Вопрос о возвращении казахов на историческую родину в наше время очень актуален. Этот глобальный вопрос был поднят еще в 1990-е годы в период эпохи становления независимого государства. В наши дни оказывается большая поддержка со стороны государства всем оралманам, этническим казахам, решившим вернуться в республику, на свою родину.
В начале 1990-х годов репатриация казахов на историческую родину была объявлена одним из приоритетов миграционной политики Республики Казахстан. Специально была разработана программа переселения репатриантов, введена система квот. Репатрианты известны, как «оралманы». Начиная с 2008 г., программа переселения этнических казахов осуществлялась под названием «Нұрлы көш». Пик репатриации пришелся на середину 1990- х годов. Со дня обретения независимости в Казахстан мигрировало около миллиона этнических казахов. Переселяются из стран ближнего и дальнего зарубежья. Такие страны, как Россия, Монголия, Китай, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турция, Индия, Пакистан, Афганистан и др. являются странами исхода казахов-репатриантов. Целью статьи является рассмотрение причин репатриации казахов на историческую родину. Научный подход подразумевает изучение вопроса с теоретической точки зрения. Применены две парадигмы теории международных отношений: либерализм и конструктивизм.
В 1991 году 16 декабря Республика Казахстан провозгласила свою независимость. Почти одновременно с этим событием была объявлена программа о переселении этнических казахов, проживающих за рубежом, на свою историческую Родину.
Конец 1980-х годов знаменуется падением железного занавеса и окончанием Холодной войны между СССР и Западом. Бывшие некогда в составе социалистического блока страны получают независимость и включаются в процессы постройки национальных государств и глобализацию. Либерализация для того времени означала свободу от старых норм и правил, для людей были сняты все ограничения наложенные в советский период власти. Одним из главных событий стало беспрепятственное передвижение людей не только внутри станы, но и свободный выезд за границу. Именно в этот период происходит массовая эмиграция населения из Казахстана, преимущественно представителей русского, немецкого и других этносов. Либерализация дала людям возможность не только выезжать из страны, но также и въезжать. Мы знаем о таком явлении, когда люди уезжают из сельской местности в крупные города, из менее развитых стран в более развитые страны.
Исходя из парадигмы теории либерализма, ученые рассматривают миграцию как рациональный выбор людей, основанный на поиске лучших условий для проживания. Выше упоминалось о процессе глобализации, в который стали включаться получившие независимость страны. Данный процесс обычно относят к неолиберальной парадигме международных отношений, но в этом случае, думаю, это позволит более ясно понять изучаемый предмет, ведь неолиберализм является дальнейшим развитием либерализма.
Неолиберальное выражение глобализации основано на классических либеральных экономических аргументах, которые видят международные экономические процессы, как гармоничную сферу, в которой процессы экономического обмена, как свободная торговля, распространяют богатство и повышают качество жизни всех, кто в ней участвует. И экономика приносит не только экономическую выгоду, но и политическую выгоду, главным образом за счет распространения либеральных демократических институтов, в которых свобода и справедливость для всех должны быть гарантированы, потому что люди обладают политической властью. Вот почему классические либералы считают, что экономические процессы должны вести политические процессы [4].
В советские годы представители казахского этноса не составляли большинства населения, поэтому была объявлена программа для увеличения пропорции титульной нации. Но после того, как Республику Казахстан покинули около 3-х миллионов людей, вопрос стоял в привлечении в страну людских ресурсов. Причина, по которой в страну привлекали казахов проживающих за рубежом, состояла в том, что люди, обладающие общими культурными особенностями, быстрее интегрируются в существующую среду. Как правило, обществу объединенному на основе одного этноса легче донести общую концепцию развития страны. На эти два вопроса был один ответ - это программа репатриации казахов на историческую родину. Была введена система квот, благодаря которой оказывалась экономическая помощь лицам пребывающим в республику. Система квот отражает отношение к вопросу с либеральной точки зрения. Людям оказывается экономическая помощь, и в материальном плане люди получают возможность развития быстрыми темпами, достигается экономическая стабильность в обществе. Как утверждают сторонники либерализма - экономическая стабильность тянет за собой и политическую стабильность. Из этого делаем вывод, что одной из причин переселения людей является поиск экономически выгодных мест для переселения.
Теперь рассмотрим вопрос с точки зрения конструктивистской парадигмы. В качестве подтверждения можно сослаться на видеолекцию профессора МГУ Александра Дугина [2]. Воспользуюсь текстом, прозвучавшим на лекции, посвященной постпозитивизму в международных отношениях: «Факты и ценности проистекают из общих социологических установок являются социальными конструктами, то есть никто не имеет никаких врожденных желаний пока не узнает, что это является его врожденными желаниями. Факт становится фактом после того как человек слышит рассказ, который ему говорит общество. Следует, что нет факта, а есть только нарратив или же конструктивистский дискурс структурирует реальность».
