Из истории казахской государственности

Наступают интересные времена, на наших глазах происходит переписывания истории, особенно российской истории, кстати так было всегда и во всех государствах. Создается концепция нового учебно-методического комплекса по истории России, в которой в корне будут менятся положения общепринятые в СССР. Например, вместо татаро-монгольского ига в новой истории будет говорится о системе зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. ордынское иго, всетаки иго оставили), тем самым незаметно принимается новый подход к истории времен Чингисхана и после. Таким образом нет монголов, т.е. это придуманная народность. Давно об этом идет полемика среди казахских и других тюркоязычных историков. Теперь есть орда, а это Золотая орда, чисто казахско-кыпчакское государство. Европейцы называли нас куманы, что означает ку-лебедь или гусь, ман-люди, известно, как один из вариантов происхождения этнонима казах, казак – белый лебедь. Вся Европа того времени кипчакский язык использовали для международного общения, а армяне во Львове молились на кипчакском языке (А. Горковец). Кипчаки были образцом воинственности и можно сказать государственности, т.е. образцом для подражания. Вот таким образом нам Казахстану надо по новой пересмотреть нашу историю, особенно историю государственности и казахской цивилизации. Мы говорим, что мы тюрки, а тюрки Турции говорят, что они из Алтая, а Казахстан их родина, не правда ли парадокс! Вот и думай, кто первым образовался как народ, а кто от них берет начало! Да наш язык относится к тюркоязычной группе языков, давайте не будем путать язык и народ. Американцы и англичане говорят на одном английском языке, но почему-то англичане не говорят, что они происходят от американцев. Кстати о народах.

В глубокой древности наши предки размножаясь и в поисках пищи шли по Земле, им в сложнейших условиях приходилось выживать. Мировая популяция двух типов человекоподобных предков: неандертальцев и Homo sapiens в борьбе за выживание завершилось победой Homo sapiens, которые и образовали— «человечество». Человек вынужден был перемещаться по миру в поисках воды, пищи и тепла. И если он находил более-менее пригодный для обитания уголок, этот уголок часто оказывался занятым другими. Человек начинал сражаться с себе подобными или объединяться. Таким образом, стали появляться первые сообщества людей, они изначально образовывали близкородственные группы, которые назывались также «племенами», которые в дальнейшем становились государствами. Они себя стали называть каким-то именем или их именовали соседи. С появлением ранних государств, создание которых первоначально осуществлялось одним или близкородственными группами (народами), появилась тенденция именовать национально-территориальное объединение по имени такого народа. Народы это не языковые, не политические и не зоологические единства, но единства душевные. На основе этого чувства О. Шпенглер выделяет народы народы до культуры, внутри нее и после. Первые до культурные объединения людей он назвал пранародами. К пранародам он отнес иудеи, микен, египетских номов и персов[1,с.167]. Для О.Шпенглера народ – это единство души. Народы каждого государства вырабатывали свой особенный характер поведения, это весьма интересно.

Интересно наблюдать за нациями и народами, сформированными в песках пишет автор Е.Д. Лучезарнова [2], которая посетила два полюса планеты Земля, облетела экватор. Они нынешние арабы, всегда перемещались, на одном месте практически не задерживались. Одежда, шатёр и верблюд, лошадь являлись главными помощниками в поиске средств выживания. Сейчас, когда в современном человеке просыпается натура песчаного жителя, он приобретает себе машину как дополнительную одежду, делает из неё жилище и начинает в ней путешествовать, поскольку включился ген постоянного перемещения. Кстати и европейцы свои отпуска ныне проводят таким образом.

