В данной статье исследованы численность, социальная структура, уровень грамотности тюркомусульманского населения Южного Урала и Западного Казахстана в конце XIX начале XX в.в. А также отражен состав групповой этничности, выраженная в формуле «мы-мусульмане», «мы-тюрки», как психологический компонент национальной мобилизации, приобрел важное значение в этническом самосознании родственных народов.
По вопросу о численности мусульманского населения Российской империи существует довольно широкий спектр мнений. Известный востоковед В.В.Бартольд в статье журнала «Мир ислама» за 1912год писал о 20 млн человек, А.Цаликов определял численность мусульман в 30 млн человек. Основываясь на материалах первой всеобщей переписи и документы Департамента духовных дел иностранных исповеданий С.Г.Рыбаков приводил следующие цифры численности российских мусульман: в 1897 году – 13889 421 человек, а на 1 января 1912г. 16226073 человек. [1]
Из внутренних губерний Российской империи выделялись три, где мусульманское население на рубеже веков составляло значительный процент: Уфимская, Казанская, Оренбургская.
Таблица 1 Этнический состав населения по данным 1897г. (тыс.чел). [2]
Губернии |
Всего |
Татары |
Башкиры |
Казахи |
Русские |
Казанская |
2170 665 |
675 419 (31.1) |
38 |
17 |
832 475 (38.3) |
Оренбургская |
1630434 |
92 926 (5.8) |
254 651 (16.0) |
4898 |
1 126 040 (70.4) |
Уфимская |
2196642 |
184 817 (8.4) |
899 910 (40.9) |
186 |
834135 (37.9) |
Ввиду ограничения территориальных рамок нашего исследования территорией Южного Урала (Уфимская и Оренбургская губернии) и Западного Казахстана (Уральская и Тургайская области), мы рассмотрим численность этих губерний и процесс формирования населения. В числе этнических составляющих мусульманского населения Уфимской и Оренбургской губерний составляли тюркоязычные башкиры, татары, мишари и тептяри. Образованная в 1865 г., Уфимская губерния находилась на Южном Урале и делилась на 6 уездов (Бирский, Белебеевский, Златоустовский, Мензелинский, Стерлитамакский и Уфимский). Уфимская губерния была очень пестрой по своему этноконфессиональному составу. По данным переписи 1897 г., в крае проживало более
20 народностей общей численностью около 2,2 млн. человек. Русские (великороссы, белорусы и малороссы) составляли чуть более 38,2%, башкиры – 40,98%, а татары – 8,41% всего населения губернии. Таким образом, национальной спецификой края было преобладание нерусского (более 61%) населения, причем доля собственно мусульманского населения достигала 50%. [3]
Для Оренбургской губернии был характерен более значительный, по сравнению с Уфимской губернии, уровень урбанизованности населения. Причиной этому явилась политика российского правительства направленная на торговое развитие национальной окраины – Оренбургского края. Именно здесь сложился оренбургско-каргалинский район расселения татар. В водоразделе рек Яика и Уя образовался зауральский очаг расселения татар, в значительной части обосновавшихся в Верхнеуральске и Троицке. Особенно выделялся город Троицк, где жили более 35% мусульман Троицкого уезда и где мусульмане составляли около 40 % населения самого города.
Формированию оренбургскокаргалинского района расселения татар санкционировала в определенной степени политика царизма, направленная на заселение новопостроенного города Оренбурга и Оренбургского уезда. Отражением данного направления явились данные правительством «Привилегия городу Оренбургу» (1734), которые представляли собой значительное явление в истории торгового законодательства России ХYIIIв. «Привилегия…» провозгласила широкие торгово-хозяйственные льготы для лиц, поселившихся в Оренбурге независимо от этнической принадлежности и вероисповедания. Было разрешено всем желающим, кроме беглых с государственной службы и крестьян, записанных в подушный оклад, особенно «купечеству, мастеровым, разночинцам, иностранным людям..», башкирам, казахам, каракалпакам, «приезжим купцам из стран Азии и иным всякого звания и веры приходить, селиться, жить, торговать и всяким ремеслом промышлять». Им бесплатно предоставлялась земли под дворы и хозяйственные помещения, были обещаны свобода вероисповедания, освобождение от постоев, беспошлиная торговля на три года и другие льготы. [4]
В результате, к началу ХIХв. в Оренбурге уже насчитывалось 1369 домов, что составляло примерно 6-7 тысяч человек. [5]
Важным шагом привлечения татарского населения в Оренбургский край имел указ Сената от 8 марта 1744г.
