Казахи – народ тюркского происхождения. В XVI-XVIII вв. были известны русским под именем «казаков», «казацкой орды». Позднее их ошибочно называли «киргиз-казаками», «киргиз-кайсаками» и просто «киргизами», перенося на них самоназвание соседнего народа собственно киргизов. В составе казахской народности исторически сложились три группы племён (жузов), каждая из которых была спаяна общими интересами кочевого хозяйства и обособлена территориально: Старший Жуз проживал на территории Семиречья, Средний Жуз преимущественно степные районы Центрального Казахстана, долины рек Сырдарьи, Ишима, Тобола; Младший жуз территория Западного Казахстана.
Повседневная жизнь казахов тесно связана с их занятиями. В данном исследовании повседневная жизнь казахов представлена на основе анализа источников XVII XIX вв.: нормативным документам, донесениям, дневникам путешественников, этнографическими данными. Анализ источниковой базы позволил рассмотреть в рамках данного исследования следующие аспекты повседневности: 1. хозяйство; 2. духовная жизнь (культура, религия).
В письменных источниках можно найти немного сведений о хозяйстве и формах общественной организации казахов в XVIII в. Путешественники, посещавшие казахов, описывают их как народ преимущественно скотоводческий, кочевой, который с земледелием знаком лишь в немногих областях. Скотоводство казахов основывалось, по наблюдениям И. Г. Георги, на разведении лошадей, верблюдов, крупного рогатого скота, овец и коз. При этом крупный рогатый скот появился у казахов довольно поздно: стада были отняты у калмыков, когда последние переселялись из Поволжья в Китай [2, с. 126 127]. Позднее появление у казахов крупного рогатого скота подтверждается и многими позднейшими авторами. Так, например, Л. Мейер, основываясь на данных расспроса, отмечает, что казахи на Сырдарье заимствовали крупный рогатый скот у каракалпаков, а в степях Центрального Казахстана— у калмыков [9, с. 139]. Основными направлениями казахского скотоводческого хозяйства были мясное и молочное, однако И. Г. Георги нашел, кроме того, и каракулеводство. Он отмечает, что разведение каракулевых овец «ведется только при малых стадах, или у богатых людей» [9, с. 128]. Итак, основным занятием казахов было кочевое скотоводство. Из-за природно-климатических условий Казахстана основной формой природопользования и жизнеобеспечения населения на протяжении трех тысячелетий было кочевое скотоводство особый род производящего хозяйства, при котором преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в сезонные перекочевки. Особенности среды обитания определили способы использования казахами природных ресурсов в качестве зимних, весенних, осенних и летних пастбищ. В Казахстане сложилось два типа скотоводческого хозяйства: кочевое скотоводство, основанное на эксплуатации искусственных водоисточников, и полукочевое хозяйство на утилизации водных ресурсов естественного происхождения.
В «Очерке состояния внутренней Киргизской Орды в 1841 году, Действительного Члена Я. В. Ханыкова» говорится, что «главное исключительное богатство внутренней Киргизской орды составляет скот [3, Л. 2]. Из этого документа очевидно, что поголовье скота было довольно большим, и что скотоводство являлось основным занятием кочевников. Из другого источника также следует. что основным типом хозяйства у казахов было скотоводство. Главной особенностью кочевого скотоводства являлось круглогодичное содержание скота на подножном корму, что было обусловлено дефицит кормовых и водных ресурсов. Средняя протяженность маршрутов кочевания составляла 50—100 км в течение года, но у отдельных родоплеменных групп (например, адай, шекты, табын и др.) могла достигать 1000—2500 км.
Второе место в структуре хозяйственных занятий казахов занимало земледелие. Очаги земледельческой культуры локализовались, как правило, в наиболее удобных для хлебопашества в природно-климатическомотношениирайонах Казахстана. Длясевооборотабылахарактернапереложная система земледелия, когда из года в год на одном и том же месте сеяли просо, а после истощения земли поля забрасывали на несколько лет. В начале XIX в. некоторое распространение в земледелии получило трехполье, с которым казахи познакомились на Ишиме у русских крестьян. Наиболее распространенной земледельческой культурой в хозяйстве казахов было просо, которое при искусственном орошении и благоприятных погодных условиях можно было сеять два раза в год и дважды собирать урожай; выращивались также просянка и яровая пшеница. Урожайность культур при хорошо отлаженной оросительной сети, несмотря на трудности земледелия в условиях Казахстана, примитивность орудий земледельческого труда и способов обработки почвы, была довольно высокой. Земледелие в некоторых хозяйствах Младшего и Среднего жуза было настолько успешным, что казахский хлеб приобретало даже российское купечество. Однако в целом земледелие не получило широкого распространения в Казахстане, оно всегда имело вспомогательный, второстепенный характер [2, с. 298].
