Личное столкновение писателя со сталинизмом привело его к осмыслению сути фашизма, к размышлению о судьбах Европы и о силе человеческого духа перед натиском физического и духовного насилия.
Чем крупнее талант, тем менее способен он работать по заданию. Об этом безвременье Юрий Осипович пишет так: «Время, в которое мы жили, было трудное, отношения между людьми сложные, а сами люди… Да нет! Мне трудно, прямо-таки невозможно говорить о людях этой поры – я ведь тоже был одним из них. Во всяком случае, это были совсем не те люди, которые сегодня окружают вас, мои читатели. Очень, очень многое мы должны были тогда вынести на своих плечах» [1, с.59].
Казахстан в 30-е и 40-е годы, был местом, куда «направлялись» люди со всех концов страны, люди редкостные, высоко талантливые, деятели науки и культуры. Так называемые «органы защиты диктатурыпролетариата»охотилисьзанимииимподобнымилюдьми,которыеимелиоблагораживающее влияние на общественную среду.
В этой среде по-настоящему и вызревал писательский талант Юрия Осиповича Домбровского. Образ времени, когда весь народ оставался заложником собственного государства, это положение усугублялось еще и угрозой войны. «Война, то есть угроза ее, вспоминает Юрий Осипович, ее неизбежность ощущалась нами почти физически. Она нависала, давила. Ползла на нас из всех углов – и с Дальнего Востока, и с ближнего Запада. Не было такого номера газеты, в которой бы не писалось о войне. Политическая картина мира была так угрожающе ясна, что опытные международники угадывали будущее безошибочно» [1, с.59] .
Писатель Ю.Домбровский с клеймом политически неблагонадежного был уязвим. «Ловцы человеческих душ» не оставили его в покое. Он давно находился у них «под колпаком». На этот раз они ему «шьют дело» уже об антисоветской группировке.
В 1943 году Юрий Домбровский возвращается в столицу республики. Его встретила АлмаАта, полная эвакуированных, ссыльных, раненых и голодных. Домбровского «выкинули из лагеря как доходягу, который не мог работать, а, стало быть, являлся обузой» [2]. Но истощенный, больной, наполовину парализованный, Домбровский духовно не был сломлен. Он, выйдя из лагеря, яростно принимается за творчество. Плодом напряженных работ тех лет станет роман «Обезьяна приходит за своим черепом», который писатель посвящает Любови Ильиничне Крупниковой. Домбровский был собратом ее мужа в лагере. Она работала в университетской библиотеке и терпеливо ухаживала за ним, делилась хлебом: Юрий Осипович временами не мог ходить.
Идея создания образа «Обезьяны», как знака своего Времени, как знака Беды будет мучительно вынашиваться писателем многие годы на Колыме. Ее «ледяные университеты» и война с фашизмом, весть, о которой застанет его там, на краю Земли, только усилили его душевные страдания.
Примечательным и довольно редким фактом в литературе о войне является то, что во время войны о ней пишут не только те, кто был на поле брани, но и те, кому быть на фронте не было суждено. Связанные с процессом осознания крупные эпохальные военные события получают свое отражение в произведениях писателей спустя достаточно длительное время.
Но Юрий Домбровский, считавший самой большой обидой судьбы то, что во время войны с гитлеровцами фронт оказался для него недоступным, параллельно годам беды и героизма создает книгу о противостоянии людей фашизму. Данный факт в литературе явление нераспространенное [3]. Это произошло и стало возможным тогда, когда блестящий ум и изнурительная работа мысли, затрагивающие в разной степени серьезные проблемы, требующие глубокого, тщательного размышления о мировых событиях, касающихся фашистской Германии, позволили ему, не прерывая напряженного, обостренного восприятия гибнущего Мира, суметь мобилизовать накопленный колоссальный запас знаний (он был гуманитарием-энциклопедистом, профессионально подготовленным как философ, историк, историк литературы, искусствовед, правовед) и, найдя свои средства, своих героев, свое поле, художественно осмыслить исторические реалии действительности. Подобная «синхронность» обеспечивалась еще и тем, что писатель Домбровский был свободен в устроении своего собственного языка и духовного мира.
Работа в центральном историко-краеведческом музее в бывшем кафедральном соборе, связанные с ней впечатления, несомненно, способствовали формированию оригинального историко-философского представления автора об истории развития общества.
Символический образ низколобой, тупой и упорной обезьяны, в одном случае с каменным топором в руке, в другом – с дубиной примет в его творчестве, в знаковом ряду одно из центральных мест. Обезьяна, как стадия, как временный промежуток в истории, как этап, на котором все еще находилась сталинская эпоха. Маленькая, бескостная, лиловая и очень страшная ладонь, которую вознесла над толпой юркая мартышка, была поистине судьбой и роком. И несла она только смерть и разрушения [4].
