Вопросы экологии и энергетической безопасности все сильнее влияют на нашу жизнь. Увеличивающееся загрязнение окружающей среды, нарушение теплового баланса атмосферы постепенно приводят к глобальным изменением климата. Современные наиболее используемые источники электроэнергии это гидро-, теплои атомные электростанции. Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов с нарастающей остротой показывают неизбежность перехода к нетрадиционным, альтернативным источникам энергии. Они экологичны, возобновляемы, основой их служит энергия Солнца и Земли. К тому же возобновляемые энергоресурсы распределены относительно равномерно, поэтому лидерство в их использовании, скорее всего, завоюют страны с квалифицированной рабочей силой, восприимчивостью к нововведениям, эффективным финансовым структурам и стратегическим предвидением.
Система показателей энергообеспечения в определенной мере может рассматриваться как инструмент анализа динамики энергетического и экономического использования электроэнергии с учетом социально-экономических и экологических факторов.
Актуальность и важность скорейшего перехода к АИЭ можно рассматривать в нескольких аспектах:
- Глобально-экологический: сегодня общеизвестен и доказан факт пагубного влияния на окружающую среду традиционных энергодобывающих технологий (в т.ч. ядерных и термоядерных), их применение неизбежно ведет к катастрофическому изменению климата уже в первых десятилетиях XXI в.
- Политический: та страна, которая первой в полной мере освоит альтернативную энергетику, способна претендовать на мировое первенство и фактически диктовать цены на топливные ресурсы.
- Экономический: переход на альтернативные технологии в энергетике позволит сохранить топливные ресурсы страны для переработки в химической и других отраслях промышленности. Кроме того, стоимость энергии, производимой многими альтернативными источниками, уже сегодня ниже стоимости энергии из традиционных источников, да и сроки окупаемости строительства альтернативных электростанций существенно короче. Цены на альтернативную энергию снижаются, на традиционную – постоянно растут.
- Социальный: численность и плотность населения постоянно растут. При этом трудно найти районы строительства АЭС, ГРЭС, где производство энергии было бы рентабельно и безопасно для окружающей среды. Общеизвестны факты роста онкологических и других тяжелых заболеваний в районах расположения АЭС, крупных ГРЭС, предприятий топливно-энергетического комплекса, хорошо известен вред, наносимый гигантскими равнинными ГЭС, – все это увеличивает социальную напряженность.
- Эволюционно-исторический: в связи с ограниченностью топливных ресурсов на Земле, а также экспоненциальным нарастанием катастрофических изменений в атмосфере и биосфере планеты существующая традиционная энергетика представляется тупиковой; для эволюционного развития общества необходимо немедленно начать постепенный переход на альтернативные источники энергии, т.е. формирование законодательных баз в использовании альтернативных источников энергии. Экономический смысл применения этих источников энергии, несомненен. Об этом говорят следующие данные.
На сегодняшний день суммарное потребление тепловой энергии в мире составляет 1007 млрд. кВт/ч в год (эквивалентно 36 млрд т усл. топлива). В геологических запасах органического топлива в мире более 80% приходится на долю угля, который становится все менее популярным. А известные запасы топливных ресурсов к 2100 г. будут исчерпаны. По данным экспертов, в начале XXI в. добыча нефти и природного газа начнет сокращаться: их доля в топливно-энергетическом балансе снизится к 2020 г. с 66,6% до 20%. На долю гидроэнергетики приходится всего 1,5% общего производства энергии в мире, и она может играть только вспомогательную роль. Таким образом, ни органическое топливо, ни гидроэнергия не могут решить проблемы энергетики в перспективе. Что касается ядерной энергии, все известные запасы урана, пригодного для реакторов, действующих на тепловых нейтронах, будут исчерпаны в первом десятилетии XXI в. Создание и эксплуатация АЭС на реакторах-размножителях значительно дороже и не менее безопасны, чем на тепловых нейтронах. От населения до сих пор скрывают не только реальную опасность атомной энергетики, но и ее реальную стоимость. С учетом всех затрат на добычу топлива, нейтрализацию, утилизацию и захоронение отходов, консервацию отработавших реакторов (а их ресурс не более 30 лет), расходы на социальные, природоохранные нужды стоимость энергии АЭС многократно превысит любой экономически допустимый уровень. По оценкам специалистов, только затраты на вывоз, захоронение и нейтрализацию накопившихся на предприятиях отходов ядерной энергетики составят около 400 млрд долл. Затраты на обеспечение необходимого уровня технологической безопасности составят 25 млрд долл. С увеличением числа реакторов повышается вероятность аварий: по прогнозам МАГАТЭ из-за увеличения количества реакторов вероятность крупной аварии повысится до одной в 10 лет. В районах расположения АЭС, уранодобывающих и производящих предприятий постоянно растет уровень заболеваемости, особенно детской. АЭС служит одним из основных «нагревателей» атмосферы: в процессе деления 1 кг урана выделяется 18,8 млрд ккал. Таким образом, тезис о безопасности и дешевизне атомной энергии опасный миф, а атомная энергетика по причине огромной потенциальной опасности и низкой рентабельности не имеет долгосрочной перспективы.
