Социология права как частная социология

Социология права – это одна из очень важных специальных отраслей социологии, предметом которой являются предпосылки формирования правовых отношений в обществе, социальная обусловленность правовых норм и предписаний, функционирование и развитие права как социально обусловленного феномена.

Задачей правовой социологии является изучение проблем, связанных с утверждением в обществе правовых основ здорового образа жизни, с развитием управления и общественного самоуправления. Она не только детально характеризует систему правового регулирования, но и раскрывает его социальную природу и направленность, анализирует те ценности, которые определяют сущность и идеологическую основу правового регулирования.

Важнейшей проблемой правовой социологии является эффективность правовых норм, выявление факторов, являющихся причиной эффективности или неэффективности права.

Социология права развивается не обособленно, а в тесном взаимодействии с другими отраслями общественных наук, прежде всего со всеми отраслями правоведения.

Из выше сказанного следует необходимость изучения и дальнейшего развития теории правовой социологии и внедрения ее в практику общественной жизни. 

Термин «социология права» впервые был использован на пятом Международном социологическом конгрессе в 1962 году. Социология права, или юридическая социология – это специальная отрасль социологических исследований, объектом которых являются правовые отношения, сформировавшиеся и признанные внутри общества, факторы, обусловившие формирование и функционирование данных норм права, а также взаимодействие их с другими социальными явлениями.

Право рассматривается в юридической социологии как социальный институт, обеспечивающий регулирование общественных отношений, развитие социальных норм, необходимых для поддержания общественного порядка. Она изучает также процесс формирования правосознания и правотворчества, превращения юридических норм в социальное поведение на всех общественных уровнях – классов, социальных групп и личности, различных сфер общественной жизни и регионов. [1]

Право является объектом исследования не только юридической науки, оно изучается многими общественными дисциплинами, является очень важной частью общественной жизни, изучается в комплексе общественных и гуманитарных наук. Гегель в «Философии права» писал об этом: «Сословие юристов, обладающее особенным знанием законов, считает часто это знание своей монополией и полагает, что тому, кто не из их среды, не следует вмешиваться в их дела. Однако так же, как не надо быть сапожником, чтобы знать, годятся ли башмаки, не надо быть специалистом, чтобы обладать знаниями о предметах, представляющих собой общий интерес. Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его».[2] Право охватывает огромный круг как теоретических знаний, так и практических действий, всю совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Право – это важнейший инструмент регламентирования поведения людей, коллективов, взаимоотношения личности и государства, межличностных отношений, а также пресечения посягательств на государственный строй и существующие права и свободы граждан.

Предметом изучения социологии права является та специфическая часть сознания и поведения людей, которая характеризует их правовую информированность и отношение к нормам права и его институтам, их готовность содействовать выполнению конституционных и других нормативных требований и предписаний. Особую важность для социологии права представляют при этом сознание и поведение самих носителей права, его разработчиков и исполнителей во всех разнообразных формах их деятельности.

Внимание социологии права привлекают все социальные явления, являющиеся либо следствием правовых положений, либо подчиняющиеся праву как одному из главенствующих регуляторов общественных отношений; социальные институты, которые воплощают в себе право (суды, прокуратура, нотариаты и т.д.); функции, которые выполняет право в обществе; взаимодействие норм права с другими социальными нормами, обычаями, групповыми ценностями, моралью и другими формами социального контроля. Право изучается социологией как одна из форм социального контроля имеющая место во всей системе социального контроля; факторы, от которых зависят формирование и признание тех или иных правоотношений; область правоприменения и те условия, в которых функционирует право и от которых зависит применение норм права в обществе.

Исходным принципом изучения вышеуказанных объектов является взаимодействие между индивидами и социальными группами. Все правовые нормы рождаются в рамках взаимодействия между людьми стихийно и лишь впоследствии законодательно закрепляются. Следовательно, процесс правообразования и признания правоотношений, в которые вступают индивиды и которые признаются всеми как правильные и приемлемые, в своих истоках является стихийным.

Методами исследований, используемыми социологией права являются традиционные для общей социологии: опросы, интервью, тесты, эксперименты, наблюдение. Опираясь на эти методы, социология права получает объективные сведения о том, насколько эффективно действие норм права, как население оценивает правовые нормы, как протекает его правовая социализация.

