В данной статье автор раскрывает особенности субъектов общественности, взаимодействующих с исправительными учреждениями в Республике Казахстан, и на основе данного анализа определяет систему и перспективы развития субъектов общественного воздействия на осужденных в современный период.
Ранее мы в своих работах показывали, что на пенитенциарную систему любой страны оказывает существенное влияние тот политический и социальный климат, в котором эта система существует. Так и должно быть, поскольку тюрьмы существуют для обслуживания общественных интересов. Ответственность перед обществом, по нашему мнению, может выражаться по разному. И в этом отношении большую роль играют неофициальные механизмы, предусматривающие ответственность перед обществом.
И как следствие, возрастает роль общественных организаций и других общественных групп (субъектов), которые могут посещать (контролировать) и принимать участие в некоторых видах деятельности (воздействовать) на осужденных.
В любом правовом государстве с развитым гражданским обществом, имеются самые различные общественно-политические организации, – политические партии, профессиональные союзы и т.д. Особое место среди общественных формирований занимают религиозные объединения – местные религиозные объединения (общины), религиозные управления (центры), а также духовные учебные заведения и монастыри.
В современном Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан не упоминается такая форма участия общественности, как шефство трудовых коллективов и общественных объединений над исправительными и воспитательными колониями. Хотя, ранее в законе, такое шефство предусматривалось и было достаточно распространенным. В настоящее же время эта форма участия общественности практически не сохранилась.
Одной из разновидностей общественных организаций наших дней являются неправительственные организации – некоммерческая организация (за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений), созданная гражданами и (или) негосударственными юридическими лицами на добровольной основе для достижения ими общих целей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В нашем государстве, где отсутствует дискриминация по национальным и этническим признакам, большую роль играют многочисленные национально- культурные объединения объединения граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения своей этнической самобытности, развитие языка, образования и культуры.
На наш взгляд, вопросам правового аспекта участия общественности в решении проблем исправительных учреждений, уделяется недостаточно внимания. В частности, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан участию общественности в работе учреждений, исполняющих наказания, уделяет значительно меньше внимания, чем ранее действовавшее законодательство. УИК РК, в первую очередь, акцентирует внимание на тех органах и должностных лицах, которые должны работать с осужденными в силу их статуса и функциональных обязанностей.
Правда, статья 138 Уголовно-исполнительного кодекса в общей форме провозглашает, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Однако формы этого содействия раскрыты лишь применительно к воспитательным колониям. В Законе названы две из них – попечительский совет и самодеятельные организации осужденных.
Среди общественных объединений важное место занимает Общественный наблюдательный совет по вопросам уголовно-исполнительной системы, существовавший при Министре юстиции Республики Казахстан, который был создан в феврале 2004 года. Он был создан по итогам предварительного изучения опыта работы России, Белоруссии, Украины, Молдовы, Грузии, Армении, их модели взаимодействия государственных органов с неправительственными организациями в части осуществления общественного контроля над деятельностью пенитенциарных систем в русле реформирования и улучшения деятельности уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан. Деятельность данного Совета была направлена на гуманизацию уголовно-исполнительной политики государства, приближение условий содержания осужденных к международным стандартам, координации взаимодействия гражданского общества и уголовноисполнительной системы РК и носит консультативно-совещательный характер.
В настоящее время, в связи с передачей уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства внутренних дел, данный Совет начал свою деятельность в вышеуказанном ведомстве с 2012 года [1].
Подобные советы или комиссии имеются в ряде зарубежных стран, и образование Общественного совета по вопросам уголовно-исполнительной системы при Министре юстиции Республики Казахстан позволило, прежде всего, повысить прозрачность УИС. На наш взгляд, это еще одно звено систематического и независимого контроля по соблюдению прав и законных интересов осужденных, предусмотренных Конституцией, законами и нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
В состав Совета вошли представители систем здравоохранения, образования, общественных объединений, неправительственных организаций, депутаты Парламента Республики Казахстан. Председателем совета единогласно избран Хасан Валиев – директор фонда «Восток Запад», кандидат юридических наук.
В феврале 2004 года под председательством Министра юстиции состоялось первое организационное заседание Общественного наблюдательного совета. На заседании было рассмотрено состояние мониторинга за деятельностью уголовно-исполнительной системы МЮ Республики Казахстан, утверждены состав, план работы Совета разработано и утверждено Положение Совета, в котором определены цели и задачи, сфера деятельности и полномочия. Общественному совету разрешено проводить мониторинги исправительных учреждений, представлен доступ к имеющейся информации и непосредственно к осужденным [2, с. 1].
В соответствии с Планом работы Общественного наблюдательного совета по вопросам уголовно-исполнительной системы при министре юстиции Республики Казахстан было проведено посещение 42 исправительных учреждений и следственных изоляторов в Акмолинской, Алматинской Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях и г. Астана [3, с. 16].
