Политическая природа правовой культуры

Аннотация

В статье на конкретных материалах Казахстана рассматриваются актуальные вопросы политической природы правовой культуры: теоретические аспекты политической природы правовой культуры; политические особенности формирования и развития правовой культуры населения; политические аспекты правового сознания как критерия зрелости правовой культуры общества; комплексно-политическая характеристика воспитания правовой культуры населения. В статье отмечается, что политологическое определение правовой культуры выражает по существу социально-политическую связь и взаимодействие личности, государства и общества, и в этом своем качестве такая оценка выступает как системно-политическая характеристика правовой культуры. Вместе с тем в статье уделено внимание и дискуссионным вопросам.

Развитие политической системы общества и социально-политических процессов тесно связано с правовой культурой. Поэтому без учета этой связи не может решаться ни одна политическая, социальноэкономическая проблема.

Проблемы развития политической системы общества характеризующегося сложностью и противоречивостью, особенно уровнем правовой культуры, занимают исключительно важное место. В условиях перехода постсоветского общества к рыночным отношениям и радикальных перемен-реформ, модернизаций, происходящих в нашей стране и в мире в целом, необходимость глубокого политологического осмысления этих проблем усилилось и является велением XXI века. Сегодня и мировой, и казахстанский опыт свидетельствует, что правовая культура, выражающаяся в правовой политике общества, имеет конкретно-историческое содержание.

Следует сказать, что сущность правовой культуры определяется типом общественно-политических, правовых отношений и культурой вообще. Правовая культура служит механизмом развития страны, обусловленного необходимостью взаимодействия личности, государства и общества. В связи с этим следует отметить, что изучение правовой культуры является приоритетным и для Республики Казахстан. Президент Н.А.Назарбаев говорил: «При движении в число 30 развитых стран мира нам необходима атмосфера честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры» [1].

Следует подчеркнуть, что политическо-правовая культура и ее проблематика всегда волновала человечество и казахстанский народ. Как известно из истории, в XIX-XX веках на основе политикоправовых противоречий произошло около 200 войн, конфликтов, восстаний, бунтов, мятежей, путчей, в которых, по нашим подсчетам, погибли и были покалечены жизни приблизительно 1,2 млрд. человек. А в Казахстане только в ХХ веке были нарушены права и свободы миллионов человек [2].

Все это свидетельствует о том, что проблема правовой культуры представляет собой сложный и многогранный феномен, требует пристального внимания и изучения. Поэтому перед учеными стоят задачи всестороннего исследования новых явлений и процессов правовой культуры и теоретического обобщения, которое может способствовать решению насущных политологических и социально-правовых проблем. Надо отметить, что проблема правовой культуры в СНГ, в том числе Казахстане, пока не нашла достаточного освещения в работах ученых, прежде всего политологов, как самостоятельное исследование. Поэтому изучение на конкретных материалах процессов правовой культуры Республики Казахстан, где есть теория ее развития, важно и необходимо не только Казахстану, но и другим странам, народы которых недавно вступили на путь самостоятельного развития и строят новую демократическую жизнь.

Надо сказать, что правовая культура Казахстана выступает как политическое явление, имеющее ярко выраженную целевую направленность, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой, социально-политической реальности в ее функционировании, генезисе. Она относится к системе общеказахстанской, общечеловеческой ценностей. Это неотъемлемый компонент казахстанского демократического общества, подчиненности правового государства гражданскому обществу, гарантиирующему права и свободы казахстанца, человека. И, наконец, правовая культура Казахстана представляет собой совокупность всех компонентов правовой системы страны в их реальном функционировании в интересах прогрессивного развития социально-политической реальности страны.

Следует сказать, что правовая культура Казахстана как социально-политический феномен в совокупности составляющих ее структурных элементов более масштабный, чем казахстанское право детерминирована всем многообразием социально-политической, культурно-экономической жизни казахстанского народа.

В связи с этим следует подчеркнуть, что политологическое определение правовой культуры Казахстана выражает по существу социально-политическую связь и взаимодействие личности, государства и общества, и в этом своем качестве такая оценка выступает как системно-политическая характеристика правовой культуры в контексте политического процесса. Правовая культура Казахстана – это определенный характер и уровень деятельности личности казахстанца, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Кроме того, правовая культура Казахстана может существовать и как результат культурной деятельности в сфере права, политики.

Политико-правовая действительность Казахстана реально показывает, что субъекты правовой культуры стремятся использовать позитивное право в качестве достижения политических целей и решения политических задач, а значит, прилагают усилия к тому, чтобы оказывать влияние на государственную политику в сфере правового регулирования и, при благоприятном стечении обстоятельств, доминировать в ней.

В связи с этим следует сказать, что субъекты правовой культуры Республики Казахстан являются объектами политологического исследования. В научной литературе они еще недостаточно изучены. Чтобы правильно понять субъекты правовой культуры Казахстана, прежде всего, необходимо отметить, что реальные возможности различных субъектов правовой культуры Республики Казахстан не равны, поскольку одни из них могут более или менее влиять на процесс выработки и реализации правовой культуры, в то время как другие его целиком определяют. Например, особое место в системе политики правовой культуры казахстанского общества отводится государству, ибо оно – в нашей стране выступает как самая массовая организация, охватывающая всех граждан, проживающих в его границахтерриториях. Оно объединяет вокруг себя самые различные слои населения.

Надо отметить, что политическими субъектами правовой культуры могут выступать от имени государства Парламент, Президент, Правительство в целом и глава Правительства в отдельности, Центробанк, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, другие министерства, государственные комитеты и комиссии, иные центральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти и управления субъектов Республики Казахстан.

Следует сказать, что политические субъекты правовой культуры Республики Казахстан влияют не только на создание гражданского общества в стране, но и защищают права и свободы, честь и достоинство человека.

