Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

500-летие Реформации и ее историческая роль (социально–религиеведческий анализ)

Аннотация

Статья посвящена 500-летию Реформации, которому христианство мира посвятило весь 2017 год. Автор подробно рассказывает о возникновении Реформации и её генезисе, посвятив ряд страниц основателю Мартину Лютеру, его духовным исканиям, приведшим к открытому выступлению против Римско-католической церкви. Протестантизм явился вторым крупнейшим по своим последствиям расколом в христианстве. Но и в самом протестантизме произошло дальнейшее деление на первичные и вторичные протестантские церкви, а затем вторичный протестантизм дал жизнь неопротестантизму, или «третьей волне». 

2017 год для всего христианского мира – год особый, год 500-летия Реформации. Это движение, «направленное на то, чтобы реформировать Римско-католическую церковь, очистить её от искажений и вернуть христианству первоначальную чистоту, привело к возникновению новой разновидности христианства – протестантизму» [1]. По значимости Реформацию часто сравнивают с Возрождением. И это совершенно объективно, ибо и Протестантская реформация, и Возрождение определили «содержание исторической эпохи перехода от феодального общества к индустриальному, от средневековой религиозности к светской европейской культуре Нового времени» [1].

Но для христиан (прежде всего протестантов) самым важным является то, что «одним из факторов, определяющих успех Реформации, является возвращение Европы к Священному Писанию как авторитетному Слову Бога» [2].

Протестантизм явился вторым крупнейшим по своим последствиям расколом в христианстве (первый – между католицизмом и православием в 1054 г.). Это произошло уже в XVI веке.

Начало Реформации связано с именем Мартина Лютера (1483-1546). Это был очень талантливый человек. Профессор богословия и крупный знаток немецкого языка, он первым перевел на этот язык Библию. Большой вклад внес как композитор, теоретик музыки и т.д.

Один из выдающихся российских специалистов по Реформации, академик Л.Н. Митрохин (1930-2005) в статье о Лютере для Новой философской энциклопедии очень точно и лаконично, на наш взгляд, описал духовные искания великого реформатора, который, испытав острый духовный кризис, поступил в августинианский монастырь, в 1506 г. постригся в монахи и принял духовный сан в 1507 г., а в 1512 г. получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики Виттенбергского университета.

«Уже в монастыре, - пишет Лев Николаевич,- Лютер испытал гнетущее чувство собственной грехов- ности и неизбежности небесной кары, которое не могли смягчить ни молитва, ни истовое служение. Мучительно размышляя: «Где мне найти милосердного Бога?», он особое внимание обратил на Послание к римлянам, в котором говорится, что в благовестовании Христовом «открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведною верою жив будет» (Рим. 1:17). Его озарила догадка: божественная справедливость выражается не в наказании или воздаянии, но в высшей милости, которая никак не зависит от поведения человека, но даруется по абсолютно суверенной воле Господа и проявляется в личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Такая вера не рассудочный выбор или умственное душевное согласие с церковной догматикой, но безраздельное доверие к Спасителю, состояние полного смирения и «сокрушения сердца» человека, осознающего свое полное ничтожество и неискоренимую греховность. Такова суть знаменитой концепции sola fide (спасение только верой) - догматического фундамента протестантизма»[3].

31 октября 1517 г. он выступил с открытым протестом, заперев храм, в котором был священником, и прибив на дверь знаменитые 95 тезисов. Это, по образному выражению Ф.Энгельса, был «удар молнии в бочку пороха». Поводом послужил приезд в г. Виттенберг, где жил и служил М.Лютер, посланника Рима для массовой распродажи индульгенций. Первоначально считавшаяся осязаемой наградой за послушание, индульгенция к тому времени превратилась в ходовой товар. Вот и на этот раз их продавали, чтобы собранные деньги направить на строительство Собора св. Петра в Риме.

Горожане, особенно молодежь, с восторгом восприняли смелый поступок Лютера, однако в Риме эта «дерзость» получила совсем другую оценку. Папа потребовал, чтобы Лютер прибыл в Рим для объяснений. Но он не только ответил отказом, а даже сжег папскую буллу, отлучающую его от церкви.

