Одним из интересных тем современной отечественной историографии является проблема становления и формирования исторического сознания. Не секрет, что после пребывания исторической науки Казахстана в лоне материалистической концепции марксизма, историческое знание казахов претерпела больших изменении. Изменения были настолько масштабными, что оно, по сути, привела к стиранию исторической памяти, тем самым была заложена начало к отходу части казахов от традиционных ценностных ориентаций, национальная идентичность начала поглощаться «русскосоветской» идентичностью. Благо обретение независимости в определенной мере ослабила этот процесс, теме не менее в нашем обществе еще не отпала проблема использования государственного языка, отношения к национальной истории, формирования национального, исторического самосознания и т.д.
Ради справедливости стоит отметить, что за более чем два десятка лет проделана масштабная работа. В исторической науке Казахстана стали по иному трактоваться многие исторические примеры, в особенности государствообразующего характера. С образованием новых суверенных государств, в сфере исторической науки наблюдается острота идейной борьбы, возрастание интереса отечественных и зарубежных историков, так как именно вопросы истории всегда остаются объектом идеологической борьбы [1, с. 3].
Прежде чем приступить к детальному рассмотрению проблемы, следует признать, что возрождение и формирование исторического сознания в нашей стране некоторое время протекала стихийно, в основном под эгидой двух направлении: роли государственного языка и возрождения национальной истории. Это еще раз показывает очевидность, что на историческую науку и историческое образование отведена особая роль, которая, к слову сказать, некоторое время сама находилась «деколанизационном» состояний.
Проблема формирования исторического сознания и ее изучения в мировой исторической науке имеет свои опыты, но довольно сложно найти работы, которые непосредственно посвящены вопросам исторического сознания. Здесь можно отметить работы советских историков М.А.Барга [2], Б.Г. Могильницкого [3], где можно найти ряд суждении об историческом сознаний. Знакомство же с работами французских историков Л. Февра [4]. Ф. Броделя [5], приводит к пониманию того, что историческое сознание французов основана не только на многовековом историческом опыте, но также на своих традициях, на духе капитализма, на понимании того, что Франция это часть пространства европейского и т.д. Очевидно, что изучение вопросов исторического сознания казахского народа не заканчивается на одной работе, нужны усилия многих историков, так как данная проблема остается одной малоизученных тем, что определяет ее актуальность.
Вопрос формирования исторического сознания казахского народа является многогранной и отличительной в силу ряда обстоятельств. Первое – это то, что историческое сознание казахов в ХХ веке столкнулась с угрозой стирания, и как следствие переживала не только формирование, а в первую очередь возрождение. Второе – историческое самосознание казахов имеет самобытную основу и отличается от других народов.
Сама историческая наука Казахстана, ее историография полна событиями, которые имеют отношение к формованию исторического сознания. Этот процесс наиболее четко прослеживается при изучении исследовании появившихся в первой половине ХХ века, когда историческая наука развивалась в рамках жесткого партийного диктата, которую, историки характеризуют как «советской». При этом, в освещении вопросов истории колониальных захватов, национальных движений присутствовали две крайние позиции. С одной стороны, старая великодержавная колониальная концепция старалась сохранить прежние установки в исторической науке, с другой – молодая марксистская идеология пыталась укрепить собственные позиции, в изучении проблем истории Казахстана. В конечном счете, несмотря на противостояние вышеотмеченных позиций, советские историки Казахстана получили в наследство историческую литературу, представленную трудами русских буржуазных, в большинстве своем официальных историков [6, с. 4].
Историческое сознание казахского народа за последнее столетие испытало ряд воздействии, в результате которой она оказалось на грани стирания. Первое – была уничтожена традиционная историческая школа казахов, которая, по сути, заменяла функции исторического образования в казахском обществе. Второе – историческая наука советского периода добилась того, что в историографии колонизация Казахстана стала считаться процессом «присоединения», тем самым удалось скрыть колониальную идеологию, и даже отказаться от использования термина «колония». Третье – административно-территориальная реформа российской империи, впоследствии которой было нарушено традиционное этно-территориальные расселение казахов. Четвертое – классовый подход обусловил деление общества на богатых, бедных, узурпаторов, в результате чего изменились традиционные представления казахов. Пятое – фальсификации исторического прошлого казахов, гонения ученных, которые пытались объективно оценивать историю, тем самым создали «советскую школу ученых-историков», которые на профессиональном уровне фальсифицировали историю казахов. Шестое – изменение исторических названии местностей на новые, тем самым создав основы стирания исторической памяти казахов. И так можно перечислять факты, повлиявшие на историческое сознание казахов. Здесь интересным является тот факт, что все эти обстоятельства в период независимости стали исторической основой, вокруг которой началось возрождение и формирование исторического сознания казахского народа.