Что касается электростанций на основе термоядерного синтеза, по оценкам специалистов в ближайшие 50 лет они вряд ли будут технологически освоены, а пагубное тепловое влияние на климат планеты будет не меньшим, чем от ТЭС и АЭС.
К так называемым нетрадиционным источникам энергии относятся: тепло Земли (геотермальная энергия), Солнца (в том числе энергия ветра, морских волн, тепла морей и океанов), а также «малая» гидроэнергетика: морские приливы и отливы, биогазовые, теплонасосные установки и другие преобразователи энергии. Но только возобновляемые источники энергии могут представлять реальную альтернативу традиционным технологиям сегодня и в перспективе. Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли в 6,7 раз больше мирового потенциала ресурсов органического топлива. Использование только 0,5 % этого запаса могло бы полностью покрыть мировую потребность в энергии на тысячелетия. Таким образом, потенциала солнечной радиации и ветровой энергии в принципе достаточно для нужд энергопотребления, как страны, так и регионов. К недостаткам этих видов энергии можно отнести нестабильность, цикличность и неравномерность распределения по территории; поэтому использование солнечной и ветровой энергии требует, как правило, аккумулирования тепловой, электрической или химической. Однако возможно создание комплекса электростанций, которые отдавали бы энергию непосредственно в единую энергетическую систему, что дало бы огромные резервы для непрерывного энергопотребления. Наиболее стабильным источником может служить геотермальная энергия. Валовой мировой потенциал геотермальной энергии в земной коре на глубине до 10 км оценивается в 18 000 трлн. т усл. топлива, что в 1700 раз больше мировых геологических запасов органического топлива.
Традиционные горючие полезные ископаемые не возобновляемы, добыча их с каждым годом обходится все дороже и все больше усилий требуется для защиты окружающей среды при использовании этих энергоресурсов. В свете существующей ситуации в мире вполне резонно рассмотреть вопрос обеспеченности энергоресурсами. Положение страны характеризуется коэффициентом энергообеспеченности, представляющим собой отношение собственного производства энергоресурсов к их потреблению. Если коэффициент меньше единицы – страна удовлетворяет свои потребности за счет экспорта. Если коэффициент больше единицы – страна экспортирует ресурс. На уровне 2008 г. коэффициент обеспеченности стран “восьмерки” выглядит следующим образом: Канада – 1,5; Франция – 0,5; Германия – 0,4; Италия – 0,16; Япония – 0,2; Великобритания – 1,2; США 0,74 и Россия – 1,6. А если посмотреть этот вопрос в динамике, то станет ясно – насколько актуален вопрос обладания энергоресурсами.
Данные о потреблении различных источников энергии в мире подтверждают, что доля истощаемого топлива в мировом энергопотреблении составляет 80-81% от общего энергопотребления, атомной энергии – около 6% и возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – 12-14%, а за вычетом доли крупных ГЭС – около 11%. Итак при всей важности атомной энергетики, её доля почти в два раза меньше доли возобновляемой энергетики.
