Мы рассмотрим вопрос современного мира, причины межэтнических конфликтов в Руанде и Бурунди. Два новых государства, Руанда и Бурунди, образовались на месте бывшей бельгийской колонии, где издавна противостояли друг другу две народности: скотоводы тутси и земледельцы хуту. Тутси обладали тонкими особенностями, их кожа была несколько светлее, нежели у большинства других африканцев. Они отличались высоким ростом, некоторые же из них достигали более шести футов. В Руанде тутси были в меньшинстве (14% от 3,5 млн. всего населения). На то время и Руанда, и Бурунди были уже заселены пигмеями и многими народами хуту, которые по существу являлись фермерами, выживавшими лишь благодаря умению обращаться с мотыгами. Невысокие, коренастые, темнокожие, с негроидными чертами, они относились к народности банту.
Среди ряда проблем в современном мире особо остро стоят межэтнические конфликты и геноцид. По мнению многих ученых, они являются самыми кровавыми и жестокими среди всех остальных видов вооруженных конфликтов. Даже мировые войны не дают примеров такой изощренной жестокости, которая сопровождает этнические чистки. Наглядным примером тому служат события в Руанде и Бурунди, где по сей день продолжается кровопролитная война между народами тутси и хуту.
Бурунди и соседствующая с ним Руанда представляют собой крайнюю степень крушения традиционных африканских институтов, адаптированных к чрезвычайным и стремительным изменениям современной Африки. Уходящие в глубь колониальной истории противоречия между хуту и тутси выплеснулись за пределы Руанды и Бурунди, где проживают эти народы. В конфликт оказались вовлечены в той или иной степени многие государства субрегиона.
Два новых государства, Руанда и Бурунди, образовались на месте бывшей бельгийской колонии, где издавна противостояли друг другу две народности: скотоводы тутси и земледельцы хуту. Тутси обладали тонкими особенностями, их кожа была несколько светлее, нежели у большинства других африканцев. Они отличались высоким ростом, некоторые же из них достигали более шести футов. В Руанде тутси были в меньшинстве (14% от 3,5 млн. всего населения). На то время и Руанда, и Бурунди были уже заселены пигмеями и многими народами хуту, которые по существу являлись фермерами, выживавшими лишь благодаря умению обращаться с мотыгами. Невысокие, коренастые, темнокожие, с негроидными чертами, они относились к народности банту.
По прошествии некоторого времени небольшая группа иммигрантов тутси покорили хуту и стали в некотором смысле феодальным строем. Так же как и в средневековой Европе, пирамида начиналась с лордов тутси, которые проявляли лояльность по отношению к более важным лордам тутси в обмен на их защиту. Однако же тутси, исчислявшиеся всего лишь 15 % населения в Бурунди и 10 % в Руанде, начали испытывать глубокие опасения по поводу своего места в обществе, где власть может легко перейти к большинству. Вероятнее всего, чувство неполноценности у хуту и страхи тутси стали катализаторами одного из самых страшных кровопролитий в последние десятилетия.
В отличие от Руанды, Бурунди приобрела независимость как королевство в 1962 г. во главе с Мвами Мвамбутса IV. После провозглашения независимости тутси подверглись преследованиям. Повстанцы хуту пытались захватить Бурунди в ходе различных переворотов, заговоров и восстаний. Каждая попытка была встречена репрессий тутси.
Многие тутси были убиты, вследствие испуга восстанием хуту, в котором погибло несколько тысяч их соплеменников. Были совершено множество диких, беспорядочных убийств – лишним тому доказательством являются разрушения на юге. Тремя годами позже, в 1965 г., тутси свергли господство хуту и захватили власть в Руанде. Хуту взяли реванш через год в южных провинциях Бурунди – здесь повстанцы хуту уничтожили множество тутси без различия пола и возраста. В отместку было истреблено около ста тысяч бурундийских хуту.
Существовало три вида жертв. Во-первых, правительство пыталось убить практически каждого хуту, который состоял на государственной службе, в том числе и солдат. Многие из списков мертвецов были лишь отстранены от гражданской службы. Вовторых, правительство пыталось устранить всех хуту, имевших богатство, достаточное для имитации их лидерского потенциала. Богатство – очень относительное понятие в Африке. Многие источники утверждают, что так называемым, богатым хуту считался любой, кто владел магазином, имел счет в банке, или жил в доме с гофрированной железной крышей вместо соломенной. В-третьих, правительство пыталось убить всех образованных хуту. Практически все студенты университетов, учащиеся средних школ, и, вероятно, половина учителей стары хуту были убиты. В одном из таких случаев, шесть женщин-учителей были убиты на глазах у своих студентов. Посторонним трудно понять, как правительство смогло нанести такой урон хуту при численном превосходстве последних в пропорции 6:1 [1, 20].