Главным для социологии права является не процесс создания, апробации и утверждения норм права, а усвоение и понимание их людьми, принятие или непринятие их, готовность следовать или противостоять им, руководствоваться ими при решении жизненных проблем или нарушать их.

Право – это совокупность норм, выражающих интересы определенных субъектов или общества в целом, регулирующих внутриобщественные отношения. Эти нормы являются общеобязательными, т.е. действительны для любого члена общества. Гарантом их соблюдения является государство, которое участвует в их создании и обеспечивает их выполнение.

Поскольку право является общественным явлением, имеющим исключительное значение для жизнедеятельности общества, оно изучается представителями разных наук и, как следствие получает разное понимание. В результате возникают различные подходы к толкованию права.

В отличие от юридического социологический подход обращает преимущественное внимание на фактическое право, т.е. на те нормы, которые фактически определяют поведение и могут быть закреплены в законе. С точки зрения социологии фактическое право опирается на обстоятельства жизни людей. Не спрашивая ни у кого разрешения, люди по своему пытаются разрешать возникающие у них проблемы и удовлетворять свои потребности.

Следовательно, можно считать, что существуют субъективное и объективное право, которые являются разными сторонами одного и того же явления.

Право, которое не зависит от воли и сознания индивида, это объективное право. Оно включает в себя те правила поведения, которые обязательны для всех и направлены на регулирование общественных отношений.

Субъективное право определяет возможное поведение (человека или организации), определяет его возможное поведение в рамках объективного права. Субъективное право – это фактическая реализация теми или иными субъектами объективного права в конкретном действии.

Право выступало в различных формах на различных этапах человеческой истории. В традиционном догосударственном обществе оно представлено в виде обычая, т.е. норм поведения, которым следуют все члены коллектива, потому, что они возникли и закрепилась в результате длительного, многократного повторения.

Исторически предшествовавший праву обычай, еще не является правом, т.к. обязательный признак права – это наличие государства, обеспечивающее выполнение норм права. Право возникает лишь на поздних этапах развития общества вместе с возникновением государства.

Поведение людей регулируется не только правом и обычаем, следует отметить также и религиозные нормы, нормы морали и т.д. Различие между всеми этими нормами поведения состоит, прежде всего, в том, что их обязательность обеспечивается разными средствами. Так соблюдение правовых норм обеспечивается государством; что касается остальных норм, то в основе их действенности могут лежать общественное мнение и некоторые социальные институты, осуждающие нарушение норм морали или религии и побуждающие людей к соблюдению этих норм в своем поведении. Нарушение норм юридического права, ведет к силовому воздействию на нарушителя со стороны государственных органов. На нарушителя норм морали воздействует осуждение со стороны общественного мнения. Свои карающие меры есть и для нарушителей норм религии (речь идет о верующих).

Эмиль Дюркгейма считал, что первоначально нормы поведения в обществе получали воплощение в культуре и социальных институтах. Самым главным нематериальным регулятором поведения являлась мораль. Мораль Эмиль Дюркгейм называл «коллективной совестью», т.к. совестливый человек не совершит плохих поступков согласно своему убеждению. На ранних формах развития общества формирование правильного поведения не нуждалось в каких-то дополнительных средствах наказания (в следственных органах и судах). Оно опиралось лишь на общественное осуждение неправильного поведения людей.

Однако в ходе дальнейшего развития общества отношение к нематериальным нормам значительно изменилось. Идеалы и моральные принципы древних обществ пришли в упадок, люди перестали воспринимать их как нечто естественное и само собой разумеющееся. Нарушение моральных норм становилось все более частым и одного лишь общественного осуждения поступков, не соответствующих моральным нормам общества, получивших название «аномия», стало недостаточно. Появилась необходимость в создании материальных карательных институтов (государства, следственных органов и судов), при помощи которых восстанавливался порядок в обществе. Вместе с государством возникли и юридические законы (право), без которых невозможно стабильное существование общества. «Для современного казахстанского государства принципиальной, ключевой проблемой является проблема оптимизации правовой политики, повышения степени эффективности деятельности использования юридических конструкций» [6]

Если объектом социологического исследования является нормальный человек, живущий и развивающийся в обществе по установившимся в нем нормам поведения, то объектом правовой социологии является делинквентная личность, живущая по своим особым правилам и нормам, не соответствующим общепринятым.