Правовая культура Республики Казахстан разрабатывается, осуществляется на основе взаимодействия всех субъектов, входящих в политическую, правовую систему казахстанского общества, и получает концентрированное выражение в республиканских целевых программах, доктринах, концепциях развития, в международных договорах Казахстана, в законах и иных нормативно-правовых актах Республики Казахстан, а также в других официальных политико-правовых документах. Правовая культура Республики Казахстан это деятельность субъектов-государства, политических партий, общественных движений, индивидов и их объединений в Казахстане в сфере правового регулирования, состоящая в выработке и реализации политико-правовых идей стратегического и тактического характера.

Для того чтобы понять содержание правовой культуры, необходимо рассмотреть принципы правовой культуры как предмета политологического исследования.

Чтобы правильно понять политических принципов правовой культуры Казахстана, прежде всего необходимо выяснить термин «принцип». При политологическом исследовании принципов правовой культуры Республики Казахстан мы, с одной стороны, опираемся на лингвистическое понимание слова «принцип», имеющее в переводе с латинского языка различные значения: исходное положение теории, учения; руководящая идея, правило поведения; внутреннее убеждение, взгляды [3]. С другой стороны, исходим из того, что в социально-политической науке под принципами понимаются прежде всего исходные положения, идеи [4], а также требования, которые лежат в основе политического явления. Именно такой смысл и вкладывается нами в понятие «принципы» правовой культуры Казахстана.

В этом контексте принципы правовой культуры Республики Казахстан можно определить как исходные определяющие идеи, установки состов-ляющие нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования правовой культуры страны.

Таким образом, принципы правовой культуры Республики Казахстан есть то, на чем основаны формирование и динамика ее действия, что позво-ляет опредлить политическую природу казахстанской правовой культуры как таковой.

Как подтверждает казахстанский опыт, правовая культура, прежде чем соответствовать своему предназначению должна иметь систему руководящих идей, начал, то есть систему определенных научных принципов, благодаря которым, она приобретает стабильность, устойчивость, стройность, гармоничность, предсказуемость. Следовательно, принципы в концентрированном виде выражают суть правовой культуры страны. Без опоры на систему руководящих принципов реализация задач правовой культуры Республики Казахстан становится нереальной.

К системе принципов правовой культуры Республики Казахстан, по нашему мнению, можно отнести только те положения, в которых расскры-вается главное, магистральное, существенное в ее содержании. Например, определение приоритетных направлений перспектив развития казахстанского законодательства, оснований, характера, объемов и пределов применения мер правового воздействия и т.д.

В связи с этим следует сказать, что к общим принципам правовой культуры Республики Казахстан можно отнести: научную обоснованность; реалистичность; объективность; обусловленность потребностями развития народа, общества; предсказуемость; легитимность; демократический характер; справедливость; социальная направленность; гуманизм; гласность; сочетание интересов личности и государства, национального и общечелове-ческого; приоритетность прав человека, соответствие международным стандартам. Нам думаются, что в этих принципах достаточно четко сформу-лированы требования казахстанского общества к правовой культуре. При этом, с учетом изложенных выше суждений можно сделать вывод: во-первых, принципы правовой культуры Республики Казахстан это исходные определяющие идеи, требования, установки, состовляющие нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования казахстанской правовой культуры; во-вторых, основным требованием к результативности правовой культуры Республики Казахстан выступает повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности. Это может выражаться в обеспечении гарантированности статуса граждан [5], в возможности планировать свою жизнедеятельность на перспективу, в согласованности и предсказуемости действий политической власти, и в определении приоритетов правовой культуры Казахстана.

Поскольку в политической науке вплоть до последнего времени такой вопрос, как приоритеты правовой культуры Республики Казахстан в целом практически не изучался, то и проблема его политических приоритетов в казахстанском обществе, естественно, не возникала. Между тем, вопрос этот, при его очевидной неизученности, чрезвычайно актуален и значим как для теории, так и для практики Казахстана.

Следует сказать, что приоритеты правовой культуры – это наиболее первостепенные ориентиры деятельности государства, общества в сфере политико-правового регулирования.

Изучение нормативно-правовой базы и политических документов Казахстана показывает, что на практике нет единообразного подхода к решению вопроса о приоритетах правовой культуры. Достаточно хаотично принимаются на разных уровнях отдельные нормативно-правовые акты, которые не подчинены единому началу, объединяющей идее, никак не связаны между собой, а иногда и противоречит друг другу.

В связи с этим надо сказать, что к вопросу о приоритетах правовой культуры Республики Казахстан следует подходить очень осторожно, тем более, что взвешенный подход к принятию нормативноправовых актов подразумевается сам собой. При этом необходимо помнить, что отдельные направления правовой культуры должны быть увязаны воедино, подчинятся единым целям и ориентироваться на одни и те же политико-правовые ценности.

Из этого следует, что в качестве приоритетов правовой культуры Республики Казахстан могут выступать только такие ориентиры, которые в равной мере были бы важны одновременно как для политики, права, правовой политики, правовой культуры в целом, так и для любой отрасли права, правовой культуры, для каждого вида политики, любой сферы политико-правового регулирования.

Следовательно, можно сделать вывод, что в качестве политических приоритетов правовой культуры Республики Казахстан могут быть признаны только такие достаточно обобщенные ориентиры, которые в равной степени были бы важны как для права и политики, правовой политики и правовой культуры Казахстана в целом, так и для каждого отдельного направления правовой культуры в сфере политикоправового регулирования.

Надо отметить, что основой формирования и развития правовой культуры населения Республики Казахстан является Конституция нашей страны. Конституция – это главный политико-правовой документ страны. Она является Основным Законом государства.

Как известно, Констиуция Республики Казахстан определяет объем и характер прав и обязанностей, составляющих правовой статус казахстанца. При этом казахстанское государство имеет право требовать от граждан правомерного поведения, правовой культуры, соответствующего эталону, закрепленному в конституционных правах, свободах и обязанностях.

