Авторское право и интернет

В статье мы захватываем проблемы авторского права в Интернет пространстве, этот вопрос в настоящее время стоит очень остро. Поскольку, предоставляя свои ресурсы, их владельцы забывают о том, что популярность профессиональных сайтов создана трудом тех, чьи материалы они используют. С развитием Интернета появились и новые виды объектов авторского права, а также новые формы распространения объектов авторского права. И в итоге авторское право не поспевает за развитием авторских отношений. 

Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений. Как право страховое или воздухоплавательное, оно не имеет глубоких корней в истории и ведет свое происхождение от новых условий общественной жизни и культуры. Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статус королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г.

В XIX в. стали заключаться первые международные акты, в частности в 1886 г. в Берне принята Конвенция об охране литературных и художественных произведений. В начале 90-х гг., в эпоху бурного развития рыночных отношений, в мире потребность в защите автора возросла как никогда. Теперь любое произведение имеет постоянную финансовую стоимость, которая варьировалась в соответствии с потребностями рынка. С 2010 г. начинается новый этап, когда правообладатели начинают привлекать правоохранительную и судебную системы для защиты своих прав в Интернете против индивидуальных пользователей [1].

Актуальность темы. Авторское право – это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Объектами авторского права могут являться литературные, драматические, сценарные или аудиовизуальные произведения, произведения декоративного и прикладного искусства, сборники и другие декоративные произведения. А раз есть объекты правоотношений, значит, должны быть и субъекты, которые этими правоотношениями обладают, соответственно субъектами авторского права могут быть авторы произведений, наследники и правопреемники или организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя, в том числе всемирную охрану имущественных и личных не имущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом. Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права.

Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения неотделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания, использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право — те личные имущественные и неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства. Как и всякий другой правовой институт, авторское право имеет принцип свободы творчества, что позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать произведения всеми дозволенными законными способами.

Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской работы, развития литературы и искусства.

В Конституции Республики Казахстан закреплено: 1.Свобода слова и творчества гарантируется.

2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользованием учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3.Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [2].

Конституционные права граждан подтверждены Законом «Об авторском праве и смежных правах»

Степень разработанности темы статьи. Роль авторского права в формировании культуры несомненна. С чего начинается нация? С культуры? — Нет культуры, нет и нации. Охрана интеллектуального, культурного достояния, безусловно, является важнейшей задачей на сегодняшний день. В Казахстане ситуация с соблюдением законодательства в сфере интеллектуальной собственности, безусловно, далека от идеальной. Уровень охраны прав интеллектуальной собственности прежде всего зависит от соответствующей нормативной и правовой базы и от того, насколько эффективной она будет. Уже недостаточно наличия декларативных норм, главное – чтобы эти нормы работали. Однако, учитывая рост информационных технологий, и то, что лица, совершающие «беловоротничковые преступления», связанные с плагиатом неузаконенных научных разработок, не дремлют, а идут в ногу со временем. Необходимость совершенствования законодательства налицо. Это связано и с предстоя¬щим вступлением Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию и формированием Единого экономического пространства.

Среди актуальных проблем, с которыми сталкиваются сегодня практически все Центрально-Азиатские государства, незаконное использование объектов интеллектуальной собственности и противодействие пиратству, распространению поддельной продукции. Именно поэтому в Центрально-Азиатских странах продолжается процесс совершенствования всего комплекса международных соглашений, гармонизации национальных законодательств и правоприменительной практики в области интеллектуальной собственности. Но все это пока мало отражается, на повышение инновационной активности.

Вне всякого сомнения, наименее защищены авторские права именно в сети Интернет. Это вызвано не только спецификой работы виртуального пространства с его глобальным характером и космическими скоростями обмена информацией, но также с твердо выработанной привычкой самих потребителей к легкому доступу к любой необходимой информации, что рано или поздно неизбежно приводит к нарушению прав их законных обладателей. Существующие нормы закона не в состоянии равно удовлетворить интересы всех участников процесса потребления информации неким универсальным решением. А тем временем авторские права и продукты интеллектуальной деятельности в нашей стране становятся все более уязвимыми [3].

В последние годы в мировой практике все большее внимание стали уделять информации, извлекаемой посредством электронных ресурсов.

