Научное творчество Льва Гумилева глубоко актуально в международно-политическом и практическом смысле оно является научно-историческим обоснованием толерантных евро-азиатских подходов к современному миру в условиях региональной интеграции и глобализации. [1]
Целью данной работы является рассмотреть возможности применения евразийской идеи Льва Николаевича Гумилева в современных условиях, на примере возрождения Шелкового пути.
Л.Н. Гумилев, как ученый-гуманист, доказывал, что « ... истинная дружба народов возможна только при глубоком уважении к достоинству, чести, культуре, языку и истории каждого народа, широком общении между ними. Мы должны всячески способствовать дальнейшему расширению контактов национальных культур, их взаимному обогащению, их подъему и расцвету». [2]
Научные труды Л.Н. Гумилева стали прорывом к новым горизонтам исторического познания. В условиях, когда в исторической науке доминировал безжизненный социально-экономический материализм и европоцентризм, он смело применил к региональной и мировой истории этнологический подход, развил идею тюрко-славянской «комплиментарности» в Евразии. Л.Н. Гумилев ввел в научный оборот новое фундаментальное цивилизационное понятие «Великая Степь». Во многом через его концепцию произошло возвращение в общественное сознание культурно-цивилизационной проблематики, идеимногообразиячеловеческойистории, еенелинейного, циклическогохода, осознание ограниченности европоцентризма. Поэтому не удивительно, что официальная историческая наука в 1970-е 1980-е годы встала на путь замалчивания его работ. Однако бесконечно так продолжаться не могло. И к концу 1980-х годов в условиях гласности и взрывного общественного интереса к истории Л.Н. Гумилев стал, по сути, живым «классиком» «евразийцем» (а для новой эпохи «первым» открывшим дорогу современному евразийству).
Л.Н. Гумилев выступал за сближение гуманитарных и естественных наук, считал необходимым обязательно учитывать в этнической истории природный и географический фактор, то есть то, что мы называем средой обитания. Он ввел в науку ключевые понятия современной этнологии:«пассионарность», «пассионарные волны», «фазы этногенеза» и многие др. Ему принадлежит идея позитивной этнической и культурной «комплиментарности» тюркских, славянских и финно-угорских народов Евразии. Он отстаивал идею равноценности народов Азии и Европы в мировой истории, самобытности исторического пути Евразии и взаимной близости древней культуры кочевых и оседлых народов евразийского историко-культурного пространства. [1]
Значимость идей Л.Н. Гумилева в том, что он своими оригинальными трудами не разделял, не противопоставлял, а сближал народы Европы и Азии, Запада и Востока. Он является одним из тех ученых, кто призывал к сохранению национально-культурного наследия всех народов, этносов мира.
«Он впервые ввел понятие этноса, а ведь в СССР сформировалась такая школа, которая этого не признавала, и работы Гумилева считались исторической самодеятельностью, его не принимали за серьезного ученого… Но сейчас на дворе иной век, идеи Гумилева живут, их не могут не учитывать серьезные ученые. Он первый понял – этносы возникают и умирают, это похоже на биологические виды, похоже на рыб, птиц, но вот переход на эту точку зрения дается с трудом. Главная работа Льва Николаевича «Этногенез и биосфера Земли» перекликается с трудами Владимира Вернадского. Продолжает труды Александра Чижевского… И, наверное, можно сказать, что продолжает идеи космизма. Мы должны видеть не только историю царей, ханов, императоров, а процессы, по которым развивается история» – отмечает известный журналист Гадильбек Шалахметов. [3]
Исходя от евразийской идеи Льва Николаевича Гумилева, трансформировав ее на современный лад, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев представил проект «Новый Шелковый путь» на 25-м заседании Совета иностранных инвесторов 22 мая 2012 года, призвав сделать Республику Казахстан крупнейшим транзитным хабом Центральноазиатского региона. Как мы помним из истории, название «Великий Шелковый путь» носила караванная дорога, которая в Средневековье соединяла Азию и Европу.
По мнению Назарбаева, Казахстан должен стать «своеобразным мостом между Европой и Азией», возродив тем самым «свою историческую роль».
«Мое видение это создание на ключевых транспортных коридорах Казахстана единого комплекса хабов международного уровня, торгово-логистического, финансово-делового, инновационно-технологического и туристического», поделился своими планами Назарбаев. Он добавил, что в новом проекте будет реализован «принцип нескольких С»: скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность. [4]
Сейчас уже никого не нужно убеждать, что в современном мире туризм является важнейшей отраслью в мировой экономике. Наша Республика обладает уникальными ресурсами для мощного рынка в развитии туризма. Страна имеет очень выгодное геополитическое положение в Центрально-азиатском регионе, через который проходил Великий Шелковый путь — древняя международная торговодипломатическая трасса, соединившая первоначально Китай со странами Средней Азии, Прикаспия, Средиземноморья и Западной Европы. Казахстанский участок трассы Шелкового пути представляет собой уникальный комплекс памятников истории, археологии, архитектуры, градостроительного и монументального искусства, отражающих глубинные процессы взаимодействия кочевых и оседлоземледельческих культур народов Центральной Азии. [5]
Имя и наследие Л.Н. Гумилева это яркий и неповторимый феномен исторической судьбы ученого-исследователя. Его научное творчество (как историка евразийских тюркских и монгольских народов) вызывает в последние годы огромный интерес не только в России и Казахстане, но и в мире. Труды Л.Н. Гумилева по истории народов Евразии («Древние тюрки», «Хунну», «Открытие Хазарии», «Поиски вымышленного царства», «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая Степь», «География этноса в исторический период», «Тысячелетие вокруг Каспия» и многие другие) в совокупности составляют выдающийся вклад в мировую науку. Используя тот потенциал, что достался нам от великого ученого, возможно повысить статус нашего государства на мировой арене, показав важную роль его в качестве моста между Европой и Азией, развить экономику страны за счет туризма. Стоит отметить, что Великий Шелковый путь был одной из первых моделей мирного сосуществования различных стран, культур, народов и цивилизаций Евразии. По нему длительный период шло торговое и культурное взаимодействие Европы и Юго-Восточной Азии. Использовать этот уникальный комплекс исторических, экономических, культурных и коммуникационных качеств Шелкового пути в новом веке в качестве пути политико-экономического прогресса является историческим долгом современной цивилизации.
Список литературы:
- Выступление ректора ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, д.и.н., профессора Е.Б. Сыдыкова на VIII Международном Евразийском научном форуме «Научное творчество Л.Н. Гумилева и история народов Евразии: современные подходы и перспективы» 11 октября 2011 г.
- Гумилев Л.Н. Корни нашего родства. Л.Н. Гумилев отвечает на вопросы А.Сабирова // Труд. 12 апреля.
- Электронная версия статьи Г.М. Шалахметова «Век Гумилева только начинается...»//http://repository. enu.kz/bitstream/handle/123456789/3191/vek.pdf
- Электронный ресурс // http://www.mcps-khorgos.kz/smi-review/nazarbaev-reshil-vozrodit-velikii-shelkovyiput
- Электронный ресурс // Информационный портал kazportal.kz// http://www.kazportal.kz/vozrozhdenie-shelkovogo-puti-v-tselyah-razvitiya-turizma/