Правомерное поведение в казахстанском обществе – это один из основ-ных способов осуществления конституционных прав и свобод, реализация правовой культуры, выполнения обязанностей граждан. Формирование и развитие правовой культуры и культуры правовой политики государства представляет собой необходимое условие обеспечения массового право-мерного поведения, т.е. реализации конституционных прав, свобод и обязанностей в соответствии с требованиями Основного Закона [6].

Важнейшим компонетом формированием правовой культуры населения Республики Казахстан является умение казахстанцев реализовать правовые знания и убеждения в правомерном, социально-политическоактивном поведении. Особенность политики правовой культуры казахстанского государства состоит в том, что она тесно связана с экономическими отношениями. Последнее, преломляясь через правовые отношения, оказывают влияние на развитие правовой культуры и деятельности. Поэтому в ее содержании наиболее емко и концентрированно выражаются экономические интересы и потребности. На основании отраженных потребностей и интересов в сфере правовой идеологии формируются политические цели и задачи, реализуемые в практической деятельности правовых организаций и учреждений.

Нам думается,что правовая культура Республики Казахстан выражает узел связей и отношений с правовым, политическим прогрессом, с требованиями, вытекающими из экономических, социальнополитических условий жизни общества и предъявляемыми к уровню ее формирования. При этом правовая культура в каждый данный момент времени «присутствует» в каждой данной точке многомерного социального пространства политико-правовой реальности, не совпадая с ним полностью, но существуя в нем в качестве такого составлящего, которое способно выступить в виде показателя или характеристики уровня развития этой реальности.

Если обобщать социально-политическую и юридическую реальность современного Казахстана, то особенности формирования правовой культуры и ее необходимость в главном и в основном можно определить тем, что она должна предстать в качестве средства, без которого дальнейшее осуществление намеченных реформ, модернизация казахстанского общества становятся невозможными.

Следует сказать, что формирование и развитие казахстанской правовой культуры населения является сущностью содержания и функцией правового государства и результатом осуществления правовой политики Републики Казахстан. В этом процессе имеет важное значение рассмотрение мусульманскоправовой культуры в политическом пространстве Казахстана.

Прежде всего, следует отметить, что мусульманско-правовая культура в Казахстане служит каналам взаимодействия личности, общества и государства. К сожалению, мусульманско-правовая культура в Республике Казахстан вообще не исследована в науке.

Мусульманско-правовая культура казахстанцев – часть казахстанской, мировой правовой культуры как политологическая проблема. В настоящее время, ислам исповедуют около два млрд. человек в мире, из них более 11 млн. казахстанцы. На сегодняшний день в Республике Казахстан зарегистрировано 2229 мусульманских общин, действует 2269 мечетей (а всего в республике 3088 религиозных общин, 18 конфессий и деноминаций). Возвращаются и реставрируется многие здания, отобранные у верующих в прежние годы. Образованы Исламский институт в Алматы, курсы по подготовке мусульманских служителей культа в Шымкенте, Казалинске, Мерке. Верующие направляются на учебу в Турцию, Египет и другие страны.

Надо подчеркнуть: чтобы правильно понять мусульманско-правовую культуру в Казахстане, прежде всего необходимо знать особенности мусульманского права. Главная особенность мусульманского права, раскрывающая его природу и отличающая его от других правовых систем, заключается во взаимодействии в нем сакрального и светского, религиозного и собственно юридического начал [7], что проявляется в специфике, особенности его происхождения и исторической эволюции, источников и структуры, механизма действия и правопонимания мусульманских юристов, политологов, соотношения этого права с государством и светским законодательством. Другая яркая черта мусульманского права – его исключительное разнообразие, широкая гамма региональных и национальных форм, тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями, сочетание в нем как детализированных индивидуальных решений с общими принципами, так и стабильности и постоянства с гибкостью и способностью изменяться во времени. В контексте всех этих вопросов предопределяется актуальность изучения состояния и перспективы развития мусульманско-правовой культуры в нашей стране. Причем обращение к мусульманскоправовой культуре представляет для нынешнего Казахстана не только научный, политический, но и практический интерес, который в научной литературе еще не изучен.

Актуальность мусульманско-правовой культуры для Казахстана определяется прежде всего тем, что ислам – это не нечто чуждое и постороннее для нашей республики, а неотъемлемая часть ее истории и культуры, важнейшая сторона образа жизни многих миллионов казахстанских мусульман.

К тому же надо учитывать, что казахстанский ислам – это ислам в многорелигиозной среде, где к нему проявляются, порой, настороженность и недоверие. Например, в среде немусульман и на уровне государственных структур явно не хватает объективных знаний об исламе и достижениях исламской культуры, тем более современной. Здесь преобладают поверхностные, часто искаженные представления об исламе и т.д.

Особенно остро ощущаются недостатки политико-правовой культуры в отношении ислама, почти полное отсутствие знаний мусульманско-правовой культуры [8].

В частности, по нашему мнению, наиболее актуальными в условиях Казахстана являются не сферы исламского вероисповедания, догматики и культа, а те светские проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане и исламские институты. Дело в том, что исламская догматика и культ – относительно неизменны, стабильны и могут быть достаточно быстро усвоены: ликвидация элементарной неграмотности в этой области не требует больших сроков и чрезмерных интеллектуальных усилий и может ориентироваться на восприятие готовых зарубежных образцов. Во всяком случае, восстановить старые мечети и построить новые, распространить подготовленную за рубежом популярную литературу по исламскому культу, организовать краткосрочные учебные курсы вполне решаемая задача, особенно при поддержке, которую в последние годы оказывают зарубежные исламские центры.

Следует сказать, что в настоящее время приобретает большое значение использование достижений мусульманско-правовой культуры в интересах развития правовой системы Казахстана. Мусульмане в нашей республике не только должны иметь возможность свободно посещать мечети и беспрепятственно совершать паломничество к своим святыням, но и вправе рассчитывать на то, что некоторые мирские отношения получат законодательное закрепление также с учетом мусульманско-правовых традиций.

