Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Мусульманские архитектурные памятники караханидской эпохи в средневековых городах Жетысу

Одним из важнейшим градообразующих элементов мусульманских городов Востока и Запада являются минареты, встроенные здания мечетей или стоящие рядом с ними. Именно минареты своим стройными башнями возвышаются над всей остальной застройкой и определяют неповторимый силуэт города. Именно с этого времени на мощном субстрате архитектурно-строительных традиций и идеологии, ислама сформировались основа архитектурной типологии, развивавшейся в последующее тысячелетие. Дальнейший прогресс строительного искусства, обновление архитектурных форм и совокупность выработанных при этом приемов составили единый для Средней Азии стиль, но с локальными оттенками, обусловленными спецификой развития местных архитектурных направлений.

Одним из важнейшим градообразующих элементов мусульманских городов Востока и Запада являются минареты, встроенные здания мечетей или стоящие рядом с ними. Именно минареты своим стройными башнями возвышаются над всей остальной застройкой и определяют неповторимый силуэт города.

Минареты, которые служат для призыва верующих к молитве, совершенно не обязательны для мусульманского ритуала. В одном из хадисов говорится о том, что после прихода в Медину мусульмане обсуждали, каким образом нужно собирать верующих. Одни предлагали при помощи колокола, как у христиан, другие – при помощи трубы, как у иудеев. Пророк же велел своему рабу пойти и позвать людей на молитву. Так был введен азан, голосовой призыв к молитве, но минарет был для него не нужен. До сих пор некоторые мусульманские общины ортодоксального толка от Судана до Кашмира не строят минаретов и считают их нежелательными. Многие удовлетворяются так называемыми «ступенчатыми» минаретами, которые состоят из широких внешних ступеней, ведущих в миниатюрный киоск, который только слегка возвышается над крышей. Примерно так поступали и в первые века ислама. Поскольку такие сооружения достаточно функциональны, не совсем понятно, зачем нужны были минареты в 40-50 м высотой. Большинство исследователей считает, что они выполняли и другие функции.

Первый минарет был построен при халифе Муавии в 675 г. в Ираке. О нем известно лишь то, что это была каменная башня в мечети Басре[1]. Вскоре, после этого в 673 г., правитель Египта Амр построил в мечети Фустата четыре минарета, и с тех пор их стали возводить и в других мечетях Египта. То есть первые минареты появились еще при Омейадах, но широкого распространения они достигли в аббасидский период. Идея строительства высоких башен проникла в Ирак и Египет, центры правления Аббасидов, из Сирии, которая была изначально провинцией Омейадов. В Сирии минареты строились в противовес христианским колокольням как мусульманский эквивалент. Назначением этих башен было свидетельство могущество Аббасидов и приверженности их мусульманской религии. Азан кричать с них начали только при Муавии.

Исследователи рассматривают также этимологию слов, применяющихся для обозначения этих видов построек. Слово минарет происходит от арабского слова манар, или манара. Корень этого слова – нар – обозначает по-арабски свет или огонь [2]. Слово манара использовалось в доисламской Аравии для обозначения высоких мест, откуда подавались сигналы при помощи огня и дыма. Поэтому минареты часто приравнивают к «башням огня», которые использовались в военных целях в Византии, Северной Африке и Сирии как в доисламское время, так и позднее. Одной из таких башен был Фаросский маяк, считавшимся одним из семи чудес и разрушенный арабами в 642 г.

С.Г.Хмельницкий также отмечал, что высокие минареты (40-50 м) не нужно для того, чтобы звать на молитву. Считается, что минареты выполняли и роль сторожевых башен, но и это побочное назначение не оправдывало расходов на их строительство и убранство, да и весть о приближении врага приходило в средневековый город обычно другим путем. Тем не менее минареты возводились во всех странах ислама и нередко становились символом, опознавательным знаком города, над центром которого возвышались – подобно Калян в Бухаре и башне Хиральда в Севилье.

С приходом к власти Караханидов в Жетысу проникает ислам. В Шуйской долине сооружается религиозный центр мусульманства и одновременно резиденция каганов – Баласагун, который в пределах внутренних крепостных стен застраивается культовыми зданиями. На других городищах Шуйской долины,кромегородищеАктобе, сооружений связанных с новой религией не обнаружено. Это свидетельствует о непопулярности ислама среди населения долины и согласуется со сведениями Махмуда Кашгарского , отметившего насильственное внедрение его на севере каганата[3].