Обезьяний оскал и зажатая в его руках дубина, выломанная в лесу, кривая и грубая коряга с торчащими в разные стороны корнями и содранной корой, были как бы напоминанием о том, что сейчас по всей Европе началось (идет) «триумфальное обезьянье шествие».
В романе представлена скульптура свирепого существа на мраморном пьедестале в саду, которая является напоминанием того, что все еще остается угроза появления фашизма, ибо не утихают в кабинетной тиши суждения ученых-антропологов об уничтожении «низших рас» «высшими».
Появление самой идеи насилия и ее перерастание и использование в политической борьбе это тот выявляемый автором процесс, который служит своеобразным предостережением обезьяна снова может вернуться за своим или нашим черепом. А синантроп уже давно перешагнул границу Германии и теперь спешно доглатывал остатки Европы. Но он является к нам не с дубинкой, как подобает синантропу, а во всеоружии техники уничтожения.
Человек, если его можно так назвать, память которого не отягощена знаниями, выработанными человечеством на протяжении столетий, со спокойной совестью может совершать насилие, и при этом не страшится никого, ибо он не несет ответственности перед ними. Этой безответственности действительно покоряется все.
В романе «Обезьяна приходит за своим черепом» автор занят поиском предтечей, историей возникновения и распространения фашизма. Подвергая художественному осмыслению кризисные явления современной эпохи, писатель затрагивает проблемы, которые касаются истории развития человечества и которые приводят к мысли о том, что разрушение созданного высокой человеческой мыслью на протяжении многих тысячелетий совершает все-таки разумный человек. Что же тогда такое мозг человека? «Сила, переделывающая мир и укрощающая космос», «самый благородный металл вселенной», или это всего лишь «трясучая, киселеобразная слякоть, кое-как разлитая по черепам»? Подобными натуралистическими акцентами переполнен практически весь роман.
Известно, что именно в годы войны писался роман «Обезьяна приходит за своим черепом» и, по словам автора, был завершен 14 октября 1946 г. Однако вновь сгустились тучи над писателем. 16 марта 1949 г. в «Казахстанской правде» была опубликована статья «Буржуазные космополиты на университетской кафедре». 20 марта в той же газете появилась разгромная статья, где «в числе тех безродных космополитов, предателей и изменников» упоминается и Ю.Домбровский [5; 6, с. 55; 7, с. 3; 8].
Ровно через десять дней после публикации злополучной статьи Юрий Осипович был арестован уже в четвертый раз. «Не арестовать Домбровского не могли, свидетельствует известный литературовед А.Жовтис, он, конечно, раздражал«дорогие органы» самимфактомсвоего независимого от «общепринятых норм и руководящих циркуляров существования», решительно не вписываясь в систему всеобщего «единомыслия», приспособленчества и страха. И не то, что он бравировал своей независимостью или все разговоры, которые в незабвенную сталинскую эпоху расценивались как антисоветские. Нет, Домбровский просто не соотносил свой взгляд на мир, с тем, что считалось в нем истиной. А этого было достаточно!… [9, с. 614].
Было принято секретное постановление о направлении обвиняемого в особый лагерь, в котором указывается: «Отбывая наказание в лагерях, он вел антисоветскую агитацию среди заключенных. Помимо этого, дважды арестовывался в лагере: первый раз по подозрению в ограблении склада, второй раз по подозрению в организации побега. Освободившись из под стражи в 1943 году, он до дня ареста по настоящему делу систематически вел антисоветскую агитацию, высказывал клеветнические измышления по адресу вождя партии.
Учитывая, что Домбровский является опасным преступником, ПОСТАНОВИЛ:
Домбровского Юрия Осиповича после осуждения для отбытия срока наказания отправить в особый лагерь МВД СССР».
И внизу: «Следователь следчасти НКВД Каз.ССР мл. .лейтенант Государственной безопасности»… [8, с. 20].
В то время звание младшего лейтенанта НКВД приравнивалось к капитану или майору общевойсковой армии. Писатель был осужден особым Совещанием по ст.58-10. Ч.1 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы в ИТЛ.
29 марта 1949 г. у Юрия Осиповича был произведен обыск и составлен протокол. В нем отмечается: «Согласно ордера задержан гр. Домбровский Юрий Осипович 1909 г.р. Взято для доставления в Народный комиссариат Государственной Безопасности следующее:
- Паспорт №681670
- Трудовая книжка
- Чл.билет №5054
- Разные справки
- Личная переписка на 50 листах
- Стихи на 13 листах (напис. Домбровским)
- Повесть «Смуглая леди» на 94 л.
- Роман «Обезьяна приходит за своим черепом» в переплете на 213 стр. – Ч.1.
