Аннотация
Актуальными являются вопросы становления и функционирования современного капитализма, а также роли и места реформации и протестантской этики в современном обществе. Возросшее значение этих проблем, в первую очередь связаны с формированием культуры и этики хозяйственного мышления и деятельности в рыночных процессах, во-вторую, с пересечением объективной логики социальных преобразований с субъективными устремлениями авангардных социальных групп предпринимателей. Видоизменение характера и форм капитализма выявляет различные воздействия предпринимательской инициативы в новом социальном порядке. Повсеместное внедрение элементов Четвертой промышленной революции: автоматизация, роботизация, искусственный интеллект, обмен «большими данными» в условиях ускоренной технологической модернизации экономики у предпринимателей связано с формированием культуры и этики хозяйственного мышления и деятельности в рыночных процессах современного Казахстана.
В Казахстане обеспечение вклада малого и среднего бизнеса в ВВП государства к 2050 году должно быть не менее 50% [1]. Необходимой предпосылкой социологического осмысления капитализма в его культурно-исторической целостности как профессионального "призвания", как цели жизни аскетического протестантизма является М.Вебер [2, с. 95]. Через призму собственной парадигмы и идеально-типических понятий: "хозяйственное мышление", "дух капитализма", буржуазный "этос" М.Вебер также и осмыслил роль и функции капиталистических предпринимателей. Предприниматели были носителями определенного социального действия (капиталистической деятельности) и определенного "духа", причем не в абстрактно-социологическом плане, а предметно, в своих конкретно-типологических характеристиках. Это социологическая концепция капитализма в его широком культурно-историческом значении является актуальной в современном социуме как для развития рынка, так и для дальнейшего совершенствования предпринимательства в Казахстане.
«Торговый дух», «предпринимательскую этику» необходимо рассматривать в связи с трансформацией системы ролей и статусов, обусловленных институционализацией статуса предпринимательства в казахстанском обществе.
Институционализация предпринимательства и вместе с ним «Торговый дух» в казахском обществе начинает свое развитие с древнейших времен. Экономическим очагом древнейшего времени была Центральная Азия. Создание единой торговой системы Шелкового пути способствовала росту городов, развитию ремесленного производства, которые ориентировались на рынок, что приводило к появлению товарно-денежных отношений взамен натурального обмена. Была введена сложная система прямых и косвенных налогов, государственных монополий, откупов и повинностей. Был заключен торгово-дипломатический союз Тюркского каганата в Византии. Одним из древних и важных очагов производства шелка, которое дало название Великому Шелковому пути, наряду с Китаем, является Центральная Азия. По Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Восточный Туркестан (Западный Китай) проходили основные торговые пути между Китаем и Византией [3].
Развитие древнего торгового пути наложило определенный отпечаток на этнокультурный менталитет и социально-психологический микроклимат казахского общества через внедрение определенного социального действия (капиталистической деятельности) и определенного капиталистического «духа», «Торгового духа». И этому является доказательство того, что в VI веке китайский паломник Сюань Цзань оставил в своих записях восторженные воспоминания о большом городе Тараз, населенном купцами из разных стран, имеющие о большом размахе торговли, каков был на Великом Шелковом пути. Не только письменные источники, но археологические материалы являются подтверждением дальнейшего развития капиталистических отношений в казахском обществе, не рынком единым славились города, но и также развитием ремесленного дела, швейного производства, изготовлением украшений, деревообработкой и др.
О развитии финансовой системы также эти источники подтверждают. Так, в 1347 г. в Гулистане хан Жанибек встречался с венецианскими купцами, по их просьбе выдал грамоту на открытие торговой фактории и заключил договор. Таким образом, была развита торговая и финансовая система. Подтверждением также является «Кодекс Куманикус» первый документ, который на Великом Шелковом пути сыграл огромную роль в сближении тюркских и европейских народов, который можно считать первым тюрко-латинским торгово-экономическим словарем [4]. Итак, Великий Шелковый путь стал своеобразным прообразом Всемирной торговой организации, где развивалось предпринимательство, товарно-денежные отношения, таможенное дело, финансовая система, государственная система, строительство караван сараев, возникновение новых городов с участием иностранцев.