Поскольку личность по своей сущности явление социальное, она является не сочетанием отдельных, изолированных качеств, а системой взаимосвязанных свойств, имеющих определенную структуру. В эту структуру входят 1) мотивы, потребности, 2) ценности, нормы и 3) социальные статусы, роли.

Такую же структуру имеет и личность преступника. Изучение этой структуры позволяет выявить такие свойства поведения личности, которые значительно отклоняются от норм права и морали и должны стать объектом профилактического воздействия. Оно позволяет также выявить те социальные условия, которые их формировали.

Изучение личности опирается в основном на нормативную и статусную подструктуры, но не оставляет без внимания и мотивационную структуры. Поведение личностей определяется ее нравственными ценностями. Например, два человека с одинаковым статусом (преподаватель), одинаковыми потребностями (в материальных благах) и одной мотивацией (улучшить свое материальное положение) в зависимости от своей системы ценностей выберут различные способы достижения своей цели: один станет вымогать взятку, другой – заниматься репетиторством. Многие криминологи именно искаженность искаженность ценностно-нормативной сферы считают непосредственной причиной преступного поведения индивида.

Следовательно, можно сказать, что система ценностей человека – это стержень его личности. В зависимости от того, на какие ценности он ориентируется и насколько эти ориентиры совпадают с теми, которые общество признает наиважнейшими (такими как патриотизм, альтруизм, ненасилие и т.д.), занимающими верхнюю часть шкалы общественных ценностей, мы оцениваем качества человека как члена общества.

Общественные ценности биологически не наследуются, они вырабатываются и приобретаются в обществе в процессе социализации личности. В выборе ценностных ориентиров отражается и такой личностный аспект, как свобода выбора, возможность предпочтения одних ориентиров поведения другим. В этом и проявляется то, что у человека в отличие от животных существует ценностное отношение к окружающему миру.

Естественно, что любое общество предпринимает все усилия к тому, чтобы индивидуальная шкала ценностей личности совпадала с общественной. Именно это является целью социализации и социального контроля. Способы достижения этой цели в различных обществах различны. Если демократическое общество добивается этого путем убеждения и создания позитивных стимулов, то тоталитарное – путем подавления и «промывания мозгов».

Важнейшей социальной функцией ценностей является то, что они служат основаниями для социального сравнения и социального оценивания. Человек или социальная группа оценивают других исходя из какой-либо значимой для себя ценности.

Человек оценивает не только других людей, но и самого себя. Это называется самооценкой. Самооценка всегда явно или неявно основана на сравнении с другими людьми (я коммуникабельнее, он сильнее и т.д.).

 

Самооценка бывает адекватной если свои личные качества и способности человек оценивает в целом правильно, если принимает желаемое за действительное – завышенной, если действительное за желаемое

  • заниженной.

Самооценка человека во многом зависит от сравнения себя с другими. Часто в самооценке человек сравнивает себя с субъектами, реальными или вымышленными, личность которых имеет более низкую социальную оценку. Так осужденные на вопрос, какое преступление является самым отвратительным, никогда не называли в этом качестве свое преступление. Воры назвали изнасилование, насильники – убийство, а человек, совершивший несколько убийств, не мог придумать ничего, кроме людоедства.

Кроме самооценки человека постоянно оценивают другие люди. Такая оценка со стороны других называется социальной оценкой. Обе оценки могут совпадать, или могут быть различными.

Ценности определяют не только отношение человека к окружающему его миру, но и его потребности и поведение.

Потребность – это результат неудовлетворенности человека в чем-то. Потребности возникают в процессе взаимодействия с окружающей средой. Являясь отражением зависимости человека от внешней среды, они вместе с тем становятся (в процессе освоения и преобразования этой среды) и сами формируются и развиваются в ходе этой деятельности.

Интерес к проблеме потребностей в криминологии и уголовном праве вызван тем, что потребности часто являются одним из мотивов преступного поведения. При этом причиной преступного поведения являются не просто потребности, а так называемые антисоциальные или преступные потребности: эгоцентризм, потребность в насилии над людьми, извращения, сексуальная потребность, неконтролируемая рассудком потребность играть в азартные игры, хулиганить, дебоширить, воровать и т.д.

