В 2016 году Казахстан отмечает двадцатипятилетие своей независимости. Любой народ после освобождения от политического влияния другого государства и достижения национальной независимости особое внимание уделяет воссозданию своей действительно независимой истории.
Именно такой анализ позволит объективно оценить исторический опыт этноязыковых процессов в целинных областях Казахстана.
Программа развития сельского хозяйства, разработанная ЦК КПСС в начале 50-х, нашла одобрение и поддержку республиканской партийной организации и всех трудящихся Казахстана. Повысилась трудовая активность колхозников и работников совхозов. Многие горожане, особенно бывшие работники сельского хозяйства – специалисты и механизаторы, по различным причинам перешедшие на работу в промышленность, транспорт, строительство, изъявили желание вернуться в село. К концу 1953 года из промышленности и других областей народного хозяйства на работу в МТС и МЖС республики перешли 2536 механизаторов – трактористов и комбайнеров, 4905 специалистов – агрономов, инженеров, зоотехников, ветврачей и др. Кроме того, из РСФСР в Казахстан прибыли сотни инженеров и тысячников. Коллективы промышленных предприятий расширили выпуск сельскохозяйственной техники. Уже в четвертом квартале 1953 года промышленность поставила сельскому хозяйству около 42 тысяч тракторов, более 11 тысяч зерновых комбайнеров, свыше 22 тысяч тракторных сеялок, тысячи тракторных сенокосилок и много других сельскохозяйственных машин и орудий [2, c.18].
ЦК КПСС помог республиканской партийной организации в ликвидации отставания сельского хозяйства в Казахстане, укрепив республиканскую партийную организацию опытными кадрами.
Ценная инициатива принадлежала Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи. ЦК ВЛКСМ и местные комсомольские комитеты организовали отбор добровольцев из числа комсомольцев и молодежи и направляли их в совхозы и МТС. Комсомольцы Москвы и Московской области 22 февраля 1954 года, уезжая в районы Освоения целины писали: «... мы, молодые рабочие промышленных предприятий г. Москвы, специалисты и механизаторы Московской области, отъезжающие на новые земли, обращаемся к молодым механизаторам и специалистам сельского хозяйства, рабочим промышленных предприятий и совхозов, ко всем комсомольцам, юношам и девушкам с горячим призывом: – становитесь в ряды нашей трудовой рати! Поезжайте на целинные земли!» [1].
Молодежь страны откликнулась на этот призыв. 28 февраля 1954 года в Кустанай прибыл по комсомольским путевкам первый отряд молодых патриотов с Украины. Уже в марте1954 года на казахстанскую целину из РСФСР, Украинской ССР и других союзных республик прибыло 14240 комсомольцев и молодежи.
В 1954 году в совхозы Казахстана прибыло 48,9 тысяч человек, для них при МТС были созданы курсы по подготовке механизаторов. Кроме того, училища механизации сельского хозяйства в совхозы и МТС республики направили 50,8 тысяч молодых механизаторов [2, c.28]. На целинные земли Казахстана ехали демобилизованные воины из Советской Армии. Ими были созданы совхозы в Кокчетавской, Северо-Казахстанской, Карагандинской и других областях.
Павел Егорович Сафрыгин проработал в отделе идеологии Кустанайского обкома партии с 1954-67гг, вначале простым куратором, затем руководителем отдела. По образованию историк. В прошлом морской офицер Северного флота. В первые целинные годы он курировал в области все учебные заведения области (школы, три института, 25 училищ), театры, киносеть, группы лекторов и агитаторов, 41 газету (областные, районные, городские) и радио Кустанайской области.
Каждое утро ему на стол ложились сигнальные номера периодических изданий, выходивших в те годы в Кустанайской области:...
- Павел Егорович, о чем писали журналисты тех лет? Какие требования Вы предъявляли к материалам, и о чем категорически запрещалось писать в те годы?
- Запрещалось вольное изложение материала и искажение факта. Это было табу. С нарушителя строго спрашивали. В Кустанайской области было две областные газеты – «Коммунизм таны» и «Ленинский путь». Буквально в первые годы освоения целины в области уже стали выходить дополнительно 20 многотиражек и 19 районных газет. У них был небольшой коллектив штатных сотрудников, 4-5 человек. Основная работа редактора строилась на сотрудничестве с внештатниками, (рабселькорами). Многотиражки печатались на печатной базе районных газет [3].
