В данной статье рассматриваются теоретические аспекты понятия вины в уголовном праве, как обязательного признака состава уголовного правонарушения и его формы.
В настоящее время, когда в общественных науках, в том числе и в юридической, получила признание идея приоритета общечеловеческих ценностей, исследование уголовноправовых отношений приобретает особое значение. Сейчас можно с уверенностью сказать, что взаимоотношения между преступником и государством в нашей стране строятся на основе закона. Согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента РК № 858 от 24 августа 2009 года, государство нацелено на декриминализацию уголовного законодательства [1].
Уголовное право нашей страны всегда основывалось на принципе субъективного вменения, который в действующем УК РК приобрел статус законодательного. Его сущность заключается в том, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (действия или бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.Уголовно-правовая наука исходит из того, что человек несет полную ответственность за свои поступки только при условии, что он совершил их, обладая полной свободой воли и по своей воле.
Проблема вины, по мнению Назаренко Г.В. выходит за рамки уголовного права и права вообще. Принцип виновной ответственности является не только правовым, но и нравственным. Это означает, что категория вины вообще, и в уголовном праве в частности, насыщена определенным философско-этическим содержанием [2].
Вина является основным юридическим признаком, характеризующим психологическое содержание любого правонарушения. Однако следует отметить, что в уголовном законодательстве различных зарубежных стран три подхода к понятию вины. Большинство стран, такие как Германия, Дания, Швеция, Польша, Испания и другие, вообще не используют понятия вины, вполне обходясь понятиями умысла и неосторожности. В уголовном законодательстве США и стран общего права используются совершенно иные терминологии для обозначения психологической составляющей преступления.
Во многих уголовных делах, и в частности об убийстве отмечается необходимость установления по каждому делу формы вины, а в деятельности Верховного суда РК отмечается, что недостаточное исследование субъективной направленности действий, негативно отражается на правоприменительной деятельности следствия и суда/
Субъективная сторона уголовного правонарушения это совокупность признаков, характеризующих внутреннее, психическое отношение лица к совершенному общественно опасному деянию, к его последствиям.
Психологические процессы, протекающие в сознании преступника и образующие субъективную сторону уголовного правонарушения является: вина, мотив, цель, эмоциональное состояние лица в момент совершения уголовного правонарушения.
Принцип виновности всегда был основополагающим в уголовном праве: лицо подлежит уголовной ответственности за те общественно опасные деяния и те общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина (ст. 19 УК). Без вины уголовная ответственность исключается, так как вина является обязательным признаком состава уголовного правонарушения, а мотив и цель факультативными. При этом в УК нет общего определения вины, а только указывается на её формы: умысел и неосторожность.
Винаэто психическое отношение вменяемого лица к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.
Признать виновным значит установить определенное психическое отношение к совершенному общественно опасному деянию. Психическое отношение это определенное состояние сознания и воли человека. Основными элементами, характеризующими вину, является содержание, форма, сущность и степень.
Центральное место среди них занимает содержание вины, которую образуют интеллект и воля.
Интеллектуальный момент включает осознание лицом общественно опасного характера совершенного деяния, объекта, т.е. фактическую сторону своего поведения, обстоятельств при которых оно совершается, их социальный смысл и значение. В материальных составах уголовного правонарушенияинтеллектуальный элемент включает также предвидение возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий, т.е. правильное восприятие причинной связи между деянием и последствием.
Волевой элемент сознательное направление действий на достижение поставленной цели, а при неосторожных уголовного правонарушениях в неосмотрительности, нерадивости. Особенность волевого элемента в неосторожных уголовного правонарушениях заключается в том, что лицо не делает психологических усилий, чтобы избежать причинения общественно опасных последствий, своего поведения, хотя имеет такую возможность.
В основе разграничения форм вины лежит различное соотношение интеллектуальных и волевых моментов. Следовательно: проанализировав интеллектуальный и волевой моменты, мы определяем умысел и неосторожность, затем устанавливаем степень вины. Так, умышленные уголовного правонарушения представляют большую тяжесть, чем уголовного правонарушения по неосторожности.
Не следует забывать, что наказывается не преступление, а преступник, а мера наказания зависит от его криминальной заряженности, что воплощается в умысле или неосторожности.
Юридическим энциклопедическим словарем дано такое определение понятию вины в уголовном праве психическое отношение лица к совершенному им преступлению, выражающееся в форме умысла или неосторожности. [2]
Вина лица всегда выражается в совершении определенных общественно опасных действий (или в бездействии). При этом объективные признаки уголовного правонарушения выступают в единстве с его субъективными признаками. Установить виновность лица в совершенном деянии означает указать на состав уголовного правонарушения. В этом смысле определение субъективной стороны уголовного правонарушения есть завершающий момент выделения состава уголовного правонарушения в действиях лица и, следовательно, в решении вопроса о виновности лица. Специфическая особенность субъективной стороны уголовного правонарушения состоит в том, что она не только предшествует исполнению уголовного правонарушения, формируясь в виде мотива, умысла, эмоционального состояния, но и сопровождает его от начала до конца преступных действий, представляя собой своеобразный самоконтроль за совершаемыми действиями.