Люди, которые перемещались пешком, допустим, возьмём национальность «еврей», очень ярко распределяются по земному шару и пытаются быть незамеченными[2]. Их было 10 колен, когда началось их передвижение, ныне 9 из них нашлись, но до сих пор ищут десятого колена[3]. У них была задача проникнуть в другой этнос, с этим этносом слиться,приспособиться, но при этом сохраниться, евреи дошли даже до Бухары. И инстинкт выживания входит в инстинкт накопления, который снаружи приспособился к среднему уровню достатка. Поэтому, даже если еврейский ген становится достаточно сильным при большом количестве богатства, показная демократичность всегда остается. И желание показать: «У меня ничего нет» приводит к приглашению для уборки своего жилища других людей, даже если самому нужно убирать жилище своего друга или своего соседа. Но собственное жилище он убирать не будет. Надо же быть открытым, прозрачным, но внутри что-то сохранить.

И когда человек пускается в пешеходное путешествие, ему очень хочется своими ногами померить мир в нём проснулось что-то от евреев. Ему хочется нести с собой рюкзак, который он считает самым сокровенным или обязательно иметь деньги про запас. Но при этом снаружи, казаться человеком достаточно среднего достатка, чтобы не выпячивать своё богатство. Отсюда скромные дома, скромные офисы, скромные производства при достаточном объёме внутренних Денег. Это видно по современному Израилю, ничего современного не построили.

Татары и монголы мчались по этому миру, завоевывая, забирая у людей самое лучшее и развешивая на себе: меха, монеты, золото демонстрация: «Да, у меня всего много». У татар прямо обратная позиция относительно евреев. Даже если внутри останется мало денег, снаружи важно показать: «как Я богат» [2]. Вся внешняя атрибутика достаточно важна для проявления собственного достоинства. Автор под татарами видимо, имеет в виду и других кочевников: гуннов, казахов, кипчаков. Все кочевники одевались очень красиво, особенно авары, когда они впервые появились в Европе удивили всех.

У русских как у народа, имеющего границы, но внутреннюю пустотность, естъ два инстинкта: один инстинкт накопления, другой инстинкт транжиры. Когда ты копишькопишь деньги и потом способен в один миг их все потратить. Душа попросила, душа развернулась [2]. Огромный инстинкт общинности. Пригласить всех погулять, даже незнакомых людей, всех накормить. А потом остаться ни с чем в надежде, что кто-то и с тобой так же поступит. Это точное определение, которое можно наблюдать у новых русских.

Отношение к энергиям у европейских народов постепенное: маленькими дольками, но надолго. Поэтому они собирают своё богатство достаточно долго и точно так же расходуют маленькими долями. Всё сразу не могут вынести ни снаружи, ни оставить внутри, ни положить по границам, а будут выстраивать свои бизнес-отношения постепенно, размеренно.

Еврею очень сложно отдать долг деньгами, гораздо легче отдать предметами[2]. Это тоже генетически обусловлено, поскольку, когда он вынужден был покидать своё жилище и уходить практически босой, прикрывшись одеждой, мягко говоря, скромной, предметы оставались. И он привык меньше ценить предметы, одежду. Зато он с собой уносил и прятал глубоко в себе сами деньги, которые потом мог снова поменять.

Также у разных национальностей очень разное отношение к слову. У русских есть понятия: «слово офицера», «честное пионерское слово», «слово купца», генетически русские доверчивы, оттого что они привыкли верить обещаниям[2]. Им могут много что наговорить они поверят, туда и поблагодарят того, кто их устремил. Хотя он явно говорил полную неправду, но доверчивость к словам слишком велика. Кстати, весь восток привыкли верить обещаниям, словам и жили по этому принципу. Если взять слова европейских народов, их требовалось скреплять свитками, печатями, документами, поскольку на словах не могли договориться, или их слабо фиксировали, или потом не выполняли. Нужны были дополнительные документальные подтверждения.

Древние народы и государства Центральной Азии Арии.

