Отражение функциональных показателей семьи на ее благополучии в Казахстане

Известно, что семья как социальный институт возникла одновременно с формированием общества, она развивается самостоятельно, но семейные отношения находятся в тесной связи с обществом, так как не существует вне общества и окружающей среды. Поэтому институт семьи у народов Казахстана, как и других стран ближнего и дальнего зарубежья тесно связан с их историей, что адекватно проецируется и по отношению к коренному казахскому этносу.

Создание семьи, его цели, содержание всегда интересуют не только их близких, но и общественность. В исследуемом нами Казахстане, как и во всех его регионах количество семей, по сравнению с 1999 г. повысилось, их численность представляется достаточно значительной (см. таблицу 1).

Таблица 1. Число и доля семей по типам в Республике Казахстан в 1999 и 2009 гг. [1, с. 51]

 

 

Типы семьи

Семьи

Всего

Городские

Сельские

1999

2009

1999

2009

1999

2009

Все семьи, количество из них:

4160216

4391759

2679954

2712767

1480262

1678992

семьи, состоящие из 1 человека, %

14,3

14,6

18,4

18,5

7,0

8,2

нуклеарные семьи, % из них:

61,6

52,9

60,6

51,7

63,4

54,8

семьи, состоящие из супружеской пары с детьми и без детей, %

49,9

41,0

47,3

38,5

54,7

45,0

семьи, состоящие из матери с детьми, %

10,7

10,3

12,3

11,6

7,9

8,3

семьи, состоящие из отца с детьми, %

1,0

1,6

1,0

1,6

0,8

1,5

расширенные семьи, %

22,6

29,8

19,2

26,3

28,7

35,5

составные семьи, %

1,5

2,7

1,8

3,5

0,9

1,5

Вместе с тем, в межпереписной период 1999 и 2009 гг. мы наблюдаем и другую тенденцию. Происходит рост количества одиноких, вызванных как демографическими факторами (смерть одного из супругов), так и последствиями разводов и нежеланием вступать в семейно-брачные отношения. Здесь нельзя исключать и того фактора, что незначительная часть казахстанцев живет в гражданском браке, не регистрируя их в органах ЗАГСа. За указанный десятилетний период мы имеем налицо уменьшение количества моногамных или нуклеарных семей, что отразилось и на составе семей, состоящих из супружеской пары с детьми или без них. В то же время происходит рост расширенных или неразделенных семей, состоящих из представителей трех поколений: старшего (дедушки и бабушки или одного из них), среднего (супружеская пара) и младшего (детей и внуков). Нередко данный тип семьи представляется переходным или транзитным: нуклеарная → расширенная → нуклеарная, вызванная особенностями казахстанских реалий, включая сложных рыночных отношений.

В республике состав семьи определяется под влиянием этнических, социальных факторов, включая численнорсти детей в семье. Для казахов в основном характерны средне-и многодетные семьи. Приоритетным для счастливой, духовной, культурной жизни супругов считается рождение и воспитание в семье большого числа детей. По этому поводу в казахском народе имеется прекрасная поговорка: «Бала адамның бауыр еті (дитя – ближе чем печень человека)». Многодетность воспринимается казахами как проявление счастья и благополучия. Ребенок считается продолжением жизни своих родителей, надеждой родителей в настоящем и будущеи, смыслом их жизни, их наследником, хранителем очага (шанырака). Поэтому, казахи искренне и трепетно любили детей, как родных, так и близких.

С конца 1980-х и с начала 1990-х годов во всех регионах Казахстана, наблюдаются негативные явления: а) уменьшение рождаемости; б) снижение числа детей, отсюда уменьшение численности этносов; в) позднее вступление в брак. Факторы, способствовавшие такому положению, характерные для всех этносов Казахстана: вынужденное занятие женщинами тяжелой работой, влияние урбанизации на село, болезненный переход к рыночной экономике, отсюда – ухудшение материального положения, обострение жилищных проблем, низкий показатель социальной помощи малообеспеченным.

