Данная статья посвящена анализу правовой культуры гражданского общества. Целью статьи является выделение ценностных ориентиров правовой культуры Республики Казахстан в процессе развития демократического государства. В статье рассмотрена сущность и структура правовой культуры и ее особенности. Кроме того, изучены основные подходы к пониманию правовой культуры. Научная работа написана на основе научных исследований казахстанских и зарубежных авторов по вопросам природы права, правовой культуры, ее ценностных ориентиров в процессе формирования гражданского общества и правового государства в Республике Казахстан.
После распада СССР страны постсоветского пространства столкнулись с рядом проблем как социально-экономического, так и политического характера. В этих условиях странам Центральной Азии очень важно было обеспечить процесс соблюдения законности принимаемых решений, кроме того, обеспечить реализацию правовых актов. В странах СНГ с изменением политической, экономической и социальной структуры заново начали формироваться правовые устои государственной и общественной жизни. Вопрос о развитии правовой культуры, формировании гражданского общества стал важным элементом процесса демократизации общества, формирования гражданского общества.
Развитие правовой культуры напрямую зависит от результатов правовых реформ, и поэтому необходима совместная работа государства и общества, средств массовой информации, каждого гражданина для достижения целей проводимых в стране, правовых реформ и развития правовой культуры.
Правовая культура является составным элементом культуры общества и личности и может служить показателем развитости культуры. Это одна из сторон социально-нормативной системы, показывающей нравственно-правовой уровень общества в целом. Правовая культура – это показатель восприятия правовых знаний и навыков, правового поведения каждого индивида и его умения реализовывать нормы действующей системы права.
Современная действительность показывает, что наиболее успешное и эффективное решение политических, экономических и социальных задач, стоящих перед государством, практически невозможно без повышения уровня правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубочайшего уважения к закону, его нормам и готовности активно содействовать повышению правовой культуры. Правовую культуру можно и необходимо рассматривать как важнейшее условие формирования демократического государства и гражданского общества. В этой связи страны Центральной Азии планомерно проводят правовую политику, главной задачей которой является построение демократического государства. В данном направлении большое значение имеет, например, Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года «О концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 гг.» Данная Концепция является системным и важным документом, определяющим основные направления развития национального права, совершенствования структуры и методов деятельности правоохранительных и судебных органов, органов государственного надзора [1]; Утвержденная Министерством юстиции Кыргызской Республики от 18 октября 2010 года №146 «Концепция правовой пропаганды на 2010-2013 годы» [2].
В Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы четко определена роль гражданского общества:
«развитие гражданского общества является важным условием для создания демократического, светского, правового и социального государства. Общественный прогресс, демократическое развитие, экономический подъем возможны при активном участии граждан во всех важных сферах жизнедеятельности общества» [3].
Роль правовой культуры в процессе формирования гражданского общества определяется не только уровнем ее ценности по отношению к обществу и государству, но и способностью быть механизмом формирования и функционирования целостной системы правовой грамотности населения, умения применять им нормы права, совершенствовать индивидуальный уровень нравственной, правовой, этической культуры.
Современная наука рассматривает гражданское общество на основе двух основных подходов: формационного и цивилизационного. Чтобы провести анализ отдельных явлений гражданского общества применяется также культурологический или культурно-антропологический подходы. Например, А.С. Ахиезер придает гражданскому обществу социокультурное измерение, связывая его развитую форму с либеральной цивилизацией, которая существует на базе обычной городской жизни, абстрактного мышления, товарно-денежных отношений, осознания ценностей личности, личной инициативы и частной собственности. Данный ученый отмечает, что гражданское общество – это, прежде всего, рост личной ответственности за общество, способность формировать и поддерживать социальные институты, организации, ассоциации, направленные на защиту и изменение общества в целом [4, с. 274–276].
Процесс становления гражданского общества должен рассматриваться как элемент общемирового процесса общественной модернизации, перехода от аграрного типа к индустриальному, от общества традиционного к современному, где на первом месте стоят права и свободы человека. Взаимодействие государства с гражданским обществом определяет тип государства. К этим типам можно отнести: тоталитарный, авторитарный и демократический, которые выражают содержание политической власти и ее формы. Общества постоянно эволюционирует, придавая более «чистые» черты государства и гражданского общества, при этом обозначает новые параметры их взаимоотношений. Отсюда следует, что взаимодействие государства и гражданского общества в зависимости от комплекса решаемых задач принимает ту или иную конкретно-историческую форму, при этом создавая определенное социально-правовое пространство с внутренней спецификой и процессуальными характеристиками.
Любая общественная деятельность граждан, направленная на защиту своих интересов, ограничивая бюрократическую систему государства, задает направление развитию гражданского общества. В демократических государствах независимость и самостоятельность гражданского общества выявляется в свободной деятельности партий, движений, объединений. Интеракция государства с субъектами гражданского общества выстраивается по принципу управления и упорядочивания социальных взаимоотношений, в виде административной структуры [5, с. 29-38].