Первый эшелон с целинниками прибыл в Кустанай 28 февраля 1954 года, я принимал участие в их встрече. Это были добровольцы из Украины. Затем начали приходить поезда из России. За 195455-ые годы в область прибыло более 30 тысяч новоселов, из них 22 тысячи по комсомольским путевкам из Киева, Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Воронежа, Севастополя, Харькова, Минска. Первых целинников селили в клубах, библиотеках, но основную заботу об их проживание взяли на себя казахские семьи. Вновь, как и в годы войны, когда местные жители гостеприимно приняли под свою крышу десятки тысяч семей-переселенцев поволжских немцев, крымских татар, чечено-ингушей они «уплотнились» в своих домах. Ведь другого жилья не было. Это потом, по весне, уже можно было жить в палатках и в вагончиках.
Уже осенью 1954 года был получен первый целинный урожай. А вот второй год целины, 55ый, выдался в Кустанайской области очень засушливым. Дождя не было, большое количество урожая сгорело на корню. Очень сложно было. Трудно вспоминать. Начались голодные, хлебные волнения. Из 365 дней года 208 дней я проводил в командировках. Без машины, на перекладных ездили по области и уговаривали людей работать и работать. Помню, приехал представитель из Москвы и отправился по поселкам убеждать людей потерпеть, успокоиться. Он убедился на месте, в каких условиях живут люди и чем они питаются. После его отъезда стали поступать продукты питания из Москвы. Вот тогда и были те, кто уехал с целины, не выдержал….
В Кустанайской области осваивали целину не только добровольцы из республик Советского Союза. Во время летних каникул приезжали на работу венгерские и болгарские студенты. Приезжали иностранные журналисты. Например, осенью 1956 года в нашу область приехал репортер Деннис Огден из английской газеты «Челлендж». «Комсомольская правда» напечатала потом его очерк в переводе, где он писал: «Бескрайняя ширь полей одно из самых сильных впечатлений моей поездки по целинным землям Кустанайской области. Не раз я был свидетелем невероятных вещей, но, путешествуя по целине, я увидел настоящее чудо: хлеб вырастал на землях, где раньше никогда не рос… Я видел, как создавалась новая жизнь на необитаемой прежде земле…» [4].
4,2 млн. га земли было освоено с 1952 по 1958-ые годы [5]. Кустанайская область превратилась в крупный промышленный регион. Большие запасы, боксита, свинца, асбеста, бурого угля способствовали развитию горнодобывающей промышленности.
Хотя, и с объектов промышленных строек народ тоже отсеивался, не без этого. Но к тому времени, спустя года три-пять после начала освоения целины, уже были созданы относительно нормальные бытовые условия в полеводческих и животноводческих хозяйствах. В Кустанайской области асфальтовые дороги были проведены не только до городов и райцентров, но и непосредственно до хозяйств.
При Никите Хрущёве, а затем Леониде Брежневе на территории Северного Казахстана была развёрнута широкомасштабная программа освоения целины с распашкой под зерновые 4 млн. га пастбищных земель. (В сентябре 1963 Н.С. Хрущёв заявил: «Если царь в течение долгого времени не смог заполнить людьми этот регион, используя царские методы, то нам удалось это сделать, применив советский метод») [6, c.57]. При Л.И. Брежневе была проведена также программа индустриализации этих территорий. В ходе реализации обеих программ на территорию Северного Казахстана прибыло более 2 млн целинников и специалистов из других районов СССР.
Есть много ученых и чиновников, уверяющих, что освоение целины стратегическое мероприятие 50-х годов, которое, дескать, было бы невозможно в период «культа личности Сталина». А, мол, до этой кампании правительство СССР ничего существенного не предпринимало в сельском хозяйстве, ограничиваясь сугубо «командно-административными» мерами. Сам Н.С. Хрущев на XXI съезде КПСС в 1959-м заявил, что «благодаря успешному освоению целинных земель появилась возможность не только существенно улучшить снабжение продовольствием городов и промышленных центров, но и поставить задачу превзойти США по уровню развития сельского хозяйства». Л.И. Брежнев оценивал «целинную кампанию» точно так же.
В послевоенный период продолжалось начатое в годы войны ускоренное социальноэкономическое развитие Казахстана. Программа индустриализации привела не только к развитию промышленного потенциала республики в целом, но и к появлению новых больших и малых городов вокруг разведанных месторождений полезных ископаемых, металлургических заводов, перерабатывающих комплексов. Увеличилось городское население, повысился материальный уровень жизни, ускоренное развитие получила социальная сфера. Улучшение условий жизни привело к увеличению рождаемости.