- Роман «Обезьяна приходит за своим черепом» в 3-х частях на 520 листах.
- Разные записки, отпечатанные на машинке на 700 листах.
- Черновые записки Домбровского на 150 листах» [8, с. 23].
Но в том же следственном деле № 417 по обвинению Домбровского Ю.О. имеется постановление о сдаче на хранение материалов за 3 июня 1949 г. с некоторыми количественными изменениями: «У обвиняемого Домбровского при обыске были изъяты:
- Трудовая книжка
- Чл.билет №5054 Союза писателей.
- Разные справки 4 штуки
- Личная переписка на 38 листах.
- Рукопись повести «Смуглая леди» на 93 л.
- Рукопись романа «Обезьяна приходит за своим черепом» в 3-х частях 510 листов и отдельно 2 части.
- Разные записки, отпечатанные на машинке на 700 листах.
- Черновые записки Домбровского на 142 листах» [8, с. 23].
Учитывая, что указанные документы отношения к делу не имеют, родственников, которым можно было бы их передать на хранение, у обвиняемого нет, поэтому, -
Постановил:
Перечисленные в первой части настоящего постановления рукописи и документы сдать на хранение в отдел “А” МГБ КазССР».
А внизу приписка писателя: «Со сдачей на хранение согласен» и его личная подпись.
В этих же архивных документах мы находим написанные рукой самого писателя расписку:
«Мною, Юрием Осиповичем Домбровским, получены Личные документы как – то:
- Трудовая книжка
- Членский билет Союза писателей
- Выписка из протокола заседания
- Справка о работе
- Справка РОНО
- Справка об оборудовании, также рукопись на 1220 листах+150».
- Завершает расписку Юрий Осипович следующим:
«Получил сполна».
И личная подпись.
Что именно было возвращено писателю из рукописей, неизвестно. Но известно то, что при простом арифметическом подсчете писателю, действительно получившему сполна от сатрапов Сталина, вернули не всё [8].
Эти документы привлекли наше особое внимание тем, что существует версия, в различных вариантах, версия, по которой книга «была отобрана» у автора при обыске. И что потом, уже после освобождения Домбровского, рукопись, по словам Юрия Осиповича, возвратил сотрудник органов государственной безопасности, которому в свое время было поручено уничтожить ее [4; 9, с. 616].
Где бы ни находился писатель, что бы он ни делал – и в большом, и в малом он оставался самим собой. Известный журналист А. Лесс передает слова Юрия Домбровского о том, что во время последнего ареста криминальной стала и рукопись романа. Писателя обвинили в том, что он зашифровал иностранными именами тех работников органов государственной безопасности, с которыми он сталкивался во время своего первого ареста [10].
Драматичны судьба Юрия Домбровского и судьба его романа «Обезьяна приходит за своим черепом». Они оба были арестованы, и каждый из них получил свой срок и книга, и ее автор.
Пока роман так долго шел к своему читателю, страна пережила тяжелейшие периоды в своем развитии, когда в ней одновременно господствовал тоталитаризм, порою с коричневым оттенком. За эти годы возвращенный писателю роман был доработан. Постигая духовный контекст Времени, Юрий Домбровский вносит дополнения, которые явились отражением его взглядов в новой исторической ситуации [11].
Опальная книга, судьба которой послужила еще одним подтверждением булгаковского афоризма о негорящих рукописях, писавшаяся и шедшая к публикации 16 лет, издана была только в 1959 году.
Список литературы:
- Домбровский Ю. Деревянный дом на улице Гоголя // Простор.-1973.-№11.-С.56-69.
- Никонов Н. Об ответственности предупрежден // Учительская газета.-06.02.1989.
- Домбровский Ю. “И я бы мог…”. Записки и размышления писателя // Новый мир. №12.-С. 205-216.
- Косенко П. О романе и его авторе // Юрий Домбровский. Обезьяна приходит за своим черепом. – АлмаАта: Казахстан, 1991. – 400 с.
- Домбровский Ю. Обезьяна приходит за своим черепом. М.: Сов. писатель, 1959.-415 с.
- Каратаев М. Подумаем об улучшении подстрочника. (Критика) // Простор, 1967. № 7.
- Буржуазные космополиты на университетской кафедре // Казахстанская правда, 16.03.1949.
- Архив комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Дело № 417 по обвинению Домбровского Юрия Осиповича (1949 г.). Т.1.
- Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей: Роман. Очерки и статьи. Алма-Ата: Жазушы. -1989.-640 с.
- Лесс А. Рукопись находит автора // Непрочитанные страницы. М.: Сов.писатель, 1966.-С.204-209.
- Добренко Е.А. Фундаментальный лексикон. Литература позднего сталинизма // Новый мир.-1990.-№2. С. 237-250.