В статье рассмотрены теоретические взгляды по вопросам толкования понятия религиозного экстремизма, его составляющих элементов, изучаются проблемы определения конкретизированного пояснения сущности религиозного экстремизма. Рассматриваются вопросы изучения объектов и субъектов экстремизма. Особое внимание уделяется проблеме распространения экстремизма в Казахстане и мерам по противодействию ему. Предусматриваются рекомендации по дальнейшему совершенствованию уголовного закона в сфере борьбы с экстремизмом в Республике Казахстан.
К определению понятия. Для того чтобы вынести объективное суждение о каком-либо явлении, событии или предмете, необходимо иметь четкое представление о сути этой вещи. Поэтому мы должны создать ясную концепцию «религиозного экстремизма»: значение термина, причины появления, характер последствий, средства противодействия.
В буквальном смысле экстремизм означает нахождение в наиболее удаленной точке от центра. В религии это значение подразумевает похожую удаленность от основы в вероубеждении, мыслях и поведении. С коранической точки зрения, экстремизм возможен только тогда, когда человек удаляется (отказывается) от основных принципов-источников, установленных Богом в методологии религии: Разума и Корана. Главное последствие экстремизма – отсутствие баланса и безопасности в жизни отдельной личности, семьи, общества [1, с. 156 ].
Религиозный экстремизм – явление неслучайное и имеет объективные причины появления. Понимание причин появления болезни экстремизма должно предшествовать вынесению диагноза и применению методики лечения. Имея это в виду, попытаемся определить истинные причины возникновения религиозного экстремизма. С самого начала необходимо признать, что не существует одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение экстремизма. Напротив, радикализм является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными причинами и предпосылками, часть из которых берет начало в далеком прошлом, часть – в современности. Соответственно, мы не должны, подобно некоторым школам мысли замыкаться на отдельных аспектах. Например, наука психология пытается свести всю проблему к влиянию подсознательных комплексов и психологическим травмам. Социологическая теория подчеркивает, что человек является стопроцентным продуктом общества и объясняет мышление и поведение экстремиста социальными парадоксами. Сторонники материалистического учения фокусируют внимание на экономических моментах кризиса и объясняют суть проблемы бедностью и отсутствием перспектив. С другой стороны, системный, рациональный метод требует рассмотрения и анализа всех наличествующих условий, каждое из которых производит свой определенный эффект и в совокупности они создают целостное явление религиозного экстремизма.
Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть религиозными, социальными, экономическими, политическими, психологическими, интеллектуальными. Корень проблемы может находиться в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родствениками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом, между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светским и божественным. Естественно, что подобный антагонизм может привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии [2, с. 39].
Несомненно, что главной причиной религиозного фанатизма является отсутствие полноценного знания о целях и сути самой религии. И если полное отсутствие религиозного знания и практики приводит к одной форме экстремизма эгоизму и аморальности, то половинчатое, отрывочное знание приводит к противоположному результату – агрессивному радикализму.
Человек может искренне верить в то, что обладает глубокими знаниями, когда в действительности его понимание может быть поверхностно и несистемно. Подобное псевдознание не дает четкой целостной картины реальности и не позволяет выносить эффективные суждения по возникающим вопросам. Такой «ученый» концентрируется на второстепенных вещах и не уделяет должного внимания основам. Из-за недостатков своего видения он не способен увидеть логические связи между частностями, принимает за религиозную истину мнение другого человека (живого или давно умершего), путает категорические тексты Корана с метафорами и аллегориями, не может отделить твердые факты от простых предположений [3, с. 119].
