С сентября-декабря 1991 года, после развала Советского Союза, на осколках которого образовалось полтора десятка независимых государств, Каспийский регион становится одной из ключевых зон в Центральной Азии,накоторые стали распространяться экономические и геополитические интересы западных транснациональных корпораций (ТНК), занимающихся разведкой, добычей, транспортировкой и переработкой энергетических ресурсов – нефти, угля, природного газа, газового конденсата и урана в Европу и Северную Америку. И развал Советского Союза оставил на Каспии одну из немаловажных и острых проблем – это разграничение морских территорий Каспия между пятью государствами – Азербайджаном, Туркменистаном, Казахстаном, Российской Федерацией и Ираном, и вместе с тем право использования ими природных ресурсов Каспийского моря.
В начале и конце 90-х годов прошлого столетия добыча нефти и газа на Каспии носило определяющий характер для развития национальной экономики всего для двух стран в этом регионе Казахстана и Азербайджана. Именно на добычу нефти и газа делалась главная ставка этими двумя странами при развитии национальной экономики и реализации взятых на себя внутриполитических обязательств, но в то же время если у Казахстана была возможность пополнения бюджета за счет добычи других природных ресурсов, то для Азербайджана – энергетические ресурсы Каспия были критически важны. Республика Азербайджан не стала дожидаться решения вопроса о статусе и разделении морских пространств Каспия, и начала активную геологическую разведку и добычу вблизи своих границ в 1994 году. Для Ирана добыча в своей южной зоне Каспия, не богатой крупными залежами нефти и газа, не была критически важной и необходимой, но здесь Исламская Республика Иран старалась выполнить главную стратегическую задачу – сохранение своих позиций в этом регионе. Такую же стратегическую цель преследует и Россия, пытаясь сохранить влияние на страны постсоветского пространства.
1990 1991 годы изменили полностью международную геополитическую ситуацию, помимо вопроса о международной безопасности для стран Каспийского региона встал остро вопрос и энергетической безопасности. Зависимость европейских стран и Северной Америки от поставок нефти с Ближнего Востока заставило европейские и американские ТНК искать новые источники энергоресурсов и диверсифицировать поставки газа в Западную Европу. Одним из таких регионов стала территория Каспийского моря со своими ресурсами, которая должна была снизить зависимость Запада от энергоресурсов Ближнего Востока. По запасам энергоресурсов Каспий несравним с запасами нефти и газа стран Ближнего Востока, Ираном и Ираком, но разведданных запасов – около 4 млрд. тонн нефти (в 1998 году – 4% мировых запасов нефти и газа), по оптимистичным прогнозам экспертов около 6 млрд. тонн, хватило бы до 2025 года с объемом добычи нефти в 100 млн. тонн в год. В 2003 году Статистическое агентство департамента энергетики США оценивало запасы Каспия в 17-33 млрд. баррелей нефти с объемом добычи в 1,5-1,7 млн. баррелей в день. Запасы природного газа и конденсата на Каспии составляли около 236-237 трлн. кубических футов, что может соперничать с запасами газа в России на Дальнем Востоке, Сибири и странах Ближнего Востока.[6, c.15]
Разработка новых месторождений в Западном Казахстане и на Каспии (Карашаган, Тенгиз, Карашыганак) заинтересовали западные энергетические компании, такие как французская «Total», британо-голландская«Shell», британская«British Petroleum», американская«Exxon Mobile», итальянская «Eni (Agip)», британская «British Gas». Наиболее привлекательными для них были и остаются зоны каспийского моря, которые принадлежат Азербайджану и Казахстану, но зависимость этих постсоветских стран при транспортировке энергоресурсов от трубопроводной системы России ставит их в зависимость от северного соседа при решении о самостоятельных разработках месторождений на севере Каспия. В 1992 году созданный Россией, Казахстаном, Оманом проект Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) должен был обеспечить доставку энергоресурсов с Каспия и региона Центральной Азии по территории России, Украины в Европу, создавая взаимозависимую систему Казахстан-Россия. Само же строительство КТК началось в 1999 году и завершилось в 2001 году с протяженностью в 1510 км. [9]. Отсутствие иных путей доставки энергоресурсов на европейский рынок позволяло России преобладать и диктовать свои условия в Каспийском регионе, и одновременно не позволяло вплотную западным ТНК заниматься разработками и добычей нефтяных и газовых месторождений на Каспии.