На вторую половину 1950-х годов и 60-е годы приходится настоящий демографический бум. Коэффициент рождаемости в 1950-1960 годах достигал 37,6 промилле (число родившихся на 1000 человек населения). В связи с тем, что смертность в начале 50-х годов сократилась в два раза по сравнению с предыдущим десятилетием, общий коэффициент естественного прироста достиг максимальной величины за всю историю современного Казахстана и на рубеже 60-х годов равнялся 30,6 промилле. 1960-1970 годы стали периодом самого низкого уровня смертности (в среднем 5,86,0 промилле), и естественный прирост оставался на высоком уровне, хотя и несколько снизился по сравнению с пиком рождаемости во второй половине 1950-х годов.
В настоящее время признано, что в Казахстане во всем своем многообразии проявились достижения советского периода и «родимые пятна» авторитарной модели социализма, а также ее социальной, а порой и антисоциальной политики, включая миграционную политику. Казахстан стал не только «полигоном» широкомасштабных организованных и принудительных переселений целых народов и социальных групп, он стал также местом ядерных и ракетных испытаний, таких как Семипалатинский ядерный полигон, Капустин Яр, нанесших значительный ущерб населению и окружающей среде.
Именно организованный и принудительный характер советских миграций определил специфику массовой постсоветской русскоязычной эмиграции из Казахстана и не только в Россию, но и в республики исхода депортированных народов. Значительный отток переселенцев (в частности, первоцелинников) в районы первоначального проживания наметился уже в 1959 году, в основном в города европейской части СССР. После смерти И. Сталина и XX съезда КПСС в 1956 году активизировалось возвращение в районы первоначального места жительства представителей ранее депортированных народов: балкарцев, карачаевцев, калмыков чеченцев, ингушей на Северный Кавказ, а также части корейцев на Дальний Восток.
Казахстан в 1950-1980 гг. в демографическом отношении терпел существенные изменения, которые особенно происходили в годы освоения целинных и залежных земель. Как свидетельствуют архивные материалы, на 15 апреля 1954 г. в Северный регион Казахстана из разных областей бывшего Союза прибыло 4917 человек [8, c.23]. К сожалению, в архивных материалах нет данных о национальном составе первоцелинников, приводятся лишь сведения о республиках, областях, из которых прибывали люди. Всевозможная помощь оказывалась гражданам, изъявившим желание переселиться со своими семьями в колхозы районов освоения целины, льготами пользовались также колхозы, принимавшие переселенцев.
В региональном разрезе наиболее характерен в этом отношении Северный экономический район, вследствие освоения целинных и залежных земель.
Русских в Северном Казахстане стало больше на 81,0 %, казахов — на 26,5%. Существенно увеличилось и число украинцев — на 30,3 %. Но особенно ярко тенденция роста за счет миграций видна на примере белорусского народа — белорусов стало больше в 8.1 раза [8, c.18].
В результате этих преобразований численность населения в регионе увеличилась на 70,7 % [8, c.18].
Нетрудно заметить, что наиболее низкие темпы роста были у казахского населения республики.
Доля их в составе населения региона понизилась в 1959 г. до 20,4 %, в то время как доля русских увеличилась до 45,2 %. Значительное место в демографической структуре Северного Казахстана стали занимать немцы, украинцы, белорусы и поляки. За 20 лет регион пополнился 1144 тыс. жителей. Доля казахов в этом приросте составляла 10,3 %, русских — 48,8 %, что еще раз говорит об интенсивном миграционном движении в Северный экономический район.
В Восточном экономическом районе разница в темпах роста между русским и казахским населением была не такой заметной, как на севере Казахстана.
Казахов в межпереписной период стало больше на 28,7 %, русских — на 36,1 %. Более всего в регионе увеличилось количество немцев — в 8,1 раза. Заметно уменьшилась в Восточном Казахстане лишь численность украинского населения — на 38,6 %, что не отразилось серьезно на динамике общей численности населения в регионе, которого стало больше на 36,9 %.
К 1959 г. доля русского населения в составе всего населения Восточного Казахстана составила 60,2 % — наивысший после 1939 г. показатель за все годы Советской власти, доля казахов — 25,9 % — наоборот, самый низкий за все время показатель. За 20 лет (1939-1959 гг.) регион пополнился 338 тыс. человек. На долю русского населения пришлось 59,3 %, казахского — 21,5 %, немецкого — 17,0 %. Механический прирост по-прежнему, как и в 30-х гг., преобладал над естественным. Самые низкие темпы роста населения в 1939-1959 гг. наблюдались в Западном Казахстане — всего 6,7 % [7, c.40].