Отсутствие правильного понимания целей и внутренней системы религии приводит к недостаткам религиозного воспитания и ущербной нравственности, способствует проявлению негативных качеств характера: раздражительности, агрессивности, злословию, высокомерию, подозрительности, ненависти. Слепая убежденность в своей правоте в союзе с гордыней и тщеславием создает опасную смесь и приводит к бездумному буквализму и начетничеству. Подобное невежество проявляется различными путями и наиболее распространенный из них – безотчетное следование буквальному смыслу текста и пренебрежение глубинной сущностью и стратегическим назначением религии. Современные буквалисты отказываются применять рациональный метод, как в понимании сути ритуальных положений религии, так и в вопросах организации жизнедеятельности общества и цивилизации. Примером рационализации основ исламской религии может служить следующее рассуждение: ритуальное поклонение в Исламе (вера, молитва, благотворительность, пост, паломничество) несет в себе глубокий теоретический и практический смысл. Основной целью пяти перечисленных столпов-ритуалов Ислама является воспитание в человеке чувства богоприсутствия и построение на его основе твердого морально-нравственно-идеологического стержня гражданской ответственности. Практическая дисциплина Ислама и идеальная единобожная ментальность учитывают все аспекты человеческой природы (интеллект, физиологию, эмоциональность, социально-экономическую сферу) и создают целостную здоровую личность, обеспечивают полноценное интеллектуальное развитие индивидуума и построение конкурентоспособного в цивилизационном соревновании общества.
Радикальное (буквалистское) религиозное сознание отвергает саму возможность подобной рациональной расшифровки принципов Ислама и приводит к интеллектуальному застою и пассивному традиционализму в среде молодежи. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для идеологических манипуляций со стороны внешних сил (сепаратистских политических течений, радикальных террористических группировок, спецслужб иностранных государств)[4, с. 206].
Проявления религиозного экстремизма и его признаки должны быть максимально изучены и через их понимание можно достичь результата понимания сущности религиозного экстремизма. Первым признаком экстремизма являются фанатичные нетерпимость и жесткость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей, объективные обстоятельства и стратегические цели религии. Подобное отношение препятствует установлению конструктивного диалога и объективному сравнению точек зрения по спорным моментам.
Отсутствие целостного и глубинного понимания сути и целей религии в совокупности с недостатками нравственности (отсутствие самоконтроля, высокомерие, агрессивность) приводит экстремиста к отказу от умеренного и беспристрастного подхода в решении возникающих проблем, установленному в Коране в качестве обязательного. Последствия такого радикального подхода были бы менее губительными, если бы экстремисты признавали за своими оппонентами право иметь собственное мнение. Однако этого не происходит и людей, придерживающихся умеренной, сбалансированной точки зрения буквалисты обвиняют во всех грехах, запретном нововведении и даже в открытом неверии.
Фанатизм является непреодолимым препятствием к взаимопониманию, ибо договоренности можно достичь только, если обе стороны занимают сдержанные позиции. Вместо этого экстремист, наталкиваясь на несогласие, начинает обвинять собеседника в неточности, отступлении от основ веры, греховности и неверии. Такой интеллектуальный терроризм приносит ужасные последствия и является предшественником терроризма физического.
Вторым признаком экстремизма является показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция заставить других поступать так же. Это совершается буквалистами, несмотря на существование прямых призывов к облегчению и умеренности в религии в исламском первоисточнике, в Коране.
Бог хочет облегчения для вас, Он не желает отягчать вам жизнь ... – Коран, 2:185.
Создавание трудностей для людей в житейских обстоятельствах и намеренное усложнение религиозных ритуалов противоречит исламской методологии.
Экстремизм приводит к намеренной чрезмерности в совершении религиозных ритуалов и поведении, как в обязательных, так и в дополнительных и добровольных аспектах поклонения. Подобное отношение к выполнению религиозных предписаний и в особенности принуждение к нему других людей абсолютно неприемлемо и создает в обществе недопустимый уровень социальной напряженности (между представителями различных религий, внутри конфессий, между молодым и старым поколением, родителями и детьми).