Город бурлил. Церковь была застигнута врасплох. А когда она решилась открыто выступить против Лютера, он уже был защищен своей огромной популярностью в Германии. Выступления Лютера и его сторонников принимали все более радикальный характер. Если раньше речь шла о злоупотреблениях католической церкви, то теперь уже отвергается авторитет церковной иерархии и «Священного Предания», выдвигается требование устранить священников-посредников между Богом и человеком, упростить многие обряды, покончить с почитанием мощей, прекратить паломничество, закрыть монастыри и т.д., а единственным авторитетом в вопросах веры провозглашается Священное Писание (Библия), при этом право ее интерпретировать предоставляется каждому верующему.

«Мысли и чаяния души не могут быть никому подвластны, кроме Бога, - провозглашал Мартин Лютер, - поэтому нелепо и невозможно повелениями принудить кого-либо верить так, а не иначе…»

Протестантизм учил, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей. Это – учение о «мирском призвании», о том, что, прежде всего, в добросовестном труде воплощает человек христианские заповеди. Всякий труд ценен, важен его нравственный мотив, а также прилежание и упорство. Мартин Лютер писал: «Если ты спросишь последнюю служанку, зачем она убирает дом, доит коров, моет клозет, то она может ответить: я знаю, что моя работа угодна Богу, о чем мне известно из его слов и наказа».

По Лютеру, душа каждого непосредственно предстанет перед Богом, в ней звучит голос Божий.

Человек может спастись только при помощи веры, которая даруется непосредственно Богом.

Американский теолог, профессор Роберт Преуз писал: «Влияние, оказанное Мартином Лютером на Западный мир, да и на все Западное общество, значительно превосходит влияние любого другого религиозного лидера, жившего со времен апостолов Христа»[4].

Лютер хотел реформировать Церковь изнутри. Он был убежден, что его учение сохраняет верность Библии и символам веры и выступает лишь против более поздних дополнений. Но, как только наступил окончательный разрыв с официальным Римом, а он был оформлен в 1521 г. в виде документа «Аугсбург- ское исповедание», который составил друг и систематизатор учения Лютера – Филипп Меланхтон, Лютер столкнулся с трудной задачей перестройки и реформирования отколовшейся части. Для ее решения он заручился поддержкой светских правителей.

Почему идеи Лютера нашли такую широкую поддержку в Германии, а затем и Скандинавии? Во- первых, немецкое крестьянство и бюргерство тяготилось феодальным укладом жизни, освященным католической церковью, во-вторых, немецкие князья были недовольны постоянным опекунством и мелочным вмешательством Рима в их дела, экономическим, политическим и духовным засильем католицизма, они добивались и в конце концов добились права самим выбирать религию для себя и своих подданных. В 1529 г. рейхстаг попытался лишить их этого права. Но немецкие князья его опротестовали. Отсюда и возникло название «протестантизм».

С самого начала своего возникновения реформаторское движение не могло быть социально одно- родным, так как слишком разные интересы были у различных слоев немецкого общества. Поэтому в нем образовалось два течения: умеренное (бюргергско-княжеское), возглавляемое самим Лютером, и радикальное (крестьянско-плебейское), во главе которого стоял один из вождей Крестьянской войны в Германии 1524-526 гг. Томас Мюнцер (1490-1525), казненный после поражения организованного им ополчения.

В результате победу одержало первое направление, которое больше отвечало интересам нарождаю- щейся буржуазии. Так сформировалось лютеранство (сами лютеране называют себя «евангельско- лютеранскими христианами», а первоначально последователей Лютера называли протестантами).