Согласно конструктивистам никакой объективно существующей этничности нет, этничность - это не общая «кровь» или генетика и не национальный характер, это - способ идентификации индивидов, который существует лишь в сознаниях индивидов, и легко может быть изменен. Этничность - результат договоренности, она - субъективна, а не объективна и поэтому важным является самосознание этничности, то, как называет себя то или иное сообщество, репрезентирующее себя как этническое, как оно описывает свой «характер» и т.д. Один из главных теоретиков конструктивизма Бенедикт Андерсон определяет нации и этносы как «воображаемые сообщества»: «я предлагаю следующее определение нации: это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное». Имеется в виду, конечно, не то, что нации - вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а народ, нация существует лишь в их головах, «в воображении», в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом [1].
Ссылаясь на вышеизложенное делаем вывод, что второй причиной переселения людей на историческую родину является идентификация себя как представителя казахского этноса, обладание общей культуры и как говорится кровное родство. Самоидентификация и идея объединения с землей предков.
В нашем случае, программа по репатриации воспринимается как призыв вернуться на родину предков, Казахстан - это центр сбора всех казахов. Конструктивисты утверждают, что не существует этносов, и соответственно, не существует казахов, все выдумано. Но ведь этот конструкт о существовании казахского этноса был заложен в голове у людей. Вот такие люди и составляют вторую группу людей. В случае с ними это называется “зов крови”, они будут возвращаться, несмотря ни на что, ради своей нации.
В интервью, проведенное автором с людьми, которые приехали из Китайской Народной Республики, и уже получили гражданство Республики Казахстан, проживают здесь около четырех лет, а также и люди, живущие здесь с детства, это примерно 15-16 лет. В основном это молодые граждане нашей страны, которые учатся в университете или недавно его окончившие. По их убеждению, решение переехать в Казахстан изъявили их родители, дабы хотели, чтобы дети росли здесь, на своей родине. В интервью с молодыми людьми, выясняются мотивы их решений о возвращении в Казахстан. Так, один молодой парень, отец которого занимает солидную должность и работает в Китае в государственном аппарате, по воле своего же отца отправился учиться в Казахстан, а теперь этот молодой человек работает в РК. Еще одна история, почерпнутая из интервью, и которая тоже является для определенной группы респондентов типичной. Это молодой человек, переехавший на родину в детстве, очень хорошо владеет русским языком, и потому не испытывает каких-либо затруднений, особенно при интеграции в казахстанское общество. В настоящее время и та, и другая категория граждан, возвратившихся в Республику Казахстан, на самом деле в полной мере ощущают себя частью казахского этноса. Но есть еще одна группа респондентов, те, что сталкиваются с трудностями, - это те, которые прибыли в Казахстан во взрослом состоянии.
Итак, по установленному положению, люди по приезду в Казахстан получают статус оралмана, после чего могут рассчитывать на помощь со стороны государства. Материальная поддержка распределяется среди приехавших по квоте. Однако встречаются те, которые въехали вне квоты. В целом, число въезжающих в Казахстан «орал- манов» с 1997 г., уже превышает официальную квоту. Об этом свидетельствуют не только проведенные интервью, но и приведенная ниже диаграмма (№ 1) о возвращении оралманов в Республику Казахстан за период с 1993 г. по 2004 г.
За 1991-2012 годы Казахстан принял по программе этнической репатриации более 236 тысяч семей зарубежных казахов, всего 895 899 человек. Тем самым, количество прибывших вне квоты больше тех, кто прибыл по квоте в четыре раза. Несмотря на временное приостановление квоты иммиграции, этническая репатриация до сих пор продолжается. Только за восемь месяцев 2012 г. в Казахстан переселились 9 153 казахских семей, или 24 617 человек. Наибольшее число переселенцев из Узбекистана - 6 113 семей в составе 17 593 человека. Из Китая прибыли 2 386 семей или 5 030 человек. Исход казахов продолжается и из Туркменистана - 252 семьи в составе 1062 человек вернулись на историческую родину в этом году. Кроме того, Казахстан принял этнических казахов из Монголии - 168 семей, из России - 132 семьи, из Кыргызстана - 73 семьи, Турции - 9, Ирана - 5, Таджикистана - 3, семь семей из других стран дальнего зарубежья и пять - из других стран СНГ [3].
Таким образом, признание себя как представителя казахского этноса и тяга к Казахстану как к исторической родине толкают людей покидать ранее обжитые места и приезжать в Республику Казахстан.
Список использованной литературы:
- Вахитов Р. Народы и Нации (традиционалистский подход) <http://www.gumilev- center.ru/narodv-i-nacii-tradicionalistskiii-podkhod/>
- Дугин А.Г. - Сайт Дугина: <http://www.dugin.ru>
- Новости РК. – 2012 г., 19 октября: <http://meta.kz/novosti/kazakhstan/743069- 9153.html>
- Weber C. International relations theory. A critical introduction. Third edition. - http://www.twirpx.com/file/1976562/
- Status of Oralmans in Kazakhstan, UNDP. - Almaty, 2006 г. - P.10<http://www.undp.kz/librarv of publications/files/6838-29587.pdf>