Длительное время история тюркского мира и народов Центральной Азии в СССР изучалась в отрыве от истории всемирной цивилизации, народов Востока. Гласность в исторических и археологических исследованиях дали положительный результат. За последние два десятилетия на стыке лесостепи и великого пояса степей восточной Евразии обнаружено и частично исследована большая группа памятников (поселений и могильников), относящихся к периоду от энеолита времен ариев до позднесакского времени. Находка их по праву равна научному открытию, а изучение (раскопки и публикации) явилось вкладом в историческую науку и внесло существенные коррективы в наше представление о древностях евразийских степей. [5] Среди новых, но уже широко известных памятников интерес представляют поселения энеолитического времени (Ботай), бронзового века (Синташта, Аркаим) и позднесакского периода (Актау). Обнаружено еще несколько городищ, подобных Аркаиму недалеко от г. Кустанай, и даже превосходящих его. Например, два массивных жилых комплекса найдены в Западном Казахстане и три комплекса в Акмолинской области. Один из них давно признается непревзойденным поселением мегаполисом неолита: более 15-20 тысяч жителей (Зерендинский район Кокчетавской области). 20 тысяч городских жителей для тех далеких времен по современным меркам равносильно миллиону человек. Исторические открытия этих эпох показали, что уже тогда они оказали мощное воздействие на этнокультурную и социально-экономическую жизнь всего индоевропейского мира. Величайшим событием и изобретением ставшим, монолитным фундаментом, на котором возникла цивилизация, были металлургия и доместикация злаковых культур и животных, особенно лошадей. Как считают казахстанские археологии, металлургия была поставлена на государственную промышленную основу на месторождениях центрального Казахстана, таких как: Жезказган, Саяк, Кенказган, Атасу, Кент и другие. Египет, Месопотамия, Иран и возможно другие государства имели прямые торговые отношения, т.к. самые качественные бронзовые изделия и оружия изготавливались в этих местах.

Этимологически «арии» на древнем языке, на котором они говорили, означало – почтенные, превосходные. Слово «ар» по казахский означает – совесть, белый, чистый. Арии называли себя детьми Неба. Слог «ар» связывается со значением, относящимся к стихии огня. Имеется и другой вариант. Арий, Арья ведические слова древнеиндийского происхождения. Согласно Ведам, арийские народы объединил особый тип самодисциплины. Шри Ауробиндо указывает, что корень «ар» означает «особый дисциплинированный труд и битву». Н.К. Рерих расшифровывает название «арии» как «верные истине». Арья – это устремленная душа, совершающая великую работу. Арья (Арьян) – добрый и благородный человек, преодолевающий в себе и вне себя, т.е. вовне, все то, что противостоит человеческому продвижению вперед. Это – Воин Света, идущий к истине, человек, целью которого является достижение духовного совершенства. На санскрите «арья» буквально означает святой.[6]

Арии закончили свое существование под этим именем в начале I тыс. до н.э. Но не все они ушли из степей Казахстана в Иран и Индию. Те, что остались, явились предками новых кочевых народов Великой степи – саков, савроматов, скифов. Скифы и Саки жили в Великой степи и на Алтае, где и до этого они обитали под именем – арийцы. Как свидетельствует «Авеста», Центральная Азия была ареалом проживания многих народов и этносов. Их общим самоназванием в то время было этноним арья. Казахи до сих пор при встречах с большим скоплением людей не задумываясь здороваются словом «армысыздар», т. е. «вы-ары или мы-ары (арьи)». Таким образом, память об арийцах заложена у казахов на генетическом уроне. 

Арийцы, первыми образовали государство более 4000 лет назад, одно из которых, по-видимому, находилось в Аркаимском регионе степи южного Урала и Центрального Казахстана и создали предпосылки для развития государственности всех последующих народов. Таким образом первым пранародом являются арии.