«О поселении казанских татар в Оренбург и разрешении им строить мечеть вне города». Причиной этому явилось то, что из-за «отдаленности» города желающих поселиться в нем и производить торг было «самое малое число». Определенную роль сыграло и то, что татары, знающие язык и исповедующие одну религию с казахами, могли лучше и быстреее способствовать включению казахов в систему общероссийского рынка и выступить посредниками в торговых отношениях между казахской степью и Россией. В результате было разрешено переселить в Оренбург 200 татарских семей из Казанской губернии, которые должны были быть «люди зажиточные и торги производить могущие». Инициатором и организатором переселения стал Сеит Аитов, сын Хаялина из Казанского уезда, деревни Маметевой пустоши. В 1745г. ими был образован посад «верх по реке Сакмара в 20 верстах от Бердянской слободы и 18 верстах от Оренбурга», получивший название Сеитовской, по имени ее основателя. [6]
В 1747г. население слободы составило 996 душ мужского пола, из них 973татар, 23башкир. [7]
В последующем Сеитовский посад превратился в крупный культурный и торговый центр Оренбургской губернии, татарское население которого за полтора века увеличилось почти в 10 раз, и к началу ХХв. составило 11 тысяч человек. По сути, сеитовские татары стали своеобразным ядром, вокруг которого сформировалась основная часть юговосточной группы татарского населения .[8]
Образование Сеитовской слободы имело определенное значение и для мусульманского населения Оренбургской губернии, где были открыты первые мечети и известные медресе. Кроме того, сеитовские татары принимали активное участие в освоении казахской степи, проникая туда в качестве торговцев, мулл, письмоводителей, толмачей.
В целом, за 1762 1857гг. татарское население в Оренбургском уезде увеличилось в 5,3 раза. [9]
Следующий ареал расселения татар – Троицкий и Верхнеуральский уезды. В Верхнеуральском уезде татарское население между 1762-1833гг. увеличилось в 4,5 раза, а в Троицком в 4,8 раза. Д.Исхаков, анализируя особенности размещения татарского населения на Южном Урале, отмечает, что в 1834- 1857гг. появилась значительная группа татар на востоке Приуралья (территория Троицкого и Челябинского уездов) приграничные с казахскими кочевьями Среднего жуза. С 1833 по 1857гг. в Троицком уезде татарское население увеличилось в 2,4 раза, а в Челябинском в 1,7, Верхнеуральском – 2,1. Сосредоточение татарского населения в приграничных районах свидетельствовало, по мнению Д.Исхакова о дальнейшем направлении миграции татар, а именно в Казахстан и Западную Сибирь. [10]
К 1897г. татарское население Оренбургской губернии в сравнении с 1857г. увеличилось в 1,5 раза и составило 126225 человек. Численность и размещение татар в городах Оренбургской губернии по переписи 1897 года.
Оренбург - из 72 425 жителей, татары 11 306 или 15,6 %;
Илецкая защита - из 11 768 жителей, татары 2 747 (23,3 %);
Верхнеуральск - из 11 095 жителей, татар 948 (8,5%);
Орск - из 14 016 жителей, татар 3 035 (21,6%);
Троицк - из 23 299 жителей, татар 7 283 (31,3%);
Челябинск - из 19 998 жителей, татар 445 (2,2%).
Таким образом, здесь оформилась юго-восточная этнотерриториальная группа татар, получившие названия «оренбургские». Интересно, что В.Черемшанский и А.Алекторов отмечали, что для хозяйства оренбургских татар характерно не только наличие большого количества скота, но и умение их содержать и организовывать выпас на летовку. [11]
Татарское население различалось не только по территориальным, но и по конфессиональным признакам.