Уже во второй половине XVIII в. казахское хозяйство начало испытывать значительное влияние русской экономики, причем в первую очередь это сказывалось на расширении товарно-денежных отношений, на развитии обмена казахами своего скота на различные товары, крупу, хлеб. Весьма характерны следующие данные: если в 1745 г. казахи выменяли в Оренбурге 562 лошади и 3963 барана, то в 1785 г. от них было получено 2470 лошадей и 221485 баранов. В 1763—1766 гг. казахи получили в обмен на скот 48 348 пудов хлеба [10, с. 247 249]. Причем торговля велась преимущественно в населенных пунктах, расположенных по русским оборонительным линиям. Обмену способствовала отмена торговой пошлины.
Занятия определенным образом влияли на повседневную жизнь казахов. Их быт неразрывно был связан с занятием скотоводством и земледелием. Основная форма жилища казахов войлочная юрта, состоящая из решетчато-войлочных построек, она имеет высокое куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и снежные наносы. Юрта легко разбирается и перевозится, это обусловлено кочевым образом казахов. В «Сибирском вестнике» хорошо описаны жилища казахов: «жилища киргизов есть подвижные юрты или так называемые кибитки, покрытые войлоками. Знатные и богатые люди покрывают свои юрты белым чистым войлоком, а бедные употребляют на то плохие войлоки и даже травяные циновки, траву и дерн.
Первые большею частью имеют отдельные юрты, как для жен своих, так для съестных припасов и стряпни, также для хворого и слабого скота, а последние иногда с нуждою находят и сами себе где приклонить голову. Юрты часто обиты внутри бывают обиты цветными шелковыми тканями, а на полу постилаются лучшие ковры и войлоки. Огонь разкладывают посередине юрты, на приготовленном к тому месте, над коим делается для выходу дыму отверстие. Часто аулы киргизские бывают очень обширны; где кочуют ханы или султаны там находятся от 500 до 1000 юрт» [12, с. 143 146]. Как и на рубеже XVIII—XIX вв., основным занятием большей части казахов в первой половине XX в. было кочевое и полукочевое скотоводство. Как и прежде, они разводили овец, лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот, коз, причем наиболее развито было овцеводство. Овцы были главным видом товарного скота и выступали как эквивалент при обменно-торговых операциях [6, с. 187 189]. Большие изменения в облике хозяйства населения Казахстана отмечаются всеми авторами, исследовавшими этот кран в конце XIX и начале XX вв. Так, в Букеевской орде, где распространение полуоседлости приходилось еще на годы правления хана Джан-гира, в 80-х годах XIX в. все хозяйства располагали постоянными зимовками, где имелись жилые и хозяйственные постройки [12, с. 56].
Что касается религиозной жизни казахов, то нужно отметить, что долгое время наряду с исламом существовали языческие обряды. Эти данные подтверждаются сведениями о религиозности казахов, изложенными в «Сибирском вестнике»: «киргиз кайсаки не имели никакой господствующей веры. Они в одно время бывают магометанами другими язычниками; исполняют предписания Корана и сожигают в жертву ненавидимым духам кости животных, или покланяются огню, пред зажженными фитилями. У них нет храмов, ни мечетей для публичного моления; но всякой ежедневно до восхождения, в полдень и в вечеру, услышав молитву, провозглашаемую в каждом ауле, одним из стариков или аксакалов, выходит из юрты, становится на колена, и обратясь лицом на запад, молится.
Сам аксакал(по точному переводу белобородый) предпочтительно вверяют,что они«исполниение подобных обрядов, почитая их сведущими в законе магометанском более молодых людей». При ханах, султанах и других знатных и богатых людях находятся муллы и даже ахуны, принадлежащие к высшему духовенству, которые бывают из бухарцев или ташкентцев, и кроме священнослужения ведут еще от лица своих покровителей изрядное содержание. Сверх того немалым доходом пользуются они также за байтумары, или предохранительные молитвы, изображаемые на листах бумаги, который каждый киргиз почитает обязанностью носить в сумочке под правою пазухою, или зашитой на спине в платье, надеясь, что с сим амулетом во всяком месте будет счастлив и в пути не заблудится.
Все обитающие в восточной Азии магометане, в том числе и киргизы, почитают священнейшим местом город Туркестан, куда некоторые из них набожные люди ходят по обету, для поклонения погребенным там магометанским угодникам, и в особенности гробниц Хазрата султана, почитаемого одним из важнейших угодников; а знатные люди, завещают туда перевозить после смерти и самые тленные свои остатки, для предания земли» [11, с. 165 170].
