В эпоху раннего средневековья территория Центрального Казахстана входила в состав Западнотюркского каганата. Об этом нет сведений в письменных источниках, но учитывая завоевательные походы древних тюрков, и их стремление контролировать трассы Великого Шелкового пути, логично предположить, что степные регионы также привлекали их внимание. Тем более что Степь была вовлечена в систему торговых отношений. Через степные торговые трассы в южные города поступали пушнина, воск, мед, кожа и предметы вооружения.
Немаловажным фактором объединения в рамках единого государства было то, что обширная территория Центрального Казахстана была населена племенами, родственными тюркам по языку. Об этом пишет Ю.А. Зуев в академическом издании истории Казахстана: «К V в. на огромной территории от Северной Монголии до низовьев Амударьи сплошной полосой расселялись племена с общим наименованием теле (тирек)» [1, с. 321]. Этот факт свидетельствует об автохтонности и преобладании теле в Центральной Азии в предтюркское время.
Теле – это мощная конфедерация тюркоязычных племен (включает до 14 наименований племен. В рунических текстах они названы – токуз-огузы). Из среды теле вышли уйгуры, сеяньто, кипчаки, огузы. Наиболее крупные племена конфедерации теле создали свои собственные государства: каганат Сеяньто (630646 гг.), Уйгурский каганат (745-840 гг.). Теле наряду с кыргызами и тюрками Ашина являлись основными тюркоязычными племенами, определявшими ход исторических событий в эпоху Тюркских каганатов.
История конфедерации теле имеет непосредственное отношение к территории Центрального Казахстана, т.к. в средние века именно телесские племена кипчаков и огузов, были основным населением степной полосы Казахстана. Их пребывание в конце VIII-IX вв. в степях Казахстана засвидетельствовано арабо-персоязычными источниками (Ибн Хордадбех). Какова этнокультурная принадлежность населения, обитавшего здесь в V-VII вв. Были ли кипчаки, огузы автохтонным населением или, как считает историческая наука, это племена, пришедшие на территорию Казахстана из глубин Центральной Азии?
В своей статье мы остановимся только на новых данных, расширяющих позиции автохтонной теории происхождения тюркоязычных этносов. Речь пойдет о конфедерации теле и о пребывании предков теле в степях Казахстана еще с раннего железного века.
В исследовании степных средневековых древностей сопоставляются различные виды источников: лингвистические, исторические, археологические и ведется осмысление их с позиций современных знаний.
По мнению лингвистов, теле – это позднее, средневековое наименование общности, которое через переходные формы чиди и дили восходит к известному в археологии этнониму динлин [2, с.13]. Динлины сыграли большую роль в истории Центральной Азии.
Изучение динлинской проблемы началось еще в конце XIX в. с анализа сведений о существовании «белокурой расы» в Азии [3]. Сведения о них были взяты из китайских исторических хроник. В дальнейшем по китайским источникам было установлено, что «белокурая раса» или европеоидный этнос – это динлины, обитавшие в Центральной Азии севернее хуннов [4, с. 50; 5, с. 87-88]. Динлины делились на северных и западных. Больше изучена история северных динлинов. Установлено, что они проживали в Минусинской котловине, и с этим этнонимом археологи связывают историю древнего населения Южной Сибири эпохи бронзы и раннего железного века (общности карасукской, тагарской и таштыкской археологических культур).
Интерпретация сведений о западных динлинах предпринята востоковедами в последние десятилетия. По китайским источникам известно, что кочевья западных динлинов располагались в бассейне Иртыша у южных склонов Алтайских гор. В китайских исторических хрониках «Вэйлио» и «Хоу Вэйшу» упоминается государство Динлин к северу от Кангюя и к западу от Усунь. Эти указания помещают западных динлинов в Восточный и Центральный Казахстан [5, с.88; 6, с. 415]. В этих же местах в раннем средневековье кочевали сейяньто-кипчаки. О сейяньто в «Тан шу» сказано: «Между телесскими поколениями это было самое сильное» [4, с. 339].
В настоящее время открываются новые подробности о древней истории теле (динлинов), связанной с территорией казахских степей эпохи раннего железного века. Анализ и сопоставление сведений китайских династийных хроник с археологическим источником привело востоковеда И.В. Пьянкова к выводу, что западные динлины обитали в казахских степях еще в 1 тыс. до н.э., т.е. задолго до письменной фиксации их в китайских записках в связи с историей хуннов. И в этом случае, в археологическом контексте западные динлины соответствуют племенам тасмолинской археологической культуры [6, с. 415].
В последние десятилетия в археологии раннего железного века начинает преобладать миграционная концепция происхождения культур раннего железного века. Эта концепция получила признание и распространение после открытия кургана Аржан (1974 г.) и датировки ее 801 годом до н.э. Предметы вооружения и предметы звериного стиля кургана Аржан оказались более древними и более совершенными по облику, чем известные в археологии «эталонные» образцы скифской культуры Северного Причерноморья. Таким образом, с конца 70-х г. ХХ века стала получать признание легенда Геродота о происхождении скифов «из глубин Азии». Эта миграционная теория коснулась и происхождения тасмолинской историко-культурной общности.