 Арий из Центрального Казахстана. Скульптура найдена в г. Кустанай    

Арий из Центрального Казахстана. Скульптура найдена в г. Кустанай 

Скифы-саки

Скифо-сакская (протоказахская) цивилизация была современницей египетской цивилизации. Скифы так их называли в Европе, а они сами себя в Азии назывались саками, которые в свою очередь делились на массагетов, кассаков и арсаков (аршакиды). Они были миролюбивым, но воинственным народом.[7]. Помпей Трог (Pompey Trog), античный мыслитель, отмечая храбрость скифов, победу царицы массагетов Томирис над Киром в VI веке до н.э., писал: «... Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго шел спор о древности происхождения». Как пишет известный ученый Кенесбай Мусаев «…слово «Скиф», вошедшее в русский язык из греческого через посредство других европейских языков в этой форме, по гречески звучит «скит, скитой [skithoi]». Оно восходить к слову сака+ит (аффикс древнего тюркского множественного числа), т.е. «скифы» те же «саки». Скифы и сарматы западная часть великой Сакской империи, более известны в Европе. Саки ровесники Египтян или старше их, им свыше 4000 лет.

Касситы

Касситы пришли в Месопотамию, как и сами шумеры, с востока или с северавостока и осели сначала в горных районах вокруг Сулеймании. Их первые знакомства с вавилонянами произошли во времена преемников Хаммурапи. По одним источникам – во время военных столкновений, а по другим – их пригласили для военной поддержки правящего режима. Около 1742 года до н. э. касситский вождь Гандаш (Кандаш) вторгся в Вавилонию и возложил на себя высший титул местного правителя – царя четырех сторон света, царя Шумера и Аккада, царя Вавилона. Их сначала, как обычно, не признавали и лишь разгром, учиненный ими хеттам, способствовал полновластному утверждению касситских царей на вавилонском троне. К тому времени оказалось, что касситы со своей мощной армией оказались единственной и реальной силой, которая может навести порядок и сохранить страну. Государство касситов заботилось о развитии, накоплении и сохранении литературного наследия Вавилона, когда литературные произведения создавались в официально установленном количестве экземпляров, и когда аккадский язык (государственный язык Вавилона) достиг своего расцвета. Несколько слов из этого языка, сохранившихся до наших дней, позволяют сказать, что акадский язык не принадлежал к индо-европейской языковой семье, а скорее всего относился к какой-то иной группе. Столица государства Вавилон – г. Ниппур. Сами касситы вели племенной образ жизни, исчисление рода велось по мужской линии. Если определение «Кассит» рассматривать как кас-ит, то слово «ит» собака на казахском языке, а по персидский будет звучать “сақ” – “сағ” собака [8]. Тогда «Кассит» будет иметь второе название кассак. Тибет назван в начале как Тобет, это крупная порода собаки тобет и ныне существует, писал доктор исторических наук Зуев[9]. Если 1742 год до н. э. принят как документально подтвержденным годом создания Кассито-кассакского государства, касситам или кассакам на 2014 год возраст 3756 лет.

Гегемония касситской династии в Вавилоне длилась до 1155 г. до н. э. почти 600 лет. Северная граница Вавилона того времени доходила до Урала и Алтая. Включение деяний касситских царей в историческую хронологию – это уже признание их вклада в развитие общества Вавилона и в целом Шумерской цивилизации. Касситский период был самым мирным временем в истории многострадального Шумеро – Вавилонского государства, развивалась культура, развивали образование, писали книги и создавали библиотеки. 

Казахская охотничья порода собак Тазы. Шумеры, Касситский период.

Казахская охотничья порода собак Тазы. Шумеры, Касситский период.

Кемеры, Киммерицы

Другим известным в исторической древности народом, населявшим степи Причерноморья и ведшим кочевой образ жизни, являются киммерийцы (кемерлер) – «люди, обитающие на побережье», поскольку слово «кемер» в переводе с древнетюркского и казахского языков означает «берег моря, подмываемый волнами». Киммерийцы жили между Черным (Евксинским, –т.е. скифским) морем и Азовским морем около трех тысяч лет назад, на рубеже II и I тысячелетий до н.э. Киммерийцы были протоскифами, об этом говорит их образ жизни, а также археологические свидетельства в виде дошедших до нас памятников культуры.

Киммерийцы – по-казахски кемер, и не отсюда ли происходит термин «кеме» корабль. Ими протоказахи называли людей, строивших корабли, кеме – кемеры, т.е. кораблестроители. Эль-кемеры, строившие корабли для всего сако-скифского мира, жили на побережье Каспийского и Черного морей.