Христианизация, проводимая правительством по отношению к татарам в ХYI-ХYIIIвв., способствовала выделению среди них этноконфессиональной группы ногайбаки. В 30-40-х годах ХYIIIв. ногайбаки перешли в категорию военного служилого сословия и должны были нести казачью службу.[12]
С возведением в 1835-1840гг. Новой линии на участке от Орска до Троицка, на так называемых «освобожденных» землях, образовавшихся после выселения казахов, были заселены служилые сословия, в частности ногайбаки из Белебеевского уезда Уфимской губернии.
Миграция казахов в Оренбургскую губернию, по данным Н.Бекмахановой, продолжалась и в последующем, так прирост населения за 1870-1897гг, составил 0,3, а за 1897-1915гг –1,5. При этом, казахи селились в основном в Троицком и Оренбургском уездах, где они составили наибольший показатель соответственно – 1,1% и 0,24% .[13]
К концу ХIХв. в Оренбургской губернии проживало 3931 казаха. Наибольшее число их представлено в ранее причисленных селениях, в частности в Троицком –1848 человек, Челябинском – 1019, Оренбургском – 727, остальные в Орском и Верхнеуральском уездах. При этом значительная часть казахского населения объявила в качестве основного занятия – земледелие. [14]
В конце ХIХв. казахское население (186 человек) проживало и в Златоустовском уезде Уфимской губернии. Н. Велицкий, член Русского географического общества, объяснял это приграничным расположением казахской степи, откуда шло «торговое движение скота и его продуктов в пределы Европейской Росии». [15] А с другой стороны, Златоустовский уезд, также как и Уфимский, являлся центром горнозаводской промышленности региона, который нуждался в большом количестве рабочих рук. Вероятно, это были казахские отходники, переселившиеся на постоянное жительство в данный уезд.
Наиболее «башкирскими» по численности были Стерлитамакский и Верхнеуральский уезды. В конце ХYIIIв. в первом проживало 22939 человек, что составило почти половину (49,6%) населения уезда, а во-втором, занимавшем приграничные с казахской степью земли, башкиры составили более половины жителей уезда – 64,2%. Достаточна высока была абсолютная численность башкир в Троицком, Бирском, Белебеевском, Мензелинском уездах. Но из-за большой общей численности населения этих уездов, удельный вес башкир был сравнительно невысок от 25,9 до 19,2 процента. Самым незначительным по абсолютной численности и удельному весу было башкирское население в уездах: в Бугульминском – 3131 человек, Бузулукском 1298, Бугурусланском – 189. [16]
К середине ХIХв. наблюдается увеличение численности башкирского населения Оренбургской губернии, где они составили 450 тыс человек. [17]
С выделением Уфимской губернии из состава Оренбургской (1865) основная масса башкирского населения оказалась в новообразованной административной единице. Так, по данным переписи 1897г.в Оренбургской губернии башкиры составили –254,6 тыс.чел. (15,9%), а в Уфимской в три раза больше – 899,9 тыс.чел (40,9%)составило 259820, а башкирское население –70107 человек. [18]
К мусульманскому населению относились и тептяри, как особая социальная группа припущенников. В 1855-1865гг. Тептяри находились в составе Башкирского войска, после упразднения которого были подчинены гражданской администрации. В исторической науке существуют нексколько точек зрения относительно происхождения этнонима тептяри. Д.М.Исхаков связывает происхождение данной этнической группы с татарским этносом, А.З.Асфандияров с башкирским. Р.И.Якупов обосновывает генетическую связь тептярского сословия с башкирским вотчинным земледелием. [19]
Основная масса тептяр при проведении первой всеобщей переписи в Уфимской губернии назвала своим родным языком башкирский. Определенный вклад в выявлении двойственности этнического самосознания тептярей внес известный этнолог Р.Г.Кузеев. [20]
Спорным остается и объяснение другой тюрко-мусульманской этнической группы на территории Южного Урала мищари. В опросных листах первой Всеобщей переписи 1897г. мищари, проживавшие в северо-западной и западной части Приуралья причислили себя к татарам, а на территории восточной части к башкирам. Р.Г.Кузеев считал, что увеличение численности башкир происходило не только за счет естественного прироста, но и за счет абрсорбации в их состав других этнических и этносословных групп, в частности мищари и тептяри. Таким образом, этническая дифференция среди тюрко-мусульманских народов региона не сложилась окончательно, тем не менее перепись 1897 года, зафиксировавшая это обстоятельства явилась единственным статистическим источником, дающего возможность сопоставления сведений об этих народах.