На Каспии сегодня западные ТНК проводят согласованную единую политику по использованию энергоресурсов Каспия и их транспортировке. Не отличается от них и французская национальная нефтяная компания «TotalFinaElf», позднее просто «Total», которая действует в Казахстане с 1993 года. И первым во что вложила свои инвестиции ТНК «Total», была трубопроводная система Казахстана и геологоразведка на севере Каспия. Изучая историю взаимоотношений западных нефтяных компаний, ТНК и Казахстана в 90-х годах XX века, видно, что их интересовали только вопросы закупки и транспортировки уже добытой нефти и газа. Так в 1997 году концессию на использование системы трубопроводов в Казахстане выиграла бельгийская компания «Tractebelle C.A.»[9]. Но не заинтересованность бельгийской компании в модернизации трубопроводной системы Казахстана привела к тому, что в 1999 году концессия у бельгийской компании была отозвана и передана другим западным компаниям – британским, итальянским, французским с долевым участием казахстанских фирм. Также в 1997 году было подписано Соглашение о разделе продукции по Северному Каспию между 8-ю компаниями – «Agip», «Total», «BritishGas», «British Petroleum», «Statoil», «Mobille», «Shell» и «Казахстан Каспийшельф» с правом освоения и добычи на 20 лет и правом продления на 2 срока по 10 лет. [9]
В конце 90-х годов появилось большинство международных проектов по транспортировке энергоресурсов из Центральной Азии и Каспия в Европу. Одним из перспективных проектов, которые продвигали ЕС и США, и в которых была заинтересована французская «Total» был проект Транскаспийского газопровода 1998 года, который должен был идти из Туркменистана через Азербайджан, Грузию, Турцию в Европу. Но политические и экономические разногласия между Туркменистаном и Азербайджаном по поводу месторождений на Каспии, и поставок газа, заморозили проект в 2000 году. В 2006 году проект пытались разморозить при помощи Казахстана и с подачи Евросоюза, но попытка вновь не удалась. Еще одним амбициозным проектом должен был стать проект «Набукко», созданный в 2002 году, и предполагающий несколько ответвлений поставок газа – из Ирана, Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, но в 2009 году эти страны не подписали Пражскую декларацию, что пока оставило проект в замороженном состоянии. На данный момент самая мощная трубопроводная система по транспортировке нефти и газа из Каспия остается КТК, даже при наличии такой альтернативы для Казахстана, как трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, к которому подключился и Казахстан через морской порт Актау.
За 23 года КТК претерпело несколько реструктуризаций и сегодня акционерами КТК являются «Shevron»15%, «Shell» 7%, «Лукойл» 12%, «Роснефть» 7,5%, «ExxonMobile» 7%, что показывает что ТНК «Total» не входит в консорциум КТК. Но в том же трубопроводном консорциуме АктауБаку-Тбилиси-Джейхан у компании «Total» доля акционерного участия составляет 5%, у итальянской «Eni» 5%, Impex 2.5%. На сегодняшний день экономические интересы французской ТНК «Total», за которой стоят государственные структуры Франции, распространяются на месторождение Кашаган на Каспии, где у нее расположено три нефтяных скважины. Франция в лице «Total» совместно разрабатывает это месторождение с другими нефтяными компаниями – «Shell», «ExxonMobile», «Eni», «Impex», «CNPC», «Казмунайгаз». По разведанным запасам месторождение Кашаган содержит более 2 млрд. тонн жидких углеводородов, и сопряжено с определенными трудностями в добыче, поэтому разработка месторождения привлекла самые крупные нефтяные гиганты мира, в том числе и «Total»[10].
Активное внедрение компании «Total» на казахстанский рынок углеводородов произошел после 2001 года, связано это было с последующей реакцией США на события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, что значительно изменило геополитическую, а вместе с ней и энергетическую ситуацию на Каспии. Вместе с Соединенными Штатами в Центральную Азию, которая считалась традиционным регионом со стратегическими интересами России, проникли и Европейский Союз, КНР, преследуя также и экономические интересы. В ноябре 2002 года состоялся визит государственного секретаря по иностранным делам Франции Рено Мюзелье в Казахстан, который ознаменовал новый этап в сфере экономического сотрудничества между двумя странами и активной работой компании «Total» в энергетическом направлении, которая увеличивала свои инвестиции с каждым годом, Так в 2001 году компанияинвестировала 148,7 млн. долларов, в 2002 году– 134,9 млн. доллароввдобычуэнергоресурсов. По оценкам экспертов французской Petroconsultants добыча на Каспии будет увеличиваться вместе с добычей стран ОПЕК и России (млн.баррелей в день).