На базе Национального центра научно-технической информации (далее — НЦНТИ) в рамках государственного заказа по бюджетной программе 055 «Научная и/или научно-техническая деятельность», создана База данных «Банк инноваций и патентов» которая представляет собой специализированную автоматизированную информационную систему накопления и анализа информации о патентах, научнотехнических разработках и инновационных проектах с предоставлением доступа всем заинтересованным лицам на портале.

Формируемый электронный научный информационный массив позволяет образовать единый реестр результатов научно-технической деятельности с прорывными проектами казахстанской науки и выявлять проекты, не закрепленные авторскими правами. В 2013 г. на базу данных «Банк инноваций и патентов» получено авторское свидетельство. Возникает вопрос, что дает автору регистрация авторского права?

Во-первых, созданное произведение сразу становится презумпцией автора на данное произведение. Это означает, что автору не придется доказывать в суде, что он имеет исключительное право на данное произведение, применяя дорогостоящие почерковедческие, автороведческие, филологические и прочие судебные экспертизы.

Во-вторых, зарегистрированные авторские права являются юридически правомочными в отношениях с контрагентами при заключении, как лицензионных, так и иных авторских договоров.

Сегодня Интернет становится общедоступным и зачастую является кратчайшим путём в мир информации. Начало этой в полном смысле — революции было положено в 1993 г., когда в недрах Internet «соткалась» своего рода электронная паутина – подсеть World Wide Web, или сокращенно WWW. Фактически WWW – это набор программ, позволяющих упорядочить разнородную информацию, содержащуюся в разбросанных по сети компьютерах – WWW-серверах, и вместе со всеми указателями организовать эту информацию таким образом, чтобы она могла быть представлена на экране компьютера в виде легкочитаемых информационных страниц. Следует отметить, что в Интернете содержится как полезная информация (научно-технические статьи и популярная разноплановая научно-техническая информация, библиотечные архивы, википедии, живописные фотографии и графика, а также прогноз погоды, курсы акций и валют, сводки новостей, электронные версии газет и журналов, музыка, спорт и пр.), так и много бесполезной и поверхностной информации [4].

Вопросы легализации авторского онлайн-контента сегодня обсуждаются активно, как никогда. Контент — (от англ. content – «содержание») – это абсолютно любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика. Однако чаще всего контентом называют текстовое наполнение веб-сайта. Обсуждение авторского онлайнконтента связано не только с общими тенденциями перехода информационного общества на цифровой формат, но с конкретными происходящими в мире событиями.

В эпоху традиционных бумажных носителей информации урегулировать правовые аспекты воспроизведения и использования авторских материалов было на порядок проще: ведь в экономической цепочке участвовали лишь автор или издатель, посредник (библиотека или книжный магазин) и конечный пользователь контента.

Сегодня число заинтересованных сторон в авторском праве растет. Это и промышленная, и фармацевтическая, и строительная индустрии, где каждое решение должно учитывать интересы правообладателей, агрегатов контента, провайдеров Интернет-услуг, онлайн-библиотек и других ресурсов, профессиональных объединений, организаций коллективного управления… Естественно, каждая сторона лоббирует свои интересы и пытается перетянуть правовое «одеяло» на свою половину. В то же время абсолютно очевидно, что становление и стабильное развитие отрасли требует общих усилий и единой стратегии всех без исключения участников рынка. Без сомнения, авторское право в Интернете должно найти соответствующее правовое регулирование. Необходимо, чтобы законы контролировали перемещение интеллектуальной собственности, распространение и использование информации, и гораздо больший спектр проблем. А пока авторам приходится искать другие способы защиты своих произведений. И порой, пытаясь защитить свои права, авторы нарушают права пользователей.

Возможность соблюдения баланса и договорённостей с Интернет-сообществом – это на сегодняшний день единственная возможность для правообладателей, потому что судебная практика в области интеллектуальной собственности малоэффективна, а уголовное преследование – не панацея. Тем более, что правоохранительные органы не готовы эффективно защищать интересы правообладателей, не имея соответствующих специалистов [5].

На наш взгляд, Республика Казахстан нуждается в глобальном реформировании судебной системы в целом, так как количество незаконных судебных решений с каждым годом все увеличивается. Отдельным вопросом стоит проблема рассмотрения и разрешения споров в сфере прав интеллектуальной собственности в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того, одной из проблем в республике является эффективность и компетентность судопроизводства, рассматривающего дела, связанные с объектами прав интеллектуальной собственности, в первую очередь промышленной собственности. Исходя из предполагаемого в ближайшем будущем увеличения объема творческой, изобретательской и патентной активности, декларируемой государственной властью, соответственно можно предположить рост числа гражданско-правовых споров в сфере интеллектуальной собственности, что делает проблему судопроизводства по данным делам особенно актуальной.