Поэтому при характеристике численности и этнического состава западного региона Казахстана также будем пользоваться материалами первой всеобщей переписи.
К середине ХIХ в. казахи составляли 96% населения западного региона Казахстана. Этническая ситуация Казахстана изменилась во второй половине ХIХ в. с усилением миграционного потока в казахские степи восточнославянского этноса. В 18701897гг. наблюдалось снижение удельного веса казахского населения в целом по Казахстану на 5,72%, а в Уральской области на 2,6%, в Тургайской на 9,07%. При этом в Уральской области удельный вес казахского населения уже в 70-х годах ХIХв. составлял 69,2%. Это вероятно было связано с тем, что на ее территории дислоцировалось Уральского казачьего войска, полиэтническое по составу, куда входили татары (5,5% от общей численности войска) и особое «Башкирское отделение» (созд.в 1832г.), включавшее 782 человек. К середине ХIХв., по определению В.Черемшанского, башкир в Уральском казачьем войске насчитывалось 2546д.м.п. [21]
Таблица 2 Этнический состав населения в разрезе уездов Уральской и Тургайской областей по данным переписи 1897 г. [22]
Области, Уезды |
Всего |
Казахи |
Татары |
Башкиры |
Русские |
Мордва |
Уральская Область |
700603 |
463187 (66,1) |
23521 (3,4) |
763 (0,1) |
163910 (23,3) |
797 (0,1) |
Уральский Уезд |
337239 |
151435 (44,9) |
17897 (5,3) |
673 (0,2) |
126030 37,3) |
770 (0,2) |
Калмыковский |
171597 |
144459 (84,1) |
2410 (1,4) |
56 (0,03) |
22292 (12,9) |
10 |
Темирский |
95687 |
94260 (98,5) |
325 (0,3) |
17 |
819 (0,9) |
1 |
Гурьевский |
96080 |
73033 (76) |
1648 (1,7) |
1 |
14769 (15,4) |
16 |
Тургайская Область. |
453416 |
410904 (90,6) |
3197 (0,7) |
1598 (0,4) |
30438 (6.7) |
1431 (0,3) |
Кустанайский |
152556 |
117559 (77,4) |
1735 (1,2) |
1151 (0,9) |
17744 (19,2) |
1401 (0,9) |
Актюбин Ский |
115215 |
109489 (95,1) |
584 (0,7) |
291 (0,24) |
1986 (12.2) |
28 |
Иргизский |
98097 |
96599 (99,3) |
204 (0,5) |
--- |
296 (2.5) |
2 |
Тургайский |
86948 |
85905 (99) |
22 (0,2) |
17 |
583 (1.5) |
|
Как видно из таблицы, природноклиматические и исторические условия оказали определенное влияние на особенности размещения населения в разрезе уездов. Зоной наиболее максимального совместного проживания казахов, татар и башкир стали Уральский и Кустанайский уезды. Это связано в первую очередь с географическим расположением уездов и возможностью «плавного» перехода татар и башкир из приграничной зоны в казахскую степь. Уральский уезд, где расселилось 81% татарского населения Уральской области, граничил с Самарской (южная часть Среднего Поволжья) и Оренбургской
губерниями. Кустанайский уезд (север Тургайской области), где проживало 54,2% татарского населения Тургайской области, находился в системе верхнего течения р. Тобол и по правобережью его притока Абутана, граничил с Верхнеуральским, Троицким, Орскими уездами Оренбургской губернии. Как уже отмечалось выше Новоузенский уезд Самарской губернии, Верхнеуральский, Троицкий, Орские уезды Оренбургской, представляли территории, где были сосредоточены татарское и башкирское населения этих губерний.