С точки зрения М.Вебера, именно такой "авантюристический" тип, характерный для античности, средних веков и особенно периода первоначального накопления был присущ для того времени. Был он обусловлен конкретно-историческими обстоятельствами и социально-экономической политикой государства.
Затем переход к более совершенным формам общественного устройства, развитие частной собственности, усиление процесса капитализации, рыночных преобразований в обществе, дифференциации социальной структуры общества привело к существованию на территории Казахстана: Западно-Тюркского, Тюргешского, Карлукского каганатов. Государство огузов, караханидов, кимеков, кыпчаков имели смешанную экономику. Племена скотоводов соседствовали с племенами землевладельцев, степь и город дополняли друг друга.
Формирование капиталистических отношений в Казахстане, разложение традиционного хозяйства датировано 19-20 вв. Все больше закреплялись идеально-типические понятия: "хозяйственное мышление", "дух капитализма", буржуазный "этос" в веберовском понимании. Этим подтверждением является появление и внедрение трех форм торговли: разъездно-меновая, ярмарочно-периодическая и стационарная. Торговые обороты ярмарок составляли 60-70 млн. рублей. В Северном Казахстане действовали американские, немецкие, английские фирмы, связанные торговыми отношениями с местными купцами и промышленниками. Быстрое увеличение торговых операций и грузооборота в Омске и Петропавловске привело к открытию в этих городах бирж и контор частных коммерческих банков. Социально-экономическое положение в Казахстане характеризовалось усилением социальной дифференциации общества. Укрепление «Хозяйственного мышления», «этоса» в веберовском понимании давало возможность расширения все больше рыночных отношений, что приводит к росту числа казахских купцов.
В середине 60-х годов XIX века усиливается роль Казахстана как богатейшего рынка сбыта и дешевого источника сырья. В конце XIX века колонизаторская направленность аграрной политики царизма привела к образованию новых форм хозяйства. Усилилась социальная дифференциация общества. Была развита обедневшая прослойка общества, которая уходила в новую форму производства промышленность, а также усиливалась роль социально-профессиональной группы предпринимателей: купцы, торговцы, ростовщики. Развилась транзитная торговля за счет выстроенных железнодорожных линий. В частности, Кульджинский договор 1851 г., предусматривающий торговые связи с Китаем, усиливал систему торговли, который внедрял элементы частного предпринимательства и ростовщичества.
Сделаем выводы. Во-первых. С возникновением Великового Шелкового пути и ко второй половине XIX – начала XX вв. экономика Казахстана стала развитой. В казахском обществе более интенсивно проникли и укрепились капиталистические отношения, которые круто сломали привычный уклад жизни людей. В связи с этим, в казахском обществе резко возрос интерес к поведению и психологии людей в сфере хозяйственной жизни.
Во-вторых. Веберовская концепция универсальности капитализма снимает рамки разделения общества по религиозному, национальному и др. принципам. В этом смысле, продолжает М.Вебер, "капитализм" и "капиталистические предприятия с достаточно рациональным учетом движения капитала существовали во всех культурных странах земного шара... в Китае, в Индии, Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах древности, средних веков и нового времени" [2, с. 49]. Отмирание религиозных корней, форм этих идей и норм приводит к тому, что в новом своем посюстороннем утилитарном обличии они глубоко укоренились в культурных пластах и ценностях, пронизав все сферы человеческой деятельности. Казахстанское общество также развивалось в рыночных отношениях, произошло законодательное обеспечение рынка, диверсифицировалась экономика, произошло развитие инвестиционной деятельности, укрепилась и совершенствовалась финансово-кредитная система, произошло развитие внешнеэкономической деятельности.