Американец А.Маслоу считает, что к преступлению толкает человека не сама по себе потребность, а степень ее неудовлетворения. Согласно его теории человеческие потребности располагаются в иерархическом порядке от низших (материальных) до высших (духовных). Материальные потребности это физиологические, витальные потребности (в пище, одежде, жилище, отдыхе и т.д.). Экзистенциальные потребности – это потребности в безопасности своего существования, т.е. потребность в сохранении здоровья, в гарантии занятости, в наличие постоянных средств к существованию. Социальные потребности – это потребности в дружбе, внимании, привязанности к коллективу. Престижные потребности – это потребности в уважении со стороны окружающих, в продвижении по служебной лестнице. Духовные потребности – это потребности в самореализации, в образовании, интеллектуальном росте.

Удовлетворение потребности служит мотивом или побуждением к соответствующей деятельности. Только неудовлетворенная потребность организует поведение человека, заставляя его предпринимать какие-то действия, чтобы удовлетворить ее. Материальные потребности свойственны всем людям в равной мере, что касается высших потребностей, то они у различных людей неодинаковы. Поэтому они являются средством дифференциации людей. Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей.

Потребности являются основой человеческой активности, источником любой мотивации. Все потребности делят на два вида: естественные и противоестественные, асоциальные. В первых видят источник правомерного, во вторых – преступного поведения.

Причиной преступления, являются извращенные потребности. Часто называемые в качестве антисоциальных потребностей алкоголь и наркотики собственно потребностями не являются. Они проявляются результатом неудовлетворенности социальных потребностей (например, отчуждение, непонимание, разочарованность в жизни и т.д., а также могут выступать в качестве средства удовлетворения других потребностей. Например, курение и алкоголь для многих подростков не потребность сама по себе, а средство удовлетворения других потребностей – в общении, самоутверждении, в признании и т.д.

Антисоциальны, преступны не сами потребности, а средства их удовлетворения.

Причины антиобщественного поведения несовершенолетних лежат в том, что их естественные потребности в общении удовлетворяют не законопослушные сверстники и не родители, а так называемые делинквенты.

Человек – существо, наделенное сознанием, способное к волевым действиям, к принятию решений. Поэтому вопрос о мотивации и мотивах поведения, особенно девиантного, является важнейшим предметом исследования.

Мотивация – это совокупность мотивов, направленных на удовлетворение потребностей человека и определяющих его поступки. Мотивация – крайне сложное и, что очень важно, индивидуальное явление. В одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному. Если большинство людей выбирает приемлемые

 

для общества способы удовлетворения своих потребностей, то некоторые в цех же целях совершают преступления.

Испытывая потребность в чем-либо, человек оценивает внутренние и внешние факторы с помощью которых он может удовлетворить ее. Он принимает решение о возможности или невозможности ее удовлетворения и делает выбор каким способом он будет достигать своей цели. В этом выборе играют роль как внешние обстоятельства, так и ценности самого человека, его отношение к социальному миру, и множество других факторов.

Исследования показали, что более половины осужденных не в состоянии объяснить причины, которые привели их к совершению правонарушения, т.е. далеко не все мотивы осознаются человеком, хотя без определенной мотивации действий быть не может.

Вместе с тем следует отметить, что наличие мотива автоматически не приводит к совершению преступления или нарушению нормы. В первую очередь мотив оказывает влияние на установку и готовность к совершению какого-либо поступка, которая не всегда реализуется.

К неосознанным мотивам, приводящим к совершению преступления можно отнести:

Статусные некоторые психологические особенности личности например, переоценка собственной значимости, неустойчивое настроение, стремление избежать социального контроля, устойчивая убежденность в том, что окружающие люди желают человеку зла, эгоистичны, не способны к пониманию. Характер, мировоззрение человека определяют мотивы, связанные с самоутверждением и со стремлением личности достичь определенного положения в обществе, добиться признания со стороны своего ближайшего окружения (семьи, группы) или группы, с которой человек не контактирует, но стремится в нее попасть. Преступление в данном случае является способом его проникновения в подобную группу, достижения признания.

Компенсаторные мотивы. Если человек убежден в собственной неполноценности и ущербности, у него проявляется желание избавиться от своих недостатков, стремление занять более высокое положение в обществе, для чего приобрести исключительные умения и знания, добиться успехов и т.п.. Такие мотивы поведения одобряются обществом. Это вполне допускаемые формы компенсации недостатков личности. Однако в некоторых случаях чувство неполноценности может привести к совершению необдуманных поступков, в том числе и правонарушений (насилий, воровства).