Как мы знаем, формирование исторического сознания обычно происходит на примере ярких исторических событий. Поэтому, для нас важное значение имеет выявление исторических событий, которые сохранились в памяти казахского народа и составляют основу исторического самосознания. Историческое сознания казахского народа отражает в себе периоды, которые можно условно разделить на следующие этапы: древнейший период (эпоха Алашахана, Уызхана и др.); средневековый период (начиная от гунского этапа по кыпчакское время); золотоордынский (ногайлы заманы); период образования казахского ханства; этап казахско-джунгарских отношении (16-18 века) (годы великого бедствия); этап колонизации казахских земель Российской империей, начиная с 1731 г.; период национальных движении; период силовой модернизации казахского общества (коллективизация и голод 1931-33 гг.) и т.д. События, связанные с данными историческими процессами хорошо сохранились в исторической памяти казахов. Поэтому неслучайным является то, что историческое сознание казахов было сформировано на основе данных событии.
Следует отметить, что за последние годы в стране значительно поменялись экономические, политические, социальные ориентиры. Были приняты ряд государственных программ, такие как «Общество всеобщего труда» и стратегия «Казахстан -2050: один народа, одна страна, единое будущее», где, по сути была озвучена национальная идея, государственная идеология нашей страны «Мәңгілік ел». Нурсултан Назарбаев призывает принять её, как уникальную историческую миссию для государства в целом и каждого гражданина в отдельности. Далее Лидер государства озвучил идею «Қазақ елі». Не случайно Н. Назарбаев пребывая в предгорьях Улутау обозначил корни государственности казахского народа, берущее свое начало в глубинах древности, где данная местность всегда являлось центром и символом нашей государственности. Учитывая факт, что формирование исторической памяти происходит в процессе систематического изучения истории, в первую очередь необходимо отметить роль школы и влияние знаний, полученных на уроках истории. Ведь школьное историческое образование является основой формирования и развития этнического самосознания и исторической памяти подрастающего поколения.
Что касается содержания школьных учебников, то это отдельная проблема, но очевиден тот факт, что первоочередной задачей школьного учебника по истории должна состоять в том, что в нем представленный материал должен быть направлен формирование у учащихся ценностных ориентации, отвечающих современным требованиям развития нашего государства. Учитывая многонациональный и многоконфессиональный состав населения страны, сложностью является то, что одновременно с закреплением исторического (национального) сознания, необходимо воспитать патриотизм, гражданственность и межнациональную толерантность.К тому же одной из главных задач государства является формирование общей гражданской идентичности.
Вместе с тем современная общественность сегодня столкнулась с другой проблемой. Историкокультурные ценности, которые ранее составляли основу сознания народа, сегодня переживают изменения. Молодежь не интересует ни история, ни герой, ни сакральные исторические места и т.п. Для них сегодня «храмами для паломничества» являются различные торговые города, молы, идеалами становятся миллиардеры и т.д. [7]. В таких условиях проявить интерес молодежи к истории, сформировать историческое сознание является весьма сложной задачей. Поэтому реформы в области образования и исторической науки должны носить продуманный, системный, целенаправленный и последовательный характер, они не должны принести издержки именно в те науки и дисциплины которые, прежде всего, направлены на формирование исторического сознания народа. Всем известно, что именно преподавание истории в средней и высшей школе является формирующим элементом воспитания молодежи, дающим основы научного мировоззрения. Поэтому среди множества проблем стоящих перед историками, историческое образование в нашей стране должна оставаться первостепенной задачей.