Также и культурные предпосылки капиталистического развития стали конституционными элементами современной культуры, пронизывая все ее духовные ценности, в том числе и ценности социально-политической этики. Веберу было важно в процессе изучения эволюции аскетического рационализма "установить степень культурного значения аскетического протестантизма в его отношении к другим пластическим элементам современной культуры" [2, с. 207].
Культурным значением аскетического протестантизма и рационализма в рыночных отношениях казахстанского общества является, в первую очередь, вопросы этнического предпринимательства. Впервые эти вопросы были рассмотрены в начале XIX века немецким историком В.Зомбартом, который предполагал возможность существования явной предрасположенности отдельных народов к занятию предпринимательством по причине наличия особых "нравственных" сил [5, С. 166-173]. Сегодня сложилось несколько основных направлений в изучении этнического предпринимательства. Многие исследователи солидарны в выделении "этнического разделения труда", проявлением которого служит концентрация отдельных этнических меньшинств в некоторых профессиях и секторах экономики [6]. В.Авксентьев предлагает термин "этнопрофессионализм", который представляет собой этносоциальный феномен и является одним из элементов традиционализма [7]. Факт "этнических различий" в предпринимательской деятельности как внутрирасовых, так и в пределах отдельных наций, признает В.Радаев [8]. Большинство ученых склонны считать, что этническая специализация может трансформироваться при определенных внешних и внутренних условиях.
Важными внутренними и внешними условиями этнического предпринимательства являются, на наш взгляд, условия ведения бизнеса, социальное самочувствие, восприятие населением предпринимателей, национальные признаки. Системное моделирование этнического предпринимательства в Казахстане становится возможным благодаря накопленному массиву социологических исследований, которые показывают:
- функционирование предпринимательской деятельности в определенной среде образует особую социальную целостность, в которой органически связываются духовные, этические начала с утилитарными и технологическими сторонами;
- предпринимательская деятельность легитимирует сложившуюся систему хозяйственной деятельности; регулирует взаимоотношения хозяйствующих субъектов; сплачивает хозяйствующие коллективы через выполнение определенных действий заданных культурой, которые в то же время имеют хозяйственное или технологическое значение.
Одним из мифов, противостоящих рыночной ценностной ориентации, является утверждение о генетической обусловленной неспособности казахов (русских, беларуссов, якутов) к предпринимательской деятельности. Здесь и ссылка на отсутствие рыночного капиталистического опыта; и абсолютизация общественного разделения. Некоторые ученые утверждают мысль о неспособности потомков кочевников к купле-продаже. Анализ показывает, что эти мнения не верны. У казахов принято приветствовать друг друга «мал-жан аман ба?». Здесь «мал» употребляется не только в смысле скота. А.Кунанбаев призывал народ к умножению богатства: «Жалға жүр, жат жерге кет, мал тауып кел. Малын болса сыйламай тура алмас ел».
Определение «мал» переводится с казахского как «собственность, капитал». «Мал» (множественное число амвал) – собственность, имущество (у оседлых арабов – «деньги», «достояние», у бедуинов - «верблюды, скот»). Источники средневековых авторов, мал делится на четыре категории: «немой» (драгоценные материалы, деньги), «говорящий» (рабы, скот), товары и недвижимость. В более узком смысле мал финансы, денежные средства. В некоторых случаях мал означает налоги в деньгах в отличие от натуральных. В той или иной форме мал вошел во все языки мусульманских народов.
Средства, вложенные в производство или торговлю, назывались рас ал – мал (главные средства, капитал) в отличие от прибыли (галла, рибх). Так же назывались себестоимость изделия в отличие от продажной цены, в которую входит и прибыль [9].
А.Кунабаев также говорил об аморальных способах накопления капитала. Речь идет о том, что воровством, обманом, хитростью нельзя накопить капитал, т.к. это ведет к потере чести и совести.