Однако в производстве электроэнергии доля ВИЭ существенно меньше. Без гидростанций в целом по миру она составляет порядка 1,6 %. А в большинстве стран “восьмерки” доля ВИЭ в производстве электроэнергии составляет более 2%. Безусловным лидером выступает Дания, в которой доля ВИЭ в производстве электроэнергии равна 12,3%.
Еще несколько общих вопросов. Главный из них – довольно широко распространенное заблуждение о чрезвычайной дороговизне оборудования ВИЭ. Истина состоит в том, что утверждение о высокой стоимости установок ВИЭ и энергии от них по сравнению с установками традиционного типа во многом не соответствует действительности. В какой-то мере это было справедливо для начала девяностых годов. В настоящее время произошло выравнивание указанных стоимостей. С ужесточением требований по экологии удельная стоимость традиционных электрических станций (особенно на угле и АЭС) непрерывно возрастает, в то время как удельная стоимость оборудования ВИЭ непрерывно снижается.
Данные по производству электроэнергии за счет ВИЭ показывают, что их доля составляет порядка 0,5%, включая малые ГЭС. Доля производства тепловой энергии за счет ВИЭ составляет порядка 4% от общего отпуска. Привлекают внимание материалы энергетической стратегии России, предполагающей к 2015 г. удвоить производство электроэнергии и тепловой энергии за счет ВИЭ и соответственно увеличить долю ВИЭ в потреблении первичных ресурсов с 1,1% до 1,9%. На фоне планируемых 12% в странах Европейского Союза цифры более, чем скромные, хорошо известно положение дел в регионах, чтобы планировать более оптимистические данные. Но жизнь все равно заставит серьезно заняться возобновляемой энергетикой.
Более отрадная картина наблюдается после анализа данных о работе малых ГЭС, геотермальных электростанций и малых тепловых электростанций, использующих биомассу. Судя по приведенным характеристикам показатели работы этих электростанций находятся на достаточно хорошем уровне. По ветроэнергетике отставание весьма серьезно, в то время как за рубежом эта отрасль развивается ошеломляющими темпами.
По данным Американской (AWEA) и Европейской (EWEA) ветроэнергетических ассоциаций, на конец 2007 г. общая установленная мощность в мире составила 24,390 ГВт. В 2008 г. введено новых мощностей 6,868 ГВт и общая мощность ВЭС на конец 2008 г. составила 31,128 ГВт. Обращают на себя внимание фантастические годовые объемы ввода мощности ВЭС в Германии – 3,247 ГВт и Испании – 1,493 ГВт. Таким образом, пятерка стран-лидеров ветроэнергетики на уровне 2008 г. выглядит следующим образом: Германия (12,001 ГВт), Испания (4,83 ГВт), США (4,685 ГВт), Дания (2,880 ГВт), Индия (1,702 ГВт) [2].
Экономические рычаги развития альтернативных источников энергии характеризуют следующие аспекты, при этом показывают очень высокую стоимость традиционных источников энергии:
- Развитие использования источников энергии приняло ускоренный характер, особенно быстрыми темпами (25-30% рост установленной мощности к предыдущему году) развиваются фотоэлектричество и ветроэнергетика. Ветроэнергетика в ряде случаев превратилась в самостоятельную отрасль электроэнергетики (Германия, Дания, Испания, Индия и отчасти США).
- Развитие возобновляемой энергетики в мире вызвано следующими основными преимуществами ВИЭ:
а) неистощаемостью возобновляемых источников энергии, в отличие от истощаемости органического топлива;
б) экологической чистотой возобновляемых источников энергии при применении соответствующих технологий:
- в геотермальной энергетике – это обратная закачка отработанной пароводяной смеси;
- в малой гидроэнергетике – создание гидротехнических сооружений, которые не препятствуют рыбоходу и не приводят к значительному затоплению плодородных земель;
- в фотоэнергетике – применение бесхлорных технологий получения кремния “солнечного качества”;
- в ветроэнергетике – учет путей миграции птиц при выборе площадок для ВЭС и расположение ветроустановок на необходимом (200-300 м) расстоянии от жилья;
в) неоспоримое преимущество ВИЭ – отсутствие эмиссии парниковых газов и даже электростанции и котельные на биомассе или получаемом из нее газе или жидком топливе не увеличивают количество углекислого газа, поскольку при сжигании его выделяется столько, сколько было поглощено растениями и деревьями.
