Центральная Азия – это территория, понятие и определение которой не однозначно. Обычно под ним подразумиваются территории современных государств: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Дефиниция Центральной Азии использована UNESCO, однако на много шире. В нее включается кроме выше указанных годударств: Монголия, Тибет, северо-восточный Иран, Афганистан, часть Пакистана (Хайбер, Паштунха), часть Индии (Пенджаб, Кашмир, Ладак), центральная и восточная Россия.
Данная территория в начале XIX стала областью колониального соперничества Великобритании и царской Росии. Обе империи были заинтересовнны в исследовании данных территории в сфере антропологии, этнографии и языковедения. Внимание также было обращенно на возможности археологической эксплорации региона.
Польские исследователи в Центральной Азии были связанны, в какой-то степени с колониальной экспансией Росии. В конце XVIII в. Пoльша сама стала жертвой экспансии oкружающих государств. Самая большая часть бывшей Речи Посполитой стала частью Российской Империи. Как один из способов репрессии против польского стремления к независимости были использованы ссылки в отдаленные места на рубежах Империи. По этому поводу в Сибири и Центральной Азии появляются сравнительно большое колличество поляков. Многие из них восхищаются и увлекаются азиатскими культурами и начинают их подробно исследовать. Большинство из них занимались исследованиями в полне добровольно, но некоторые, как например Й. Ковалевски (1801 -1878) получали от правительства приказ по изучениям азиатских языков и культур. Некоторые попадали в российскую армию и отправлялись на военные рубежи империи. Они тоже занимaлись исследованиями по собственному интересу или по приказу. Хорошим примером таких пограничных офицеров можно назвать: Ян Проспер Виткевич (1808-1839), Леон Барщевски (1849-1910), Бронислав Громбчевски (1855-1926).
Ян Проспер Виткевич в 1823, когда ему было 15 лет, основал вместе с Ц. М. Янчевским польскую патриотическую организацию «Черни Братя». Виткевича судили, наказав смертной казнью. Вердикт однако решили поменять на пожизненную службу в линевом батальоне в Орске, без возможности внесения залоги. В свободное время от службы Виткевич любил делать экскурсии в казахские степи. Вскоре он начал изучать местные языки, обряды и традиции. Очень быстро освоил много языков. Говорил на 19 языках, в том числе: персидском, арабском, казахском и пашто. Из-за этого правительство нашло его полезным для россиских дел в Центральной Азии и отменило запрет на залог. В 1835 г. его отправили с дипломатической миссией в Бухару. Потом в 1837 г. в Афганистан. В 1839 г. Виткевич погиб при загадочных обстоятельствах, ожидая аудиенции у Министра Иностранных Дел России К. Р. Л Нессельроде. Он собрал большой этнографический материал, который, к сожалению не сохранился. После загадочной смерти, его материалы сожгли неизвестные нарушители.
Леон Барщеевски окончил военные школы в Киеве и Одессе. Служил в херсоньской губернии. После аннексии Туркестана, добровольно выехал туда. Служил в топогрическом отряде. До 1897 жил в Самарканде. Главной задачей его отряда было исследование и выявление дороги в сторону Китая, Индии и Афганистана. Был соорганизатором научных экспедиции для российских исследователей. Начал археологические расскопки в городе Афрасяб, который считался древним Самаркандом. Собрал большую коллекцию древних артефактов. Множество из которых отдал городу Самарканд, для открытия здесь музея истории. Был членом Российского Географического Общества в Петербурге. Награжден Золотой Звездой Эмира Бухары, Медалем Святого Вадимира и многими другими. В честь него назвали один из ледовиков Гиссарского Хребета.
Броноислав Громбчевски царский офицер и так же по собственной просьбе в 1876 отправлен в Туркестан. В 1885 ему поручили разведочно-исследовательскую миссию в Кашмире и Тянь-шане, за которую он был награжден Серебрянной Медалью Российского Географического Общества. В 1886 он исследовал Центральный Тянь-шань, хребет Каракорум, Памир, Афганистан, Хиндукуш, ханат Хунза, Кашгар и Тибет. За эту экспедицию он был награжден Золотой Медалью Росийского Географического Общества. В 1899 продолжил исследования на Памире, Кафиристане, Хиндукуше, Тибете и Кашгарии. За эту экспедицию его повысили в звании до подполковника. В 1891 и в 1892 принял участье в путешествии туркменского генерал-губернатора в Памир. Собрал большой этнографический материал. Юзеф Ковалевски военным не был. Его биография, это пример ученого, которому правительство приказало заниматься исследованиями. По образованию он был антиковедом. В 1823 году он был арестован за деятельность в организации „Филоматы”. Его вскоре отпустили, но сослали в Казань с приказом изучения востоковедения. В Казане в местном университете он изучал языки: арабский, персидский и татарский. В 1828 г. университет отправил его в Бурятию, чтобы он освоил монгольский язык, изучал ламаизм, культуру бурятов и монголов. С 1829 по 1831 он работал дипломатом в Монголии и Китае и продолжал научную работу, исследовал китайский язык и культуру. После дипломатической миссии работал дальше в Бурятии до 1833 г. В 1833 г. вернулся в Казань, где основал кафедру монголоведения, первую в Европе. В 1846 г получил самую главную награду России – Демидовскую Премию. В 1862 г. вернулся в Польшу. Кроме Демидовской Премии был еще награжден Медалем святого Станислава, Медалем Святой Анны и Медалем святого Владимира. В его честь назвали пик в Монголии.
