумму в семь тенге, что представляет значительную сумму от данной инвестиции.
Мероприятия по управлению и снижению уязвимости населения и хозяйства к природным опасностям должны координироваться и реализовываться на государственном уровне, что является первостепенной задачей в области безопасности. Задачей в качестве стратегического направления должны выступать разработка программ размещения производительных сил; регулирование размещения населения; рациональное и эффективное рассредоточение по регионам спасательных средств с учетом природных рисков; создание необходимого медицинского, продуктового, мобилизационного и других резервов на случай возникновения ЧС.
Практика ликвидаций последствий стихийных бедствий, в частности, наводнения в селе Кызыл-Агаш Алматинской области, в ряде районов Восточно-Казахстанской области и др., показала, что наиболее успешно задачи защиты и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения решаются путем создания пунктов временного размещения (ПВР). Это может быть достигнуто при условии, что размещаемому в ПВР пострадавшему населению будет организовано комплексное жизнеобеспечение по всем необходимым для человека видам с учетом климатических условий и времени года [2].
ПВР необходимо создавать только при условии, когда исчерпаны все другие возможные пути расселения пострадавших в ЧС населения, с учетом прогноза возникновения всех видов возможных ЧС, оценки численности пострадавшего населения и возможности по размещению пострадавшего населения в имеющихся в зонах ЧС и районах эвакуации зданиях, которые могут быть использованы под временное жилье. При этом, сроки возведения ПВР должны быть минимизированы и не превышать в зонах бедствия 3-5 суток, в районах эвакуации 10-15 суток [3].
Жизнеобеспечение населения в ПВР должно осуществляться по следующим основным видам [4,5,6]: водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами, медицинским, информационным и транспортным обеспечением.
Для этого в ПВР необходимо оборудовать пункты раздачи воды, питания, санитарной гигиены (умывальники, мусоросборники, туалеты, места для стирки и сушки белья), медпункт, пункты информационного обеспечения (громкоговорящая и телефонная связь) и психологической и правовой помощи.
Типовой ПВР целесообразно организовывать по модульному принципу, каждый из них осуществляет свою оперативную деятельность: модули водоснабжения, обеспечения питанием, жилья, медицинский модуль, модуль коммунально-бытового обеспечения и обеспечения предметами первой необходимости, модуль психологической и правовой помощи, коммуникационный модуль.
Минимально необходимая численность обслуживающего персонала ПВР должна составлять около 130 на 1тыс. человек пострадавшего населения (при краткосрочном функционировании ПВР и 12 часовой рабочей смене ) [2].
Модули пункта временного размещения пострадавших при ЧС
При технико-экономическом обосновании проектов модулей ПВР предлагается исходить из сложившейся практики [7]. При этом мощность модуля определяется исходя из количества потребителей, т.е., пострадавших. Так, например, на одного человека для питья, гигиенических целей и приготовления питания минимальная норма расхода воды в сутки – 15 л, потребителя коммунально-бытового модуля – 24 л; модуля медицинского 5 л. При расчете необходимой мощности технических средств допускается завышение этих норм. Так, в летние месяцы они будут повышенными. Таким образом, общий расход воды на одного человека составит порядка 60-70 л. Из этой цифры предлагается исходить при расчете мощности модуля водоснабжения.
Модуль питания должен быть укомплектован необходимым набором продуктов, техническим средствами для приготовления пищи и кипятка, кухонным и столовым инвентарем. Запас продовольствия должен быть рассчитан минимум на 3-5 дней. Стоимость продовольствия на 1 день должна быть не менее прожиточного минимума одного человека в день (1600-2000 тенге).
Большую роль при оказании первой помощи играет быстро возводимое и временное жилье, которое образует основу жилого модуля. Жилые укрытия (помещения) должны удовлетворять техническим требованиям по назначению, транспортабельности, удобству сборки и эксплуатации. Одним из основных требований является время развертывания комплекса жилых укрытий – не более 6 часов. Поэтому в качестве возможных вариантов для ПВР рассматриваются быстровозводимые укрытия. В мировой практике оказания помощи населению в зонах ЧС свое превосходство показали мобильные здания контейнерного типа [8].
Исходя из обеспеченности жильем площадью 2,5 м.2 на одного человека, предлагается размещать в контейнере по 4 человека. Таким образом, на 1 тыс. человек необходимо 250 контейнеров для жилого модуля.