При жизни Лютер запрещал пользоваться его именем для названия движения на том основании, что «ничего нового не выдумал и своего не приложил, а проповедовал Евангелие, как оно написано». Однако после смерти Лютера его имя в «благодарность человеку Божию» его последователями было внесено в название церкви, а его краткая биография помещена в катехизисе и гласит:

«Мартин Лютер, дорогой и благословенный учитель Священного Писания», «преобразовавший» Церковь Божию. Мартин Лютер – сын рудокопа – родился 10 ноября 1483 г. в Эйслебене. В 1512 г. он стал учителем Священного Писания в Виттенберге. В 1517 г. начал во имя Бога дело реформации, потом перевел Библию на немецкий язык, написал краткий и пространный катехизис и много других назида- тельных книг. В 1546 г. 18 февраля он блаженно скончался в Эйслебене и похоронен в дворцовой церкви в Виттенберге».

Богословие евангелическо-лютеранской церкви изложено в вероисповедных книгах. К ним относятся:« Аугсбургское исповедание», о котором говорилось выше; «Апология Аугсбургского исповедания»; «Шмалькальденское постановление (артикулы)»; «Малый катехизис»; «Большой катехизис». После смерти Лютера возникли разногласия между его последователями, которые были окончательно улажены в 1580 г. объединяющей формулой конкордии (согласия), которая закрепила неизмененными эти книги. В таком виде они вошли в священную книгу лютеран «Книгу Согласия» (1580 г.).

Современная лютеранская церковь, основывая свое учение на Библии, придерживается ее истолкования, данного в богословских трудах М.Лютера, и вероучении, изложенном в «Книге Согласия».

Формы ее управления восходят также к временам Лютера, когда церковь, освободившись от власти папы, была поставлена в зависимость от светских властей.

Лютеранская церковь построена по демократическому принципу: пасторы приглашаются общиной, управление церковью осуществляется выборными церковным советом и пастором. В местных условиях в своих духовных делах она является автономией.

До середины ХХ века лютеранские церкви, каждая из которых возглавляется епископом, не имели общего руководства. Но необходимость координации привела к тому, что с 1923 г. лютеране объединились во «Всемирную Лютеранскую Конференцию», а в 1947 г. в Лунде (Швеция) Конференция была преобразована в «Лютеранскую Всемирную Федерацию» и была принята Конституция, которая стала основой вероучения. В статье II говорится: «Лютеранская Всемирная Федерация» признает Священное Писание Ветхого и Нового Заветов единственным источником и непреложной нормой всякого учения и всякого действия Церкви. Она видит в исповеданиях лютеранских церквей, в особенности же неизменном «Аугсбургском исповедании» и в «Малом катехизисе» Лютера, правильное изложение Слова Божия.

В Казахстане лютеранство имеет давние исторические корни. К нам оно пришло еще во времена присоединения Казахстана к России. В составе русской армии, которая осуществляла военные операции на территории нашей страны, было немало немцев, исповедующих это вероучение. Столыпинские реформы ускорили данный процесс. Среди тех, кто был переселен в завоеванный край, многие являлись лютеранами. Однако основной приток протестантов, в том числе и лютеран, произошел уже в советское время, в связи с массовой депортацией немцев и поляков.

Лютеранство в Казахстане представлено тремя основными направлениями: Евангелическая церковь, возглавляемая епископом, управление епархией осуществляется из Астаны; Братские лютеране (они центра не имеют); Последователи Синода Миссури.

Все они базируют свое вероучение на Аугсбургском исповедании веры и отличаются лишь некоторыми особенностями культа. Акцент делают на доброту и милость Бога, который скорее предпочитает простить виновного, чем наказать невинного («синоцентризм»). Поэтому между собой не только не конфликтуют, но и оказывают всяческую, в том числе и материальную, поддержку.

Реформаторские идеи Лютера нашли своих еще более радиальных последователей в Швейцарии – Ульриха Цвингли (1484-1531) и Жана Кальвина (1509-1564).

У.Цвингли развернул свою деятельность в городе-государстве Цюрихе. Он закрыл монастыри, изгнал из церкви живопись и музыку. Он считал, что в своих реформах Лютер и его соратники остановились на полпути. Судьба У.Цвингли трагична: он погиб в сражении с католиками, сопровождая войско протестантов в качестве священника.

