Из глубины веков: история и значение наград

Двадцать пять лет назад Казахстан создал свою государственность. Как для нового субъекта международных отношений обретение государственных наград имеет важное национально-историческое значение. Награда, как своеобразная летопись эпохи, в ней находят отражение исторические события, экономическая жизнь страны, развитие науки и культуры. Награды существуют столько же, сколько существует человечество. Известный факт, что наградные знаки древнее одежды. У первобытных людей существовали награды в виде нательных татуировок, рассказывавших о подвигах воина. [5, с. 83].

Фалеристика (от латинского «falerae») – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая носимые на виду знаки отличия, которые вручаются согласно определенным правилам за выдающиеся заслуги отдельным лицам или коллективам [6, с. 93]. Фалеристика имеет свой объект исследования и помогает нам изучить исторический источник, в данном случае награды, дает максимум информации об их происхождении. В эллинистических армиях, а затем в Древнем Риме они служили воинскими знаками отличия, наградами для воинов, центурий, манипул и легионов.

Термин «фалеристика» появился в 1937 г. в Чехословакии. Своим появлением фалеристика обязана коллекционеру и исследователю наград Олдржиху Пильцу. Однако начавшаяся вскоре оккупация Чехословакии гитлеровскими войсками, а затем и вторая мировая война не позволили утвердиться этому термину в научно-исторической лексике. Сам О.Пильц погиб в 1945г. Распространение этого термина происходит уже после окончания войны в 1950—1960 годы и связано с рядом зарубежных специальных изданий, например, с «Орденоведением», издаваемом Научным институтом орденоведения в Западном Берлине под руководством Курта Клейтмана, с французским «Европейским журналом для коллекционеров орденов и знаков отличия». Для его утверждения много сделали в 1960—1970 годы чешские исследователи наград Вацлав Мержичка, научный сотрудник Музея армии в Праге доктор Збышек Свобода, руководитель фалеристической студии в г. Пльзень Зденек Михаил. В советской печати слово «фалеристика» появилось в 1965 г. в статье известного коллекционера и исследователя Р. Шейна «Фалеристика – сестра нумизматики» [3, с. 150].

С древнейших времен люди старались как-то выделить и отличить героя. Награды за службу существовали всегда и везде, и форма их была разнообразной. Но многообразие знаков отличия сложилось гораздо позднее, а на первых порах, когда общество представляло род, семью или племя, разнообразия наград за заслуги на различных родах деятельности еще не было. Но уже тогда орлиные перья, ожерелья из зубов хищников, отливающие перламутром раковины, поднятые с морского дна, были не только украшением, но и свидетельством мужества их владельца, его храбрости и ловкости [5, с. 85].

Награды издавна служили формой поощрения и свидетельствовали о признании заслуг отдельного человека и целой группы людей. Таким образом, традиция награждения восходит к раннему периоду истории, еще до образования государств, периоду развития человеческой цивилизации.

Впоследствии, например, в Древнем Египте, устраивались специальные церемонии, на которых чествовали победителей. Фараон стал одаривать золотом храбрецов, отличившихся во время освободительных войн и завоевания Сирии. После чего обычай этот укоренился и почетные награды стали получать и штатские лица. Иногда вознаграждение вручали одному человеку, но чаще во дворце собирали многих удостоенных милости фараона. Когда они выходили из дома, облачившись в лучшие одежды, и усаживались в колесницу, все слуги и соседи выстраивались рядом, чтобы приветствовать счастливцев. Во дворце фараона их ждали награды и подарки, а особо отличившимся фараон сам сообщал о повышении в должности и затем бросал с балкона золотые чаши и ожерелья. Военачальники подхватывали налету эти драгоценные подарки, и вешали на шею награжденному иногда по три-четыре ожерелья сразу [3, с. 152].

В древнем Риме фалерой называлась нагрудная бляха римского легионера, она была наградой за доблесть. На ней часто изображалась голова какого-либо божества, свидетельствовавшая о храбрости и отваге воина. А императоры Византии, со времен Константина Великого, устанавливали кавалерственные товарищества под покровительством Святого Георгия.