Целью статьи является то, что споры в сфере прав интеллектуальной собственности основаны на творческо-художественных, научных и технических вопросах, поэтому требуют специфических знаний и опыта у судей. Например, по делам в сфере изобретательства судье необходимо обладать значительным объемом специфичных знаний эксперта патентного ведомства, в частности, в области методологии определения патентоспособности изделия, для квалифицированного и правильного рассмотрения спорного правоотношения.

Для этого целесообразно обратиться к соответствующему зарубежному опыту. Так, во многих странах, учитывая все недостатки рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности в рамках общегражданского судебного процесса, разрешают данную проблему специализацией судопроизводства, одним из аспектов которого является наличие «технических» судей с соответствующим научно-техническим образованием. При этом в некоторых странах имеется особое процессуальное патентное право, регламентирующее патентное судопроизводство. Вероятно, было бы полезно разработать казахстанскую модель судопроизводства по делам в сфере прав интеллектуальной собственности, как с учетом позитивного зарубежного опыта, так и с учетом исторически сложившейся в стране ситуации, при этом оптимально приспособленной к казахстанским реалиям в сфере интеллектуальной собственности [6].

Для решения существующих задач эксперты ассоциации Интернет-издателей, принимающие участие в создании документа, регламентирующего свободный оборот информации в Интернет-пространстве, предложили, чтобы основой новой международной конвенции по авторскому праву стали реалистичные принципы, соответствующие интересам общества в целом, защищающие и права авторов на использование произведений, и права общества на доступ к культуре.

Только при условии выполнения этих требований авторское право будет вызывать уважение, и создавать новые возможности для творчества и развития общества. Вполне здравые мысли, но здесь всё зависит от их практической реализации. Например, чтобы поддержка оказывалась не на словах, а на деле, сегодня в некоторых странах государство поддерживает общественное достояние путем введения законодательно установленного процентного сбора от его использования. Пока в нашей стране все ограничиваются рассуждениями о важности сохранения и поддержки культурного достояния, но если уж Интернет хочет поддержки, то, пожалуйста, есть хорошее международно-признанное решение – за использование общественного достояния все будут платить [7].

На самом деле необходимо заботиться не только об интересах авторов, но и об интересах общества, а именно об охране и поддержке общественного культурного достояния и возможности доступа к его уникальным интеллектуальным источникам. Выше мы писали, что сейчас, в наше современное время существует интернет сеть. Найти во всемирной сети сейчас можно все, что угодно: фото, музыку, книги в любом формате, картины, дизайн, инженерные разработки. Это привело к тому, что творчество подчас теряет смысл, потому что плодами трудов любого автора может воспользоваться кто угодно.

Задачи исследования. Сегодня каждый, кто изготавливает какой-либо контент, будь то дизайн макетов, несложные мелодии для телефонов, фотосессии свадеб или даже шутки для stand-up-выступлений, сталкивается с проблемой быстрой утечки собственных творений во всемирную Сеть. А это чревато тем, что ваши труды могут быть использованы кем угодно и главное — совершенно для вас бесплатно. Более того, некоторые особо наглые персонажи могут выдавать ваши творения за свои собственные и даже попытаться получать за них деньги вместо вас. Согласитесь, обидно.

Потрачено несколько тысяч часов на изучение свойств экспозиции, правильное построение картинки и технические аспекты. Закуплена дорогущая техника, найдены красивейшие модели. Уйму времени заняла обработка получившихся шедевров. А потом некий Вася Пупкин из Урюпинска размещает получившееся фото в качестве примера собственной работы на своей странице где-нибудь на Facebook и с помощью вашего же шедевра отбивает у вас потенциальную клиентуру.

Проблема в том, что для того, чтобы стать популярным и узнаваемым, современный автор, будь то фотограф, дизайнер, художник или (вы уж извините) журналист, вынужден публиковать свои творения в Сети. Иначе, как говорится, не раскрутишься.

Тут, как в случае со студентами и зачеткой: сначала учащийся работает на репутацию, а потом она работает на него. Конечно, хорошо, когда публика проинформирована о первоисточнике. Но известных фотографов и дизайнеров с именем единицы. Что же делать простым профессионалам своего дела, чтобы и в тренде быть, и не потерять свои наработки?

