Внедрение и развитие кластеров наиболее актуально на сегодняшний день, так как кластерная технология постепенно начинает играть ключевую роль в развитии экономики и бизнеса в Казахстане. На сегодняшний день развитие кластеров является широко признанным инструментом, сопутствующим экономическому развитию и повышению конкурентоспособности. Быстро распространяющееся число кластерных инициатив как в развитых, так и в развивающихся странах по всему миру, отражает их эффективность и жизнеспособность.
Согласно Майклу Портеру кластеры могут оказывать влияние на конкурентоспособность в трех направлениях. Кластеры повышают производительность фирм и отраслей: конкуренция создает более эффективную специализацию внутри кластера, это в свою очередь стимулирует появление более требовательных потребителей. Более высокий уровень специализации в процессе производства создает возможности большой экономии, например, совместная покупка сырья, или проведение совместных маркетинговых исследований; более свободным становится доступ к технологиям, поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, бизнес-услугам, и др. Высокий уровень экспертизы помогает совершенствовать логистические цепочки, а также способствует процессу сотрудничества и обучения (совершенствования) кластера. Кластерное развитие может совершенствовать инфраструктуру профессиональных, финансовых и других услуг [2].
Кластеры стимулируют и облегчают формирование нового бизнеса, поддерживающего инновации, повышают компетенцию в обращении с венчурным капиталом и способствуют развитию быстрорастущих компаний. Связи и каналы внутри кластера помогают появлению взаимодополняющих навыков, технологий, субсидий. Возможность компаний привлекать взаимодополняющие навыки позволяет участвовать в более крупных сделках, в которых индивидуальные компании не конкурентоспособны. В свою очередь, это поддерживает появление новых участников кластера, укрепляет социальные и другие неформальные связи, способствующие появлению новых идей в бизнесе, а также расширяет информационные потоки внутри кластера [3].
Основными участниками кластерного развития являются компании (предприниматели), входящие в кластер. Только при активном участии предпринимателей кластер может развиваться и укрепляться. Бизнес-лидеры, таким образом, играют важнейшую роль в процессе повышения конкурентоспособности. Однако они являются не единственными участниками процесса. Образовательные учреждения также играют большую роль, и как показывает опыт, являются важным катализатором кластерного развития. Университеты, например, являясь образовательными учреждениями, также могут обеспечивать участников кластера инновациями и продвигать НИОКР-деятельность. К другим важным участникам кластера относятся финансовые организации, такие как венчурные компании и организации, оказывающие различные бизнес-услуги. Все эти организации могут помочь усилить процесс развития кластера и сыграть значительную роль в его развитии. Немаловажную роль в развитии кластера играют местные органы власти, институты развития, и другие институты и организации, которые могут способствовать деятельности кластера [4].
Понятие «кластер» становится модным (дискуссии по поводу развития кластеров начались раньше и основывались на книге Портера «Конкурентные преимущества наций», вышедшей впервые в 1990 г.). Возможно, что новые веяния получили развитие отчасти из-за примера Финляндии. Это действительно блестящий образец успешной стратегии, опирающейся на кластерный принцип. В Финляндии действует лесной кластер, куда входят целлюлозно-бумажные и деревообрабатывающие компании, которые уже давно реализуют глобальную стратегию развития, активно приобретая компании за рубежом. То есть радиус 80 километров (изначально кластер подразумевает географическую близость взаимодополняющих производств) они уже давно расширили. В 2003 г., по данным исследования, проведенного World Economic Forum, Финляндия в очередной раз заняла первое место в рейтинге текущей конкурентоспособности стран, обогнав такие ведущие индустриальные страны, как США, Японию, Великобританию [5,6].
Несколько месяцев назад правительство Казахстана опубликовало объявление в «The Economist» – авторитетнейшем международном журнале по экономике, бизнесу и политике. В объявлении звучало, что стране требуются иностранные специалисты для определения и мобилизации отраслей промышленности или кластеров для запуска процесса диверсификации не нефтяного сектора экономики страны. Совместно с Центром маркетингово-аналитических исследований, этот проект приобрел широкий размах, постепенно сужая круг ключевых кластеров [7].
Хорошая кластерная политика означает определение и обращение к определенным барьерам, мешающим компаниям достигнуть высоких уровней продуктивности и инновации. Политика создания кластеров определена целью – повышение вложений кластера в национальное благосостояние за счет увеличения продуктивности и более продвинутой конкуренции внутри кластера – а не посредством использования инструментов регулирования. Компании, которым дается преимущество в кластере относительно экономики, в целом не являются политическими инструментами для достижения цели [8, 9].