Защитные мотивы. Причиной убийства часто бывает субъективное, неосознанное стремление к защите, от внешней угрозы, которой может и не быть в действительности. Страх перед возможной агрессией обычно стимулирует действия, предупреждающие возможные агрессивные действия других людей. В основе таких защитных мотивов, лежит опыт пережитых в прошлом травматических ситуаций. Человек, переживший когда-то унижение или жестокое обращение сам перенимает поведение человека, который когда причинил ему моральную или физическую боль.

Мотивы, вызванные патологическими особенностями личности. Эти мотивы проявляются в неконтролируемых, импульсивных поступках. Хотя человек осознает незаконность, асоциальность своих поступков, он все равно не способен их контролировать. Примером такого поведения является клептомания – навязчивая страсть к воровству, причем похищаются вещи, в которых нет необходимости. При этом человек вовсе не является сумасшедшим. Во всем другом он нормален.

Мотивами преступного поведения, может быть не только стремление к выгоде, но и желание получить острые ощущения. Такие игровые мотивы имеют место, например, в действиях воров-карманников и воров, совершающих кражи в квартирах и магазинах. Особенно выражены игровые мотивы в мошенничестве, связанном с интеллектуальным противоборством, состязанием в ловкости и сообразительности. Яркий пример карточные шулера.

Мотив замещения или компенсации имеет место в том случае, когда испытав поражение или унижение в одних обстоятельствах, человек стремится компенсировать свою несостоятельность в других обстоятельствах. Нередко такой мотив оказывается основой для семейного насилия. Не умея достичь успехов в работе, разрешить конфликты с начальством и сотрудниками, некоторые люди вымещает свою ненависть на близких, которые являются наиболее слабыми и не могут защитить себя. Часто подростки, испытав на себе агрессию более сильных подростков, вымещают обиду на более слабых товарищах.

Поскольку поведение части населения асоциально, общество нуждается в особом механизме социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка – социальном контроле. Для осуществления этого контроля вырабатываются особые нормы, направленные на защиту общественных интересов и ценностей. Контроль общества за выполнением этих норм и ценностей необходимое условие его жизнедеятельности.

 

К формам социального контроля относятся обычаи и традиции, мораль, религия, право, имеющие две стороны: нормативную и институциональную.

Социальный контроль осуществляется через систему норм, которым должно соответствовать поведение личности как образцу, модели требуемого (желаемого) поведения. Нормы устанавливают правила поведения людей в обществе, очерчивают границы социального контроля.

Институты социального контроля это система субъектов (агентов и институтов), которые осуществляют контроль путем применения санкций, т.е. средств воздействия (поощрение или наказание) на людей в зависимости от их поведения согласно установленным нормам. Субъекты контроля делятся на формальные, или официальные (полиция, школа) и неформальные (семья, компания). Соответственно и применяемые санкции бывают формальные, предусмотренные какими-то актами (например, выговор, штраф) и неформальные (например, бойкот).

На ранних этапах исторического развития формой социального контроля был обычай. По мере развития общества главенствующую роль стала играть религия. В настоящее время в сфере социального контроля главное место занимает право как наиболее оперативное и эффективное средство, а субъектами контроля стали государственно-правовые институты. Их функционирование устанавливает единый нормативный режим – правопорядок. В реальной жизни общества формы социального контроля не противоречат друг от другу, а взаимно дополняют, укрепляют и поддерживают друг друга. Самое тесное взаимодействие существует между моральным и правовым контролем. Эта взаимосвязь делает более прочной нормативную систему общества в целом.

Одно лишь правовое принуждение, санкции не могут обеспечить правовой контроль. Соблюдение правовых норм большинством населения обусловливается совпадением уголовно-правовых запретов с моральными нормами. Законы должны совпадать с моральными устоями общества и поддерживать их.

Социальный контроль способствует сохранению общезначимых ценностей, обеспечивает одинаковое поведение людей в сходных ситуациях, способствует предсказуемости поведения и социальному порядку.

Социальный контроль помогает осуществлять передачу опыта из поколения в поколение. Целью социального контроля является обеспечение нормативного поведения людей в обществе.

Все виды социального контроля (традиции, религия, право) обладают определенной спецификой и имеют некоторые определенные черты. Специфика заключается главным образом в характере институтов социального контроля (общественное мнение) и санкций (формальные и неформальные), а общность определяется особенностями нормативной системы.