С учетом современных реалий, многие ученые, общественные деятели считают необходимым расширить диапазон привлечения общественности к решению проблем исправительных учреждений.
Доктор юридических наук, профессор Е.И. Каиржанов придерживается такого же мнения и высказывает прогноз на будущее: «о расширении влияния общественности в предупреждении преступности, а также в исправлении осужденных» [4, с. 20].
Один из ведущих отечественных ученых, профессор Д.С. Чукмаитов. считает, что «гражданское общество в его современном понимании представляет собой, на наш взгляд, рациональный способ сосуществования людей, основанный на свободе, праве и демократии, при разумно необходимом и постоянно минимизируемом вмешательстве государства. Именно такой подход создает условия для гармоничного использования двух регуляторов общественных отношений: силового и социокультурного» [5, с. 33]. Доктор юридических наук, профессор А.Б. Скаков совершенно справедливо предлагает, «в целях строгого соблюдения законности правоохранительными органами во время исполнения наказаний, а также обеспечения широкого участия общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными, в УИК РК необходимо ввести норму, регламентирующую общественный контроль. Кстати, общественное воздействие на осужденного как средство его исправления предусмотрено ст.7 УИК РК» [5, с. 51].
Именно в связи с появлением подобных замечаний и предложений в новый Уголовно-исполнительный кодекс РК было внесено дополнение: статья 19-1 Общественный контроль.
Особое место в структуре общественных организации занимает местное самоуправление форма самоорганизации граждан по месту жительства в пределах определенных поселений в целях самостоятельного решения ими вопросов местного значения непосредственно или через создаваемые органы (институты) местного самоуправления.
Нельзя не отметить и того, что в исправительных колониях и сейчас создаются Советы воспитателей при начальнике отряда, в который входят сотрудники разных служб учреждения, учителя общеобразовательной школы, функционирующей при исправительном учреждении, мастера производственного обучения и преподаватели профессиональных школ. В Совет могут входить также представители шефствующих организаций.
Задачи Совета – оказание помощи начальнику отряда в работе с осужденными. Нередко отдельные члены Совета закрепляются за наиболее трудными в воспитательном отношении осужденными и шефствуют над нами.
В некоторых колониях Павлодарской области и сейчас практикуется такая форма воспитательной работы, как приглашение для встреч с осужденными знатных людей страны, ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны, а также бывших осужденных, которые ныне успешно работают.
Об органах общественности имеются самые разнообразные мнения. В частности, Д.С. Чукмаитов считает, что «важнейшими структурными элементами гражданского общества, участвующими в оказании помощи осужденным, деятельности всей УИС, являются добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей: семья, попечительские советы, различные ассоциации и общественные объединения, члены религиозных и культурных организаций и т.д.» [5, с. 34-35].
Директор экспертного института Европейского права и прав человека, эксперт Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, доктор юридических наук М.С. Башимов высказывает мнение, что «кроме профессиональных союзов, граждане могут создавать и другие организационно-правовые формы общественных объединений для защиты общих интересов и достижения общих целей, например, общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности» [6, с. 28].
Необходимо отметить и то, что Закон Республики Казахстан, «Об общественных объединениях» принятый 31 мая 1996 года, в статье 5 раскрывает в полном объеме понятие общественного объединения и его правовую и содержательную характеристику [7].
Заметим, что общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству.
Казахстанский исследователь М.Н. Баранов также указывает на несколько форм самоорганизации общественного влияния на преступность в целом и отдельных ее составляющих: «сходы граждан, советы общественности, комитеты территориального общественного самоуправления, товарищеские суды, молодежные отряды содействия полиции и др. Перспективным, на его взгляд, может стать такая форма организованного общественного воздействия на «свободных» осужденных, как участие органов местного самоуправления в исправлении осужденных» [8, с. 12].
М.Н. Баранов под «свободными» осужденными подразумевает осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы. В этой связи, перечисленные казахстанским ученым, субъекты общественного воздействия могут быть привлечены к исправлению только вышеупомянутой категории осужденных. Поскольку мы ведем речь об общественном воздействии на лиц осужденных к лишению свободы и соответственно, о субъектах взаимодействующих с исправительными учреждениями, мы разделяем точку зрения ученых-правоведов Д.С. Чукмаитова и М.С. Башимова в этом вопросе.