Если в школе на уроках истории процесс формирования исторической памяти должен отличаться системностью, целенаправленностью и последовательностью, то это не означает, что систематическая и целенаправленная деятельность по формированию исторической памяти не должна продолжаться вузе, где у студентов важно развивать способность хранить и осмысливать примеры государствообразующего характера. Конечно же, центральное место здесь принадлежит курсу История Казахстана, а также различными дополнительными курсами с исторической проблематикой. Вузовский курс истории Казахстана в нашей стране с 2016 года заменен на современную историю Казахстана, это при том, что до этого не была в полной мере решена проблема формирования исторической памяти у молодого поколения, а с изменением курса, нужно заново пересмотреть вузовские учебники, изучить слабо-разработанные темы и т.д.
Несмотря на множество исторических исследовании, появившихся за последние десятилетия, сегодня существуют немало проблем именно в преподавании истории в учебных заведениях. Сама историческая наука находится в стадии раскрытия многих проблем. А это новые факты, новые даты, имена, новые подходы. На наш взгляд существуют ряд задач, от решения которых будет зависеть положение не только самой исторической науки, но и формирование государственного патриотизма в стране.
Если обратить внимание, то обнаруживается, что сейчас в национальной историографии нет исследовании по истории исторического образования, истории создания учебников и их воздействия на процесс преподавания. Что представляют собой современные учебники для средних и высших учебных заведении? Какова система исторического образования? Какие основные этапы она прошла, и куда движется? Вот та область, которая совершенно не изучена историками, особенно работающими в вузах. Нужно отметить, что это не было сделано и в советский период историографии. А ввод нового курса Современная история Казахстана, прошел без подготовки вузовского учебника, а учебный процесс идет, да и с появлением такого учебника, вряд ли она будет способна окончательно сформировать историческое сознание у молодежи. Зачастую историческое сознание молодежи формировалась вокруг изучения нескольких исторических событии, как например история антиколониального движения и т.п. Плачевным будет тот факт, если вся историческая идентичность современного Казахстана будет держаться лишь на одном историческом факте. Возникает вопрос, какое историческое событие в современной истории может, послужит центральной, на основе которой будет формироваться историческое сознание молодежи??? Что мы видим сегодня? После принятия программы «Народ в потоке истории» за последнее время появились множество суждении и публикации как должна преподаваться история, и нет единого мнения. И это делается тогда, когда практически заново переписывается национальная история.
Второе, необходимо пересмотреть преподавание истории в организациях образования, в особенности высшего, где следует детально рассмотреть вопрос об эффективности изучения курса История современного Казахстана, которая была введена вместо Истории Казахстана.
В качестве предложения, предлагаем рассмотреть вопрос о выработке единой системы в виде образовательного модуля, в которую помимо курса история Казахстана, должны входить дисциплины исторического направления («Краеведение», «Современная государственная история Казахстана (с 1990 гг.)»). В целом проблема формирования исторической памяти в Казахстане, в частности у молодежи, является сложным и многогранным процессом. Историческое образование, представленное в образовательных учреждениях и средствах массовой информации, будет всегда оставаться главным механизмом формирования исторической памяти. Историческое сознание всегда являлось, и будет оставаться духовной основой государственности Казахстана. Можно с уверенностью утверждать, что формирование исторического сознания является делом государственного значения, поэтому оно не может решаться без активного участия государственных институтов.
Список литературы:
- 1.Жуков Е.М. Очерки методологии истории. — М.: Наука, 1980. — 245 с.
- 2.Барг М.А. О роли человеческой субъективности в истории // История СССР. — 1989. — № 3. — С. 115– 131.
- 3.Могильницкий Введение в методологию истории. М.: Высшая школа, 1989. — 175 с., 4.Люсьен Февр. Бои за историю. Москва, 1991. с: 627.,
- 5.Бродель Ф. Чтотакое Франция; Бродель Ф. Динамикакапитализма// Хрестоматия нового обществоведения. М.: Научный эксперт, 2014. – 760 с.
- 6.Бекмаханов Е.Б., 1947. Историческая наука в Казахстане за 30 лет. В трудах третьей сессии АН КазССР: Алма-Ата. с: 3-15.
- 7.Бауман Зигмунт. Идет ли богатство немногих на пользу всем прочим. – М.: издательство института Гайдара, 2015. – 162 с.