Социальные нормы (нравственные, религиозные, правовые) регулируют социальные отношения между людьми и социальными группами. Все нормы по способу контроля можно разделить на три группы: дозволяющие – представляют определенные права; обязывающие – налагают определенные обязанности; запрещающие – устанавливают запрет на совершение какого-либо действия.

Социальная норма характеризуется такими свойствами, как общественная полезность, обязательность, реализуемость в поведении. Всякая норма устанавливается потому, что отвечает каким-то общественным потребностям, полезна, выгодна для интересов какой-либо социальной группы или общества в целом. Интересы группы могут меняется, например, то, что выгодно одной социальной группе, невыгодно другой. В этом случае норма может отмереть. Поэтому социальные нормы исторически изменчивы.

Свойство обязательности отличает норму от пожелания, совета, рекомендации. Без этого свойства норма теряет свои контрольные функции. Но любая норма будет неэффективной если она не реализуется в поведении людей. Норма – это идеальный образец поведения, а не само поведение. Эффективность социального контроля определяется степенью реализации норм в поведении людей.

Существует три основные формы реализации социальных норм: использование, исполнение, соблюдение. Использование нормы заключается в осуществлении или неосуществлении субъективных прав, представляемых нормой. Исполнение нормы состоит в осуществлении субъектом обязанностей, возлагаемых на него нормой. Соблюдение нормы заключается в воздержании от действия, запрещенного нормой.

Для правовых норм в тех случаях, когда норма не используется, не исполняется или не соблюдается, вступает в действие особая форма реализации – применение нормы. Здесь норма реализуется путем вмешательства государственного органа или должностного лица (приговор суда, взимание штрафа).

Нормы в зависимости от сущности установившего их социального института и характера санкций можно разделить на формальные и неформальные. Формальные нормы – это текстуально закрепленные и их принятие или отмена связаны с определенной установленной процедурой. Они имеют ясно обозначенные санкции и их применяют уполномоченные органы и лица. Неформальные нормы таких ограничений не имеют.

 

Субъектами социального контроля являются институты и индивиды. К институтам формального контроля относятся государственные учреждения, организации, политические партии. К институтам неформального контроля можно отнести общину, семью, компанию. Часто бывает, что неформальный контроль гораздо эффективнее формального.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег или просто знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое формируется на основе обычаев и традиций.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти. Исторически он возник позже неформального – в период зарождения государства.

В современном обществе значение формального контроля возросло. В сложном обществе значительно труднее поддерживать порядок и стабильность. Его осуществляют специально обученные люди, получающие зарплату за выполнение контрольных функций. К ним относятся судьи, полицейские, социальные работники и т.д.

Если в традиционных обществах социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современных – это писанные нормы: указы, постановления, инструкции, законы.

Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества как суд, школа, армия, средства массовой информации, политические партии, правительство.

Основным инструментом социального контроля являются санкции. Можно выделить следующие типы санкций: формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, титулы, ученые звания и степени, почетные грамоты. Неформальные позитивные – одобрение, исходящее не от официальных организаций: дружеская похвала, комплемент, признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, лестный отзыв, улыбка. Формальные негативные нормы – наказания, предусмотренные законами, правительственными постановлениями, инструкциями: арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности и т.д. Неформальные негативные нормы – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: насмешка, издевка, злая шутка, унизительная кличка, пренебрежение.

Санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют окружающие люди на основе норм, которые они должны выполнять.

По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими. С характером санкций и применяющих их институтов связаны методы социального контроля. Социальный контроль в зависимости от строгости применяемых санкций подразделяется на жесткий и мягкий, в зависимости от применяющего их института – на прямой и косвенный.

Как правило, институт, устанавливающий нормы, контролирует их соблюдение. Это прямой контроль (государство контролирует соблюдение правовых норм, дворовая компания – групповых). Одной из особенностей социального контроля и одним из важных условий его эффективности является то, что соблюдение одной и той же нормы может контролироваться разными институтами. Когда один институт социального контроля контролирует соблюдение нормы, установленной другим институтом – это косвенный контроль. При таком контроле применяются санкции, характерные для данного контролирующего института. Например, успеваемость студентов контролируют и институт, и семья. За невыполненную работу в институте студент не получает зачет (прямой контроль), в семье ребенку могут запретить пойти с друзьями в кафе (косвенный контроль).