|
ОПЕК |
Россия |
Каспий |
1970 год |
25 |
8 |
18 |
2000 год |
32 |
7 |
37 |
2010 год |
42 |
11 |
40 |
2020 год |
59 |
20 |
41 |
В мае 2003 года на экономическом форуме Франции в Казахстане были определены основные направления инвестиций Франции – это атомная энергетика, нефте и газодобыча, нефтехимическая промышленность, солнечная энергия, электроэнергетика и второстепенные – автомобилестроение, пищевая отрасль. На форуме присутствовал министр внешней торговли Франции Франсуа Лоос, посол Франции Жерар Перолэ и глава ТНК «Total» Кристофер де Маржери. Также в 2003 году при поддержке компании «Total» в Алматы был создан Казахстанско-Французский центр нефти (точно такой же был создан в Баку – Азербайджанский центр нефти)[3, c.3].
На сегодняшний день компания «Total» имеет долю в 18,61% в Северо-Каспийском проекте, 16,81% в North Caspian Operating Company, разработчике месторождения Кашаган в Атырауской области, добыча нефти на котором планируется начать осенью 2016 года. ТНК «Total» активно работает над проектом Казахстанской Каспийской системы транспортировки (ККСТ). Также «Total» владеет 51% нефтегазовой концессии Oil Tecno Group, и 17% месторождения Хвалынское. На казахатснкий рынок экспорта нефти вторглась и другая французская компания GDF Suez, но которая пока не смогла завоевать сильных позиций. В целом же развитию компании в Казахстане не мешал даже целый ряд обстоятельств – борьба с «Exxon Mobile» на Каспии в начале 2000-х, гибель главы компании К.де Маржери в 2014 году в аэропорту Внуково, отсрочка начала добычи нефти на Кашагане в 2015 году[10]. В 2015-2016 году «Total» также как и другие компании реализовывают те проекты, которые были запланированы в прошлом столетии.
Помимо «Total» в Казахстане, другие французские энергетические компании, такие как «Areva», занимается добычей урана в месторождениях Моинкум в Созакском районе и Торткудук в Южно-Казахстанской области. В 2010 году добыча урана на этих месторождениях составила 3328 тонн. Далее компания «Areva» планирует наладить производство топливных сборок для ядерных реакторов мощностью в 400 тонн в год на базе Ульбинского металлургического завода. В Казахстане также работают такие компании, как автомобильная «Peugeot», банк «BNP Paribas», венчурный фонд «Banexi», молочная компания «Danone». В 2014 году на встрече с министром энергетики Казахстана Карабалина У.С. французской делегации было принято решение о реализации проекта Ц7[7], связанного с разработкой станции по выработке солнечной энергии. Сейчас французские компании активно внедряются в фармацевтику, машиностроение, транспорт, рекламу, пищевую промышленность, строительство.
Список литературы
- Ашимбаев М.С.. Нефтяные операции на казахстанском секторе Каспийского моря// Каспийский регион на современном этапе: проблемы, тенденции, перспективы. Алматы. 2003 г. 244 с.
- Баранов А. Глобализация на пространстве Каспийского региона в начале XXI века// Россия и мусульманский мир. 2010 г. №5 с.62-74
- Костина Т. Французский капитал: новый виток сотрудничества// Казахстанская правда. 2003 г. 17 ма
- Губайдуллина М.Ш.. Энергетические интересы Италии в Каспийском регионе: азербайджанский и казахстанский факторы// Вестник КазНУ. Серия МО и МП. 2013 г. №3-4.с.82-88.
- Каспийский регион: актуальные проблемы развития. КИСИ при Президенте РК. Алматы. 2013 г. 209 с.
- Нефтегазовые ресурсы Казахстана в системе международных отношений. Алматы. КИСИ при Президенте РК. 2002 г. 216 с.
- Министерство энергетики РК. Официальный сайт. www.energo.gov.kz.
- Валиахметова Г.Н.. Азия в мировой политике XXI века. Екатеринбург. 2015 г. 235 с.
- Казмунайгаз. Официальный сайт. http://www.kmg.kz/about/ history/chronology/
- Тоталь. Официальный сайт. Великобритания. Лондон. http://www.total.com/en