Третий признак религиозного экстремизма отказ от следования закону приоритетностей, ведущий к неуместности и несвоевременности применения тех или иных религиозных предписаний и законов: например, среди немусульманских народов, людей недавно принявших ислам или начинающих мусульман. Во всех упомянутых случаях акцент должен делаться, во-первых, на теории единобожия, разъяснении концепции исламского понимания вероубеждения, во-вторых, на фундаментальных основах нравственности и богобоязненности, в-третьих, на соблюдении практической дисциплины молитвы, поста, благотворительности, паломничества. Соблюдение религиозной дисциплины – не самоцель, а способ создания благоприятных условий для появления общины духовно и физически здоровых и интеллектуально развитых людей, призванных решать проблемы общества и страны в экономике, социальной сфере, науке, обороне и т.д. Размышления над второстепенными вопросами о положении рук во время молитв, произношении вслух слова «Аминь» во время намаза, о длине бороды, о зубных щетках, о пользовании вилками, о музыке, о закрытии лица и ступней ног женщинами, о фотографировании живых существ, длине штанов и т.д., на которых заострено буквалистское сознание, полностью игнорирует закон приоритетностей и направляет творческую и интеллектуальную энергию молодежи в тупиковом направлении, вхолостую сжигая этот полезный ресурс.
Четвертый признак религиозного экстремизма проявляется в грубой и резкой манере общения с людьми, в жестком и категоричном подходе в донесении информации об Исламе. Подобное отношение не соответствует элементарным кораническим принципам. В Коране прямо описываются моральные качества, которыми должен обладать призывающий.
Зови на путь Господний мудростью и добрым наставленьем и с ними спор добрейшим образом веди. Господь твой лучше знает тех, кто уклонился от Его пути. И, истинно, Он лучше знает тех, Кто следует прямой стезею. – Коран, 16:125.
Лишь с милосердия Аллаха воздержан ты и кроток с ними, а будь ты груб и сердцем непоклонен, они б покинули тебя и разбрелись. Прости же им (их слабости земные) ... – 3:159.
Духовная реформация, направленная на улучшение нравственной этики должна затрагивать самые глубинные пласты разума и психики человека – его образ мышления, эмоциональную сферу, систему ценностей и стереотипов. Этого можно достичь, только применяя мягкий взвешенный подход, учитывающий особенности человеческой природы.
Религиозность должна оздоравливать индивидуума и общество на всех уровнях и вносить позитивный элемент в отношениях между людьми. Качества грубости, жесткости, категоричности, присущие религиозным экстремистам ведут к противоположному результату. Очень часто этим качествам сопутствуют патологическая подозрительность и недоверие. Экстремист склонен немедленно обвинять людей в ошибках и преступлениях, несмотря на общепринятый принцип: «невиновен пока вина не доказана». Свое мнение фанатик строит на подозрениях, не фактах и сразу осуждает человека, вместо того чтобы попытаться найти объяснение. Такой подход туманит способность объективно оценивать факты: малейшая ошибка превращается в страшный грех, а грех в неверие. Описанная тенденция находится в глубоком противоречии с учением Ислама, которое призывает к терпимости и уважению мнения другого человека и предостерегает от подозрительности [5, с. 42].
О, вы, кто верует! (с особым тщанием) себя от подозрительности берегите, — бывают случаи, в которых она становится грехом; и не подсматривайте друг за другом, и за спиной друг друга не злословьте. – Коран, 49:12.
Религиозный экстремизм проявляется во всей силе в тот момент, когда одна изолированная группа, следующая вышеперечисленным установкам, начинает угрожать безопасности большинства, разрешая применение физического насилия. Это становится возможным, когда радикально настроенная группа людей считает всех людей – за исключением своих последователей – вне исламской религии, объявляя их неверными (кафирами). Такой шаг окончательно порывает связи между данной группой и общиной мусульман.
Таким образом, мы видим, что главной причиной религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений, как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо, прежде всего, на интеллектуальном уровне. Доктрины фанатизма должны быть дискредитированы на академическом уровне, усилиями ученых гуманитарной и религиозной сфер науки. Поверхностность мышления и отсутствие религиозной проницательности, которые и составляют феномен религиозного экстремизма предлагают свое видение Ислама [6, с. 59].
Можно выделить несколько элементов, которые составляют интеллектуальный феномен экстремизма.
