Характерной чертой советского периода жизни Казахстана является то, что культурные события невозможно осмыслить и понять в отрыве от событий политических.
Октябрьская революция 1917 г. обнажила сложную мозаику уникального многонационального социума Российской империи. В тюркскую семью России входило 39 народов, из которых к крупным причислялись казахи, татары, чуваши. В общей сложности к тюркской семье относились 9,7 миллиона человек (9,7% населения России).
Культурная отсталость России и ее окраин была специфическим, может быть, несколько усиленным отражением многоукладности ее экономической и социальной структуры, большого удельного веса в ней отсталых хозяйственно-экономических типов, при которых современные знания массам, используя выражение В.И. Ленина, «были не только недоступны, но и не нужны». П о с л е революции в России были представлены все стадии культурного развития: от кочевника до европейски цивилизованного народа.
Сосредоточение большевиками в руках государства руководства всеми отраслями культурнодуховной жизни положило начало разрушению существовавшей ранее реальной культурной автономии многочисленных народов России [1,с.67-72]. В соответствии с теорией научного социализма и программными положениями большевиками были ликвидированы местные управления, волостные земские управы, институт волостных и аульных старшин, суды биев [2,с.50].На местах создавались аульные, кишлачные и сельские крестьянские Советы.
О том, что Советы явились орудием в руках большевиков в борьбе за претворение их идей, свидетельствуют документы Советского правительства. В частности, в письме Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР «Ко всем Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» особо подчеркивалось, что прежние органы должны быть заменены Советами и что последние «должны подчинить себе учреждения как административного, так и хозяйственного, финансового и культурно-просветительного значения» [3,с.208].
Итак, будучи полноправными органами, Советы и их съезды решали все хозяйственно-административные, политические и культурные вопросы.
Свои задачи Советы решали через комиссариаты или отделы (в разных регионах назывались по-разному), которые создавались по важнейшим отраслям управления.
Вопросами культурного строительства ведали, главным образом, отделы народного образования. Главными задачами отдела народного образования были: поднятие культурного уровня народа, расширение сети школ, ликвидация неграмотности, культурно-просветительная работа среди населения, создание печати и т.д.
Процесс создания отделов народного образования охватил весь край. Так, например, 22 марта 1918 года на заседании Семипалатинского областного Совета было принято решение о создании отдела народного образования, заведующим отделом избран А.Молостов. Данному отделу подчинялись все начальные училища в городах и уездах области, при нем была создана секция по внешкольному образованию с культурно-просветительными задачами. Отдел принял в свое ведение подотдел Западно-Сибирского географического общества.
Далее, в апреле 1918 года в Усть-Каменогорске при уездном Совете депутатов был организован отдел народного образования во главе с В.А.Куратовым.
Так же в начале 1918 года при Акмолинском уездном ревкоме была учреждена секция народного образования, которую возглавил видный деятель казахской культуры С.Сейфуллин. Сакен Сейфуллин активно занимался открытием школ для коренного населения, подбором и расстановкой учительских кадров при своем уезде [4,с.5].
Создание органов государственного строительства проходило, разумеется, под бдительным руководством большевиков. Ими была провозглашена «культурная революция». И естественно, вся их деятельность была проникнута идеей этой революции. Учение о «культурной революции», как целой полосе общественного развития, разработанная В.И.Лениным, подразумевала революционный процесс духовного преобразования, создание социалистической системы народного образования и просвещения, создание социалистической литературы и искусства, утверждение атеистического мировоззрения и т.д. [5,с.597].
Большевики хотели оградить Казахский край и другие регионы от «инакомыслия», пропагандируя через средства массовой информации только свои идеи. По краю прошла «чистка» средств массовой информации. Так, в Петропавловске была закрыта газета «Степная речь», признанная реакционной. Типография была передана для печатания газеты «Известия Петропавловского Совета». В Павлодарском уезде ликвидирована как правоэсеровская «Свободная степь» и стала выпускаться газета «Объединение» орган Совета. Погас «Семипалатинский день» за пропаганду свержения Советской власти. В феврале 1918 году вышла газета «Известие Семипалатинского Совета Рабочих и Солдатских депутатов», позднее получившая название «Трудовое знамя».
