Статья посвящена рассмотрению банковской гарантии как способу обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве. Законом, так и соглашением субъектов гражданского оборота, предусматриваются различные способы обеспечения обязательств. К таким способам законодательство относит банковскую гарантию, которая является неакцессорным способом обеспечения исполнения обязательств. Банковская гарантия является формирующимся институтом отечественного гражданского права, и призвана обслуживать отношения предпринимателей при совершении ими крупных коммерческих сделок, и создает наиболее надежный механизм их обеспечения.
Гражданско-правовые обязательства – необходимый и важнейший элемент нормального функционирования рыночных отношений, используемый во всех странах с рыночной экономикой.
Обязательства – важнейшая и наиболее обширная подотрасль гражданского права, нормы, которой призваны обслуживать рыночный оборот и повседневно применяются предпринимателями, некоммерческими организациями, а также гражданами [1, с. 25].
Обязательственное право представляет собой составную часть гражданского права, нормы которой непосредственно регулируют имущественный или экономический оборот, преобразуя его в форму гражданско-правового оборота [2, с. 308].
Надлежащее исполнение обязательств является важнейшим условием нормального функционирования экономики. Поэтому как законом, так и соглашением субъектов гражданского оборота, как правило, предусматриваются различные способы обеспечения обязательств, возникающих на основании заключения договоров. К таким способам ст. 329 ГК РК относит и банковскую гарантию, которая относится к неакцессорным способам обеспечения исполнения обязательств.
Банковская гарантия – новый для гражданского права Казахстана правовой институт [3]. Банковская гарантия не имеет широкого распространения в Казахстане. В свою очередь, в других странах, а также в отношениях казахстанских юридических лиц с иностранными организациями она используется достаточно часто. Существует даже система обычно-правовых норм по договорным гарантиям, которые в значительной степени предопределило содержание норм ГК о банковской гарантии.
Институт банковской гарантии в том виде, в котором он нашел закрепление в ГК, является принципиально новым для казахстанского законодательства. Гарантия, в том числе банковская, в гражданском законодательстве раньше квалифицировалась как разновидность договора поручительства [4, с. 24].
Однако сегодня законодательство позволяет разграничивать гарантию и поручительство по нескольким признакам (основания возникновения, характер, объем и порядок ответственности, различие обеспечиваемых ими обязательств). Наибольшую практическую распространенность имеют вопросы, связанные с применением признаков о характере и объеме ответственности гаранта и поручителя [5].
Так, в соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РК в силу гарантии гарант обязывается перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично солидарно с должником, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. В силу поручительства поручитель обязуется перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично субсидиарно (п. 1 ст. 330 ГК РК) [6].
Следовательно, правовое положение гаранта является более сложным по сравнению с поручителем, поэтому в настоящее время банковская гарантия имеет мало общего с поручительством. Более того, она стоит особняком в ряду других действующих способов обеспечения исполнения обязательств. Обусловлено это специфическими чертами гарантии, особым субъектным составом, достаточно своеобразным содержанием соответствующих правовых связей [4].
Итак, по своим внешним признакам банковская гарантия схожа с поручительством, однако, по основаниям возникновения, и по своему содержанию существенно от него отличается [7, с. 289]. Как обеспечительное средство банковская гарантия сходна с поручительством, поскольку ее использование предоставляет кредитору возможность реализовать свои права посредством получения денежной суммы не от должника, а от другого лица – гаранта. Вместе с тем действующее законодательство фактически признает ее самостоятельным способом обеспечения исполнения обязательств, обладающим особыми признаками [8, с. 55].
Основанием возникновения обязательства по банковской гарантии является односторонняя сделка – выдача гарантии [3].
По действующему законодательству в качестве гарантов могут выступать только банки. Банки второго уровня могут осуществлять выдачу банковских гарантий и поручительств на основании лицензии уполномоченного органа в соответствии с ГК РК и с учетом нормативных правовых актов уполномоченного органа, регулирующих порядок проведения указанных операций [9, с. 101].
Выдача банком банковской гарантии и поручительства должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил, гражданского законодательства Республики Казахстан, законодательства о государственных закупках, правил о внутренней кредитной политике и правил, определяющих общие условия проведения операций, утвержденных советом директоров банка. Выдача банком банковской гарантии или поручительства, а также предъявление требований по исполнению обязательств по банковской гарантии или поручительству в соответствии с Правилами предусматривает их оформление в письменной форме – договор банковской гарантии [10, с. 22].
В отношениях, возникающих в связи с обеспечением обязательства посредством банковской гарантии, участвуют три субъекта: гарант, должник и кредитор.
По своей правовой сути выдача банковской гарантии – это односторонняя сделка, поскольку:
- во-первых, для ее совершения требуется волеизъявление одной стороны – гаранта;
- во-вторых, выдача банковской гарантии юридически связывает гаранта возможностью предъявления кредитором требования исполнения обязательства, вытекающего из нее [2, с. 346].
В соответствии с ГК РК гарант имеет следующие права и обязанности:
- гарант не освобождается от ответственности, если он поручился за должника, о недееспособности которого им было заранее известно, в то время как кредитор об этом обстоятельстве не знал;
- гарант отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату неустойки, вознаграждения (интереса), судебные издержки по взысканию долга и другие убытки кредитора, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не установлено договором гарантии;
- гарант обязан до удовлетворения требования кредитора предупредить об этом должника, а если к гаранту предъявлен иск – привлечь должника к участию в деле;
- гарант вправе выдвигать против требования кредитора возражения, которые мог бы представить должник, если иное не вытекает из договора гарантии;
- гарант также вправе требовать от должника уплату неустойки и вознаграждения (интереса) на сумму, выплаченную кредитору, и возмещение иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника.
Согласно нормам ГК РК договор гарантии может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникает в будущем.