- Концентрация внимания на второстепенных аспектах вероисповедания, ведущее к чрезмерному увлечению несущественными проблемами. В среде экстремистски настроенной молодежи происходят постоянные споры и дискуссии на темы обязательности ношения бороды, длине штанов, движения указательного пальца во время молитвы, запретности фотографирования, разрешенности совершения молитвы перед зеркалом и т.д. Буквалисты никогда не устают обсуждать подобные темы, посвящая этому большую часть своего времени. Действительно важные темы нравственности, уважения и почитания родителей, необходимости получения теоретических и прикладных знаний, поддержания собственного здоровья, помощи нуждающимся, воспитания детей, т.е. фундаментальные элементы, на которых заостряет внимание религия Ислама, полностью игнорируются экстремистским сознанием.
- Непомерное стремление к запретам и ограничениям. Еще одно проявление интеллектуального экстремизма – неизменная склонность запрещать и усложнять. В отличие от самого Пророка и его сподвижников, которые всегда старались придерживаться умеренности в религиозных вопросах, экстремисты намеренно стремятся объявить что-то запретным и греховным, будто бы в этом (в запрещении) состоит суть самой религии.
- Ограниченное и поверхностное понимание религиозных терминов. Упомянутое отсутствие проницательности и глубинных знаний приводят к заблуждению в понимании ключевых исламских представлений и идей. Даже такие основополагающие понятия, как «ислам», «куфр» неверие, «ширк» –многобожие, «иман» – вера, «нифак» – двуличие, «джахилийя» – невежество, «джихад» – усилие и т.д. трактуются экстремистами очень поверхностно и радикально.
- Категоричное следование аллегорическим и общим смыслам Корана. Люди, которые не понимают и не изучают текст Корана в его целостности склонны основывать свои суждения на иносказательных и двусмысленных коранических стихах. Такие люди путают общие указания с точечными приказами, абсолютные истины с временными правилами, универсальное с ограниченным.
- Дефицит знания исторических и объективных законов реальности, отказ от их изучения и следования им. В добавление к отсутствию глубинного религиозного знания религиозный экстремизм отрицает законы объективности и причинно-следственной логики в окружающей реальности, жизни, истории. По этой причине носители экстремистского мышления полностью теряют контакт с реальностью и выдвигают абсолютно нереальные и неосуществимые требования и проекты. Такие люди начинают путать воображаемое с реальным, причины со следствиями, идеи с фактами. Это приводит к отрицанию законов этапности и своевременности, которым подчиняются все существующие явления и предметы [7, с. 41 ].
Непростая проблема религиозного экстремизма со всеми сопутствующими ей причинами, мотивами и стимулами требует сложного и системного подхода в решении. Комплексность решения должна быть обусловлена многообразностью кризиса, однако необходимо осознать фундаментальную суть вопроса: религиозный экстремизм есть, прежде всего, религиозный феномен, затрагивающий психологическое, социальное, экономическое и политическое измерения. В силу известных причин радикализм является так же преимущественно молодежным явлением. Однако нельзя взваливать всю вину на молодое поколение и исключать роль общества и государства.
На наш взгляд:
а) необходимо конкретизировать определение сущности «религиозного экстремизма»;
б) уделить большее внимание социально-экономическим признакам экстремизма;
в) акцентировать внимание на психологическом аспекте сущности толкования понятия «религиозного экстремизма».
Литература
- Авдеев Ю.И. Типология терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. – М., – С. 156.
- Бельков О.А. Терроризм – вызов национальной и международной безопасности // Безопасность Евразии. – №4. – С. 39.
- Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. – Махачкала, – С. 119.
- Герасимов А.В. На лезвии с террористами. – Париж, 1985. – С.
- Глобализация терроризма и ее последствия // Россия и мусульманский мир. – – № 1. – С. 42.
- Дворянов В.А. Политический экстремизм в Центральной Европе («немецкий» вариант) // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. – М., 2002. – С. 59-64.
- Комиссаров В.С., Емельянов В.П. Террор, терроризм, «государственный терроризм»: понятие и соотношение //Вестник Московского университета. – 1999. – №5.