Большинство этих газет выходило со специальными приложениями или разделами на казахском языке, а позже в областных и некоторых уездных центрах стали выпускаться газеты на казахском языке:«Тіршілік» («Труд») в Акмолинске, «Уран» («Лозунг») в Урде; «Бірлік Туы» («Знамя объединения») в Ташкенте; «Комек» («Помощь») в Верном и др. [6,с.486-487].
Ввиду того, что на территории Казахстана не было органа, который занимался бы вопросами культурного строительства всего края, совершенствование народного образования носило разрозненный характер.
И именно Казревком стал тем промежуточным (переходным) органом, который отвечал интересам военного времени. Политико-правовой статус Казахского революционного комитета был определен Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 июля 1919 года. В нем говорилось, что революционный комитет учреждается как «высшее военно-гражданское управление краем» [7,с.102].
В сентябре 1919 года в Оренбурге сформировался отдел народного просвещения, который ведал организацией и руководством школьного, дошкольного, внешкольного, профессионально-технического образования и просвещения в Киргизском (Казахском) крае.
В отделе насчитывалось 19 служащих. К концу 1919 года в нем было две секции (русская и казахская) и подотделы: единой трудовой школы; внешкольного, дошкольного, школьного образования и снабжения. При отделе функционировала Ученая комиссия.
Во исполнение политики большевиков необходимо было централизовать систему народного образования, создать соответствующие органы в области культуры и науки. В этих целях отдел народного образования Кирвоенревкома разослал циркуляры по всем уездам. В них говорилось, что «для общего упорядочения дела образования и проведения в жизнь школьной реформы» предлагается в срочном порядке приступить к раздроблению уезда на районы, поставив во главе каждого района отдел народного образования».
Школьный подотдел народного образования Казревкома руководил работой по организации школьного строительства, занимался также вопросами подготовки учителей и инструкторов, краткосрочных курсов по изучению задач и методов новой трудовой школы для специалистов, получивших образование в дореволюционных педагогических учебных заведениях. Школьный подотдел осуществлял работу по ликвидации неграмотности населения края, намечалось это сделать в течение трех лет. Что, в свою очередь, говорит о форсированных методах в решении задач ликвидации неграмотности без учета особенностей края, объективных условий политического и культурного развития Казахстана, состояния материальной базы и т.д.
Внешкольный подотдел отдела народного образования Казревкома руководил открытием библиотек, изб-читален, школ для взрослых и народных театров.
Научный подотдел занимался исследованием Казахстана в экономическом, историческом и культурном отношениях.
По всей структуре отдел народного образования Казревкома напоминал Народный Комиссариат по просвещению Федеративной республики. А, начиная с августа 1920 года, стал именовать себя как народный комиссариат просвещения.
В октябре 1920 года на Всекиргизском (Всеказахском) Учредительном съезде Советов был образован Народный Комиссариат просвещения КазССР. А отдел народного образования Военревкома был ликвидирован, как орган, который выполнил свои задачи.
Наркомпрос приступил к своей деятельности, развернув сеть своих отделов по всей республике так начался новый этап руководства культурным строительством в советский период.
Таким образом, практика культурного строительства в Казахстане требовала интенсивного поиска форм его организации, где-то и творческого эксперимента, поддержки многих начинаний для обеспечения успеха в этом строительстве.
Следует подчеркнуть, что государственный аппарат по управлению сферой культуры наряду с централизацией руководства системами хранения, распределения и трансляции продуктов главным образом русской культуры практически сразу вынужден был стать на путь создания инонациональных структур и тем самым перевел в практическую плоскость необходимость уточнения роли и значения национальных культур в модернизаторских планах партии. Созданные отделы начали структурировать ту национально-культурную базу, которой располагало российское общество.