По мнению А.Д. Таирова, тасмолинская культура сформировалась вследствие нескольких волн миграций «гетерогенных кочевников» с территории Северного Китая на запад [7]. Первая волна датируется IX-VIII вв. до н.э. Причину миграций он обосновывает ухудшением климатических условий в Центральной Азии и поиском привычных экологических условий. Трактовку происхождения Тасмолы А.Д. Таиров обосновал анализом погребальных памятников IX-VIII вв. до н.э. и по размещению их в пространстве Центральной Азии и Южной Сибири наметил маршрут продвижения новых племен в степи Центрального Казахстана.
Археологически обоснованная гипотеза А.Д. Таирова получила подтверждение в историколингвистических разработках динлинской проблемы И.В. Пьянкова. По этому поводу И.В. Пьянков пишет: «выводы, сделанные на разных независимых друг от друга источниках, гарантируют историческую достоверность» [ 8, с. 96].
Т.о., можно утверждать, что предки теле – динлины обитали на территории Центрального Казахстана уже в 1 тыс. до н.э. Последующие передвижения кочевников из восточных пределов Центральной Азии и появление в Сары-Арке памятников коргантасского типа (IV-I вв. до н.э.) – это уже миграция племен в близкородственную среду. Следовательно, раннесредневековые потомки динлинов (сейяньто, кипчаки, огузы) – это автохтонное население степного Казахстана. Эти реконструкции некоторых процессов I тыс. до н.э. позволяют более подробно осветить историю раннего средневековья и некоторые дискуссионные проблемы культурои этногенеза огузов и кипчаков, как основных этносов Центрального Казахстана раннего средневековья.
В связи с этим можно остановиться на концепции А.Х. Маргулана о казахстанской прародине кипчаков и огузов (теле). А.Х. Маргулан считал прародиной кипчаков степи Центрального Казахстана. Основанием для этого служили археологические памятники, открытые им в период разведочных маршрутов 1946-1951 гг. Это было еще до освоения целинных и залежных земель. Степь хранила еще множество тюркских каменных оградок с каменными изваяниями, цепи балбалов, менгиров, каменные сооружения доисламской архитектуры. Это разнообразие археологических объектов позволило А.Х. Маргулану объединить степи Казахстана, Алтая в единое культурное пространство и считать их родиной тюркоязычных этносов раннего средневековья. Он пишет, что кипчаки соблюдали культ камня и для них характерны многочисленные сооружения из камня: курганы, изваяния, сооружения в виде каменных пирамид («дынг»).
Следующая проблема – это происхождение огузов. Огузы – самоназвание одного из племен теле. Китайцы называли их гаогюй, т.е «высокие телеги». Монголоязычные жужане называли тегрек – «тележники (в китайской траскрипции теле). По китайским источникам в VI в. огузы не имели лидера и были в подданстве жужан. Эти сведения освещают историю части теле, живших в Центральной Азии. Но известно, что они населяли более обширную территорию до степей Центрального Казахстана. И если зафиксирована письменная история центральноазиатских огузов (тогуз-огузов), то сведения о западных огузах (теле) можно реконструировать только по археологическим источникам.
Культура огузов больше представлена оседлыми памятниками. Города огузов исследуются на северных склонах Каратау, открыты в Приаралье. К городам огузов А.Х. Маргулан и Ж.Е. Смаилов относят города, исследованные в Улутау. Керамика всех трех географических районов во многом – одинакова. А.Х. Маргулан неоднократно подчеркивал, что по технологии, тесту и орнаментации керамика огузских городов Улутау похожа на керамику поздней бронзы Сары-Арки. Это позволило ученому утверждать, что исторической родиной огузов были степи Центрального Казахстана. И они не появились здесь в IX в. вследствие миграции откуда-то из Центральной Азии, а обитали здесь с глубокой древности.
Т.о., концепция о проживании западных динлинов в степной полосе Казахстана согласуется с обитанием части средневековых огузов (динлинов-теле) в Центральном Казахстане. Видимо настало время взглянуть на процессы средневековой истории не по отдельным регионам и этносам, а в целом, как на единое историческое полотно. И тогда складывается картина тесной связи тюркоязычных этносов, их чересполосное обитание, постоянное общение и взаимопроникновение не обязательно характеризуемые как крупные перемещения иноэтничного населения, а приход (возвращение) в родственную среду.
Список литературы:
- История Казахской ССР. С древнейших времен до наших дней в пяти томах. Т.1. – Алма-Ата: Изд-во «Наука» Каз.ССР. 1977. – 479 с.
- Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. – Л.: ЛГУ. 1984. – 174с.
- Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.1. – Ленинград. 1926
- Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. – М.; Л. 1950. Т. 1. – 379 с.
- Ахинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. – Алма-Ата: Наука. – 293 с.
- Пьянков И.В. Проблема динлинов// Қазақстан археологиясының мәселелері (Вопросы археологии Казахстана). Сб. научных статей. Вып.3 Алматы: «Бегазы-Тасмола». 2011. – С. 411-419
- Таиров А.Д. Кочевники Урало-Иртышского междуречья в системе культур раннесакского времени в восточной части степной Евразии// Степная цивилизация восточной Евразии. – Астана. Т. 1. – С. 157-179
- Пьянков И.В. К проблеме формирования восточноскифских народов // Сакская культур а Сарыарки в контексте изучения этносоциокультурных процессов степной Евразии. – Караганды. – С. 96-100 .