Оптимальная кластерная экономическая политика – это сочетание двух элементов: мобилизации высокого экономического потенциала ключевых кластеров, и улучшение условий продуктивности всей экономики. Эти два элемента подкрепляют друг друга: как уже упоминалось, кластерные усилия ограниченны и недавние исследования показали, что даже внутри самих кластеров они будут значительно менее эффективными без позитивныхпреобразованийделовойсредывовсейэкономике. Стратегиивмасштабахвсей экономикискластернымиэлементамитакжеограниченны.Недостигаяуровнядетализации, который может быть достигнут только спецификой кластера, они ограничиваются общими теоретическими рассуждениями о мерах правительства. Эти рассуждения чаще всего не приводят к конкретным переменам, так необходимым большинству компаний. Также они создают весьма непродуктивную среду государственных мер, не позволяющих компаниям повысить конкурентоспособность страны [10,11].
Кластеры и экономика должны быть тесно взаимосвязаны, особенно в экономических реалиях сегодняшнего Казахстана. Большинство кластеров не нефтяного сектора экономики имеют поверхностный характер, обусловленный сохраняющимся влиянием советских неэкономических методов производства, с несколькими профильными отраслями. Несмотря на некоторые положительные примеры, страна в целом имеет короткую историю частного предпринимательства, слабые управленческие методы и ограниченные возможности для конкурентоспособности в мировом масштабе. Последовательная стратегия повсеместного улучшения предпосылок для ведения бизнеса в Казахстане создает наилучшие условия для существующих, ответвляющихся кластеров, и совершенно новых кластеров [12].
Для некоторых, например, для экономистов, изучающих свободный рынок, отбор кластеров означает вмешательство в конкуренцию, что означает возврат к доказавшим свою бесперспективность методам административного планирования. Более пристальный взгляд, однако, свидетельствует об обратном – кластерная экономическая политика основана на понимании того, что открытая интенсивная конкуренция между компаниями и отраслями и есть суть конкурентоспособности. Вместе с тем, государство, в конечном счете, также играет значительную роль в определении уровня производительности и детализации конкуренции. Государству требуется помощь в разработке программ с наибольшим эффектом в плане процветания и производительности. Концентрация на конкретных кластерах – это рациональное решение, позволяющее сфокусировать энергию, а не философские размышления об абсолютной важности, что отнюдь не является первым шагом к финансовым и иным преференциям для кластеров, даже если это и разочарует некоторых, надеявшихся именно на это. Тем не менее, важно понимать процесс развития кластера.
В развитии как кластеров, так и всей экономики существует проблема: во-первых, весьма низкий научно-технический потенциал, то, что было уже исчерпано, а создание нового займет годы, во-вторых, перспектива укрепления реального обменного курса тенге к доллару, что будет повышать затраты в отраслях несырьевого сектора, особенно трудоемких, к каким относятся текстильная и швейная, пищевая промышленность, машиностроение и туризм. Это перечеркнет все конкурентные преимущества, которые даст казахстанским товарам модернизация и кластерное развитие производства. Качественный процесс создания кластера во многом определяется базой развития его. Например, целесообразно базу развития туристского кластера рассматривать как комплекс, включающий основные и дополнительные ресурсы, а также туристское образование и материально-техническое обеспечение.
Если мы повторим, а еще лучше, усовершенствуем опыт Финляндии и Монголии, Казахстану удастся стать крупнейшей туристской державой в Центральной Азии.
ЛИТЕРАТУРА
- Ергалиев Т. Гуру стратегического менеджмента// National Business. – Вып.5. – 2004. – С.62.
- Бродский В. Гадкий утенок конкуренции// Эксперт. – Вып.37. – 2009. – С.
- Бирман А. Кластер с большой буквы К// Компания. – Вып.22. – 2004. – С. 30-32.
- Ковалев И. Бремя белого бизнеса// Business Lunch. – Вып.2. – 2005. – С.
- Оганесян Т. Северная роза// Эксперт. – Вып.26. – 2008. – С.21-23.
- Сиваков А. Правильная конкуренция// Эксперт. – Вып. 8. – 2005. – С.
- Кластерная инициатива – аналитическая часть проекта. Материал, предоставленный компанией J.E. Austin Associates, Inc.
- mediasystem.kz
- mediaclub.kz
- Проект повышения конкурентоспособности Казахстана. Материал, предоставленный компанией J.E. Austin Associates, Inc.
- Портер М. Конкуренция. – С-Пб: Strategica, 2005. – 10 с.
- e-xecutive.ru.