Закон на стороне Автора. В Республике Казахстан сейчас и уже на протяжении двух с лишним десятилетий действует Закон «Об авторском праве и смежных правах». Он полностью соответствует требованиям Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений. Более того, с 1 января 2015 года за нарушение авторских прав предусмотрена не административная, а уголовная ответственность.

При этом нарушитель, помимо компенсации ущерба правообладателю, который оценивается специальной комиссией и закрепляется судебным решением, должен будет оплатить значительный штраф (от 100 МРП) и может быть привлечен к исправительным или общественным работам на срок до 120 часов. Осталось только доказать, что творение действительно ваше, а злоумышленник использовал его незаконно. И вот как это сделать.

Во-первых, необходимо хранить абсолютно все первоисточники и промежуточные записи. А еще лучше — каждую отдельную готовую работу записывать на компакт-диск и финализировать его. Это означает, что на него нельзя будет внести никакие изменения. Имея финальную версию своего продукта и все промежуточные и начальные варианты, вы всегда сможете продемонстрировать их в суде. Злоумышленник же предоставит только конечный вариант. 

Это в первую очередь касается музыкальных произведений, сложных графических и инженерных работ. Именно от их незаконного использования, по данным американской фирмы Statista, правообладатели терпят наибольшие убытки, которые за период 2015-2016 годов оцениваются в 102 миллиона долларов только в США. Причем более чем в 50 процентах случаев правообладатели не смогли доказать свое первенство в создании продукта. Все потому, что многие файлы утекают в Сеть с завирусованных компьютеров. А защита техники — это уже проблема самих правообладателей.

Поэтому даже наличие исходников не является панацеей в борьбе за свои авторские права. Тем более что не будет, к примеру, фотограф записывать каждое отдельное фото на отдельный диск. Для них есть куда более действенные способы защиты. Во-первых, необходимо делать фотоснимки в формате RAW. Абсолютно все более или менее профессиональные фотоаппараты поддерживают этот формат и даже предлагают двойную запись фотографии — в RAW и JPEG. При этом исходник в RAW нельзя отправлять никому, даже заказчику. По достижении определенного объема снимков их также необходимо записывать на диск, который следует финализировать.

Вполне действенным способом является создание watermark, или водяного знака, который невозможно убрать, не обрезав часть снимка. На водяном знаке обычно указывается имя или никнейм фотографа, чтобы покупатель мог при необходимости найти автора в Сети и уже у него запросить понравившийся снимок. Естественно, не бесплатно. Кроме того, необходимо записать свое имя и контакты в настройках фотоаппарата. В этом случае каждый снимок будет содержать эту информацию, что значительно упростит судебные разбирательства.

Ну и наконец, если вы работаете на хоть сколько-нибудь постоянной основе с любым издательством или интернет-порталом, можно заключить с ним долгосрочный контракт. Таким образом, за свои работы вы будете получать некоторую фиксированную сумму, а защитой авторских прав будет заниматься уже партнерская организация.

Зачастую свободные авторы сталкиваются с такой ситуацией: отправив готовый текст или дизайн, заказчик не оплачивает работу, но ее результатами неизменно пользуется. Суммы претензии обычно невелики, поэтому не всегда целесообразно обращаться в суд. В своих предыдущих материалах мы уже рассказывали, как правильно выбирать партнеров на фрилансе. Повторимся, однако, еще раз, тем более что нас об этом все время спрашивают.

Ничто так не мотивирует доверять кому-либо, как предоплата. Кроме того, необходимо устанавливать пароли на изменение и копирование текста или иных объектов и выдавать их только после полной оплаты. В этом случае заказчик сможет сначала оценить конечный продукт и при этом не сможет им воспользоваться, по крайней мере, легко. Вариант с банальным перепечатыванием готового текста все еще остается, но это уже из области трагикомедии.

Тем более что даже в этом случае, имея на руках исходники, все еще можно подать на нечестного заказчика в суд. Если ваши труды могут стоить больше, чем несколько тысяч тенге, то их вообще можно защитить нотариально. В этом случае необходимо распечатать готовый текст или, допустим, ноты музыкального произведения (причем желательно каждой партии для каждого музыкального инструмента) и заверить авторство у нотариуса.