Сегодня из чисто теоретической данная проблема очень быстро превра-щается для Казахстана в проблему практической правовой политики и политики правовой культуры. Следует отчетливо осознать, что возрождение ислама в нашей стране, возвращение к его ценностям неизбежно ставят вопрос о признании ряда сторон мусульманско-правовой культуры, в том числе об их законодательном закреплении. Поскольку речь идет именно о мирских делах и принятии некоторых достижений исламской цивилизации всем казахстанским обществом, перспективы ислама в Казахстане во многом зависят от того, будут ли его основополагающие ценности облечены в правовую форму, сориентированы на правовые критерии.

Восприятие отдельных положений исламского права в политическом пространстве Казахстана может осуществляться только путем взвешенных, тщательно подготовленных мер и промежуточных шагов при условии плавного, поэтапного включения в соответствующее законодательство тех мусульманскоправовых предписаний, которые по своему содержанию сов-местимы с общими началами казахстанского права, а по своей форме будут восприняты современной казахстанской правовой культурой. Примером может служить тщательно разработанный в мусульманском праве брачный договор, положения которого вполне могут использоваться в детальном регулировании данного института семейного права законодательством Казахстана.

Перспективным представляется и обращение к опыту решения вопросов наследования, опеки, попечительства и благотворительности в мусульманском праве.

В гражданском и коммерческом законодательстве Казахстана могут найти свое место отдельные виды сделок, детально разработанные в мусульманском праве, в том числе относящиеся к банковской деятельности. Перечень примеров возможного использования мусульманско-правовой культуры в политическом пространстве Казахстана может быть продолжен. В этой связи применительно к регионам Казахстана, где перспективы мусульманско-правовой культуры просматриваются отчетливо, целесообразно детально изучить наследие мусульманского права и его новейшие концепции, выбрав из них то, что отвечает правовым критериям Казахстана и может быть востребовано казахстанской правовой системой и правовой политикой, правовой культурой.

Известно, что ислам в целом стоит на стороне законопослушания и лояльности по отношению к власти, готовой уважать разделяемые им ценности. Большинство из них созвучно современным правовым системам и не противоречит принципам казахстанского права и казахстанской правовой политики, правовой культуры. Поэтому от признания достижений мусуль-манско-правовой культуры, включения некоторых из них в действующее законодательство выиграют не только мусульмане, но и иные конфессии, казахстанское общество в целом.

Перед Казахстаном стоит задача построения правового, гражданского общества с высокой правовой культурой, где уважают закон, действуют приципы гуманизма и справедливости. Эволюционное развитие многих стран Азии и Европы свидетельствует о том, что определенные гарантии прав и свобод человека создаются на основе развитости институтов правового, гражданского общества. В этом вопросе важное место и роль занимает политическо-правовая справедливость.

Следует сказать, что содержательной особенностью политическо-правовой справедливости в Казахстане являются представления о должном, непосредственным образом связанные с дистрибутивной функцией политическо-правовой справедливости в отношении распределения благ, обязанностей и ответственности в нашем обществе. В современной казахстанской правовой культуре политическоправовая справедливость главным образом выступает в качестве оценочного понятия, посредством которого формируется и развивается отношение к явлениям правовой действительности Казахстана.

В настоящее время развитие политическо-правовой справедливости и правовой культуры в Казахстане считается официальной целью проводимых в стране реформ. В правовом, гражданском обществе Казахстана заложены новые формы взаимоотношений индивида и государства, которые, с одной стороны, предполагают тесное взаимодействие друг с другом, с другой – разграничение сфер деятельности, выражающееся формулой: авторитет власти – суверенитет личности в контексте правовой культуры.

Итак, политическо-правовая справедливость как выражение развития правовой культуры Казахстана – сложное явление, определенное единство всеобщего, особенного и единичного. Эффективность каждого элемента правовой культуры и справедливости в общем механизме воздействия на казахстанца изменяется в зависимости от целого комплекса факторов, среди которых время, социально-политическое пространство, экономическая ситуация, политическая обстановка.

Содержанием развития правовой культуры казахстанского общества оказываются не просто политическо-правовая справедливость, правосознание, законность и т. п., а их характер, уровень, степень развития, т.е. то, что делает данный этап цивилизацией общественного прогресса. Определяется это содержание с учетом критериев политической оценки правовой деятельности Казахстана [9].

Надо отметить, что политическо-правовая справедливость в Казахстане влияет не только на создание справедливого общества в стране, но и защищает честь и достоинства человека как выражение и важнейшее направление развития правовой культуры населения. Достижение эффективной системы политическо-правовой справедливости в Казахстане немыслимо без защиты чести и достоинства казахстанца, играющих важную роль в осуществлении государственной политики правовой культуры страны.

Понятия чести, достоинства известны казахскому народу, Казахстану с древнейших времен. В Казахстане они защищаются государством, правом, политикой и правовой культурой. Право на честь и доброе имя является важнейшей социально-правовой, нравственно – политической ценностью для Казахстана. Право на честь и доброе имя является неотъемлемым и неотчужденным личным правом казахстанца, которое существует постоянно и принадлежит каждому с момента его рождения [10]. Однако не следует забывать о том, что именно с этого момента должен осуществляться процесс воспитания в казахстанце чувства чести и достоинства и необходимости уважения этих категорий и других: сначала в семье, затем в образовательном учреждении, трудовом коллективе, а также с помощью иных общественно – гражданских и государственных институтов. Между тем право на честь и доброе имя казахстанца является абсолютным субъективным правом, и значит, субъективному праву управомоченного лица корреспондирует обязанность неопределенного круга лица. Суть этой обязанности заключается в воздержании от посягательств на честь и доброе имя индивида – казахстанца как выражение правовой культуры и политического вопроса.