В ноябре 1966 г., в результате военного переворота, была провозглашена республика и в стране установлен военный тотолитарный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., принявшее характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тыс. хуту было убито и не менее ста тысяч стали беженцами.
Бельгийское правительство, особенно обеспокоенное положением в своей бывшей колонии, заявило, что имеет место геноцид. ООН направила в Бурунди представителей, и в 1973 г. Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств направила обвинение против Бурунди в Комиссию по правам человека. Однако Организация Африканского Единства (ОАЕ) заявила о своей поддержке президента Бурунди Микомберо. ОАЕ не хотела создавать прецедент в Африке, раздираемой этническими конфликтами.
Чьи же действия в подобном случае назвать геноцидом? Исходный геноцид тутси, осуществляемый хуту, который был по существу вспышкой ярости населения, или последующий, направленный против хуту и сознательно организованный властями? Ясно, что в обоих случаях каждая группа стремилась уничтожить другую, но власть была в руках тутси, они установили в отношении хуту режим, подобный апартеиду, и располагали всеми возможностями их уничтожения. На этом примере можно провести грань между геноцидной резней и собственно геноцидом, грань достаточно условную и спорную, если иметь в виду одинаково ужасную реальность, стоящую за этими определениями [2].
Начиная с 1993 г., возросла интенсивность этнической конфронтации между племенами тутси и хуту. Члены каждой этнической группы чувствовали себя коллективно вовлеченными в смертельную битву против искоренения и порабощения. Массовые преследования тутси, начавшиеся в конце 1980-х годов и достигшие своего пика в 1994 г., в странах Западной Европы расценили как геноцид. В то время за несколько недель было убито от 800 тысяч тутси, а также умеренных хуту. В 1994 г. в ходе таких этнических чисток погибло по приблизительным подсчетам 500 тыс. человек. Около 1,7 млню хуту стали беженцами – в их лагерях в то время от холеры и от голода умирали ежедневно по 2000 человек [3,191].
С приходом к власти в Руанде правительства президента Поля Кагаме, совместные усилия были направлены на восстановление страны, разрушенной этнической напряженностью, войной и геноцидом. Учитывая, что большая часть интеллигенции была убита или находилась в изгнании за границей, Кагаме удалось постепенно восстановить инфраструктуру страны и в то же время организовать судебное преследование лиц, виновных в ужасающих зверствах.
В феврале 1995 г. Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 977 о создании Международного уголовного трибунала, основанного в Танзании. Правительство Кагаме возражало против этого, потому что резолюция накладывала запрет на смертную казнь, даже за самые отвратительные преступления. Резолюция показывает, что ее члены не имели еще полного представления о реальной картине происходивших событий в Руанде. Все, включая сотрудников ООН, и представителей американского Госдепартамента продолжали старательно избегать использования термина «геноцид» в своих выступлениях, поскольку иначе, по Договору о геноциде, принятому в 1948 г., ООН и, соответственно, США, должны были вмешаться в ситуацию. Более того, 3 мая Билл Клинтон издал президентскую директиву, ограничивающую участие американских военных в миротворческих миссиях ООН.
Однако, согласно рассекреченным в 2001 г. документам, США были уведомлены касательно начинающемся геноцида в Руанде – и все же настояли на выводе миротворческих сил ООН с территории страны. Через пять дней после начала массовых убийств сотрудник Пентагона написал докладную записку замминистру обороны США Фрэнку Виснеру. В ней говорилось, что, «если стороны не вернутся за стол переговоров, погибнут сотни тысяч человек, а конфликт может перекинуться на Бурунди». 14 апреля 1994 г. Государственный департамент США призвал ООН вывести через неделю миротворцев из страны, заявив, что «в Руанде нет никакой необходимости их дальнейшего присутствия», после чего и была принята резолюция Совбеза о выводе войск из Руанды. В то время американские военные еще отходили от провальной кампании в Сомали. Согласно мнению обозревателей, Вашингтон не хотел быть вовлеченным в еще один африканский конфликт [4, 61].
К 13 мая Советом Безопасности было принято решение поставить на голосование вопрос о возвращении миротворцев в Руанду, однако же, признание того, что «акты геноцида могли быть совершены» было подтверждено лишь 17 мая. Была достигнута договоренность о направлении в зону конфликта 5,5 тыс. миротворцев, преимущественно из африканских стран, однако отправка была отложена из-за разногласий по вопросу финансирования операции. К тому времени, по данным Красного Креста, число жертв резни составило уже 500 тыс. человек.
Нежелание международного сообщества вмешиваться в африканские дела привело к самым масштабным массовым убийствам в послевоенной истории человечества.
Большинство участников геноцида бежали в Заир, а вместе с ними – примерно 1,4 млн. мирных жителей хуту, которым внушили, что они будут уничтожены РПФ. Тысячи людей умерли от инфекционных болезней, таких как холера и дизентерия. Лагеря беженцев использовались солдатами армии бывшего руандийского правительства для перевооружения и организации вторжений в Руанду. Это послужило одной из причин, приведших в 1996 г. к войне в Заире и вмешательству в нее Руанды.