Есть и другой интересный факт – это древнегреческая карта Ойкумены [4] I тысячелетия до н.э. На карте видны места проживания киммерийцев возле Черного моря и европейского побережья Атлантического океана. Такой разброс в расселении киммерийцев имеет единственное объяснение: они как мореходы могли в поисках лучших мест проживания оказаться в любых прибрежных зонах. Из-за отсутствия навигационных приборов при плавании им приходилось двигаться вдоль линии морского побережья. Киммерицам около 3000 лет. 

Саки: массагеты и кассаки

Саки и касаки указаны на древней карте, приведенной в сборнике работ Л.Н. Гумилева «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации» составленной по ирано-тибетской картографической традиции и охватывающей период III-II вв. до н.э. [10]. Названия стран и народов, помещенных на карте интересующих нас регионов Центральной Азии обозначены цифрами:

  1. A-ba-dva-ra’i-gling –Бактрия, одна из провинций Древнего Ирана.
  2. Seng-ge-rgyab-bsnol –Согдиана, одна из провинций Древнего Ирана.
  3. указана – страна саков – Shag-yul.
  4. указывает на ‘O(d)-ma-‘byams-skya’i-yul – по локализации и звучанию может быть понято как “Maha-saka-ta” –«Великие саки», название одного из сакских объединений, которое греки называли «массагеты»13.
  5. Ka-ha-ta-shel-shug – первая половина этого названия указывает на Малую Азию – её восточную окраину, так как «ка-ха-та» соотносимо с хатти (позже хетты). Вторая половина названия представляет собой транскрипцию неизвестного для нас слова.

41-й пункт на карте не назван, возможно, это и есть страна касаков – малых саков. Такая идея возможно как трактовка, 44-го пункта, где ка использована как приставка, указывающая слово «малый», ма – как большой или великий. Видимо, составители карты сочли, что нет необходимости указывать малых саков или из-за малости, или в целях экономии времени.

Здесь у меня возникает новая идея: 42 пункт “Maha-saka-ta” расшифровать Mahasak-ata, что означает большие касаки, значит должны быть малые саки и другие саки. Эти малые сак –кассаки, уже в интерпретации Л.Н. Гумилева, а массагеты – большие касаки. Исходя из данного подхода, можно предположить, что именно тогда начиналась традиция деления казахов на жузы, на левое, правое и центральное крыло.

Во всяком случаи, видно, что уже две тысячи лет тому назад в Средней и Центральной Азии существовала неплохо развитая географическая наука, и составлялись карты, по точности и охвату значительно превосходившие греко-римские. Эти карты показали местоположения саков, массагетов, кассаков и их роль в истории древних цивилизаций.

Массагетов всегда путали с другими родоплеменными объединениями саков, если точнее выразиться остальные саки остались в тени массагетов. Такое явление в истории было, например, великая слава пограничного хеттского города Трои затмила само государство Хетт, пока не нашлась библиотека их глиняных табличек и не была расшифрована. Также о массагетах равнин, массагетах островов, массагетах болот и др. К числу же “ложных” массагетов нужно отнести массагетов Мегасфена. Этот автор, писавший уже в послеахеменидское время, отождествил хорошо известных ему ассакенов – горное племя Северной Индии – с древними массагетами времен Кира на основании всего лишь случайного звукового сходства названий (столица ассакенов –Массага, их предводитель -Ассагет). Я считаю, что ложные массагеты ассакены видимо и есть һассакены, т.е. һассаки-кассаки. Пророк Будда является родом из кассаков (Карен Армстронг). Массагетам около 3000 лет.

Государство Хазар было создано после распада империи европейских гунн после смерти Аттилы, около 463 году. 