Ж.Кальвин реализовал свои реформаторские идеи в городе-государстве Женеве. Их он изложил в труде «Наставления в христианской вере», окончательный вариант которого был издан в 1559 г. Его учение составило основу самостоятельному вероисповеданию в протестантизме – кальвинизму и гораздо более последовательно выразило буржуазную сущность реформации. Он сверг институт духовенства и утвердил полную независимость каждой религиозной общины (конгрегации), управляемой консисториями (пастор, диакон и избираемые верующими старейшины). Делегаты от провинциальных консисторий составляют синод, созываемый ежегодно.

Главное в учении Кальвина – догмат об абсолютном предопределении, согласно которому Бог уже изначально предопределил судьбу людей, предначертав одним – адские муки, а другим – райское блаженство. Поэтому людям нечего предпринимать усилия, чтобы что-то изменить. Главной формой служения Богу является труд. Если в труде ему сопутствует удача, значит уготовано и блаженство в загробном мире. Таким образом всячески поощряются личная активность и деловая инициатива, успехи в предпринимательской деятельности. Все это расценивается как деятельное служение Богу. Одобряется и мирской аскетизм. Нравственно-религиозные предписания отличаются не только простотой, но и суровостью. Церковь должна следить за религиозным и нравственным поведением людей. Все ее предписания приобретают силу законов, которые обязаны неукоснительно выполнять не только верующие, но и государство.

Последователями Кальвина во Франции стали знаменитые гугеноты, в Англии и Шотландии – пресвитериане (сегодня пресвитерианская церковь имеет последователей в самых разных странах мира).

Реформаторское движение в Англии явилось началом создания англиканской церкви – наименее радикальной модификации протестантизма. Это движение возглавил король Генрих VIII (1491-1547). Его тяготила власть Ватикана, к этому примешивались еще и личные обиды: отказ папы Римского благословить развод и второй брак. Но главные мотивы – политические (укрепление мощи Англии перед угрозой таких католических стран, как Франция и Испания) и экономические (возможность пополнить казну за счет церковного и монастырского имущества). Противостояние закончилось тем, что в 1553 г. Генрих VIII был отлучен от католической церкви посмертно, а в 1554 г. английский парламент объявил церковь Англии независимой от Рима. С этого времени и по сегодняшний день англиканскую церковь возглавляют король или королева, они же назначают архиепископов Кентерберийского и Йоркского.

Центр англиканской церкви – Кентерберийская епархия. Эта церковь стала как бы «средней линией» между католицизмом и протестантизмом. Одна интересная особенность: к священству здесь допускаются женщины.

Хотя и лютеранство, и кальвинизм, и англиканство имеют свои специфические особенности, но всех их объединяет одно: они первичные протестантские церкви.

Вторичными протестантскими церквами являются те, которые возникли на основе лютеранства и кальвинизма, но в ходе формирования внесли в свои учения и культовую практику определенные изменения. Таких формирований в мире очень много.

Наиболее известными вторичными протестантскими церквами являются объединения баптистов, адвентистов, меннонитов и других.

Вторичный протестантизм дал жизнь неопротестантизму, или «третьей волне». Сюда можно отнести такие деноминации, как Церковь Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Новоапостольская церковь, пятидесятнические харизматические церкви и т.д.

Протестантизм сегодня, особенно неопротестантизм, все больше и больше расширяет свое влияние в мире, несмотря на те огромные усилия, которые предпринимают и католическая, и автокефальные православные церкви для сохранения своих позиций в регионах, традиционно исповедующих их учения.

Мы являемся свидетелями образования и быстрого распространения все новых и новых деноминаций.

 

Список использованных источников:

  1. Новая философская энциклопедия в четырех томах. – Том третий (Н-С). М.: «Мысль», 2001. С.451.
  2. Христианский журнал «Вера и жизнь», №3. С.4.
  3. Новая философская энциклопедия в четырех томах. – Том второй (Е-М).– М.: «Мысль», – С.467-468.
  4. См.: Лютер Мартин. Избранные произведения. – СПб., 1995. – С.3. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.