Примером ссыльного, не связанного с российской армией, который начал исследовать казахскую культуру вполне добровольно, чисто по интересу был Адолф Янушкевич (1803-1857). Российский суд решил наказать его смертью за участие в Ноябрском Востании. Но вердикт поменяли, и его отправили в ссылку в Сибирь. Сначала попал в Тобольск, позже в село Желеков недалеко от Ишима. В 1841 г. переселился в Омск. Там работал в канцелярии пограничного начальника сибирских киргизов (в это врема под названием сибирских киргизов подразумевались казахи). Оттуда совершал многие путешествия в казахскую степь. Интересовался культурой и фольклором казахов. Свои заметки оставил в „Дневникax из путешествия по казахским степям”.
Примером исследователя, который попал в Центральную Азию добровольно был Казимеж Гроховски (1873-1937) геолог, этнограф и археолог. Свои исследования он проводил во многих местах мира в том числе в Сибири, Манчжурии, Монголии, на Аляске. Во время своего пребывания во Внутренной Монголии, он начал заниматься археологией и этнографией. Археологические исследования Гроховского получили очень высокую оценку от профессора А. Окладникова. К сожалению все археологические дневники Гроховского остаются в рукописи.
Наиболее загадочной и наиболее интересной находкой Гроховского является древний город на територии Внутренной Монголии, каторый он называет Хубиляр ии Хунджилгар.
Руины города находятся недалеко от современного города Хейшантоу, в северной части Барги, между реками Ган (Ган-хе) и Дорбуль, в 150 км на север от города Хайлар.
1915 г. считается началом археологических рoскопок проводимые Гроховском. Следующая экспедиция была летом в 1924. Она была организованна харбинским обществом исследования Манчжурии, одним с оснаватели которого явился Гроховски. Кроме Хейшантоу, экспедиция исследовала так называемый „Вал Чингис-хана”. По найденным оружиям и монетам Гроховски датирует время оснавания и эпохой рассвета прото-корейского государства Пуе (III до.н.э. - III в.н.э.)
Кроме руин Хеишантоу, недалеко от них Гроховски обнаружил другие очень интерсные объекты.
В 1930 г. рядом с рекой Хавуер-хе, которая является притоком реки Дербуль, в нескольких десятках километров от Хеишантоу он обнаруживает следующий загадочный город.
В 1931 г. вдоль реки Лонгджианг на территории внутренней Монголии и Манчжурии нашел еще четыре древних города. Он определил, что они принадлежат к древним культурам тунгусо-прото- корейских царств Пуе и Бохай.
В последний раз Гроховски возвращается в Хеишантоу в 1931 году, на левый берег реки Дербуль, в 8 километрах от Хеишантоу он обнаруживает большой некрополь. Исследует один из курганов.
Владислав Котвич (1872-1944) это яркий пример польского академического ученого, монголоведа и тюрколога. В 1891 году начал исследования по востоковедению в Петербурге. Его специальностью стали языки: монгольскиий, манчжурский и китайский. Научную работу в университете начал в 1900 г. Принял участие в нескольких экспедициях в Калмыкию (1894, 1896, 1910, 1917), но его более известной экспедицией стало путешествие в северную Монголию (1912). Во время этой экспедиции он исследовал орхонские надписи и монастырь Эрдени Дзу (XVI w.), находящийся в 400 км на запад от Урги (сегодня: Улан Батор). С 1924 г. работал во Лвивском Университете.
Научное сотрудничество Польши и Казахстана в области археологии и этнологии развивается очень хорошо, за все время независимости Казахстана подписано несколько договоров между самыми крупными университетами Казахстана и Польши, в том числе между Варшавским университетом и Евразийским национальным университом им. Л.Н. Гумилева в Астане, между Университетом в Астане и Польской Академией Наук, между Университетом Collegium Civitas и алматинским, астанинским университетами и другие. Начался обмен научными сотрудниками и студентами разных степеней. Тесные научные связи с польскими ученым имеет кафедра археологии и этнологии исторического факультета национального университета им. Л.Н. Гумилева Благодаря этому, в минувшем летнем полевом сезоне трое ученых из Польши смогли принять участие в научных исследованиях, ознакомиться с этнографией казахского народа и получить ценные научные сведения. Эти научные исследования способствуют дальнейшему укреплению сотрудничества между Казахстаном и Польшей, озвученному в рамках встречи глав двух государств в сентябре этого года. В этой связи планируется тоже открытие в Варшаве исследовательского института по изучению культур Центральной Азии, в том числе Казахстана.