Надо заметить тот факт, что права и свобода, честь и достоинства человека в современном Казахстане и мире обеспечиваются далеко не в полном объеме [11], это не означает, что они не подвержены прогрессу и развитию. По мере исторического развития общества политическо – правовая защита чести и достоинства казахстанца, человека расширяется, наполняется новым содержанием [12], и развивается правовая культура населения. При этом политологический анализ показывает, что политическо-правовая защита чести, достоинства казахстанца как выражение и важнейшее направление развития правовой культуры населения предполагает рассмотрения вопросов политическо-правового менталитета народа и правового нигилизма в Казахстане.

В связи с этим следует сказать, что проблема исследования политическо-правового менталитета народа, и выяснения места и роли его в структуре и совершенствовании правовой культуры Казахстана является чрезвычайно актуальной, интересной и перспективной для политической науки. При этом, его сущность, характер взаимодействия с другими социально-политическими явлениями представляются не менее интересными – тем более, что данный вопрос практически не рассматривался в политической науке.

Надо отметить, что политическо-правовой менталитет казахстанцев в его содержательной специфике, с одной стороны, является продуктом долгой кристаллизации обстоятельств и форм жизни поколений народа Казахстана, результатом сложного переплетения факторов самого различного характера. С другой стороны, он в каждый исторический момент Казахстана оказывается некой заданной предрасположенностью, системной установок, находящих свое отражение во всех составляющих казахстанской правовой культуры. Политическо-правовой менталитет казахстанцев есть тот умственный стержень, при помощи которого правовая культура казахстанского общества этнически, общеэтнически «пульсирует», функционально обеспечивает собственную культурную самость. В этом случае правовая культура как раз и предстает как качественное правовое состояние Казахстана.

Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой политическо-правовой менталитет казахстанцев придает правовой культуры в правовой, политической системе страны ее неповторимое лицо. При этом можно указать на следующие важнейшие черты, признаки, характеризующие политическо-правовой менталитет казахстанцев как выражение правовой культуры: он выражает соответствующий образ восприятия, оценки, переживания в общем, осмысления политическо-правовых реалий, который является важнейшей основой правовой культуры Казахстана, пронизывает все ее элементы; определяет базовые параметры политическо-правового сознания и политическо-правовой действительности Казахстана, в том числе, образует духовно-психологическую основу положительного права, правильной политики, является своего рода культурной парадигмой отражения правовой, политической действительности; предопределяет в содержательном и функциональном плане культурологическую, политологическую специфичность конкретной правовой культуры Казахстана, а также выступает средством ее познания, совершенствования; представляет собой полиэтноправовой инвариант правовой культуры Казахстана, «хранитель» юридической, правовой, нравственно-политической традиции казахстанского общества; выражая системообразующие духовно – интеллектуальные константы, обусловливает способность различных элементов правовой культуры, системы казахстанского общества к постоянству, устойчивости в различные периоды ее развития, совершенствования (в том числе кризисные); обеспечивает интеграцию личности казахстанца в правовую, общественно-политическую жизнь конкретного нашего общества.

Следует сказать, что активную роль политическо-правового менталитета народа в Казахстане мы можем наблюдать в сохранении и воспроизводстве такого противоположного по своей сущности социально-политическо-правового явления как правового нигилизма в государственно-правовой, политической сфере казахстанского общества, характерные для политическо-правового сознания казахстанцев.

Своеобразие правового нигилизма в Казахстане заключается в том, что правовой нигилизм питаются юридическим невежеством, деформированным политическо-правовым сознанием, дефицитом политикоправовой культуры и т.д. Кроме того, мы полагаем, что правовой нигилизм связан с многими факторами социально – политического бытия народа Казахстана.

Сегодня распространение правового нигилизма в политическо-правовой системе Казахстана представляет собой серьезную угрозу для правовой культуры, демократического развития страны, проводимых реформ. Кроме того, правовой нигилизм поразил все наше общество снизу до верху, принял массовый характер. Масштабы этого недуга «ракового опухоли» в Казахстане все более разрастаются и принимают опасный для интересов народа, личности, государства и общества характер. При этом, правовой нигилизм в политическом процессе Казахстана является тормозом на пути совершенствования правовой культуры и развития страны.

Следовательно, в наши дни правовой нигилизм в Казахстане, особенно в форме коррупции в политическом процессе, пространстве, носящий деструктивный характер, наносит большой вред как гражданам, так и государству, обществу в целом. Для казахстанского государства ключевой проблемой является процесс оптимизации усилий как со стороны общества и государства, так и со стороны граждан по преодолению правового нигилизма в стране и уважительное отношение к казахстанскому праву, осознанию его социально – политической ценности и значимости для справедливого регулирования общественно – политических отношений. Поэтому, сегодняшний день настоятельно требует более глубокого политологического осмысления причин правового нигилизма в Казахстане, сущности этого явления, выработки политически – правовых механизмов и средств борьбы с этим явлением.

Казахстанское государство и общественные организации уделяют большое внимание дальнейшему укреплению законности и правопорядка, улучшению политико-правовой работы в стране. Одно из главных средств укрепления законности мы видим в формировании и развитии у каждого казахстанского человека высокоразвитого правового сознания и чувства гражданского долга, в улучшении всей системы правового, нравственно-политического воспитания населения.

В демократическом казахстанском обществе правовое сознание является специфической формой общественного сознания и регулирования (через нормы казахстанского права) общественно-политических отношений. Правовое сознание и право в условиях демократического Казахстана хотя и сближаются определенным образом с моральными взглядами и нормами, с другими идейно-организационными средствами направления поведения людей (политическими, эстетическими, философскими взглядами, экономическими нормативами и т.п.), но не сливаются с ними, сохраняют свои особенности.

Укрепление правового сознания казахстанского населения в контексте правовой культуры способствует разными путями искоренению антиобщественных правовых взглядов. В борьбе с ними и состоит одна из основных задач правовой политики и правовой культуры в казахстанском обществе.