Золотая Орда или Улус Джучи

Золотая Орда или Улус Джучи, самоназвание на тюркском Улу Улус — Великое государство — средневековое государство в Евразии. В период с 1224 года по 1266 год находилось в составе Монгольской империи. Название «Золотая Орда» впервые было употреблено на Руси в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда» использовалось без прилагательного «золотая». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае. В собственно золотоордынских и восточных (арабо-персидских) источниках государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус») или имени правителя («улус Берке»), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее («Узбек, владетель стран Берке», «послы Тохтамышхана, государя земли Узбековой»). Наряду с этим в арабо-персидских источниках часто использовался старый географический термин Дешти-Кипчак. Слово «орда» в этих же источниках обозначало ставку (передвижной лагерь) правителя (примеры его употребления в значении «страна» начинают встречаться только с XV века).

Сочетание «золотая орда» в значении «золотой парадный шатёр» встречается в описании арабского путешественника Ибн Баттуты. В русских летописях слово «орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «Татары». В Западноевропейских источниках были распространены наименования «страна Команов» т.е. кипчаков. Границы Орды арабский историк АлОмари, живший в первой половине XIV века определял так: "Границы этого государства со стороны Джейхуна — Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азака-Кака, Акча-Кермен,Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, область Сибири, Ибирь, Башкырд и Чулыман. Золотой Орде в этом году будет 790 лет. 

Протоказахские государства

Итак, к числу государств, созданных предками казахов, можно отнести следующие, которые располагаются в порядке создания: Государства Арии и Шумер (3 2 тысячелетие до н.э.); Касситы 1742 год до н.э., Государство массагетов и других сакских (в том числе кассаки) племен и союзов (Х VIII вв. до н.э.); Древнехорезмийское царство (конец II I тыс. до н.э.); Скифское царство (VII II вв. до н.э.); Парфянская империя (245 г. до н.э. 226 г. н.э.); Государство Великих Кушан (130 г. до н.э. III в. н.э.); Государство Усуней и Кангюй (III в. до н.э. III в. н.э.); Великая империя Хуннов, (III в. до н.э. II в. н.э.); Государство сарматов -аланов (IV в. до н.э. III в. н.э.); Государство Афригидов в Хорезме (IV в. н.э. VIII в. н.э.); Великая Гуннская империя (IV в.сер. V в. н.э.); Империя Белых гунн (Эфталитов, IV – VI в); Хазарский каганат (VI – ХIII в., здесь особо следует отметить, что название народа казахов происходит от них); Аварский каганат (V VII вв.); Тюркские каганаты и Государства Караханидов, Карлуки, Кимаки, Тургеши, которые постепенно преобразовались в государства Дешт-и-Кипчаков, Найманов, Кереев, Аргу и др. Государства Найман и Кереев указываются во многих картах и атласах средневековья. 

До этого времени предки казахов были полностью независимы. Несколько веков народы Казахстана находились под влиянием монгольских завоевателей. Далее они входили как полноправные народы и племена в состав Золотой орды, империи Тимура и других ханств до образования Казахского ханства, тем самым казахи проглотили многие народы в том числе не многочисленных монголов, которые волею судьбы оказались на этой территории. 

Atlas of world history. Oxford. General editor, Patrick R.O’brien. University of London, 1999, p.368.

Atlas of world history. Oxford. General editor, Patrick R.O’brien. University of London, 1999, p.368.

Народы Казахстана в древности имели общую антропологическую основу, представленную протоевропеоидной расой, без какой либо монголоидных элементов. Недавние генные исследования казахов показало, что 49% населения имеет европейские корни, а 51% азиатские (опубликовано в открытой печати в РК 2004 г.). Они были широколицы очень носаты, с широко открытыми глазами (скифы, саки и гунны), над глазами выделялись надбровные дуги, Рост у них был выше среднего. Китайские источники гунн описывают, что они были высокого роста, с орлиным носом, рыжие с голубыми или зелеными глазами. В этом плане мы рекомендуем посмотреть публикации доктора исторических наук О. Исмагулова.

Atlas of world history. Oxford. General editor, Patrick R.O’brien. University of London, 1999, p.368.