Одним из важных функций семьи, напрямую влиющей на стабильность и благополучие семейно-брачных отношений, является социализация детей и подрастающего поколения. Традиционно этим занимались матери, так как духовный настрой в семье в первую очередь зависел от нее. Мужчина, насколько бы он не был знатен или занят, постоянно нуждается в присутствии заботливой супруги, в ее ласке и уходе. Отсюда ясно, что мужчина свое счастье и свою трагедию находит только с женщиной, супругой. Поэтому забота и внимание супруги, ее приспосабливаемость к мелким бытовым нюансам, изменениям, напористость в преодолении преград для семьи, выдержка и терпение – позволяют мужчине плодотворно использовать свои силы и труд во благо семьи и детей. Благосклонное отношение жены укрепляет в супруге веру в себя, в свои силы. Русский писатель и мыслитель Л.Н. Толстой говорил: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему» [2, с. 28], тем самым подчеркивая, что семья является гнездом, откуда происходит счастье, откуда появляются счастливые люди.

Одним из существенных факторов, оказывающих сильное влияние на стабильность браков являются нутрисемейные отношения. Несомненно, семейное благополучие складывается из множества составляющих, образцов воспитания, поведения и действий членов семьи. Есть множество тонких связей между членами семьи, которые нельзя заменить и никто их не может отменить. Например, у казахов отец не может обращаться к взрослому сыну в шуточной форме в присутствии его жезде. Другой пример, когда матери сложно объяснить подросшей дочери весьма важные нюансы интимного характера, который может легко и просто донести девушке ее женге – жена старшего брата. Последние обстоятельства могут впоследствии опосредственно сказаться на благополучии будущей семьи. Перечисленные нюансы и взаимосвязи внутри семьи выстраивают стройную и логическую схему доброжелательности и человечности.

К тому же во многих сельских районах, особенно в моноэтнических, с преобладанием коренного казахского населения наблюдается тяжелая социально-экономическая ситуация, когда безработица, в том числе в ее «скрытой» его форме, оказывают свое негативное влияние. В указанных районах, особенно аграрных, постоянный денежный доход имеют только предприниматели, учителя, работники бюджетных организаций и пенсионеры. Поэтому, начиная с начала 1990-х годов большинство состоящих в браке людей молодого и среднего поколений стараются проживать совместно с родителями, имеющими стабильную пенсию. Такое явление является новым не только для южных областей республики или регионов с преобладанием казахского населения, но и для всего Казахстана. Если женатый сын проживкает с родителями, не достигшими пенсионного возраста, то главой семьи фактически считается обеспечивающий семью финансовыми или материальными средствами работающий сын. В тех случае, когда родители живут совместе с работающим зятем, то указанный нами выше фактор не рапсространяется на зятя. Естественно, данная тенденция характерна большей частью для казахов, узбеков, уйгур, турков, азербайджанцев и для представителей других тюркских этносов или других народов, исповедующих мусульманскую религию – дунган, чеченцев, ингушей, таджиков и пр.

Тем не менее, наряду с авторитарными семьями существуют и эгалитарные, построенне на равноправных отношениях. Например, среди представителей указанных выше этносов они характерны для представителей молодого и среднего возрастов, для лиц с высоким социально-профессиональным статусом или имеющих значительный разрыв в матриально-финансовом благополучии. Отметим, что в то же время в настоящее время нет точных рамок для опредления главенства в семье, так как в современной семье учитывается мнение каждого взрослого члена семьи. Несмотря на высокий статус мужчины, примерно в 5-10% казахских семей главенство принадлежит женщине – матери, жене. Как мы отметили выше, такое положение чаще встречается в среде молодого и среднего поколений, если жена имеет более высокий статус благодаря образованию, обеспеченности. Естественно, такая тенденция еще выше среди вдов или разведенных женщин, проживающая совместе с детьми, подростками или с женатыми сыновьями вне зависимости, где они проживают – в городе или в сельской местности. Такой статус характерен большей частью для женщин, занятых на производстве или в другой сфере трудовой деятельности, а также для тех, которые имеют достаточное количество детей, пользуются авторитетом среди близких и родственников. Необходимо отметить, что в настоящее время повсеместно в республике понятие «глава семьи» является относительным и не имеет былого абсолютного значения. Нередко при решении важнейших семейных вопросов или проблем учитывается мнение не только мужа или жены, но и взрослых детей. Бесспорно, данное обстоятельство больше встречается среди русскоязычного населения и для горожан, менее – менее среди коренного казахского населения, тюркоязычны этносов, равно как и среди народов, ориентированных на нормы ислама, а также в сельской среде. Как было подчернуто нами ранее, данный факт объясняется также следующими причинами: а) при отсутсвии в семье мужа (неполных семьях), где имеются несовершеннолетние дети, где авторитет вдовы достаточно высок; б) при переходе бразды правления в семье в руки женщины в зависимости от экономических и объективных обстоятельств, когда она фактически является кормилицей семьи, включая оплату в сельской среде за топливо, электроэнергию и прочие расходы. Таким статусом обладают женщины с более высокой заработной платой по сравнению с супругом.