Выполнение задач искоренения антиобщественных явлений наряду с всемерным повышением уровня правового сознания и правовой культуры населения приведет постепенно к такому положению, когда правопорядок будет соблюдаться каждым членом казахстанского общества добровольно, по внутреннему убеждению. Это явится важным условием перехода к гражданскому обществу, предполагающему значительный рост саморегуляция поведения казахстанцев в обществе.

В казахстанском правовом сознании воплощены и политические идеи народа. Само казахстанское право является особой специфической государственной формой проведения политики Республики Казахстан, отвечающей коренным интересам многонационального, многоконфессионального казахстанского народа. Не отрыв права от политики, не противопоставление абстрактных «юридических» норм политическим требованиям, а наоборот, воплощение в жизнь единства политических и правовых положений программы казахстанского государства и общественных организаций – вот то главное, что свойственно казахстанскому правовому сознанию и казахстанскому праву в контексте правовой культуры.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правовое сознание населения Казахстана в контексте правовой культуры – это сфера общественного, группового или индивидуального сознания казахстанцев, совокупность их идей, представлений и взглядов на действующее право, на существующие правовые, нравственно-политические нормы, отражающих отношение казахстанцев к действующей или желаемой правовой, политической действительности.

Характеризуя содержание правового сознания казахстанского общества, как стержень правовой культуры населения, следует выделить его основные принципы, а также обогащение и развитие этих принципов в условиях демократического, гражданского общества.

В числе принципов, в соответсвии с каторыми строится правовое сознание в казахстанском обществе в системе правовой культуры, можно выделить, в частности следующие принципы: принцип законности, принцип прав и обязанностей, принцип справедливости и свободы, принцип единства, согласованности и преемственности правовых воздействий, который означает соблюдение единство воздействий администраций, общественных организаций и всех политико-право-воспитательных учреждений, согласованное функционирование всех подсистем правового сознания, использование всех средств политико-правовоспитательного процесса в обществе.

Следует подчеркнуть, что основные принципы правового сознания в казахстанском обществе – это стержень правовой культуры населения Республики Казахстан, которые представляют собой сложные и неизученные вопросы политологического исследования. Основные принципы правового сознания казахстанского общества в системе правовой культуры отражают в своих содержаниях реально существующие юридические, нравственно-политические правила и нормы, регулирующие поведения казахстанцев. Это, свою очередь будут влиять на состояние, развитие и укрепление правового сознания людей в контексте правовой культуры.

Правовое сознание как критерия зрелости правовой культуры казахстанских людей – явление идеальное, непосредственно ненаблюдаемое, представляющее собой сферу и область национального и общеказахстанского сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение казахстанцев в юридически, политически значимых ситуациях.

Развитие и укрепление правового сознания нашего населения в контексте правовой культуры способствует повышению эффективности механизма правового воздействия на общественно-политические отношения в Казахстане. Осознание каждым гражданином своих обязательств перед обществом в виде соблюдения общепринятых правил и норм поведения является залогом развития и укрепления в казахстанском обществе высокого уровня правового сознания в контексте правовой культуры.

Важнейшим компонентом культуры правового сознания казахстанского населения является умение реализовать правовые, политические знания и убеждения в правомерном, социально-активном поведении.

В связи с этим следует отметить, что правовое сознание граждан занимает важное место в идейнополитической деятельности государства и общественных организаций по совершенствованию правовой культуры казахстанского общества. Оно активно способствует утверждению высоких моральнополитических качеств казахстанских людей, повышению уровня их организованности и дисциплины, укреплению чувства гражданского долга, уважения к законам и правилам казахстанского общества.

Для того чтобы реализовать правовое сознание – правовую культуру казахстанского населения необходимы серьезная многоплановая и длительная работа, последовательное проведение соответствующей правовой политики Республики Казахстан, включающей в себя и деятельность по систематизации, консолидации и кодификации законодательства, и создание доступной автоматизированной системы поиска правовой информации, и организация единой общегосударственной системы политического, юридического всеобуча населения, и значительное повышение роли закона.

Следует сказать, что развитие и укрепление правового сознания казахстанских людей как признаки критерии зрелости правовой культуры – это не только уровень развития нормативных и индивидуальных юридических актов Казахстана, это еще и уровень развития всей правовой деятельности, уровень развития всего права, это право-психологический, социально-политический климат, правовые, нравственнополитические ценности, идеалы, традиции и обыкновения, и главное, это реальное правовое, социально-политическое положение личности, уровень ее прав и свободы поведения, гарантированных государством. Правовое сознание – это критерия зрелости правовой культуры казахстанского населения, которое является результатом осуществления правовой политики Республики Казахстан, в основе которой лежит воспитание правовой культуры людей.

Воспитание правовой культуры населения Казахстана является важнейшей задачей государственной политики и проблемой исследования политической науки.

Под воспитанием правовой культуры населения в политической науке понимается целенаправленная деятельность государства, политических партий, общественных организаций и объединений, отдельных граждан по передаче политико-правового опыта, систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование правовых, нравственнополитических норм и правил.

Цель воспитания правовой культуры в Казахстане – изменение правовых установок и воззрений как среди населения, так и среди профессиональных работников – политиков и юристов. Поэтому цель этого «воспитания-личность, способная строить жизнь достойную Человеку» [13].

Успешное осуществление задач воспитания правовой культуры в Казахстане практически зависит от того, кто реализует эту функцию в демократическом казахстанском обществе. В нашем обществе существует система государственных органов и общественных организаций, занимающихся воспитанием правовой культуры населения. Среди них особое место принадлежит органам охраны правопорядка прокуратуре, суду, органам юстиции, внутренних дел и национальной безопасности.