Таким образом, имеющаяся практика участия общественности в исполнении лишения свободы и исправлении осужденных, а также личные наблюдения автора, являющегося в течение последних шести лет заместителем начальника Управления КУИС Павлодарской области по воспитательной работе, позволяют предложить следующую систему субъектов общественного воздействия:
- общественный наблюдательный совет по вопросам уголовно-исполнительной системы при Министре юстиции Республики Казахстан;
- общественные наблюдательные комиссии (далее – ОНК);
- национальные превентивные механизмы;
- попечительский совет;
- родительский комитет;
- самодеятельные организации осужденных;
- комиссия исправительного учреждения;
- религиозные объединения;
- общественные, благотворительные фонды;
- коллективы производств, учебных заведений (вузов, колледжей и т.д.);
- политические партии;
- профсоюзы;
- движения;
- органы местного самоуправления;
- национальные культурные центры;
- отдельные граждане;
- иные субъекты, не предусмотренные законодательством и не противоречащие целям исправления осужденных. Кстати, следует отметить, что некоторые известные исследователи, в частности, Л. Сыдыкова отмечает вышеуказанную систему как «переходную» [9].
К сожалению, на наш взгляд, в настоящее время происходит сужение диапазона участия общественности в работе исправительных учреждений, которое нами объясняется, следующим обстоятельством: передачей уголовноисполнительной системы в ведение МВД, что означает смещение акцентов – раскрытие и расследование преступлений, тогда как такое ведомство, как Министерство Юстиции (Справедливости) всё-таки стоит на позиции правотворчества, соблюдение прав и свобод человека и т.д. Что касается анализа Уголовно-исполнительного Кодексов Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, то здесь, следует отметить, что существенных расхождений в вышеуказанных кодексах не имеются, за исключением, наличия в законодательстве Российской Федерации отдельного Федерального Закона регламентирующего деятельность субъектов общественности, взаимодействующих с уголовно-исполнительной системой [10].
Важно отметить, что в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан, об Общественном наблюдательном совете ничего не говорится. Поэтому было бы целесообразно компетенцию этого органа законодательно закрепить, что будет способствовать повышению эффективности работы и соответствовать принципу законности.
В действующем уголовно-исполнительном законодательстве имеются существенные недочеты в вопросах регламентации деятельности указанных выше субъектов общественного воздействия. Так, уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены только 4 субъекта общественного воздействия, а именно: родительский комитет, попечительский совет, самодеятельные организации осужденных и общественная наблюдательная комиссия. При этом последняя осуществляет только контроль, не затрагивая вопросов исправления осужденных. Первые два, как представляется, осуществляют
«внешнее» общественное воздействие, а самодеятельные организации осужденных, наоборот, осуществляют «внутреннее» общественное воздействие: воспитание в коллективе и через коллектив, а также самовоспитание осужденных. Другие субъекты общественного воздействия действуют только на основании инструкций, приказов и других ведомственных нормативных правовых актов. Возможно, назрела необходимость совершенствования уголовно-исполнительного законодательства для последующего создания правовых основ всем субъектам общественного воздействия.
В этой связи, необходимо разработать и принять нормативный правовой акт, расширяющий формы участия общественности в процессе исполнения наказаний.
Литература
- Указ Президента Республики Казахстан «О пенитенциарной системе» от 26.09.2011 года.
- Первое заседание Общественного наблюдательного совета // Исполнение наказаний. – – № 2 (16). – 42 с. 3 Заседание Общественного наблюдательного совета // Исполнение наказаний. – 2004. – № 8 (22). – 42 с.
- Каиржанов Е.И. О классификации оснований гуманизации уголовного законодательства // Уголовно-исполнительная система: перспективы реформирования и проблемы подготовки кадров: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию учебного заведения. 3 ноября 2006 г. – Костанай: КЮИ КУИС РК, 2006. – 332 с.
- Чукмаитов Д.С. Перспективы совершенствования уголовноисполнительной системы Казахстана в условиях гражданского общества // Уголовно-исполнительная система: перспективы реформирования и проблемы подготовки кадров: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию учебного заведения. 3 ноября 2006 г.–Костанай: КЮИ КУИС РК, 2006. – 332 с.
- Башимов М.С. Институт омбудсмена – инструмент защиты прав и свобод человека (мировой опыт). – Астана, 2007. – 132 с.
- Закон Республики Казахстан «Об общественных объединениях» от 31 мая 1996 г. // Ведомости Парламента РК, 1996. –№ 8-9. – 234 с.
- Баранов М.Н. Общественное воздействие как одно из основных средств исправления осужденных к наказаниям, не связанным с л/свободы // Актуальные проблемы исполнения наказаний не связанных с л/свободы. Материалы поискового исследования. Сост: Назмышев Р.О., Коновалова Л.В. – Костанай: КЮИ КУИС МЮ РК, 2007. – 44 с.
- Из выступления на заседании Диссертационного Совета Д20.14.10 д.ю.н. Сыдыковой Л.Ч. 26 ноября 2010 года, Алматы.Академия МВД РК.
- Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики от 13 декабря 1999 года № 142 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.03.2013 г.).