Численность казахского населения увеличилась лишь на 0,2 %, русского — на 12,9 %, украинцев стало меньше на 3,5 %. Существенно, в 7,5 раз, увеличилась численность немцев, но доля их в составе населения так и осталась невысокой. За 20 лет население Западного Казахстана увеличилось на 67 тыс. человек. Казахов в четырех областях Западного Казахстана стало больше на 915 человек, что составило 1,4 % в общем приросте населения. Население росло в основном за счет русских — 54,9 % прироста и немцев — 39,1 % прироста [7, c.40].
В Центральном Казахстане, в отличие от Западного, население увеличивалось огромными темпами. За 20 лет жителей в Карагандинской и Джезказганской областях стало больше в 2,4 раза. Активное индустриальное развитие региона требовало притока все большего количества людей. И они приезжали сюда со всех концов СССР. Об этом свидетельствуют изменения, происшедшие в этническом составе. Если численность казахов увеличилась на 43,3 % (что превышает среднереспубликанский показатель в 2,2 раза), то русских стало больше в 2,4 раза, немцев — в 7,4, татар — в 4, белорусов — в 4,3, украинцев — 2,3 раза. Доля казахского населения в регионе, несмотря на довольно высокие темпы роста, составляла в 1959 году лишь 19,1 % (против 32,6 % в 1939) [7, c.40]. Совсем по-иному, чем в других регионах, развивались демографические события в Южном Казахстане. Только здесь динамика численности казахского населения была выше средней по региону.
Казахов в 1959 году стало больше, чем в 1939 году, на 20,0 %, тогда как численность всего населения увеличилась на 13,7 %. Число русских в южных областях сократилось на 10,7 %.
Существенно, на 34,1 %, уменьшилась численность украинцев, зато заметно больше на 12,5 % стало узбеков. Доля казахов в приросте населения составила 66 % единственный в республике показатель, когда население в основном пополнялось за счет естественного прироста [7, c.40].
Освоение целинных земель в Северных регионах Казахстана в 1954-1964 годах и грандиозное развитие производительных сил края послужили мощным стимулом развития города. Подъем сельскохозяйственного производства в регионе с особой остротой поставил вопросы промышленного, социального и культурного развития города. Уже в первое трехлетие освоения целины в 1954-1957 годы город активно строится и развивается. Вступили в строй действующих 25 предприятий, среди которых такие гиганты, как первая очередь завода железобетонных конструкций (ЖБК) мощностью 50 тыс. куб. м и завод железобетонных плит-настилов (ЖБП) мощностью 20 тыс. куб. м. В городе работали 15 строительных организаций. Продолжался рост и развитие города как крупного железнодорожного узла. Развернувшееся на целине производственное и массовое жилищное строительство стало основой формирования в городе производственной базы строительных материалов, а затем и строительной индустрии. За годы целины в городе построено около 60 предприятий и новых цехов, что привело к увеличению производства продукции в 2 раза [115, л.41]. Кардинально изменилась инфраструктура города: строится железнодорожный вокзал, аэропорт, газораздаточная станция, школы, объекты социального быта и культуры, ведется жилищное строительство. На данном этапе город в полной мере реализовал функцию организационного центра реализации грандиозной экономической программы по освоению целинных и залежных земель в Казахстане.
Список литературы:
- 1.Комсомольская правда. Репкин В. Едем поднимать целину. 1954. 20 мая. № 224. – С.3.
- 2.Сужиков, М. Влияние подвижности населения на сближение наций [Текст] / М.Сужиков, Г. Демаков. – Алматы: Наука, 1979. 91 с.
- 3.Казинформ. 5 февраля. 2004 г. [Электронныый ресурс]. – Режим доступа: www.kaz.com . – Загл.с экрана. 4.Комсомольская правда. Репкин В. Едем поднимать целину. 1954. 20 мая. № 224. – С.3.
- 5.Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты) [Текст] / Ю.Крупнов. – М., 1994 6.Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945-1991. –Новосибирск, 2000. – 180 с.
- 7.Мендикулова, Г.М. Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие [Текст] / Г.М.Мендикулова. – Алматы: Гылым, 1997. – 264 с.
- 8.Асылбеков, М.Х. Демографические процессы современного Казахстана [Текст] / М.Х. Асылбеков, В.В. Козина. – А.: Атамұра, 1995. –128 с.
- 9.ГА. Астана. Фонд 136, опись 3, дело19. л.6.