Обязательными постройками в мусульманских городах, по свидетельству АлМакдиси, являлись мечети[4]. На городище Бурана мечеть не сохранилась, но на ее существование в средневековье указывает минарет, вход в который устроен более чем в 5 м над землей, а также сообщения конца XIXв. о руинах «довольно большого здания, заваленного массой кирпичных обломков» расположенных в 20 м к югу от минарета [5].

Минарет сохранился на высоту 21,6 м. Это круглая, суживающаяся к верху башня на восьмигранном цоколе, в основании которого лежит квадратный в плане стилобат (12,25х12,25 м). Сооружение поставлено на фундамент , сложенный из булыжного камня в габаритах стилобата и уходящий вглубь на 5,6 м. Диаметр ствола минарета в основании 8,85 м, на верхней отметке – 5,9 м. С южной стороны над цоколем устроен арочный вход, от которого начинается внутренняя винтовая лестница (ширина 65 см) под полуциркульным сводом. С северной стороны на высоте 12,6 м лестница освещается окном. (Рис)

Ствол минарета расчленен чередованием гладких и рельефных поясов с кирпичной орнаментацией. Грани октогонального основания выложены простыми геометрическими узорами. В выкладке орнаментированных поверхностей наряду с основным квадратом кирпичом употреблены наборные кирпичики квадратного сечения (4,5-5 см в стороне квадрата). Это наиболее ранний пример использования облицовочного кирпича в строительный практике Жетысу.

В научной литературе памятник датируется по разному. Б.П.Денике, сравнивая буранинский минарет со среднеазиатскими пришел к выводу о сооружении его в XI-XIIвв [6]. Д.Ф.Винник считает башню Бурана постройкой XI в. [7], А.Н.Бернштам и В.Е.Нусов датируют его первой половиной XI в. [8], Б.Н.Засыпкин – началом XI в. [9]. По мнению М.Е.Массона , наиболее вероятным является сооружение минарета вX в., так как археологическое вскрытие показало начавшееся в XI в. частичное разрушение его кладки [10]. К концу Х в. относитпоявление памятника Б.В.Помаскин [11]. А.М.Прибыткова и В.Д.Горячева считают башню Бурана одним из наиболее ранних минаретов, сооруженных в конце Х в. или на рубеже X-XIвв [12].

В пользумнения о раннем происхождении минарета свидетельствуют его конструктивные особенности, повторение приемов, употребляемых при строительстве сырцовых минаретов начала Х в. (минарета Башана и минарета Кушмейхана, расположенных на пути из Мерва в Амуль [13]).Сюда относится включение в кладку ствола башни радикально положенных бревен, которые в сырцовых сооружениях выполняли роль арматуры, предохраняя нижние части башен от расползания под действием тяжести. При замене строительного материала на более прочный и легкий, это инженерное мероприятие потеряло первоначальный смысл и в дальнейшем было включено из строительной практики (например, в минарете XI в. в Узгене).

Как дань традициям сырцового строительства выступает в буранинском минарете покрытие досками ступеней лестницы. Доски были впущены в кладку стен и несли двойную функцию: являлись горизонтальными связями – тяжами между внутренним стержнем и внешней оболочкой минарета, а также предохраняли ступени от скалывания. В башне Бурана эта мера еще необходима, так как кирпич на ступенях положен пламя; в Узгенском минарете их прочность достигается постановкой кирпича на ребро.

Черты архаизма и небольшой опыт строительства из жженного кирпича при возведении буранинского минарета проявился: в технике кладки «ложного свода» над лестницей, в кладке ее стенок горизонтальными рядами(в то время как интерьер минарета в Узгене украшен несложным кирпичным орнаментом); в крутизне подъемов винтового хода (высота ступеней в башне Бурана 36-38 см против 28 см в узгенском минарете).

Продолжая сравнения буранинского памятника с минаретом Узгена, наиболее близкого по времени и места сооружения, отметим более рациональное и более эффективное, с точки зрения сейсмики, конструктивное решение подземных конструкций последнего. На минарете Бураны нагрузки на фундамент передаются через стилобат, равный по размерам горизонтальному сечению подземной кладки; на узгенском – фундамент подведен сразу под восьмигранный цоколь, а квадратный стилобат служит только архитектурным обрамлением башни. 