По общему правилу договор гарантии должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора гарантии.
Письменная форма договоров гарантии считается соблюденной, если гарант или письменно уведомил кредитора о своей ответственности за исполнение обязательства должником, а кредитор не отказался от предложений гаранта или поручителя в течение нормально необходимого для этого времени [9, с. 102].
В настоящее время ГК РК разделил правовое регулирование поручительства и гарантии, что привело ко множеству, неоправданных сложностей в правоприменительной практике и невозможности дать логическое истолкование ряду положений ГК [11, с. 33].
Так Законом РК от 11 июля 1997 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности» внесены изменения и дополнения в ГК, в частности, параграф 4 главы 18 изложен в новой редакции, изменившей правовое регулирование поручительства и гарантии.
Не вдаваясь в вопрос о целесообразности новой редакции, изменившей традиционные конструкции институтов поручительства и гарантии, хотелось бы обратить – с момента введения в действие указанного закона правовое регулирование поручительства поменялось на правовое регулирование гарантии и наоборот.
То, что являлось до введения в действие указанного Закона поручительством, стало гарантией, то, что было гарантией поручительством, и, соответственно, к поручительству и гарантии, возникшим до введения в действие указанного Закона, применяются нормы ГК без учета изменений, а к поручительству и гарантии, возникшим после введения в действие указанного Закона, применяются нормы ГК с учетом изменений [12].
Рыночная экономика предъявляет строгие требования к исполнению обязательств, поскольку ненадлежащее исполнение влечет жесткую имущественную ответственность. Для кредитного учреждения выдача банковской гарантии – ответственный акт. Нужно не только иметь свободные денежные средства, но и резервировать их под совершение банковской операции – выдачу гарантии.
Понимание банковской гарантии как способа обеспечения обязательства хозяйствующих субъектов предполагает анализ юридических свойств этого института и со стороны гражданско-правовой ответственности. Роль гражданско-правовой ответственности в теории гражданского права непосредственно предопределяется механизмом гражданско-правового регулирования имущественных отношений [3].
В теории гражданского права гарантия, как и другие гражданско-правовые обязательства, прекращается в силу ее исполнения – уплатой названной в гарантии денежной суммы, а также истечением срока действия гарантии. Однако согласно ст. 336 ГК РК гарантия прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для гаранта и поручителя, без согласия последних [7, с. 312]. Неисполнение или ненадлежащее исполнение гарантом своих обязательств, влечет применение к нему мер гражданско-правовой ответственности на общих основаниях. При этом размер ответственности гаранта не ограничивается суммой, на которую выдана банковская гарантия, если в ней прямо не предусмотрено иное, поскольку в данном случае гарант отвечает перед кредитором за собственные неправомерные действия [8, с. 57].
Применительно к банковской гарантии ответственность вытекает из факта невыполнения основного обязательства, исполнение которо- го гарантирует кредитное учреждение. Ответственность может возникнуть только из факта неисполнения основного обязательства, выполнение которого гарантировало бы своим денежным возмещением кредитное учреждение. Поэтому в судебной практике и не признается ответственность, которая бы основывалась не на неисполнении обязательства, а просто на факте предъявления документа в виде банковской гарантии к оплате.
Существующие пробелы в правовом регулировании на практике банки могут устранять самостоятельно, поскольку характер установлений в ГК гражданско-правового института банковской гарантии предоставляет здесь определенную свободу действий [3].
Как правило, в банковской практике в целях обеспечения исполнения кредитных обязательств обычно используются поручительство, банковская гарантия и залог. Однако сегодня нормы, регулирующие банковскую гарантию, содержат в себе серьезные проблемы. Применение банковской гарантии на практике порождает многочисленные споры. Следовательно, уже назрела необходимость изменить нормы, регулирующие банковскую гарантию и, в первую очередь, необходимо придать данному способу обеспечения акцессорный характер, что сразу же устранит массу проблем [8, с. 56].
Таким образом, банковская гарантия является формирующимся институтом отечественного гражданского права, который сложился с учетом международной практики в этой области. Банковская гарантия призвана обслуживать отношения предпринимателей при совершении ими крупных коммерческих сделок, и создает наиболее надежный механизм их обеспечения.
Литература
- Садиков О.Н. Гражданское право России. Обязательственное право. Курс лекций. – М.: Юристъ, – 763 с.
- Суханов Е.А. Гражданское право. Учебник. – Том Полутом 1. – М.: Издательство «БЕК», 2000. – 704 с.
- Кузеняткина М.А. Правовые способы обеспечения договорных обязательств //Интернет ресурс. Режим доступа: http:// ug.zanmedia.kz/
- Братусь Д.М. Понятие и признаки института исполнения обязательства // Юрист.– – № 1. – С. 23-28.
- Диденко А. Гарантия и поручительство в условиях рынка и их значение // Интернет ресурс. Режим доступа:http:// journal.zakon.kz/
- Алимбеков М., Тумабеков Д. О некоторых вопросах обеспечения исполнения обязательств //Интернет ресурс. Режим доступа: http://ug.zanmedia.kz/
- Брагинский М.И, Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. – М.: Статут, – 682 с.
- Еремычева И.И., Ермаков С.Л. Правовое регулирование и виды банковской гарантии // Право и экономика. – 2003. –№ 12. – С. 54-57.
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая и Особенная части). – А.: Юрист, – 356 с.
- Лоскутов И.Ю. Банковские гарантии и поручительства // Казахстанская правда. – – № 148-149. – С. 20-24.
- Диденко А. Гарантия как способ обеспечения исполнения контрактов // Юрист. – – №11. – С. 32-37.
- Казиева Г. Извлечения и комментарии к ГК РК // Интернет ресурс. Режим доступа:http://online.zakon.kz/