Но, начиная с середины XIX века, среди казахов усиливается позиция ислама, все более оно заметно в общественной жизни. Но это не значит, что была окончательно сломлена традиционная индифферентность казахов к религии. В казахском обществе достаточно крепко сохранялись представления о сверхъестественной силе шаманов баксы. Баксы, одаренный волшебством и знанием, он выше других, он музыкант, прорицатель, врач. Он посредник между богами, людьми и аруахами. Священным почитанием у казахов пользовались духи предков – аруахи. Во всех трудных житейских ситуациях казахи обращались к ним, прося поддержки, для чего было принято приносить жертвоприношения. Сильные люди после смерти становились могущественными аруахами, их имена превращались в родовые ураны, у таких могил проводили самые серьезные мероприятия, например, клятвоприношения. Казахи верили, что аруах способен оказывать влияние на судьбу живых людей. В XIX веке наряду с Мекке, священным центром мусульман, особо почитаемым местом остается Туркестан, где находился мазар Ходжа Ахмеда Яссави. Казахское население было привязано к этому святому месту, поскольку в течение многих веков здесь хоронили самых известных и достойных людей ханов, биев, тарханов, и мавзолей превратился в пантеон. Вплоть до середины XIX века из северных территорий казахи везли своих известных людей в священный город Туркестан. Баксы не были единственными носителями традиционных верований казахов. К классу жречества относились профессиональные гадатели жаурыншы, балшы, кумалакшы. К категории жрецов относились и жайшы, елты, джадугей, обладающие сверхъестественным и способностями. C середины XVII века царское правительство посылало в степь благонадежных татарских мулл, одновременно на них возлагалась шпионская миссия, так необходимая для дальнейшей колонизации края. Во второй половине XIX века влияние ислама охватывает все казахское население [1, с. 159 162].
Таким образом, из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что повседневная жизнь казахов определялась их уникальным образом жизни, который и наложил свои отпечатки на быт, уклад, традиции и обычаи казахского народа. Традиции эти уникальны, самобытны, и надо заметить, что некоторые из них сохранены до сих пор.
Изменения, происходившие в XVIII и на рубеже XIX в. в хозяйстве и общественной организации казахов, стали еще заметнее в первой половине и середине XIX в., по мере усиления политического и экономического влияния России. Во второй половине XIX в. процессы политического и экономического сближения казахов с Россией продолжались, вызывая все большие перемены в структуре хозяйства и общественной организации казахов. Влияние русских порядков на уклад жизни Казахстана стало особенно сильным после введения в 1868 г. Временного положения об управлении в областях Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской. Это положение означало распространение непосредственной власти русской администрации на степное население этих районов [7, с. 111]. Ту же цель преследовали и последующие законодательные акты («Положение об управлении Туркестанского края» 1886 г., «Положение об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской» 1891 г. и др.).
Большие последствия для скотовода-казаха имела переселенческая политика царского правительства. В 1901 г. был опубликован закон об отводе казенных земель частным лицам. В 1904 г. было организовано Переселенческое управление. В том же году был издан закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев». У местных скотоводов для нужд переселенцев изымались лучшие земли, служившие пастбищами, что лишало здешнее коренное население возможности вести кочевое хозяйство [8, с. 93 114].
Список литературы:
- Артыкбаев Ж. О. История Казахстана. – Астана, 2004.
- Байпаков К. М. История Казахстана в средние века (V-XVII вв.).Алматы,
- Государственный Архив Оренбургской области. Ф.6. Оп. 2. Д. 9
- Г е о р г и И . Г . ОписаниевсехобитающихвРоссийскомгосударственародов. СПб.,
- Л е в ш и н А. И.Описаниекиргиз-казачьихиликиргиз-кайсачьихордистепей. –СПб.,
- Леонтьев А. И. Обычное право у киргиз. – М., 1890.Т.5.
- Марков Г. Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. М.,1995.
- Мейер Л.МатериалыдлягеографииистатистикиРоссии. Киргизская степь Оренбургского ведомства.СПб.,
- ИсторияКазахскойССР. Т I. -Алма-Ата, 1957.
- 10.«Сибирский вестник, издаваемый Григорием Спасским». – СПб., 1820.№ 10.
- «Сибирский вестник, издаваемый Григорием Спасским».СПб., 1820. -№13.
- X а р у з и н А . Н . КиргизыБукеевскойорды. –М.,