Говоря о мусульманских культовых постройках Шуйской долины, следует отметить, что исламизация началась в период, когда этот процесс на юге Средней Азии не только завершился, но и принял форму суфизма. Среди сельского и кочевого населения стали поселяться «отшельники» и «странники» как миссионеры – проповедники своих сект [14]. Суфизмом в ислам был введен культ «святых», которыми считались главы орденов дервишей и поклонение местным «святым» местам, освобождавшее верующих от паломничества в Мекку.

Одной из характерных построек, возникших в русле распространения суфийских течений ислама стали ханака – обители дервишеской общины стационарного монастырского типа. Как показали исследования Л.Ю.Маньковской, первые ханака имели дворовую организацию. Заимствованную в домусульманских монастырях, служивших поначалу пристанищем ранних суфийских подвижников. Материальным свидетельством является остатки архитектуры ханакиСерави (начало XIв.) в Нисе, представляющей прямоугольное здание с двором, обстроенным худжрами [15].

Таким образом, при общем истоке архитектурной идеи и выработанном каноне купола (как небесной сферы) зодчие и художники проявили бесконечное разнообразие образов, делающих каждое строение неповторимых. Именно с этого времени на мощном субстрате архитектурностроительных традиций и идеологии, ислама сформировались основа архитектурной типологии, развивавшейся в последующее тысячелетие. Дальнейший прогресс строительного искусства, обновление архитектурных форм и совокупность выработанных при этом приемов составили единый для Средней Азии стиль, но с локальными оттенками, обусловленными спецификой развития местных архитектурных направлений.

 

Список литературы:

  1. Islamic Architectur / HillenbrandR. – New York, 1994. P. 129.
  2. Islamic Architectur / HillenbrandR. – New York, 1994. P. 132
  3. История КиргизскойССР. В 5 т. – Фрунзе: Кыргызстан, 1874 г. Т. 1. С. 293
  4. Волин С.Л. Сведения арабских и персидских источников о долине реки Талас и смежных районов. Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана// Тр. ИИАЭ. Алма-Ата., 1960. Т. 8. С. 80-83.
  5. Ядринцев Н. Археологические изыскания и открытия доктора Пояркова близ Токмака. СПб., 1886. Т. 52. С. 154-159.
  6. Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. М. – Л., 1939., С.
  7. Винник Д.Ф. Башня Бурана. // Памятники Киргизстана, Фрунзе: Кыргызстан, 1974 г., С.
  8. Бернштам А.Н. Архитектурные памятники Киргизии. –М. –Л. АН СССР. ИИМК, 1950 г., С. 44; Нусов В.Е. Архитектура Киргизии с древнейших времен до наших дней. – Фрунзе: Киргизстан, 1971 г.,С.
  9. ЦГА Республика Узбекистан.ф.2406; оп.163, л. 3-12.
  10. Умняков И.И. Археологическая и ремонтно-реставрационная работа Средазкомстариса в 1927 г.// Известия Средазкомстариса . – Ташкент. 1928 г., С.270.
  11. Помаскин Б.В. Некоторые принципы реставрации минарета…, С. 33-38.
  12. Прибыткова А.М. Конструктивные особенности среднеазиатских минаретовXXIIвв. // АН. – 1964. Стройиздат. Т. 17. С. 197-202; она же.К вопросу о влияниях и местных традициях в архитектуре Средней Азии IХ-Xвв. // АН. М., Стройиздат. Т. 16., 1967. С. 253; Горячева В.Д. Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли Киргизии. Фрунзе, 1983., С. 32;Массон М.Е., Горячева В.Д. Бурана. – Фрунзе: Илим, 1985 г., С. 49-52.
  13. Пугаченкова Г.А. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. // Тр. ЮТАКЭ. – М., АН СССР, 1958 г., Т. 6., С. 245-248.
  14. Бартольд В.В. Улугбек и его время // Соч. – М., 1964. – Т.П, ч. 2. С. 
  15. Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (IX-начало XXв.). – Ташкент, 1980. С. 128

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.