Если говорить о сравнительной эффективности прямого и косвенного контроля, то, как и в отношении формального и неформального контроля, в общем плане это определит не возможно: в одних случаях эффективнее прямой, в других – косвенный.

Поведение человека в обществе контролируется не только общественными органами и общественными группами, в которые он входит (внешний контроль), но и самим человеком, способным испытывать угрызения совести, чувство вины (самоконтроль или внутренний контроль).

Нарушая прочно установленные в процессе социализации нормы поведения, человек испытывает такие негативные чувства, как страх перед наказанием, вину за содеянное, стыд. Чувство страха имеет инстинктивную природу, а чувство вины и стыда – социальную.

Являясь членом какой-либо социальной группы, нарушитель норм социального поведения испытывает чувство стыда, ожидая осуждения со стороны этой группы. Если человек испытывает чувство вины за свои поступки, то он является личностью со сформировавшимися нравственными принципами и осознает ответственность за свои поступки.

Хорошо зная нормы социального поведения, человек вопреки им может влюбиться в жену своего друга, завидовать успехам своего соперника и даже желать смерти близкому. Если человек хорошо усвоил социальные нормы, у него возникает чувство вины и он испытывает муки совести. Следовательно, агентом внутреннего самоконтроля являются вина или совесть.

Сфера сознания человека, в которой закрепляются общепринятые нормы, может вступить в противоречие со сферой подсознания, источника стихийных, неосознанных побуждений. Эти побуждения – природная, физиологическая стихия, сдерживать которую может основанный на волевом усилии самоконтроль.

Нравственное самосознание – самая эффективная и самая дешевая форма социального контроля, формирующаяся на основе социализации человека. Самоконтроль – это необходимый признак взрослого человека, способного рационализировать свое импульсивное поведение.

Следствием неспособности к такому самоконтролю является импульсивное, или инфантильное поведение взрослого человека, подобное поведению детей.

Американский психолог Л.Колберг выделил три основные уровня нравственного развития личности: доморальный – уровень дошкольника, поведение которого контролируется или страхом перед наказанием, или желанием получить поощрение; конвенциональный – уровень развития младшего и среднего школьника, который в своем поведении ориентируется на существующие нормы порядка, опираясь на мнения и оценки авторитетных для него людей; собственно моральный, формирующийся в юности. Человек действует на основе сложившейся внутренней системы принципов осознания необходимости соблюдения норм, и самоконтроля совести.

Если человек в своем развитии и поведении отстает от соответствующего его возрасту уровня, можно говорить об его инфантильности.

Социальный контроль приблизительно на две трети состоит из самоконтроля. Чем выше развит в обществе самоконтроль, тем менее потребность в институтах внешнего контроля – государстве, полиции, судах.

В обществе необходим определенный баланс внутреннего и внешнего контроля. Слабость внутреннего контроля вызывает необходимость ужесточения внешнего контроля. Если усиление внешнего контроля превышает уровень необходимости, в обществе снижаются возможности развития самосознания и волеизъявления и оно скатывается в порочный круг, имя которому диктатура.

Диктатура приучает людей подчиняться принудительному контролю, вследствие чего у них не развивается внутренний самоконтрль. Регулятором этого является деградация людей как социальных существ, способных брать на себя ответственность и обходиться без внешнего принуждения.

Отказываясь от диктатуры, люди часто хотят построить общество без всякого принуждения и норм поведения. Это анархия, при которой у граждан вообще отсутствует самоконтроль и возникает ощущение вседозволенности. Эта вседозволенность вызывает в обществе хаос, устранить который пытается новая диктатура. Однако, как уже говорилось, при диктатуре не формируются механизмы самоконтроля.

Степень развития самоконтроля у людей характеризует преобладающий в обществе тип людей и форму государства. Вероятность установления демократии высока при развитом самоконтроле, а диктатуры – при неразвитом.

 

Список использованной литературы:

  1. Социологический словарь, М., 2007. С. 431
  2. Касьянов В.В. Социология для юристов, РостовнаДону, ,С.201
  3. Бирюков С.В. О структуре социологии права, Омск, 2015. 4 Мальцев Г.В. Социальные основания права, М., 2011.
  4. Мальцев Г.В. культурные традиции права, М.,
  5. Сабикенов С.Н. К вопросу о правовой политике в системе инструментация науки общей теории права//Вестник КазНПУ. Сер. Международная жизнь и политика – – № 4. С. 19.
Год: 2017
Город: Алматы