Кустанайский уезд являлся самым плодородным уездом Тургайской области, поэтому здесь и были представлены наибольший процент оседлого населения (русских и татар). К примеру, в Иргизском уезде, где почти все пространство было занято глинистосолонцовыми и песчаными равнинами было не пригодно для земледелия. Обрабатываемая земля составляла –0,02% всей площади уезда, поэтому оседлое население было сосредоточено лишь в двух населенных пунктах уезда – Иргизе и Карабутаке. Анализ распределения населения по группам занятий Тургайской области выявил, что 30,2% татар были заняты торговой деятельностью, 29,3% -земледелием, 3,6%животноводством. В отличие от татар, основной деятельностью башкир было животноводство -35,4%, земледелие –26%, а торговля составила 13,9%. Доминирующее положение татары заняли в торговле тканями, кожами –41%, продуктами сельского хозяйства –34,8%, в отличие от русских торговцев, специализирующихся в основном на торговле зерном –62,9%. [23]
В соответствии с характером деятельности наибольшая часть татарского населения была сосредоточена в уездных городах, поселках, населенных пунктах казахской степи. Так, 64,5% татарского населения Тургайской области проживало в городах, а в Уральской области –32,1%. Наиболее крупный ареал расселения татар – города Уральск и Кустанай. Например, 68% татарского населения Кустанайского уезда было сосредоточено в городе.
С основанием на территории Тургайской области укрепления Актюбе (1869г.) вокруг него стали селиться семьи торговых татар. К концу 70-х годов ХIХв. в Актюбе уже было несколько десятков крестьянских дворов, а в 1880-х годах укрепление превратилось в уездный город Тургайской области. В 1884г. место расселения татарских семей получило название Верхний, тогда как вновь прибывшие переселенцы основали Нижний поселок. Отличие поселков состояло не только во времени заселения Актюбинска, но и в характере деятельности жителей. В Верхнем поселке была сосредоточена лавочная торговля, сосредоточенная в руках татар, здесь проходили осенние и весенние ярмарки, поэтому не случайно, что здесь старостой стал крупный татарский купец М.Габбасов. В 1885г. в Верхнем поселке проживало 76 татар, в 1900г.475 , а в 1910г. – 545. [24] С конца Х1Хв. в Актюбинске поселились башкиры (14 м.д.) и казахи (18 м.д.). В 1900г. в Актюбинске проживало 4311 человек, из них русских – 92,3%, татар –7,3%, башкир – 0,11%, казахов – 0,5%.). [25]
Город Кустанай, основанный в 1879г., в течение десятилетия превратился в крупный административный и торговопромышленный центр Тургайской области. Город имел значение не только как административный центр для всей северной, наиболее плодородной и заселенной части Тургайской области, но и как транзитный пункт торговли с казахами. К 1897г. население города составило 14065 человек, из них 4,5% татарское население. [26]
Нужно отметить, что Уральская область в силу трансграничного положения являлась второй в Казахстане по степени заселенности славянскими переселенцами. Свыше 77% русского населения проживало в Уральском уезде, в южных уездах области русское население было незначительным. Если рассматривать русское население в тургайской области, то здесь выделяется Кустанайский уезд. В социальном отношении состав русских и украинских переселенцев был неоднородным. Наиболее многочисленными социальными группами русского населения, конечно были крестьяне (40, 4 %), затем казаки, мещане.