- Аккумулирование солнечной энергии в виде тепла уже имеет простые технические решения, опробованные на практике и доказавшие свою экономичность. Аккумулирование электрической энергии в небольших количествах успешно решается аккумуляторами различных типов. Для больших ветрои фотоэлектрических станций таким аккумулятором является электрическая сеть. Однако, замещения мощности не происходит, но и дополнительного дублирования мощности в энергосистеме не требуется, поскольку в энергосистемах всегда есть резервная мощность порядка 10% от максимальной нагрузки. Электростанции на базе остальных видов ВИЭ (гидро, биомасса, геотермальная энергия) лишены указанных недостатков.
- Утверждение о высокой удельной стоимости установок ВИЭ и высокой стоимости энергии от них по сравнению с энергоустановками традиционного типа во многом не соответствует действительности. В какой-то степени это было справедливо для середины девяностых годов. В настоящее время произошло выравнивание указанных выше стоимостей в результате того, что с ужесточением требований по экологии удельная стоимость традиционных электрических станций, особенно угольных, непрерывно возрастает, а удельная стоимость оборудования возобновляемой энергетики столь же непрерывно снижается.
- Развитием возобновляемой энергетики на государственном уровне занимаются различные страны: богатые и бедные, большие и малые, промышленно развитые и развивающиеся, обеспеченные собственными энергоресурсами и необеспеченные, индустриальные и аграрные, северные и южные. В свете сказанного напрашивается вывод, что наряду со всеми прочими стимулами решающим является стремление всех без исключения стран к обеспечению энергетической безопасности. Все виды традиционных энергетических установок являются весьма уязвимыми с военной точки зрения. А установки возобновляемой энергетики по живучести превосходят все остальные.
- На основе статистических данных международных энергетических организаций, ассоциаций и организаций по отдельным видам возобновляемых источников энергии, зарубежных авторов стран Европы, США, Индии, Китая и др. автором определено, что в первом приближении общая установленная мощность электроэнергетических установок (включая малые ГЭС) в 2004 г. составила порядка 120 ГВт, а тепловых установок порядка 230 ГВт (тепл.), и составлен прогноз увеличения установленной мощности к 2010 г.: 380390 ГВт электрической и 400-420 ГВт тепловой мощности.
- Мировой опыт развития возобновляемой энергетики, опыт работы в этой отрасли свидетельствуют о настоятельной необходимости поддержки возобновляемой энергетики со стороны государственных органов. Основным препятствием развития ВИЭ является низкий платежеспособный спрос населения и предприятий при огромном потенциальном спросе. Экономические рычаги формирования и развития рынка оборудования возобновляемой энергетики должны быть направлены на:
- устранение барьеров при подключении установок возобновляемой энергетики к сетям общего пользования и создание условий, обеспечивающих максимально возможную выработку электрической и тепловой энергии на установках возобновляемой энергетики, установление тарифов, обеспечивающих окупаемость сооружения установок в срок до 5 лет;
- привлечение кредитов зарубежных и отечественных инвесторов; создание условий, обеспечивающих возврат кредитов в установленные сроки, в том числе отказ от налога (НДС) на кредиты;
- установление налоговых льгот изготовителям оборудования и субсидий покупателям (заказчикам) оборудования;
- устранение барьеров при экспорте отечественного оборудования и импорта оборудования, которое не выпускается в стране.
ЛИТЕРАТУРА
- Мировая энергетика: прогноз развития до 2020 г./ Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Старшикова. – М.: Энергия, 1999. – 256 с.