Гражданское общество, развиваясь в благоприятных условиях, посредством которых оно в значительной мере создает все условия, необходимые для создания нормативных актов (законов) и способов превращения государства в правовое государство. Принцип верховенства права в демократическом государстве означает неотъемлемое право всего народа на выражение своих интересов, а также помогает государству определить форму и содержание, конституционные принципы организации власти, характер государственного механизма.
В гражданском обществе при обеспечении прав и свобод человека необходимо упрочнение государства как формы организации публичной власти. Государство как механизм выполнения властных функций имеет целую совокупность различных противовесов, которые можно разделить на следующие виды:
1) гуманистические (принцип приоритета прав и свобод человека по отношению к государству);
2) демократические (создание массовой социальной базы, исключение отчуждения личности от государства);
3) нравственные (принцип и идея равенство и справедливости);
4) ограничение единовластия (принцип разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную).
Достижение поставленных целей в области повышения правовой культуры гражданского общества основывается на разработке основных направлений повышения правовой культуры. Мы предлагаем следующие направления:
1) осознание и понимание таких понятий, как «право» и «законность»;
2) постоянное совершенствование законодательной базы;
3) развитие уровня правовой деятельности;
4) разработка и освоение достижений научных исследований;
5) анализ и систематизация полученных результатов, определение новых целей и задач.
Процесс повышения правовой культуры предполагает непрерывную работу с гражданами, качественный уровень преподавания в вузах и других учреждений образования занятий по правовому профилю, высокопрофессиональное кадровое обеспечение законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Необходимо понимать, что вовлечение сразу больших масс населения в правовую деятельность не принесет желаемый эффект, т.к. это будет нерационально. Для начала необходимо преодолеть барьер юридической безграмотности и такое отрицательное явление как правовой нигилизм.
По мнению кыргызстанского юриста Мурата Укушова, корневой проблемой для государства в этих условиях становится разрешение противоречия между обязанностью гарантировать права и свободы человека и гражданина и необходимостью обеспечивать безопасность и конституционный строй государства. Задача новой государственной власти ‒ обеспечить прочное государственное строительство, одновременно преодолевая правовой нигилизм и обеспечивая формирование правосознания всего народа, реально способного действовать на основе принципов права и законности, стремящегося жить по праву [6]. Кроме того, другой исследователь Таштанова А. считает, что «…длительная социальноэкономическая нестабильность в Кыргызстане, массовая безработица, быстрая и значительная дифференциация населения по имущественному признаку при обнищании части населения страны и другие факторы вызвали к активной жизни такие традиционные феномены, как трайбализм и регионализм» [7]. Что примечательно, проблема трайбализма и регионализма присуща практически всем странам постсоветского пространства.
Главная опасность состоит в том, что агрессивные проявления правового нигилизма представляют собой действительно реальную угрозу безопасности всех членов общества в материальном плане, физическом, а также их правовому сознанию. Общество, в котором любой законопослушный гражданин не чувствует себя в безопасности, не может способствовать развитию их положительного адекватного правосознания, не может быть признано демократическим, что говорит об отсутствии гражданского общества. Деструктивные формы правового нигилизма наносят огромнейший ущерб социокультурному, нравственному, духовному, экономическому развитию Республике Казахстан. Также необходимо отметить тот факт, что правовой нигилизм как мировоззренческая проблема не является лишь проблемой только казахстанского общества. Это положение подтверждается тем, что философско-правовая мысль Запада также обеспокоена кризисом правовых ценностей.
Искоренение правового нигилизма в Казахстане является общегосударственной задачей. Для этого необходим научный подход с глубоким анализом природы правового нигилизма, закономерностей его возникновения, путей его ликвидации. Научные исследования, проводимые на сегодняшний день, в недостаточной степени получают практическую реализацию (в той же нормативно-правовой базе), что говорит о недостаточном уровне правовой культуры как общества в целом, так и у отдельных элементов системы государственного управления. Любой закон должен отражать уровень правовой культуры общества в целом и соответствовать правовой действительности, т.к. «закон решает более справедливо, чем человек» (aequior est dispositio legis quam hominis).