Следует сказать, что главное в воспитании правовой культуры добиться того, чтобы казахстанские люди жили по высоким нормам и принципам права и политики, нравственности и политики правовой культуры. Вместе с тем, личность казахстанца «характеризируется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает…» [14]. Казахстанский человек не в состоянии успешно бороться за идеалы справедливости, если он не имеет глубоких убеждений, уверенности в их правоте.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что задачи воспитания правовой культуры казахстанского населения очень актуальные и сложные дела, требующие комплексно-политологического подхода. При этом надо сказать, что воспитание правовой культуры казахстанцев выступает перед нами не как однонаправленное воздействие субъекта на объект, а как сложный динамический процесс взаимодействия разных структурных компонентов системы. Причем все внешние взаимодействия системы воспитания правовой культуры, а также взаимодействия ее внутренних компонентов служат источником, объективным фактором, обусловливающим ее непрерывное развитие и постоянное совершенствование в полном соответствии с меняющимися условиями и задачами комплекснополитического характера воспитания населения Казахстана. В связи с этим, жизнь требует политологического исследования проблемы субъекты и объекты воспитания правовой культуры.

Научное руководство и управление воспитанием правовой культуры населения предполагает четкое представление о том, кто осуществляет воспитание правовой культуры Казахстана, т.е. о субъекте воспитания, а также изучение объекта воспитания, т.е. тех категорий казахстанских людей, на которых направлено правовоспитательное воздействие.

В современных условиях воспитание правовой культуры населения осуществляют в нашей стране: государственные органы; специальные органы, обеспечивающие законность и правопорядок (прокуратура, суд, органы министерств юстиции, внутренних дел, Комитета национальной безопасности); партийные и общественные организации; трудовые коллективы; органы образования, высшие и средние учебные заведения, средства массовой информации и пропаганды, творческие союзы и учреждения культуры и искусства.

Сегодня круг учреждений и организаций, занимающихся воспитанием правовой культуры населения в Казахстане, настолько широк и разнообразен, что возникает настоятельная необходимость целенаправленности и скоординированности их действий. В связи с этим следует заметить, что в современный период строительства демократического общества в Казахстане возрастает прежде всего контролирующая роль народа.

Правильное функционирование системы воспитания правовой культуры населения Казахстана зависит не только от организации деятельности её субъектов, но и правильного учета особенностей объектов воспитания в политической системе, которыми выступают различные категории граждан и трудовые коллективы.

Правовоспитательная работа Казахстана всегда имеет конкретный объект (личность, коллектив, небольшую или массовую аудиторию), и каждый из них имеет свои социально-психологические, политические особенности. Сами эти особенности выражают специфику объекта воспитания правовой культуры населения Казахстана, составляют его внутреннюю и внешнюю характеристику. Следовательно, воспитание правовой культуры населения Казахстана должно быть непосредственно направлено к конкретным категориям с учетом их специфики: рабочим и крестьянам, работникам государственного аппарата, молодежи, активным общественникам и правонарушителям и т.д. Говоря иными словами, необходимо различать отдельные категории казахстанцев, коллективы, составляющие объект воспитания правовой культуры населения Казахстана. Но этот объект по природе своей динамичен, он находится в постоянном развитии. Процесс воспитания, складывающийся из множества актов целенаправленного воздействия на казахстанца, на его сознание и волю, включает в себя становление человеческой личности казахстанца, формирование индивидуального и коллективного опыта, усвоение индивидом и коллективами определенных идеологических, политических, психологических установок, норм и ценностей, выражающих сущность данного общественного, политического строя.

Такая постановка вопроса, как нам представляется, позволяет правильно подойти к решению основной задачи воспитания правовой культуры – преобразованию требований правовых норм и глубокие личные убеждения казахстанца и на этой основе – в нормы привычного поведения.

Эффективность правовоспитательной работы во многом зависит от конкретного знания объекта воздействия. Еще аль-Фараби говорил: чтобы действовать с какими-либо шансами на решения вопросов, надо знать тот предмет, на который предстоит воздействовать и влиять [15].

Воспитание правовой культуры населения казахстанского общества осуществляется определенными политологическими механизмами. В связи с этим возникает потребность поиска новых политологических механизмов (форм, методов, приемов, средств) правовоспитательной работы, которые в наибольшей степени соответствовали бы потребностям воспитания правовой культуры у каждого гражданина Казахстана, прочного научного мировоззрения, принципиальности, высокой правовой политики, культуры, ответственного отношения к делу, понимания места и роли каждого человека, народа в полиэтническом казахстанском обществе и т.д.

Следует сказать, что политологические механизмы формы, методы, приемы и средств воспитания правовой культуры населения Казахстана подвижны, они изменяются в зависимости от политической ситуации и от изменения конкретных условий и задач, совершенствуются с появлением новых политических технологий. При этом, воспитание правовой культуры казахстанской молодежи имеет свои особенности.

Наиболее важными составными частями воспитания правовой культуры молодежи Казахстана, на наш взгляд, являются его теоретические, организационные основы, социально-психологические, политические особенности формирования правосознания.

Характерной особенностью молодежи Казахстана является повышенная динамичность, подвижность правосознания, исключительная восприимчивость, «открытость» для всего интересного и нового, в том числе в сфере права.

Особенности социального, правового, политического положения молодежи Казахстана преломляется в специфических для нее психологических чертах и проблемах. Молодой человек страстно жаждет «найти себя». Найти себя – значит определить свое место в общественно-политической, правовой жизни, выбрать из громадного множества форм деятельности ту, которая максимально соответствовала бы твоим склонностям, твоей индивидуальности.

Сделать в современном казахстанском обществе этот выбор очень сложно, так как значительно расширились его пределы. Это касается и выбора профессии, и определения образа жизни, и выбора социально-политически, юридически значимых ориентаций, нравственного идеала. Проблема выбора неизбежно рождает раздумья, сомнения и колебания, столь характерные для юношеского возраста. Не случайно именно в этом возрасте с особой остротой ставится вопрос о смысле жизни, о правовой и политической жизни. Казахстанская молодежь жадно ищет формулу, которая бы позволила осмыслить и собственное существование, и свое право, и обязанность, и перспективы развития общества.