В трудах армянского историка М.Хоренаци (V в.) есть такая запись: «Арташес I, получив царскую власть, жалует также Аргуму, мужу храброму и знаменитому, обещанное второе место, а также венец, усыпанный яхонтами, пару серег для ушей, красную обувь, право есть золотой ложкой и вилкой и пить из золотых чаш. Такие же милости он оказывает и кормильцу своему Сумбату, кроме пары серег и красной обуви». Давно известно, что народы Закавказья почитали обувь священной. Согласно древним народным сказаниям, «нога и обувь» придавали человеку силу, ловкость и быстроту. Поэтому в форме ноги или сапога часто делали сосуды, украшения, подвески, подставки для светильников и этим предметам поклонялись. Из письменных источников известно, что обувь была символом могущества верховной власти, и если кто-то носил ту же обувь, что и сам царь, то его предавали смерти [5, с. 86]. Только царь мог преподнести в качестве награды часть своего царского одеяния или милостиво разрешить носить ее своему приближенному.

Таким образом, награды в древности были самыми разнообразными. Слово «орден» раньше имело совсем не то значение, какое мы вкладываем в него сегодня. Оно произошло от латинского слова «ordo», что означает «организация, отряд». В эпоху крестовых походов «орденами» назывались монашеские и рыцарские братства, члены которых соблюдали свой собственный устав, носили одинаковую одежду и особые, только им принадлежащие знаки-кресты, мечи, щиты разного цвета и формы. Ордены крестоносцев прославились благодаря своему вкладу в борьбу за Святую землю, а также благодаря своим аскетическим обетам бедности, покорности и чистоты.

Но после крестовых походов рыцарско-монашеские ордены утратили характер воинских братств и в большинстве своем превратились в благотворительные общины, посвятив себя работе на пользу больных и бедных. В странах Европы оказались и довольно многочисленные объединения, которые военное дело продолжали считать одним из видов своей деятельности. Рыцари-дворяне стали искать покровительства у европейских монархов и герцогов, отдавая на службу им свои меч [6, с. 95].

В Европе стали учреждаться ордены на светских началах и под покровительством государей, но для светских орденов и братств война никогда не была единственной и главной целью. Главой таких орденов становился властелин, который сам мог посвящать в его члены людей, имевших заслуги лично перед ним. Вступающие в такие ордены рыцари были обычными светскими людьми, после вступления в орден они продолжали вести привычную и вполне светскую жизнь. И подчинялись они не церковной, а светской власти.

У светских орденов были разные статуты и уставы, но непременным условием вступления в них было благородное происхождение. Высшие придворные ордены объединяли узкий круг избранных представителей знати, которых стали называть «кавалерами» того или иного ордена.

Цели, во имя которых создавались подобные союзы, были различными, но практически все они были благочестивыми и милосердными. Рыцари должны были быть храбрыми и смелыми, защищать веру Христову и церковь, покровительствовать вдовам и сиротам, сохранять верность и преданность своему сюзерену. Все ордены имели собственные уставы, в которых определялись обязанности членов ордена по отношению к представителям власти и друг к другу, а также регулировался прием в орден новых членов [2, c. 18].

Светские ордены обычно связывали свое создание с конкретными святыми и их культами и праздниками, например, орден Подвязки избрал своим покровителем Святого Георгия, у братства Ласточки небесным патроном считался Святой Иоанн Креститель, а у ордена Полумесяца – Святой Маврикий. Члены ордена носили орденские костюмы, которые стали раз-новидностью придворных парадных одежд: их шили из парчи и бархата, украшали золотым и серебряным шитьем и драгоценными камнями. Впоследствии произошло отделение от одежды орденских знаков, основным элементом которых становится уже не нашитый, а металлический крест определенной формы. Это был богато украшенный знак, который стали носить на ленте или на цепи. Потом появилась звезда, которая впоследствии тоже стала металлической. Так образовалось понятие «знаки ордена», которые включали в себя крест (собственно знак) и звезду. Вступавшее в орден лицо получало право носить знаки своего ордена [5, с. 87].

В дальнейшем орденские знаки отличия имели больше государственное значение, ими награждали за служение государству, и постепенно первоначальное значение «ордена», как рыцарской организации, ушло в прошлое. За «орденом» закрепляется единственное значение – награда от главы государства.