В содержание вины входит психический процесс, который имеет место при совершении уголовного правонарушения, протекая в сознании преступника. Этот объективно существующий процесс заключается в определенном психическом отношении лица к общественно опасному деянию и его последствиям, образуя в конечном итоге субъективную сторону уголовного правонарушения.
Психическое отношение лица к совершенному им действию и причиненному этим действием общественно-опасному последствию со всей определенностью выступает при умышленных преступных деяниях. Умышленно действующее лицо заранее представляет себе, что его поступок может вызвать вредное последствие, обычно сознает и то, что действует вопреки долгу. Умышленное действие, будучи целеустремленным, предполагает, что лицо или прямо направляет свою волю на достижение общественно-опасного последствия, поскольку оно избирает такой путь для удовлетворения своих желаний (прямой умысел), или, во всяком случае, примиряется с наступлением такого последствия ради того, чтобы достигнуть осуществления своих целей (косвенный умысел). Как в первом, так и во втором случае лицо вполне сознает, что его решение поступить известным образом может вызвать наступление определенного общественно опасного последствия, однако такое представление не удерживает его от совершения поступка. Поэтому при исследовании умысла приходится анализировать психическое состояние лица, обращенное вперед, к будущему. [3]
Значительно сложнее обнаружить психическое отношение лица к общественно опасному последствию при неосторожности, в особенности при преступной небрежности. Лицо, действующее с неосторожностью, не направляет своей воли на достижение преступного последствия и не допускает его осуществления. При преступном легкомыслии лицо рассчитывает, что общественно опасное последствие не наступит. При преступной небрежности лицо вовсе не предвидит возможности вредного последствия, и именно это не предвидение становится обстоятельством, обусловившим его наступление.
Неосторожность, наряду с умыслом, является основной формой вины в уголовном праве. Уголовным законом неосторожность рассматривается как менее опасная форма вины по сравнению с умыслом. Было бы, однако, ошибкой недооценивать опасность неосторожности и значение борьбы с неосторожной преступностью. Исследования показали значительный удельный вес неосторожной преступности и значительный ущерб, который она причиняет обществу.
Сознание и воля это элементы психической деятельности человека, совокупность которых образует содержание вины. Находясь в тесном взаимодействии, интеллектуальные и волевые процессы не могут противопоставляться друг другу, всякий интеллектуальный процесс, включает и волевые элементы, а волевой в свою очередь включает интеллектуальные. Вместе с тем между сознанием и волей имеется различие. Предметное содержание каждого из них в конкретном преступлении определяется конструкцией состава данного уголовного правонарушения [4].
Различие в интенсивности и определенности интеллектуальных и волевых процессов, протекающих в психике субъекта уголовного правонарушения, лежит в основе деления вины на формы, а в пределах одной и той же формы на виды. Под формой в философии понимается внутренняя структура связей и взаимодействия элементов, свойств и процессов, образующих предмет или явление, способ существования и выражения содержания и его отдельных модификаций. Форма вины определяется соотношением психических элементов (сознание и воля), образующих содержание вины.
Уголовно-правовая наука исходит из того, что человек несет полную ответственность за свои поступки только при условии, что он совершил их, обладая полной свободой воли, понимаемой как способность принимать решения со знанием дела. Эта способность включает отражательно-познавательный и преобразовательно-волевой элементы, которые воплощены в уголовно-правовой категории вменяемости, являющейся предпосылкой вины, ибо виновным может признаваться только вменяемое лицо, т.е. способное отдавать отчет своим действиям и руководить ими.
Элементами вины как психического отношения являются сознание и воля, которые в своей совокупности образуют ее содержание. Различные предусмотренные законом сочетания интеллектуального и волевого элементов образуют две формы вины умысел и неосторожность, по отношению к которым вина является родовым понятием.
Признать лицо виновным значит установить, что оно совершило преступление либо умышленно, либо по неосторожности. Следовательно, доказывание умышленного или неосторожного характера свершенного уголовного правонарушения это форма познания судом реального факта, существующего вне сознания судей и независимо от него. Познание этого факта осуществляется путем оценки собранных по делу доказательств, относящихся ко всем обстоятельствам совершенного уголовного правонарушения.
Поскольку преступлением признается только общественно опасное деяние, то лицо, его совершившее, виновно перед, государством, эта сторона вины раскрывается в ее социальной сущности.Вина является категорией социальной, ведь в ней проявляется отношение лица, совершающего преступление, к важнейшим социальным ценностям.
Обобщая все изложенное, можно дать развернутое определение вины. Винаесть психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому им общественно опасному деянию, в котором проявляется антисоциальная, асоциальная либо недостаточно выраженная социальная установка этого лица относительно важнейших ценностей общества.
Список использованной литературы:
- Указ Президента РК № 858 от 24 августа 2009 года «Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года»
- Назаренко Г.В. Вина в уголовном праве. Орел, 2006. 96 с. // http://lawlibrary.ru/articlehtml
- Энциклопедия уголовного права под ред.Малинина В.Б.Том 4. Состав преступления. СПб. 2005. с.643
- Джекебаев У.С. О социально-психологических аспектах преступного поведения. – Астана. Фолиант. 2011. – 287с.