Сегодня запад проявляет повышенный интерес к трудам аль-Фараби(Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фарабиат-Турки), потому что в его трудах ученые находят решения некоторых сегодняшних проблем. Например, хорошо известное золотое сечение (1,6180339887 или 0,6180339887) называется числом Фибоначчи. Академик АкжанМашанов (аль-Машани) доказал, что это соотношение аль-Фараби называл божественным соотношением (әулие қатынасы). Золотое сечение является одним из простейших вычислительных методов решения задач оптимизации, заключающийся в делении отрезка в пропорциях золотого сечения. Оно исходит из правильного пятиугольника (пентаграммы) в пространстве (звезды):
ас/ав = 1,6180339887ав/ас = 0,6180339887Хотя золотое сечение известно давно, но в трудах Аль-Фараби оно проявилось с новой позиции. Он рассматривал строение вселенной наоснове различных многогранников:
четырех-, шести-, восьми-, двадцати-, двенадцатигранников,отражающие их внутреннее строение и магические свойства. «Искусство геометрии нужно как для естественных наук, так и для философских вопросов, … из всех способов логических доказательств наиболее надежным является геометрический способ». Он рассматривал мироздание на основе геометрии (не только естественные науки, но и музыку, астрономию, космологию, оптико-акустические явления и др.) и предложил определенные понятия, касающиеся Земли и Неба, предсказал их единство. Аль-Фараби говорил:
«Небесным телам в связи с различием их положений по отношению друг к другу и по отношению к Земле свойственно то приближаться, то разъединяться, то появляться, то исчезать, то убыстряться, то замедляться. Эти противоположности заключены не в их субстанциях, а в их отношениях друг к другу или к Земле, или и в том и в другом вместе».Поэтому-то аль-Фараби называли вторым Учителем (после Аристотеля). Он определенное внимание уделяет элементам логики, полагая, что фундаментом логики познания является связь с внешним миром.
Профессор КазНУ им. аль-Фараби Зейнолла Жанабаев нашел количественные критерии оценки самоорганизации открытых систем, соответствующие двум крайним случаям описания поведения сложной системы, информационной (0,567) и энтропийной (0,806), аналогичные числу Фибоначчи,расширяющие божественное соотношение. Сегодня проблемы самоорганизации открытых систем являются основными для понимания сущности окружающего мира. То естьпроблемы, которые рассматривал аль-Фараби, находят сегодня воплощение на более высоком уровне.
В 2013 году была обнаружена гигантская пентаграмма (около 366 метров в диаметре) на территории Казахстана (Лисаковск, Костанайская обл.). Природу этой находки необходимо раскрыть. Аль-Фараби отмечал, что в строении Земли удивительно сочетаются божественные соотношения (золотое сечение), что является гармонией Неба и Земли. По аль-Машани большое значение имеет божественный угол (38о10I), тесно связанный с божественным соотношением. При их умеломсочетании можно объяснить многие интересные явления природы. Но наука пока еще не раскрыла секреты божественного угла и также не ответила на вопрос: почему аминокислоты, участвующие во всех реакциях в живых организмах, являются L-изомерами (хотя D-изомеры существуют параллельно), как Природа осуществляет отбор нужного изомера? Надеемся, усилиями физиков, математиков, химиков и биологов ответы на эти вопросы будут найдены.
Сегодня вопросы эволюции как живого, так и неживого мира привлекают внимание ученых всего мира.Ведется поиск единого, т.е. объединение на более высоком уровне знаний, идей и методов различных наук для создания единой картины мироздания. Это подход аль-Фараби, рассматривавший вопросы мироздания через геометрию. Да, в период аль-Фараби (870-950 г.г.), это было возможно, когда, например, химическая наука входила в физику. Можно задаться вопросом, появится ли третий Учитель мира? Теоретически – да, но практически – вряд ли родится человек, способный владеть разрозненными достижениями современных наук одинаковой степени и объединить их. Казахстанской науке повезло, ведь аль-Фараби является нашим соотечественником, казахом, об этом неустанно повторял и доказал всему миру академик АкжанМашанов. Нам необходимо вооружиться подходом аль-Фараби и объединившись в одном направлении предложить миру свое, казахстанское, видение проблем. Ведь многие рассматривают мироздание как механику сплошной среды, а именно Эйлеровский подход.Большие надежды возлагаются на биологические науки, которую называют «царицей наук» 21 века. Ведь процессы эволюции более понятны на примере живого организма, имеются уже конкретные успехи в этом направлении.
Считают, что аль-Фараби оставил несколько сотен трудов, но сегодня найдена и переведена только небольшая их часть. К нашей радости есть в Республике люди, ищущиепо всему миру труды аль-Фараби. Необходимо дать новый импульс этому поиску трудов аль-Фараби. Это должна быть Государственная программа. Сейчас мы серьезно взялись за поиск исторических сведений о нашей республике, в этой государственной программе отдельной строкой нужно выделить средства для учения аль-Фараби. Возвысив аль-Фараби, мы возвысим сегодняшнюю казахстанскую науку.