Бесспорно, в русских, украинских, белоруских, немецких семьях роль жены традиционно выше, чем в семьях казахов, узбеков, турков, азербайджанцев или уйгур. При здравствующем муже в каждой третьей русской или немецкой семье главой выступает жена, а среди украинцев – в каждой пятой семье. Еще раз отметим, что авторитарный тип семьи более всего присущ для казахских и узбекских семей в моноэтничных районах исследуемого нами региона. При росте образовательного уровня супругов возрастает равенство в правах и главенстве в семье. В других случаях наблюдается традиционный приоритет главенства мужчины. Тем не менее, в настоящее время даже в авторитарных семьях происходят определенные изменения в вопросах распоряжения финансами.

Несомненно, отлаженная и жизнеспособная система внутрисемейных отношений оказывает огромное влияние на стабильность браков. Равноправие членов семьи – супругов, детей, стариков и внуков также стабилизирует семейно-брачные отношения.

В целом, в республике, как и во всех ее регионах широко распространена нуклеарная семья, впрочем как и в проживающих здесь различных этносах. Сложная семья больше характерна для сельской местности. Также на селе лучше сохранились традиции и обычаи. Считаем, что обычаи и традиции, национальное сознание, мировоззрение благоприятно сказываются на жизнедеятельности семьи и внутрисемейных отношений, тем самым оказывая непосредственное влияние на стабильность браков. В большинстве казахских семей сохраняется традиционное главенство мужчины. Разделение труда в семье происходит исходя из возможностей членов семьи. Рост уровня культуры и образованности способствует демократизации семейных отношений. Во внутрисемейных отношениях мы наблюдаем равноправие супругов и других ее членов.

Нами выявилены следующие факторы, оказывающие значительное влияние на стабильность браков. Во-первых, наличие этнических ценностей, например, уважение к старшим членам семьи. Их реализация происходит в процессе воспитания молодого поколения и накопления практического опыта человеком. Данное обстоятельство характерно для семей, где проживают представители старшего поколения, которые бережно сохраняют национальные традиции и передают их молодому поколению. Во-вторых, стабильность брака и формирование семейных ценностей зависит также от влияния этнической среды, в которой выросли сами супруги. Так, высокий уровень стабильности браков в районах с моноэтничным казахским населением можно объяснить традициями прочных, крепких семей и благоприятным влиянием их на молодоженов. Старшее поколение стремится контролировать молодых, чтоб не произошел разлад в семье. Те молодые супружеские пары, которые допускают отход от принятых в данной среде норм поведения, испытывают трудности при общении с социумом, близкими и родственниками, что в конечном счете может способствовать возникновению конфликтной ситуации, привести к разводу, разрушению семьи, к искалеченным детским судьбам.

 

Литература:

  1. Итоги Национальной переписи населения Республики Казахстан 2009 года. Аналитический отчет / Под ред. А.А. Смаилова. – Астана: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2011. – 65 с.
  2. Толстой Л.Н. Анна Каренина. – М.: ЭКСМО, 2013. – 960 с.
Журнал: Без журнала
Год: 2016
Город: Астана
Категория: История
loading...