Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Мечети и медресе в восточном Казахстане

В современном мире, по оценкам аналитиков, одна четвертая часть всех жителей планеты Земля исповедует Ислам. Это около двух миллиардов наших современников. Религия эта оказалась столь необходимой людям, а значит и жизнеспособной, что уже с VII-VIII веков широко распространилась в Азии, Африке и некоторой части Европы. Со временем уверенные ростки новой религии взошли и в Средней Азии, в VIII-IX веках ислам в виде его суннитского толка проник и на земли тюрков, укрепился и пустил корни. В это же время здесь появились первые мечети и медресе.

Какими они были, первые рукотворные земные здания, где аккумулировалось и Всевышнего? У мечетей и медресе, подобно людям, их строившим, есть своя история, жизнь, свое прошлое, и оно уникально не только как произведение искусства, но как материальное свидетельство становления духовной, этической культуры человека. Сквозь судьбы мечетей, так же, как сквозь жизни их создателей, прошли добро и зло этого мира, радость бытия и горечь разрушения.

В унисон с мировой историей возникали и казахстанские «дома Аллаха», коим принадлежит богатая и своеобразная летопись. И летопись эта хранит тайны истории той или иной эпохи, характер- ные черты того или иного общества, городов и поселений. И потому рассказ о мечетях и медресе, об их заслуге в духовном становлении человечества будет верным только в контексте определенного отрезка истории.

Со времени вхождения ислама на территорию нашей страны и вплоть до наших дней, за исключением периодов войн и набегов, не прекращается строительство мечетей. И это закономерно, потому что ни одно общество, ни одна цивилизация не выживает без духовных ценностей. Во все времена мечеть представляла собой средоточие добра, этики и играла огромную цементирующую роль в жизни любого народа, так как призывала к дружбе, людскому единству, неустанно трудилась над духовным ростом человека и таким образом обеспечивала прогресс.

Как известно, казахи вели наполовину кочевой, наполовину оседлый образ жизни. Поэтому строительство мечетей в Казахстане сопряжено с самыми характерными годами и периодами истории. По этим годам можно отслеживать историю нашей страны, так как распространение ислама на огромной территории, а точнее - его укоренение и глубокое признание всех высоких постулатов, растянулось на несколько веков.

В этой статье я хочу рассмотреть развитие мечетей и медресе в Восточном Казахстане. Хотя изначально более духовным регионом каонечно же являлся Южный Казахстан. Так как благодаря некоторым арабоязычным письменным источникам, стало известно, что в 893 году в городе Таразе на месте дома молитвы была построена мечеть. В настоящее время историки условно считают ее одной из первых мечетей в республике. Но религия в тот период не могла охватить все и сразу. Для этого понадобились века. Ведь в исотрии нашей страны были и гонения и отвержение мусульманства [1, 189 c] В XVIII в.началась плановая колонизация наших земель царской Россией, ввели политику экс- пансии. Екатерина ІІ в 1789 году издала указ, по которому разрешалось строительство мечетей и ме- дресе на казахских землях. Но царская администрация быстро изменила свои взгляды и в степи начали принуждать к христианству и крещению. А в 1848 году вышел указ, запрещающий не только среднеа- зиатским но и казахским религиозным деятелям получившим духовное образование в Бухаре, Хиве, а так же в других городах Мауереннахара, распростронение мусульманства среди населения Казахстана.

Несмотря на это татарские и башкирсике муллы помогали казахам в строительстве медресе и мечетей. Пропоганда Ислама в степи, издание религиозной литературы – все это делалось за спиной царской администрации.

Первая исламская мечеть в Петропавловске была построена в конце 70-х гг.XVIII века. Ее в основном посещали мусульмане, которые приходили на ярмарку. В течении последующих 20-30 лет количество мечетей постепенно росло [1, 197 c].

В г. Семипалатинск находилось 6 мечетей. За 10 лет независимости Казахстана в Семипалатинском регионе было открыто 40 мечетей. До революции, в Семипалатинске действовали 14 мечетей. В советское время из их числа осталось только четыре. Две мечети были построены уже после обретения Казахстаном суверенитета. В рассматриваемое время строилась еще одна мечеть в микрорайоне «Затон».

Центральная Семипалатинская двухминаретная мечеть им. Энет-Баба в г. Семипалатинск, по некоторым данным, была открыта в 1858 г. Стройка началась при поддержке купцов Сулейменова, Рафикова, Абдешова и Халитова. Стройка была завершена в 1862 году. Авторами проекта являются инженер-подпоручик А.Манашев и архитектор А.Болбатов. В центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга находятся письма с просьбой о строительстве мечети в городе.

«Это придавал бы красивый облик городу и был бы духовным центром»- пишется в архивах.[4]Обычно большинство верующих, примерно, 300-500 человек, приходили в мечеть по пятницам, на жума-намаз. В такие дни зал полностью был заполнен верующими. На Курбан-айт и Ораза-айт в мечети собирались около 3 тыс. человек. Подавляющее большинство прихожан: - 80% - это молодежь: студенты, рабочие, служащие 20-30 лет. Среди них были учащиеся медресе. Это они приходили в мечеть и в обычные, и в выходные дни [3, 70 c].

Как свидетельствуют приведенные материалы, религиозная жизнь в Восточном Казахстане медленно, но верно развивалась. Открывались мечети, медресе. При мечетях действовали исламские курсы для всех желающих познакомиться с основами исламского вероучения. Они преподавали в медресе и вели курсы в соответствии с условиями международного контракта, предусматривавшего их деятельность на территории Казахстана в течение четырех лет. Верующие из среды молодежи проявляли заметную религиозную активность, по сравнению с представителями других возрастных групп населения.

 

Список литературы:

  1. Шейх Абсаттар хаджи Дербисали. Ислам-религия мира и созидания. – Алматы.
  2. Мустафина Р.М. Ислам и реликты доисламских мировоззренческих традиций у казахов. обряды у казахов (в контексте бытового ислама в Южном Казахстане в конце XIX - XX вв.). - Алма-Ата: Казак университеті,1992. - 176 с.- Астана, 2010. - 260 с.
  3. Ермаков И.А. Ислам в культуре России в очерках и образах. - М., 2001. - 512 с.
  4. http://old.muftyat.kz/kz/map/mosque?act=view&id=682

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.