Из содержания декретов очевидно стремление к централизации властных функций и концентрации их содержательной базы. Укажем на сосредоточение в ведении Наркомпроса РСФСР уже к осени 1918г. всей школьной сети, в том числе частных, конфессиональных и иных школ. В 1920г. произошла централизация библиотечного дела, театров, музеев, кинематографа и прочих средств культуры.
Началась эпоха осуществления культурной революции, главной целью которой было создание условий для реализации мобилизационной стратегии, условий для «догоняющего» развития Казахстана. На первый план выходят вопросы развития народного образования и повышения культуры трудящегося населения.
Несомненно, что в эти годы централизованное управление, руководство культурным строительством выступало как объективная потребность развития. Но наряду с этим очень часто без всякого учета специфики и сложности воспитательного процесса, его особенностей в национальных республиках сюда механически переносились методы управления из других сфер общественной жизни, утверждался командный стиль руководства.
Таким образом, культурные последствия революции 1917г. парадоксально сочетали в себе живучесть российских имперских традиций и новую попытку модернизации страны. Государственная политика в течение последующих 70 лет определялась становлением, развитием, а затем кризисом нового авторитарного государства с директивно управляемой экономикой и жестким контролем над всеми сферами общественной жизни, в том числе и культурой.
На торжественном заседании Всемирного курултая казахов Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев говорил о том, что существуют разноречивые мнения по поводу того, что существенно дал ХХ век казахскому народу. Официальная пропаганда в течение семидесяти лет неустанно внушала, что советская власть исключительно одаривала казахов своими несметными благодеяниями. История во многом опровергает эти утверждения. «Однако мы не можем сводить на нет историю казахов с 1917 года. Не говоря уже о другом, разве позволительно нам отрицать очевидный факт, что именно в первые годы советской власти мы получили возможность образовать республику на нашей исконной территории, которой в прошлые века грозила опасность быть разделенной, растащенной по трем регионам, восстановить ее целостность, официально определить и закрепить ее границы и таким образом заложить правовую основу независимого государства? Я считаю неправильным огульно отрицать все прошлое, представлять в сплошном черном цвете все добрые деяния наших отцов и дедов. Как бы там ни было, все это наша история»[8,с.69].Даже с позиций сегодняшнего дня успехи Казахстана в культурном просвещении, культурном строительстве тех лет неоспоримы.
Список литературы:
- Таукибаева Ш. Первые органы государственного руководства советским культурным строительством в Казахстане (1917-1920гг.)// Поиск.-1997.-№3.-С.67-72..
- Козыбаев И.М. Историография Казахстана: уроки истории: Монограф. /И.М.Козыбаев, М.К.Козыбаев; Рауан.-Алма-Ата,1990.-С.50.
- Зиманов С.З. Казахский отдел народного комиссариата по делам национальностей РСФСР: Монограф./С.З.Зиманов, С.О.Даулетова, М.Ш.Исмагулов ;Наука.-Алма-Ата,1975.-С.208.
- Сейфуллин С. Тернистый путь/С.Сейфуллин.-Алма-Ата,1975.-С.5. 5. БСЭ (в 30 томах).Т.13.Москва.1973.С.597.
- Елеуов Т. Установление и упрочение Советской власти в Казахстане. (Март 1917– июнь 1918): Монограф./Т.Елеуов;Академия Наук Казахской ССР,Институт истории, археологии и этнографии им.Ч.Ч.Валиханова.Алма-Ата,1961.-С.486-487.
- Советы и ревкомы (окт.1917-20 гг.)//Док. и мат.-Алма-Ата.-1971.-С.102.
- Назарбаев Н.А. Пять лет независимости:/Н.А.Назарбаев.–Алматы.-1996г.-С.69.