По имеющимся данным [9], в Алматинском областном департаменте по ЧС в резерве имелось всего 400 юрт и 325 палаток. Когда как в случае сильного землетрясения могут остаться без крова более 600-700 тыс. человек только лишь по г. Алматы. Сколько необходимо быстровозводимого жилья можно высчитать исходя из требуемых параметров и численности пострадавших.
Имеются соответствующие требования также по медицинскому модулю, модулю предметов первой необходимости, связи и управления [7].
В деле обеспечения безопасного развития исключительно важна экономическая составляющая. Введение в действие эффективных механизмов стимулирования практической деятельности по предупреждению возникновения и ликвидации послед- ствий ЧС, а также привлечение для этого инвестиций, являются важным звеном в экономическом стимулировании управления рисками. Эффективность применения экономических механизмов напрямую зависит от той цены, которую общество готово выплатить за свою безопасность. Например, чем выше возможные потери от возникновения ЧС, тем больше величина экономического эффекта от ее предотвращения [10]. В связи с этим для снижения последствий ЧС необходимы механизмы возмещения ущерба от них. Решение проблемы возмещения ущерба является неотъемлемой частью общей проблемы рационального использования опасных территорий. В связи с этим механизмы возмещения ущерба должны быть направлены на осуществление как компенсационной, так и превентивной стратегий защиты населения. В первую очередь необходимо: обеспечить страхование жизни и имущества населения; формирование фондов денежных средств, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба; возмещение ущерба пострадавшему населению; финансирование превентивных мероприятий.
Для достижения поставленной цели, механизмы возмещения ущерба должны:
- гарантировать возмещение ущерба в случаях, предусмотренных законодательс- твом, а также по всем действующим договорам страхования;
- обеспечивать рентабельность страховой деятельности и снижение нагрузки на бюджет;
- предусматривать условия предоставления помощи и страхования, стимулирую- щие рациональное использование опасных территорий;
- обеспечивать благоприятные условия для инвестирования превентивных мероп- риятий;
- обеспечивать страховую выплату при возникновении страхового случая. Примерную схему финансирования восстановления имущества населения предлагает
Шаликовский А.В., который государственную помощь населению при ЧС считает целесообразным предоставлять по нескольким статьям, как: пособие; оплата временного найма жилья; восстановление имущества [11].
Первые две составляющие следует предоставлять в необходимых случаях независимо от наличия страхового полиса, затраты же на восстановление имущества производить по примерной схеме, представленной в таблице.
Примерная схема финансирования восстановления имущества
Использование такой схемы даст возможность снизить неравномерность страховых выплат за счет возмещения государством незначительной доли ущерба, с другой стороны повысить практику страхования имущества населением. Причем, государственная помощь в первоочередном случае должна будет оказана тем лицам, которые имеют страховые полисы. Таким образом, решение поставленных задач и проведение целенаправленной политики по снижению воздействия опасных явлений позволит на практике осуществить переход на безопасную жизнедеятельность, сделать важный шаг по пути реализации концепции устойчивого развития и геоэкологической безопасности территории.
ЛИТЕРАТУРА
- В.И. Осипов. Оценка и управление природными рисками (состояние проблемы) // Геоэкология. Инженерная геология. Гидрогеология. Геокриология. – 2007. – №3. – С. 201-211.
- Мажуховский Э.И., Смелов П.Т. Пункт временного размещения пострадавших при ЧС – основной элемент жизнеобеспечения // ВИНИТИ / Проблемы безопасности и жизнедеятельности. – М. – 2010. – №1. – С. 94-99.
- Научно-технический отчет о НИР ВИ-95534 «Фаталист 95-43-2». Подготовка технических предложений по созданию комплекса средств для первичного жизнеобеспечения населения. – М.: ВНИИ ГОЧС,
- Федеральный закон от 12.1994 №3 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- ГОСТ Р 22.3.05-96. М. – 1996. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.«Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования».
- ГОСТ Р 22.3.01-94. М. – 1994. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.«Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования».
- Шульгин В.Н. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. – М.: МОРФ, ВАИ, 2005. – 167 с.
- Одинцов Л.Г., Ребик А.И. Средства первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Технология гражданской безопасности. – М.: МЧС России, 2007-1 (11). – С. 27-34.
- Аналитические и фондовые материалы МЧС РК.
- Бурков В.Н., Новиков В.А., Щепкин А.В. Экономические механизмы управления риска природно-техногенной сферы // ВИНИТИ / Проблемы безопасности и жизнедеятельности. – М. – 2009. – №4. – С. 30-39.