Правовая культура и собственно само право является важнейшим элементом социальнонормативного регулирования, кроме того, посредством них образуется основа управления жизнедеятельности общества, т.е. конституционно-правовые основы функционирования государственной власти, системы управления. Как поможет правовая культура ликвидировать правовой нигилизм казахстанского общества? Здесь необходимо отметить, что процесс развития правовой культуры гражданского общества нуждается в позитивном социальном развитии и систематическом стимулировании. Правовое воспитание как главная составляющая правовой культуры выступает системой мер, которые направлены на формирование политико-правовых идей, принципов, норм и ценностей присущих национальной правовой культуре независимого Казахстана. Формирование в Казахстане правового государства неотделимо от процесса развития правовой культуры всего общества, искоренения правового нигилизма. Это, в свою очередь, способствует созданию развитого гражданского общества с развитыми его институтами. В общественном сознании должно утвердиться отношение к праву как к непреходящей социальной ценности на основе социальной справедливости и равенства, гуманизма, свободы личности. Каждый гражданин должен «осознавать» необходимость повышения правовой культуры как фактора искоренения правового нигилизма, иначе будет процесс полностью противоположный процессу формирования гражданского общества. Однако важно понимать также, что если наделить человека-гражданина безграничными («высшими») правами, то получится: «высшее право ‒ высшая несправедливость» (summum jus, summa injuria), что уже не является проявлением демократии.
Состояние правовой культуры граждан является одним из важнейших показателей его правовой системы. Повышение правовой культуры, развитие правового сознания населения важные критерии формирования гражданского общества современного Казахстана, которые способствуют построению независимого, демократического и правового государства. Таким образом, главным фактором в ликвидации правового нигилизма в казахстанском обществе, должно быть стремление к повышению общей и правовой культуры каждого гражданина. Кроме того, должна проводиться систематизированная работа по профилактике правонарушений, правовому воспитанию населения, что в итоге приведет к выходу из социокультурного кризиса и позволит формировать институты гражданского общества независимого Казахстана.
Показателем высокого уровня правовой культуры является совершенство и развитость государственного аппарата. Отсюда следует, что необходимо предъявлять особые требования к должностным лицам, которые участвуют в правотворческой деятельности, т.к. эти люди призваны формировать и осуществлять правовую политику, обеспечивать действие права и т.д. Это будет возможным только при соблюдении демократических и обязательных юридических процедур в процессе правотворчества.
Каждое государство, реализовывая политику развития правовой культуры, должно уделять внимание воспитания высокой гражданственности личности, уважения к существующим законам. Данные качества характеризует степень развития правовой культуры государства. Формирование правовой культуры и ее развитие возможно только при решении следующих задач:
- Необходимо обеспечить в основополагающих началах и принципах правовой системы государства необходимую ориентацию. Это означает деление принципов правовой системы на: отраслевые, межотраслевые, конституционные. Знание этих принципов позволяет индивиду понимать сущность и содержание права, формировать собственные правовые знания и убеждения.
- Для расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права необходимо создать определенную базу. Это нужно сделать для формирования социальной зрелости граждан и юридической грамотности, что будет характеризовать их правовое поведение. А это, в свою очередь, будет предпосылкой для нормального функционирования государства с высоким уровнем правовой культуры.
- Необходимо обеспечить непосредственным носителям прав и обязанностей, условий борьбы за свои законные интересы. Это означает создание условий для исключения правовой пассивности, воспитание чувства законности и справедливости у каждого гражданина.
- Необходимо проводить постоянную работу по профилактике правонарушений. Здесь важно вести борьбу с правовым нигилизмом, слабой информированности населения о существующих законах, вести постоянную работу над совершенствованием законодательства.
- Необходимо проводить политику правовой активизации населения. Стабильность правопорядка в обществе напрямую зависит от активности и действенности каждого индивида с нарушениями законности.
В заключении важно отметить, что повысить уровень правовой культуры невозможно без комплексных мер со стороны государства, без создания условий, при которых общество сможет реализовать свои права и свободы. Кроме того, само общество также должно осознавать необходимость участвовать в социально-экономической, политической жизни государства, что в совокупности позволит достичь развитого гражданского общества демократического государства.
Литература
- О концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 гг. [Текст]: указ Президента Республики Казахстан от 24 авг. №858. – 72 с.
- Концепция правовой пропаганды на 2010-2013 гг. [Текст]: приказ Министерства юстиции Кыргызской Республики от 18 окт. ‒ 2010. ‒ №146. – 68 с.
- Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006 – 2011 годы [Текст]. – Астана: Б.и., 2006. – 64 с.
- Ахиезер, А.С. Социологический справочник [Текст] / А.С. Ахиезер. – Киев: Наук. думка, 1990. – 311 с.
- Соловьев, А.И. Три облака государства – три стратегии гражданского общества [Текст] / А.И. Соловьев // Полис. – 1996. – №6. – С. 29-38.
- Укушов, М. Корневые проблемы государственного строительства в Кыргызстане [Электронный ресурс] / http://www. kg/gazeta/number508/1548
- Таштанова А.Ш. Трансформация правовой культуры кыргызов: философский анализ [Текст]: автореф. дис. …канд. филос. наук: 09.00.11 /А.Таштанова. – Бишкек, 2011. – 24 с.