Следовательно, предпринимательство как действие и феномен всегда этноконфессионально. В условиях трансформации современного казахстанского общества доминируют постмодернистские тенденции развития хозяйства. Особенностью функционирования хозяйственной деятельности в этот период является опора не столько на западные рыночные ценности: индивидуализм, обезличенный труд, свободная конкуренция, накопительство, сколько опора на этнические ценности: солидарность, творческий созидательный труд, справедливая легитимная собственность.
В-третьих. Новые веяния экономической жизни того времени нашли отражение в работах многих ученых, которые усматривали в развитии рыночных отношений исторический шанс для своего народа преодолеть вековую отсталость и приобщиться к мировой цивилизации. Они считали, что только рыночные начала способствовали разделению труда, развитию наиболее прогрессивных форм хозяйства, земледелия и совершенствование ремесленно-кустарного производства обеспечивали свободу предпринимательства. Пропаганда предпринимательских идей среди казахского населения внесли, издававшиеся журналы «Айқап» и газета «Казак». Такие просветители, как А.Байтурсынов, А.Букейханов, М.Дулатов видели в развитии рыночных отношений подъем товарно-денежных отношений, перехода к интенсивному скотоводству, призывали местных предпринимателей занять достойную нишу на национальном рынке, где большую роль отводили кооперативному предпринимательству.
И те, и другие факторы, доказывающие становление и дальнейшее развитие капиталистических отношений в казахстанском обществе позволяют нам правильно интерпретировать и воспринимать ряд фундаментальных положений М.Вебера в его концепции капитализма. Так, М.Вебер понимал, что "авантюристический" тип, характерный для античности, средних веков и особенно периода первоначального накопления, может проявляться и в новейшее время, но, опять-таки, не в чистом виде, а в виде господствующей тенденции в общем развитии "современного" капитализма. Таким образом, естественно – исторический ход капиталистического развития казахстанского и формирования предпринимательства к парадигме рыночного развития, в которой центральной фигурой вновь является предприниматель и его «торговый дух», приобретает свою актуальность в современном социуме. Капитализм становится "современным" не только в результате обуздания " авантюристических" иррациональных устремлений, но, прежде всего, сращиванием экономически рациональных процессов с новым "духом", а, следовательно, преодолением прежнего "духа" традиционализма.
Новый «дух» присущ нынешней казахстанской молодежи. Особенности социального, политического, экономического положения молодежи Казахстана преломляются в специфических для нее психологических чертах. Молодой человек страстно жаждит найти себя, определить свое место в жизни, выбрать из громадного форм множества форм деятельности ту, которая максимально соответствовала бы склонностям, индивидуальности молодого человека. Сделать это становится сложно, т.к. значительно расширились его пределы. Это касается и образа жизни, и выбора профессии, юридически значимых ориентаций, нравственного идеала. Проблема выбора неизбежно рождает раздумья, сомнения и колебания. Казахстанская молодежь ищет формулу, которая бы позволила осмыслить и соответственное существование, и свое право и обязанность, и перспективы развития общества [10].
Список использованных источников:
- Заявление Главы государства по ежегодному Посланию народу Казахстана. // Казахстанская правда. 31 января 2017 г.
- Вебер М. Избранные произведения. – М.,
- Абсеметов М. Торговли и таможенное дело на Bеликом Шелковом пути // World discovery. №1(4). – С. 110.
- Джунусбаев С. Социально-экономическое положение Казахстана в конце 19 начале 20 вв. // Поиск. - №1(2). C. 199.
- Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного человека. М.,
- Rarton Mauritius: the Problems of a Plural Society. London, 1965. P. 19, 20. 4. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. University of California Press. 1985. P. 108.
- Авксентьев В.А. Феномен этнопрофессионализма и этнические процессы на Северном Кавказе // Проблемы населения и рынки труда России и Кавказского региона. М.-Ставрополь, С. 90.
- Радаев В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Полис. №5, с. 80.
- Ислам. Энциклопедический словарь. – М., С. 158.
- Абсаттаров Г.Р. «Правовая политика и воспитание правовой культуры: казахстанский опыт». Издательство «Ұлағат», 2016. 188 с., С. 177.