Н. Крадиным (доклад был сделан на 37 конгрессе востоковедов)21 для характеристики развития общества воинственных номадов была составлена сравнительная таблица, в которую включены данные о восьми кочевых империях Евразии от хунну до средневековых монголов. К его данным я добавил две империи, которые имели непосредственные отношения к становлению казахской государственности, это белые гунны (эфталиты) и хазары. При составлении таблицы Н. Крадин опирался как на собственные исследования некоторых номадов и на исследования коллег, а как основа им была использована известная методика Дж. Мердока. В этой таблице белые гунны и хазары заняли свое достойное место, данные же по тюркам и уйгурам требуют перепроверки. Общий список признаков выглядит следующим образом:

21 Kradin N.N. Nomadic Empire as a complex society: cross-cultural test. International Congress of Asian and North African studies: Abstracts. –M., 2004. -p. 575.

Е – Восточная Евразия, цифры означают: 1 – Письменность и запись. 2 – Степень оседлости. 3 – Земледелие. 4 – Урбанизация. 5 – Технологическая специализация. 6 – Наземный транспорт. 7 – Деньги. 8 – Плотность населения. 9 – Уровень политической интеграции. 10 – Социальная стратификация.

Эта таблица Н. Крадина вызывает много критики, непростительные ошибки для историка такие как оседлость, земледелие и урбанизация Золотой орды, тюрков и уйгуров оценены на уровне нуля, тогда как все древние города Восточного и Западного Туркестана построены ими (Турфан, все города Кашкарии, Баласагун, Испиджаб, Самарканд, Ташкент, Тараз, Туркестан и т.д.), а в Золотой Орде было около 100 городов (Википедия).

Ниже прилагается таблица составленная автором для государств созданных на территории Центральной Азии и Евразии при непосредственном участии протоказахских народов и нации, с учетов новых археологических, исторических и этнографических данных. Даже такой крупный исследователь Н. Крадин не свободен от европецентрических взглядов, например если судить по его таблице только китайцы строили города и т.д. Тамже тюрки и уйгуры незаслуженно получили низкие баллы. 14 государств и империи вошедшие во вторую таблицу думаю заслуженно заняли свое место в этом своеобразном мировом ранге цивилизованности народов. В таблицы не вошли более поздние и мелкие государства, также авары, т.к. мне неудалось собрать необходимых данных. 

Таблица 1. Уровень сложности кочевых государств 

 

Reg

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Total

 

187

Hsiungnu

E

1

0

1

0

4

3

1

1

4

2

17

189

Hsienpi

E

2

0

1

0

4

3

1

1

4

1

17

190

Joujan

E

3

0

1

0

4

3

1

1

4

2

19

191

Turks

E

4

0

0

0

4

3

1

1

4

2

19

192

Uighurs

E

4

0

1

0

4

3

1

1

4

2

20

193

Khitan (Liao)

E

4

3

3

3

4

3

4

3

4

4

35

194

Mongol 1206

E

3

0

1

0

4

3

1

0

4

2

18

195

Golden Hode

E

3

2

2

0

4

3

4

1

4

4

25

О.Е.

Белые гунны

Е

4

3

3

3

4

3

4

1

4

4

34

О.Е.

Хазары

Е

4

4

4

4

4

3

4

1

4

4

36

 

Таблица 2. Древние пранароды и протоказахские Государства 

Древние протоказахские Государства

Регион

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Полная сумма

1

Касситты (шумер)

ЦА

4

3

3

4

4

3

3

3

4

4

35

2

Кушаны

ЦА

3

2

3

3

4

3

3

2

4

3

30

3

Парфия

ЦА

3

2

3

3

4

3

3

2

4

3

30

 

4

Бактрия

ЦА

3

2

2

3

4

3

3

2

4

3

29

5

Хорезм

ЦА+Е

3

2

3

3

4

3

4

2

4

4

32

6

Канглы

ЦА+Е

3

2

3

3

4

3

3

1

4

3

29

7

Уйсуны

Е

3

2

3

2

4

3

2

1

4

2

24

8

Европейские Гунны (Аттила)

