Нормативное содержание принципов рационального использования недр реализуется в практике недропользования в основном через требования комплексного использования недр, максимального извлечения полезных ископаемых и полного возмещения ущерба, наносимого окружающей среде горными работами.
Нормативные требования в части полноты извлечения полезных ископаемых, минимизации потерь должны четко нацеливать на экономический подход к данному вопросу. Для этого следует иметь ввиду то, что запасы полезных ископаемых в соответствии с действующими их классификациями разделяются на балансовые и забалансовые. Под первыми подразумеваются запасы, использование которых согласно утвержденным кондициям экономически целесообразно при существующей либо осваиваемой промышленностью прогрессивной технике и технологии добычи и переработки сырья (естественно, с соблюдением требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды). Под забалансовыми понимаются запасы некондиционные, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно, но которые могут в дальнейшем переходить в балансовые.
Существующий порядок разведки месторождений полезных ископаемых предусматривает их распределение на эти категории уже на ранних стадиях геологоразведочных работ.
В рыночных условиях балансовые запасы полезных ископаемых и их потери должны быть такими, чтобы обеспечивать минимально необходимую рентабельность и конкурентоспособность продукции горного производства. Такой принцип закладывается в настоящее время в переоценку сырьевой базы угольной промышленности при ее реструктуризации.
Запасы, отнесенные к балансовым, в процессе добычи удается извлекать не полностью. Часть их оставляется в виде целиков в предохранительных целях, а часть безвозвратно теряется.
Синтезирующим показателем полноты извлечения полезного ископаемого при добыче является коэффициент его извлечения из недр. В практике ведения добычных работ для установления причин неполного извлечения балансовых запасов используется также показатель потерь полезного ископаемого n, рассчитываемый как отношение потерянных П и погашенных Б балансовых запасов:
n=П/Б
Потери балансовых запасов в отраслях добывающей промышленности колеблются в широких пределах, изменяясь от 2-3 до 40-50 % и даже более в зависимости от применяемых способов и систем разработки, ценности сырья, горно-геологических и других условий эксплуатации месторождений.
Так, на горных предприятиях цветной металлургии, разрабатывающих медные месторождения, потери руды составляют в среднем 7-8%, в том числе при открытом способе добычи – около 3% и подземном – 17-18%. Потери свинцово-цинковой руды при открытом способе добычи составляют 5-7%, при подземном — 10-12%; вольфрамо-молибденовых – соответственно 4-5% и 10-11%. Вследствие значительной изменчивости оруденения потери сурьмяной и ртутной руды имеют широкий диапазон колебаний: при открытом способе добычи – 2- 8%, при подземном — от 10-15 до 25-40%. В оловянной подотрасли потери руды составляют на карьерах 4-7%, на подземных рудниках – 7-15 %.
Причины возникающих потерь весьма разнообразны. Они могут быть сгруппированы в соответствии с факторами, влияющими на полноту извлечения запасов полезных ископаемых при добыче, стадиями и этапами освоения месторождений.
В последние годы нарастали процессы неэффективного и нерационального использования недр в Казахстане. Несогласованность и непроработанность действующих нормативных документов, неразвитость горного законодательства привели к недостаткам в правовом и экономическом регулировании отношений, возникающих при использовании национальных богатств недр страны.
Одна из главных причин такого состояния — бедственное положение фундаментальной горной науки и горного образования, особенно в области экономики недропользования и горного права.
В Республике Казахстан (РК) действующий закон в сфере недропользования был принят в 2010 г. [1; 96]. Его разработчиком выступило Министерство нефти и газа. Поэтому эта редакция закона в основном затрагивала отношения в сфере разработки углеводородного сырья, но никак не отвечала требованиям разведки и добычи твердых полезных ископаемых. Например, компании, которая намерена была заниматься производством строительного щебня, требовалось пройти такую же процедуру, как при получении контракта на разработку нефтегазового месторождения [2; 9].
В этой связи с целью привлечения новых инвестиций в освоение твердых полезных ископаемых было решено упростить процедуры получения права недропользования, приведя их в соответствие с мировой практикой. Были приняты поправки, предусматривающие гармоничное включение новых подходов к предоставлению права недропользования в уже существующие принципы и структуры Закона «О недрах и недропользовании».
- По мнению специалистов [3; 39], к числу концептуальных изменений относятся следующие: сокращение до 60% обязательных экспертиз контрактов;
- оптимизация положений модельного контракта путем исключения в нем дублирующих норм законодательства и оставления существенных условий контракта, в том числе особых переговорных условий;
- освобождение недропользователей по добычным контрактам твердых полезных ископаемых (за исключением урана) от обязанности согласовывать изменения объемов добычи в пределах 20% от проектных показателей, но не более проектного максимума;
- обеспечение свободного доступа к геологической информации;
- исключение технико-экономического обоснования из перечня обязательных проектных документов.
Кроме того, законопроектом предусматривается введение механизма конкурентных торгов, а также упрощенного порядка предоставления права недропользования по принципу «первый пришел – первый получил» с ежегодно возрастающей ставкой за пользование участком недр. Основной целью внедрения конкурентных торгов является максимальное упрощение процедуры получения права недропользования и облегчение условий как для государственных компетентных органов, так и для недропользователей. Существенное изменение в том, что затраты на развитие инфраструктуры региона, которые в настоящее время являются одним из двух критериев определения победителя конкурса, будут установлены компетентными органами в виде фиксированных ставок, о размерах которых недропользователю станет известно до начала проведения конкурентных торгов.
Таким образом, право недропользования получит тот, кто предложит наибольшую сумму подписного бонуса во время проведения конкурентных торгов. По замыслу разработчиков это обеспечит прозрачность проведения конкурса и исключит возможные коррупционные факторы. Что касается принципа «первый пришел – первый получил», то сегодня такая модель успешно действует в таких странах, как Австралия, Канада, Чили, Финляндия. По своей природе она очень проста: кто первый подал заявку на участок недр, тот и получил право на недропользование. Безусловно, внедрение подобной практики в казахстанское законодательство позволит ускорить проведение и повысить эффективность геологоразведочных работ.
В дальнейшем необходимо предусмотреть поддержку новых направлений горной науки в области экономики недропользования и горного права. В табл. 1 представлены актуальные направления и проблемы экономики недропользования в свете нового представления горной науки о недрах как среде жизнеобеспечения общества.
Таблица 1
Направления и проблемы экономики недропользования
Новый закон о недрах должен регламентировать обязательность создания в ведущих горных вузах страны кафедр по подготовке экспертов в области экономики недропользования и горного права. Реализация прав собственности граждан, территорий, государства и недропользователей на недра, добытые ресурсы и горные предприятия защита инвестиций, должна быть закреплена юридически разрабатываемым сейчас Горным кодексом РК.
Составление Горного кодекса следует начать с детальной разработки его экономической системы, углубленной проработки принципов и положений общего замысла. Концепция кодекса должна также содержать программу поэтапной подготовки проектов взаимосвязанных частей жизненно важного для Казахстана документа. Не дожидаясь утверждения общей концепции и разработки всего Горного кодекса, нужно в ближайшее время принять закон о государственной поддержке горной науки и горного образования, в первую очередь экономики недропользования и горного права, поскольку только благодаря образованным специалистам и прогрессивным идеям в этих областях, на основе эффективного, рационального и безопасного использования недр можно добиться процветания Республики Казахстан.