Город Темир, возникший вместо упраздненного военного Эмбенского поста, расположенный среди густонаселенных казахских волостей и на перекрестке караванных путей превратился в заметный торговый пункт в степи. Обороты ежегодных ярмарок в Темире не уступали по объему знаменитой Уилской ярмарке. К концу ХIХв. в Темире проживало 750 человек, а в 1910г.-2025 жителей, из них 88,5%- русских, 7,5% татар, 2,4% -казахов, 1,4% башкир. [27]
Татарское население было рассредоточено и по мелким городам или населенным пунктам городского типа, расположенным на транзитных караванных путях. Так, в форте Карабутак, (осн. 1847г.), в конце ХIХв. 1/3 населения составляли татары, в Тургае 43,4% от общей численности горожан [114, с.339]. Сосредоточенность татарского населения в Тургае объясняется выгодностью географического расположения, откуда уходили торговые тракты: одна на Орск, другая на Кустанай и третья в Перовск Сырдарьинской области. [28]
Таблица 3 Численность и этнический состав населения в разрезе уездных городов
Города |
Казахи |
Татары |
Башкиры |
Мордва |
Русские |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Уральск |
499 |
3461 |
16 |
213 |
31850 |
Илецк |
35 |
1341 |
18 |
4 |
5729 |
Гурьев |
112 |
655 |
--- |
--- |
6502 |
Кустанай |
184 |
1410 |
124 |
575 |
10543 |
Тургай |
249 |
125 |
5 |
--- |
421 |
Иргиз |
544 |
312 |
--- |
--- |
105 |
Актюбинск |
96 |
276 |
12 |
126 |
2266 |
Калмыков |
202 |
158 |
--- |
--- |
1545 |
Темир |
166 |
101 |
17 |
|
320 |
Как видно из таблицы, наибольшее количество горожан из тюркоязычных народов составляли именно татары, сыгравшие определенную роль в процессе урбанизации и культурной модернизации казахских земель. Татарское население явилось основным коммуникативным звеном в организации на территории казахской степи русскоказахской и транзитной русскосреднеазиатской торговли.
Самым крупным городом по численности населения в конце ХIХв. был Уральск, где проживало 36446 человек, из них русских –93,05%, татар6,75% (образовавшие Татарскую слободку), казахов –0,04%. Обращает на себя внимание и Иргиз, где казахи и татары составили 51% населения. [29]
Сформировались основные ареалы расселения народов региона, выделилась юго-восточная этнотерриториальная группа татар, началась миграция казахского населения в приграничные с казахской степью уезды Оренбургской, Астраханской и Самарской губернии. В результате миграционных процессов образовались этнически смешанные территориальные зоны разного типа: казахо-татаро-башкирские Верхнеуральский, Оренбургский, Челябинский, Троицкий уезды (Оренбургская губерния); Новоузенский (Самарская губерния), где шел процесс взаимодействия и взаимовлияния народов.
Как мы видим из вышеприведенного анализа основными тюркомусульманскими этносами на территории Южного Урала и западного региона Казахстана были татары, башкиры, мищари, тептяри и казахи. Важным явлением в образовавшихся многонациональных районах явилось формирование конфессионального сознания: «мы-христиане», «мымусульмане». Это способствовало размыванию этнических границ и появлению этнически смешанных, но конфессионально однородных структур. Данный фактор являлся важным в направлении взаимодействия населения региона и связан с таким вопросом как идентичность. В дореформенное время в Российской империи существовал приоритет династических и сословных принципов над этническими и языковыми. Для населения Российской империи важнее была принадлежность к определенной сословно-социальной группе, региону, чем к этносу. К примеру, дворяне Российской империи (полиэтническое по составу) были связаны не языком и не верой, а служением государю, образом жизни, принадлежностью к одному сословию. Для кочевников, в частности казахов и башкир, идентичностью служили следующие параметры: образ жизни, форма хозяйства, социокультурные традиции, которые были важнее, чем религия и язык.
По мере формирования многонационального Российского государства первая условная идентификация произошла по вероисповеданию, т.е. население разделилось на две категории: исповедующие православие и «иноверцы». В последующем важнейшим критерием разграничения наряду с религией становился образ жизни. Компоненты религиозного сознания доминировали в ХIХв. В подавляющем большинстве отношение к той или иной конфессии стояло первичнее этнического самосознания. На рубеже ХIХ-начала ХХ вв. этническая идентичность народов Российской империи определялась по территориальным, языковым и конфессиональным признакам. Так, Первая всеобщая перепись Российской империи 1897г. включила в опросные листы такие этнические категории как родной язык и религия. В результате этноним «тюрко-татары» в переписи включал не только казанских, крымских, сибирских татар, но и башкир, казахов, тептяри, мищари и мусульман Закавказья и Средней Азии.