В казахстанском обществе достигнут высокий общеобразовательный уровень молодежи. Значение его заключается и в том, что он усиливает свойственную юношам и девушкам тягу к самостоятельности. Вот почему важнейшее значение имеют научно обоснованные организационные принципы воспитания правовой культуры казахстанской молодежи. 

Для воспитания правовой культуры казахстанской молодежи в политическом поле необходимо использовать все политологические механизмы-формы, методы, приемы и средства политико-правовой работы, следует учитывать их специфику и постоянно совершенствовать в повседневной работе и управлять процессом воспитания.

Управление процессом воспитания правовой культуры казахстанских людей предполагает воздействие на сознание и поведение воспитуемых, осуществляемое по определенному плану или по определенной программе или направлению, предусматривающей достижение заданной цели, учет исходного уровня воспитанности и его переходные состояния, систему корректировки на основе получаемой информации о функционировании системы управления.

Важно подчеркнуть, что управление процессом воспитания правовой культуры, правового развития личности казахстанца предполагает ее само-деятельность и свободу в решении проблем поведения. Будучи детерми-нированной обществом, личность казахстанец в соответствии с конкретным историческим этапом развития казахстанского общества обладает определенной мерой автономии и свободы. Вместе с тем сама личность-казахстанец создает определенные системы управления и меняет их в соответствии с потребностями общественного развития. В казахстанском обществе по мере его дальнейшего развития возрастает степень социальной, политической свободы личности казахстанца, которая марксистами не рассматривалась как свобода от объективной детерминации поведения и от общетсвенно-политического управления деятельностью людей. Общественно-политическая жизнь Казахстана предоставляет человеку достаточно много возможностей и форм развития. Принятие собственного решения и его реализация осуществляются самим казахстанским человеком. Казахстанский человек выбирает формы своего поведения, его направленность, выбирает не только друзей, коллег, но и образцы, идеалы, согласно которым он строит свое правовое поведение. При этом, он обладает опреденной свободой решения и действия в противоречивых ситуациях, избирательно относится к информации, к нормам и ценностям, существуюшим в демократическом, правовом обществе.

Рассмотрение проблемы управления процессом воспитания правовой культуры позволяет заключить, что данная проблема является в настоящее время важнейшей для научной организации правового развития казахстанских людей. Решение вопросов управления процессом воспитания правовой культуры казахстанских людей: определения цели воспитания, планов или программ деятельности воспитателей и воспитуемых, организации обратной связи и системы стимулирования, корректирования деятельности воспитуемых и, наконец, организации самовоспитания (самоуправления управляемой системы) – является ведущим путем повышения эффективности процесса воспитания правовой культуры, достижения значительного прогресса в правовом развитии казахстанских людей.

Следует подчеркнуть, что задача совершенствования управления процессом воспитания правовой культуры населения, выдвинутая самим ходом развития демократического, правового казахстанского общества на современном этапе, которые предполагают активизацию самовоспитания правовой культуры человека. Это, в свою очередь требует изучения путей и условий научного управления этим процессом на основе выявления его закономерностей и факторов.

Подводя итоги, можно утверждать, что основой управления процессом воспитания правовой культуры казахстанских людей является целенаправленная политика и организация всей их правовой и общественно-политическо ценной деятельности, стимулирование их правового самовоспитания. Управление самовоспитанием правовой культуры казахстанских людей следует рассматривать во взаимосвязи со всеми звеньями воспитательной работы, всей системой управления процессом формирования личности казахстанца в политическом пространстве.

Сегодня перед нашим государством и обществом стоит задача выхода на новый уровень развития правовой культуры через системную модернизацию и реформирование политической и правовой системы страны. На сегодняшний день важно, чтобы решение назревших политологических проблем правовой культуры населения Республики Казахстан в целом способствовало объединению и сплочению многонационального, многоконфессионального общества в дружную семью и прогрессу демократического, правового и социального государство, которому принадлежит будущее.

 

Список использованных источников

  1. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. Послание главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана //Казахстанская правда. – 2014, 18 января
  2. Абсаттаров Г.Р. Право. Политика. Сознание. – Алматы: Ғылым, 2016. – С.
  3. Политология: Словарь-справочник. – М.: Гардарики, – С.228.
  4. Новейший социологический словарь. – Минск: Книжный дом, 2010. – С.791.
  5. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда. -2009, 27 августа.
  6. См.: Сартаев С.С. Конституция Республики Казахстан – ядро нашей правовой системы // Конституция Республики Казахстан – правовая основа развития демократического государства: проблема теории и практики: Материалы международной научно-теоретической конференции. – Алматы, – С.4-12.
  7. См.: Бачинин В.А. Политология. Энциклопедический словарь. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – С.112; Алтаев Ж., Фралов А. Ислам философиясы. – Алматы: Эверо, – 22-23, 29-37 бб.
  8. Ныгметов Т. Религиозное образование на должный уровень //Казахстанская правда. – 2012, 11 августа.
  9. См.: Абсаттаров Г.Р. Правовая культура: характеристики и специфика (на примере современного Казахстана) // Вестник РУДН. Серия социология. – Москва, 2014, №2. – С.183-188.
  10. Конституция Республики Казахстан. – Алматы: Юрист, – С.7, 11.
  11. Politische, soziologische und rechtliche Probleme der Gesellschaftsentwicklung Kasachstans. Berlin: Verlag Dr. Köster, – S. 60-70.
  12. Абсаттаров Г.Р. Политическо-правовая защита чести и достоинства казахстанца – важнейший фактор совершенствования правовой культуры: политологический анализ // Проблемы современной науки и образования. 2016, №3. –С.238.
  13. Сейтешов А.П. Современные проблемы воспитания и пути их решения // Мысль. – 2008, №1. – С.29.
  14. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.29. – С.492.
  15. См.: Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. – Алма-Ата,
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: Социология
loading...