Еще лучше, если вы отдадите заверенные копии на нотариальное хранение. Почти каждый нотариус предоставляет такую услугу. В этом случае при судебных тяжбах документы, извлеченные из сейфа нотариуса, станут самым весомым доказательством вашей правоты.

Как бы банально это ни звучало, но свидетельские показания могут также значительно помочь в спорах с похитителями интеллектуальной собственности. Если ваши друзья и знакомые подтвердят, что вы с пяти лет увлечены игрой на тромбоне и клавесине одновременно, то это станет дополнительным доказательством авторства вашей музыкальной партии для тромбона и клавесина. Не забудьте также приложить ваши фотокарточки с музыкальными инструментами.

Еще один вполне надежный способ окончательно и бесповоротно застолбить за собой авторское право — многочисленные онлайн-сервисы для регистрации продукта. На них можно выкладывать почти все, что угодно — от детских четверостиший до (конечно же, заблокированных паролем) архитектурных макетов. Отличительными чертами таких сервисов являются четко фиксируемое время и источник регистрации творения. В дальнейшем его невозможно изменить никакими способами.

Причем желательно разместить свой шедевр на как можно большем количестве подобных ресурсов, в этом случае и при наличии исходных материалов вы практически полностью защищены от интеллектуального воровства. Это если говорить про Европу или Штаты. В странах СНГ аргументы из всемирной Сети могут не слишком помочь в вашем разбирательстве. Поэтому иногда приходится действовать по старинке.

По новизне работы в этой статье, могу лишь дать совет. Зарегистрируйте свои права.

То есть, если ваше творение действительно способно принести вам хоть сколько-нибудь серьезные деньги, можно официально зарегистрировать его в Министерстве юстиции РК. Для этого, опять же, нужны все исходники и факт отсутствия аналогов в Сети. То есть, если ваши файлы уже «увели» в интернет, Минюст может отказать вам в регистрации авторских прав до судебного решения.

Кроме того, стоит помнить, что при регистрации в дальнейшем вам необходимо будет своевременно оплачивать налог с полученных от реализации вашего продукта доходов. Кроме того, процедура не бесплатная — два МРП для физических лиц и три — для организаций. Так что каждую фотографию или простенький логотип регистрировать не получится. А вот серьезное произведение, песню, скульптуру, картину или инженерный проект — пожалуйста. В случае с инженерным проектом в игру вступает еще и патентное право, но это уже тема для отдельного разговора.

Ну и, наконец, есть еще один довольно простой «лайфхак» для всех ценителей своего времени и трудов. Довольно простой способ защитить свой продукт — это записать его на какой-либо долговечный носитель информацией, пойти на почту и отправить его самому себе. Таким образом, у вас будет весомое доказательство со штампом государственной почтовой службы и с датой.

Такое «письмо» будет надежным защитником авторских прав, оно будет считаться неопровержимым доказательством того, что автором являетесь именно вы. Конверт, конечно же, вскрывать нельзя до суда, если до него дойдет. То же самое можно провернуть и с помощью электронной почты. Главное — не удалите потом это письмо. И творите в свое и общественное удовольствие.

Исходя из вышесказанное, можно сделать вывод, что какой бы закон не приняли в будущем, он должен учитывать интересы не только авторов, но и простых пользователей. Для простых потребителей необходим стимул не пользоваться нелегальным контентом, т. е. предлагать им лучшие варианты использования информационных ресурсов. Например, выставлять высококачественный контент, выставлять актуальный материал по доступной цене. Ведь в первую очередь пользователей привлекают низкие цены. Нередко при выборе: цена или качество — пользователи делают выбор в пользу цены, несмотря на плохое качество. Поэтому, если предоставить пользователям контент хорошего качества по низкой цене, то нарушителей авторского права, возможно, станет гораздо меньше.

 

Литература:

  1. Гущин А. А. Авторское право и Интернет; XIV Лебедевские чтения. — Пенза: «Гумниц», 2013.
  2. Ажибаев М.Г. Институт авторского права в Республике Казахстан 
  3. Абдуллин А.И.Правовая охрана баз данных в Европейском союзе; Журн. междунар. частного права. № 2. С. 24-41.
  4. Жабко Е.Д. Авторское право в Интернет. С.Петербург,
  5. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.М. ВЛАДОС, 1994. -336 с.
  6. Анализ судебной практики по административным делам в сфере интеллектуальной собственности.
  7. Авторское право и веб-пространство, что к чему подстроить?
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: Юриспруденция
loading...