Расследования Международного уголовного трибунала по Руанде были начаты в мае 1995 года. Первые подозреваемые предстали перед судом в мае 1996 г., а слушания по первому делу начались в январе 1997 года. Юрисдикция Трибунала ООН распространяется на все виды нарушений международно признанных прав человека, которые были совершены в Руанде в период с января по декабрь 1994 года. Трибунал обладает полномочиями преследовать в судебном порядке высокопоставленных членов правительства и военных, многие из которых бежали из страны и тем самым могли бы избежать наказания. За истекший период Трибунал приговорил Жана Камбанду – премьер-министра страны во время геноцида – к пожизненному заключению. Этот Трибунал впервые обвинил подозреваемого в изнасиловании в совершении преступления против человечности и в преступлении геноцида. Трибунал также рассмотрел дело трех владельцев СМИ, обвиняемых в использовании СМИ для разжигания ненависти на почве этнической неприязни и геноцида. К апрелю 2007 г. Трибунал вынес двадцать семь решений, касавшихся тридцати трех обвиняемых [5].
В 2001 г., чтобы справиться с огромным количеством скопившихся дел, правительство начало вводить систему правосудия с участием общественности, известную как «Гачача». Общины выбирали судей для рассмотрения дел подозреваемых в геноциде и обвиняемых в любых преступлениях за исключением планирования актов геноцида и изнасилования. После установления в Руанде власти Руандийского патриотического фронта (РПФ), состоящего в основном из тутси, политика нового руководства была направлена на демонстрацию миролюбия по отношению к хуту.
Руанда и Бурунди имеют схожие этнические композиции, и проявление насилия в любом из них оказывает серьезное влияние на ситуацию в другом – в частности, убийство президента Бурунди в 1993 г. и геноцид в Руанде в 1994 году. Так же и внутренние конфликты в странах сыграли не последнюю роль в войне Демократической Республики Конго. Несмотря на то, что нарушения прав человека все еще имеют место быть, ситуация в Бурунди стабилизировалась, были сделаны значительные улучшения, получившие начало с мирного соглашения, подписанного в 2000 г. и выборов в 2005 году.
Стоит заметить, что отсутствие безопасности по-прежнему остается острой проблемой в Бурунди, и она только усугубилась после нарушения договора о прекращении огня, который был подписан в 2006 г., по истечению нескольких лет, сопровождавшихся гражданскими войнами. В 2008 г. в армии Бурунди началась демобилизация сотен солдат, однако процесс был затруднен возникшими финансовыми и избирательными проблемами.
Танзания, много лет служившая убежищем для сотен тысяч беженцев, приняла решение закрыть в конце 2008 г. три своих лагеря, вынудив 218 тыс. бурундийских беженцев репатриировать или искать танзанийского гражданства. Большинство из них бежало в 1972 г. во время начавшегося насилия, в результате которого, по многим оценкам, погибло, по меньшей мере, 200 тыс. человек. Люди поселились в лагерях по всей Танзании, и продолжают жить там и по сей день. Теперь, десятилетия спустя, бурундийские беженцы возвращаются на родину. У некоторых из них есть желание вернуться домой, но большинство предпочло бы все-таки остаться. Причина кроется в том, что у многих из них семьи, дома и стабильная работа в Танзании, и не возникает ни малейшего желания рушить все это. Те же, кто решил вернуться в Бурунди, могут столкнуться с множеством проблем, в том числе и с нахождением их земли оккупированной, нехваткой продовольствия и помощи, и возрастающей опасностью, вследствие продолжающихся боевых действий в стране.
Остается лишь призрачная надежда на то, что и Руанда, и Бурунди когда-нибудь окончательно оправятся после всех пережитых ими потрясений, но это дело далекого будущего, так как не окончательно решены все вопросы с теми, кто был вынужден искать убежище в других странах и теми, кто был вовлечен в массовые убийства, а в памяти людей еще надолго останутся воспоминания о безжалостной резне, некогда учиненной здесь.
Спиcок литературы
- Meisler S. Rwanda and Burundi: Decade of Independence and Murder // The Washington Post. – 1973. May
- Тернон И. Размышления о геноциде: Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://www.hrights.ru (Дата обращения 01.2013).
- Панищев А.Л. «Проблема межэтнического конфликта в Руанде и Бурунди и возможные пути ее решения» // Вісник Луганьского національного педагогічного університету імені Тараса Шевченка. – 2007. – №20 (163). – C. 190-195.
- Хаматшин А. 72 трупа в час // Эксперт. N 30. С. 61-65.
- Программа просветительской деятельности «Геноцид в Руанде и ООН». – М.,