Мы говорим об аль-Фараби, а необходимо говорить об учении аль-Фараби, о философии альФараби. Гегеля отвергаем как идеалиста, о марксизме-ленинизме просто забыли и даже не ссылаемся, на Канте не остановились, Уайтхеда не знаем. Что тогда остается? Необходимо вывести философию аль-Фараби на передовые позиции. Посмотрите труды аль-Фараби «О разуме и науке» (Алма-Ата, 1975, Издательство «Наука» КазССР), где красным по белому написано о философии аль-Фараби. В этих трудах есть определения слову Разум. Ведь именно разум составляет основу философского подхода на окружающую действительность. «Мыслящая сущность в действительности, мышление в действительности и умопостигаемые сущности в действительности» категории аль-Фараби, связывающие диалектику тождества мышления и бытия. Философия есть мысль своей эпохи.
Аль-Фараби сам предлагает ознакомиться с его трудом «О классификации наук» прежде чем заняться наукой: «подход к наукам будет зиждиться на знании и разуме, а не на слепоте и невежестве» (с.54 «О разуме и науке»). Для своего времени он делит науку на следующие разделы: 1. Язык 2. Логика 3. Математика 4. Физика 5. Гражданская наука. Прежде всего,нужно выделить из этого перечня логику. «Из ее цели становится ясной ее большая ценность во всем, что нам желательно подтвердить в себе самих и что мы желаем подтвердить в других, и в чем другие хотят убедиться относительно нас. Если мы обладаем этими законами и желаем достичь какой-то цели и подтвердить ее в себе, то в поисках того, что мы хотим подтвердить, мы не оставляем наши умы в бездействии и не позволяем им витать в неопределенности, стремясь добиться своего какими угодно путями ….Мы же должны знать, каким путем следует нам двигаться и к чему, собственно, мы идем, откуда мы начинаем свое движение и как узнать, что наши умы убедились, как распознать нашим умом вещи одну за другой с тем, чтобы неизбежно прийти к нашей конечной цели»так говорил аль-Фараби.Искусство логики является орудием для проверки умопостигаемых сущностей. «Современные естественные и гуманитарные науки не должны быть обособленными, а быть во взаимосвязи как составляющие целостной человеческой культуры» (аль-Машани). Можно ли использовать эту классификацию в реалиях сегодняшнего дня? Только в области исследования Земли появились новые направления, как геодинамика, геофизика, геохимия, геомеханика и др. В сегодняшнем мире происходит укрупнение научных направлений, ВУЗов, специальностей.Мы называем эти объединения кластерами, комплексами. Сегодня много говорим об интеграции образования, науки и промышленности.Взять бы за основу этих объединений классификацию наук аль-Фараби.
Говорить об аль-Фараби нельзя без аль-Машани, только благодаря трудам АкжанаМашанова нам стало известно учение аль-Фараби. Причем в своем 16 томном труде аль-Машани не только доводит до нас идеи аль-Фараби, но также он развивает их на основе «магических цифр». Числа управляют миром. Главным правителем этих чисел аль-Машани признает число железа (хадид) – 26.
Из древнейших времен известно пять типов правильных многогранников, которые считались священными или божественными. Аль-Машани на основе этих многогранников, топологии, теории групп и принципа двойственности представляет свое видение высшей формы симметрии и гармонии мира.Он показывает, что «магические цифры» имеют определенный смысл и связаны с теми или иными закономерностями Природы.
Заслуживает признания рассуждения аль-Машани в области химической и биологической наук. Он ставит вопрос о связи двух серий чисел: чисел правильных многогранников и чисел электронных оболочек атомов, являющихся крайними формами симметрии в геометрии и в химии. Аль–Машани предлагает число аль-Фараби (производное от железа) и тесно связывает его с двумя золотыми сечениями одновременно. Понятие золотого сечения хорошо связывается с законами симметрии, волны-частицы, квантованностью, электрическими и магнитными свойствами частиц и др. Золотое деление не есть проявление асимметрии, чего-то противоположного симметрии. Согласно современным представлениям золотое деление – это асимметричная симметрия. Закономерности «золотой» симметрии проявляются в энергетических переходах элементарных частиц, в строении некоторых химических соединений, в планетарных и космических системах, в генных структурах живых организмов. Эти закономерностиесть и в строении отдельных органов человека и тела в целом, а также проявляются в биоритмах и функционировании головного мозга и зрительного восприятия.
Все это подтверждает величие учения аль-Фараби и возможности использования трактатов альФараби в решении сегодняшних проблем. Свет разума представляет собою, по учению аль-Фараби, исходную основу всего мироздания. Свет разума и души у человека находится в сердце так же, как Солнце является источником жизни и света, небес и земли.
Аль-Фараби четко следовал своему изречению-тіл-әдіс-ой өрісі (язык-метод-мысль (разум). Благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера аль-Фараби удалось различить ложное от истины, утверждать, что целью науки является познание чудесной тайны щедрой и мудрой Природы. В своих трудах он оставил те мысли, которые могут быть развиты сегодня на более высоком уровне. Казахстанской науке необходимо развить эти идеи до сегодняшних проблем.