ЦА +ЗЕ

4

2

2

3

4

3

3

3

4

4

32

9

Белые гунны

ЦА+Е

4

3

3

3

4

3

4

1

4

4

34

10

Хазары

Е

4

4

4

3

4

3

4

1

4

4

35

11

Дешти -и-Кипчак

Е+ЗЕ

4

3

3

3

4

3

3

2

4

4

33

12

Караханиды

Е+ЦА

4

3

3

3

4

3

3

2

4

4

33

13

Золотая Орда

Е+ЦА

3

3

3

3

3

3

4

2

4

4

32

14

Казахское ханство

ЦА

4

4

3

3

3

3

3

2

4

4

33

 

Таблица 3. Казахские этносы и их роль в формировании государства. 

 

Этнос

 

Мемлекеттік құрылысы және түсіндірме

Қазақ этносын құрудағы ролінің ықтималдығы

%

Қассит

Шумер, Вавилон XVIII-XII ғғ.

80

Касак

Ску-ка-сак. Бехистун жазуы. 521-486 жж. Б.з.б. Амудария, Сырдарияның жағасында тұрған

90

Қассақ

Тибет картасында кассак ІІІ-ІІ ғ.,б.з.б.( Гумилев)

90

Массагет

ma-haccak Тибет картасы

90

Қассақ

Саққассақ Афригид хорезмшағының аты VII ғ., б бұл сақ қассақтардың болғанын дәлелдейді

90

Қас-пи

Теңіз атауы; кас-сақ+пи-сақ

90

касак, касакстан

Еуропа мемлекеттері: Германия, Испания, Италия,Франция, Англия (cassakia)

95

Қасог

Орыстардың летописі

80

Қаса-үйсін

Қытайдың үйсін иероглифінің ескіше қазақ деп оқылуы

90

Қас-сақ

Хорезмнің құрамына енген сақтар

80

Қайсақ

Орыстар қазақтарды осылай атаған

95

Қазақ-

қыпшақ

Дешті-Қыпшақ, қыпшақтар, Дулати еңбектерінде

(қыпшақ қазақтардың екінші аты)

99

Қазахия

Византия Императоры Константин еңбегінде

95

Куман-

қыпшақ

Куман – қаз-адам. Европалықтар қыпшақтарды осылай

атаған (О.Сулейменов «АзиЯ»).

95

Қассақ

Қожалар күнделігінде VII-VIII ғғ.

100

қаса-ке

Қытайша қазіргі оқылуы

100

Хас-сақ

Хас-ұлы, бас. хассақ-ұлы сақтар, немесе патша сақтар, царские скифы

100

Қазақ-

қазар

Қазар қағанатының халқы –қазақ аталған

100

Қазақ

Қазақ хандығы

100

Флаги протоказахских государств

Флаги протоказахских государств

Заключение

Работа посвящена государствам протоказахов – гуннов, хазар, авар, тюрков, кипчаках и других пранародах вошедших в состав казахского ханства. Государства созданные древними насельниками Казахстана отвечали многим требованиям своего времени, на них равнялись у них учились. Теперь признают, что в Европу законы правосудия и другие атрибуты правового государства пришли вместе с гуннами и другими кочевниками.

В течение периода с VI1 в. до н.э. по VIII вв.н.э. на территории Казахстана и в прилегающем регионе существовали, поочередно сменяя друг друга, возникали протоказахские государства, представляющие собой, по существу, древнеказахскую или единую древнесакскую империю. Последняя явилась закономерным результатом консолидации тюрко-язычных племен и обладала всеми признаками государственности: аппаратом государственной власти, территориально-административным устройством, разработанным и модифицированным законодательством. Мы казахи, не претендуем на историческую гегемонию и считаем себя одним из составляющих элементов общетюркской древнесакской государственности и казахской цивилизации.

Год: 2015
Город: Алматы
Категория: История
loading...