Какова была взаимосвязь между религиозным и этническим самосознанием, как частей общественного сознания в целом? Этническое самосознание включает в себя не только религиозный компонент, но и историческую память, политические, социальные, нравственнопсихологические факторы. В начале ХХ в. групповая этничность, выраженная в формуле «мы-мусульмане», «мы-тюрки», как психологический компонент национальной мобилизации, приобрел важное значение в этническом самосознании родственных народов. Данный тезис содержал в себе сильно выраженный элемент этнической солидарности народов, базирующийся на общности языка, религии, исторической судьбы. При этом вероисповедание в более сильной степени определяло групповую идентичность, нежели язык, так как он подпитывал эмоциальную и культурную близость между людьми говорящими на одном языке, исповедывающими одну религию. В результате ислам превратился в интегрирующую идеологию, преобладающую над всеми другими формами идентичности.
Список использованной литературы:
- Рыбаков С. Статистика мусульман в России // Мир ислама. Т.2, вып.ХI. С.758-759.
- Первая Всеобщая Перепись населения Российской империи, 1897г. Уфимская губерния. Тетрадь 1, 2 / под.ред. Н.Тройницкого. СПб., 1904. Т.XLY. 183 с.
- Первая Всеобщая Перепись населения Российской империи, 1897г. Уфимская губерния. Тетрадь 1, 2 / под.ред. Н.Тройницкого. СПб., 1904. Т.XLY. 183 с.
- ПСЗ РИ. Т.Х11, №8893. С.39-41.
- ПСЗ РИ. Т.9, №6584.
- Денисов Д. Н. Основание Татарской Каргалы. // Из истории татар Оренбуржья (К 260-летию Татарской Каргалы): Сборник материалов областной научнопрактической конференции. Серия «Многонациональный мир Оренбуржья». Оренбург, Вып.
- Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии // Соч.1762г.Оренбург, 1887. 405с.
- Исхаков Д. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (принципы выделения, формирование, расселение и демография). – Казань, 1993.173 с.
- Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Среднем Поволжье и Приуралье ХIIIY-ХIХвв: дис. ... докт. ист. наук.. М., 1981. – 346 с.
- Там же.
- Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственном, статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. – Уфа, 1859. – 472 с.
- Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М.,
- Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма (60-е годы ХIХв. 1917г.). М., 1986. – 243 с.
- Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана. Численность, размещение, состав. (18701914гг.). Алма-Ата, 1981. 111 с.
- ГАОрО ф.3,оп.3,д.18,л.13.
- Этнокультурная мозаика Оренбуржья под ред. В.В.Амелина. – Оренбург, 1999. 219 с.
- ГАОрО ф.6, оп.5 д.40/а л.127.
- Первая всеобщая перепись 1897г.Оренбургская губерния. Спб., 1904. -Т.28. – 173 с.
- Якупов Р.И. Тептяри: историкоэтнологические очерки. К проблеме генезиса этничности. М., 2001.198c.
- Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М., 1992. 21.Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственном, статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. – Уфа, 1859. – 472 с.
- Первая всеобщая перепись 1897г.Оренбургская губерния. Спб., 1904. -Т.28. – 173 с.
- Первая всеобщая перепись 1897г.Тургайская область. М., 1904. Т.37. – 103 с.
- ГаОрО ф.6.,оп.5.д.210.л.16.
- Мощанский В. Исторические материалы города Актюбинска. //Актюбинский городской вестник.№17.1913.С.2.
- Киргизский край // Россия. Полное географическое описание нашего отечества / под ред. В.П.Семенова. СПб., 1903. Т.18. – 477 с. 27.ГАОрОф.6,оп.5,д.24,л.13об.
- Киргизский край // Россия. Полное географическое описание нашего отечества / под ред. В.П.Семенова. СПб., 1903. Т.18. – 477 с.
- Первая всеобщая перепись 1897г.Уральская область. М., 1904. Т.38. – 125 с.