В эпоху Возрождения завоевали популярность настольные памятные медали, на которых изображался портрет того лица, которому они посвящались. Такие жалованные портреты стали знаком особой милости государей, и счастливцы вставляли их в драгоценные рамки и носили на шее. Кресты, ордена и медали являются яркими документами эпохи; это живой и образный язык исторических событий и людей, участвовавших в этих событиях. В России ордена могли получать только дворяне, офицеры, чиновники, иностранцы, купцы и «лица других званий, которые особенными заслугами сделаются достойными сей награды». С медалями дело обстояло проще, и в «Своде учреждений государственных» об этом говорилось, что крестьяне и другие лица бывшего податного сословия предоставляются к пожалованию медалями только в случае особенных заслуг.

О солдатах впервые подумал О. Кромвель, в 1650 году он распорядился наградить медалями за победу над роялистами при Дунбаре не только офицеров, но и рядовых. Медали были золотые, серебряные и медные и, возможно, уже тогда, по предположениям некоторых исследований, носились на лентах. Изображение для таких медалей О. Кромвель придумал сам: на лицевой стороне медали он повелел поместить портрет самого себя (в латах), а на обратной – заседание парламента. Но после восстановления в Англии монархии о награждении солдат медалями забыли надолго [3, с. 152].

В композиции европейских орденских знаков отличия не было ничего случайного, например, цвета эмали символизировали качества награжденного ими лица: золотой или пурпурный цвет означал величие, красный – мужество, зеленый – свободолюбие, черный – постоянство и т.д. В странах Востока действовали совсем другие символы, в частности, красный цвет орденского знака отображал цвет государственного знамени, а зеленый – мусульманскую добродетель. Металл, из которого делались награды зарубежных стран, тоже исполнен глубокой символики: золото олицетворяет величие и благородство, серебро – чистоту помыслов и поступков и т.д.

Новые виды коллекционирования появлялись всякий раз, как только начинала зарождаться новая сфера деятельности человека. Всякого рода коллекционирования связаны в первую очередь с историей и социальным или экономическим положением государства.

Около ста лет тому назад по знакам стали отличать представителей разных профессий: извозчиков, инженеров, а также определять партийную принадлежность или членство в каком-либо обществе, например, медицинском. Тогда в газете можно было встретить объявление об извозчике с бляхой номер 6224, и никто бы этому не удивился. А у всех офицеров Таврического полка на груди появились специальные серебряные знаки отличия [3, с. 156].

С древних времен по настоящее время знаки являются сувенирами, юбилейными наградами, отличительными чертами выпускников учебных заведений. Сейчас как и раньше спортсмены получают ордена, медали, кубки за победу или участие в самых различных соревнованиях. О значении награды можно сказать словами древнегреческого оратора Эсхина: «Ежели награды раздавать вы будете лишь немногим, лишь достойным и лишь по правилам, то состязателей в доблести у вас окажется множество, если же вы станете их жаловать каждому желающему и по договоренности с ним, то и у честных людей развратится нрав».

 

Список использованной литературы:

  1. Шейн, Р.В. Фалеристика – сестра нумизматики / Р.В. Шейн //Декоративное искусство СССР. – 1965. – № 8. – С.48.
  2. Бурков, В.Г. Фалеристика: Учеб. пособие / В.Г. Бурков. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. – С. 16 – 32.
  3. Вспомогательные исторические дисциплины: учебно-методическое пособие по направлению подготовки 072300.6 Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад. Культуры и искусств, 2013. 311с.
  4. Бурков В.Г. Историографические аспекты отечественных фалеронимов и фалеристики (17101993 гг.) Автореферат, Москва, 1995 г, 33 с.
  5. Государственные награды Казахстана: история и идеология. Астана: Акимат города Астана, 2011 г. 160 с.
  6. Корсак А.И. Вспомогательные исторические дисциплины: учебно методический комплекс для студентов исторических специальностей 1-21 03 01 «История» Новополоцк, 2010. 212 с.
Журнал: Без журнала
Год: 2016
Город: Астана
Категория: История
loading...