Место и роль теории государства и права в системе юридического образования и её практическая значимость

В настоящее время возрастает ответственность вузов при подготовке будущих юристов, призванных обеспечивать реализацию конституционных прав и свобод во всех сферах общественной жизни. В этом плане большое значение в формировании профессионального правового сознания и навыков должна сыграть теория государства и права, на укрепление его преподавания должно быть обращено особое внимание. Это заставляет нас озаботиться тем, чтобы учебный процесс был встроен в социальную политику с учетом проблем трудоустройства выпускников.

Вузы стали полноправными субъектами рыночной экономики, производящими интеллектуальную продукцию и услуги и потому актуальным становится соответствовать динамично развивающемуся обществу.

Это заставляет нас озаботиться тем, чтобы учебный процесс был встроен в социальную политику с учетом проблем трудоустройства выпускников, вызванных кризисом на рынке труда, снижения экономической активности предпринимателей, а соответственно и сокращением потребности в юристах.

Исходя из практики приема на работу выпускников, реальными становятся следующие критерии. Главными, естественно, являются профессиональные знания и умение их реализовать в работе. При этом требования к профессиональным знаниям значительно изменились. Динамизм социально — экономического развития не оставляет времени на встраивание в систему новых отношений, диктует необходимость немедленного включения не только фундаментальных знаний, но и умения ставить задачи и составлять планы их решения, умение видеть проблему.

Значительное внимание работодатель уделяет на личностные качества выпускника — умению работать в коллективе и уровню общей культуры, а также как умение работать на результаты и оперативное переключение между задачами.

Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание, это прежнее требование работодателя, как показывает практика, к диплому определенного вуза, желательно ведущих вузов, уже не имеет значения, так как довольно высокая степень коррумпированности на этих факультетах снижает их значимость.

Другим важным требованием работодателя является наличие опыта не менее одного года. Данный подход подвигает выпускника к совмещению учебы с работой, что становится отрицательным фактором в процессе подготовки специалиста. У университетов есть возможность решить данную проблему, свести к минимуму данный фактор. Для этого необходимо, чтобы при юридических клиниках вузов выпускники имели шанс получить такой опыт и желательно в разных областях права. Отрабатывая определенное количество обязательных часов по оказанию юридической помощи населению, студент получает вожделенный опыт с последующей записью в трудовой книжке.

Стратегия успеха дополняется таким критерием как активная жизненная позиция, развитие которой можно также получить в стенах университета. Что в большой степени будет способствовать корпоративной сплоченности студентов, развитие которой будет влиять на развитие патриотических чувств к родному вузу. Кроме того, ведение базы данных о выпускниках позволить влиять на трудоустройство последующих поколений выпускников.

В связи с современными условиями жизни в нашей стране, ситуация с преподаванием на юридических факультетах потребовала кардинальных изменений по сравнению с советским периодом. В первую очередь, оно приобрело явный прикладной характер. Теорию права мы преподносим не как «теорию чистой воды», а отражение реальной жизни, протекающей за окнами наших аудиторий, не говоря об отраслевых дисциплинах. Именно теория государства и права, аккумулируя знания из области философии, экономики, социологии, политологии, психологии, логики, дает те общие и необходимые представления, как закономерные, о мире, обществе, государстве, праве, о нас, как о народе, гражданине, личности и человеке. Формирует основные правовые категории и понятия, которые в сжатой форме показывают смысл и назначение рассматриваемых государственно — правовых явлений. Эти понятия и категории постоянно сопровождают нашу жизнь. Владение знаниями о них становиться особо актуальным в настоящее время, когда происходит неизбежное формирование всеобщего понятийного аппарата правовых знаний, унификация представлений о правовых явлениях в разных правовых системах.

Данный предмет предельно конкретно дает представление о способе бытия человека, который не дан ему природой, а в большей степени предопределен той ценностной направленностью, которая определяет все частные интересы и поступки. Взгляд на мир, а через него и на себя с определенной дистанции, обусловлен именно этим положением. Каждый человек, осознанно или неосознанно, желает жить в мире с другими. Причем жизнью достойной человека. Поэтому для каждого времени объективно возникает настоятельная потребность в установлении необходимых для формирования нового пространства, культуры, общественного сознания, обусловленных природой конкретного общества, системы фундаментальных ценностей, способных не только консолидировать сложное по своей структуре общество, но и обеспечить созидательные процессы общественного процесса.

Исходя из реалий современного Казахстана, его социально-экономических, национально-культурных основ, политических отношений, концепция формирования гражданского общества в форме правового и социального государства должна стать одной из важнейших социальных предпосылок к духовно зрелому обществу. Основу, которых составляют фундаментальные ценности демократической политико – правовой культуры - это человек, его жизнь, права и свободы. Концептуальный образ демократической политико – правовой культуры достаточно ясно выражен в статье 1 Конституции РК: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы». Именно здесь исторический образ современного Казахстана представлен системой связанных между собой и вытекающих один из другого представлений о нашей государственности. И эта концепция имеет первостепенное значение, как наиболее справедливое выражение уровня исторического развития казахстанского общества и степени его ожиданий, связанных с осознанием целей и перспектив его практического преобразования.

В этой статье каждая идея представляет собой целый категориальный аппарат, начиненный определенными, систематизированными, апробированными в ходе формирования и развития демократических государств, знаниями и представлениями об общественном устройстве. Так, указывая на правовой характер государства, законодатель подразумевает возникновение и развитие гражданского общества, поскольку известно, что правовое государство без гражданского общества не может существовать. В свою очередь, возможность развития гражданского общества, зависит от состояния прав и свобод человека в стране. Признание и гарантии естественных прав и свобод человека являются необходимыми условиями устойчивого динамичного развития общества, а, следовательно, и государства. Рассматриваемая конституционная норма является учредительной, но и в тоже время идеологически насыщенной, подвергая идеологической идентификации все другие нормы права, она задает через них определенный идеологический процесс в обществе.

Идеологический процесс означает внесение в сознание личности, социальной группы, общества определенных идеологических воззрений, которые выступают в виде специфических форм отражения общеисторического развития и специально выработанных с целью распространения соответствующего нормативного выражения закономерностей управления, свойственных данному обществу. Следуя такому подходу, право объективно, через проявление идеологической функции, осуществляет управление общественно – историческими процессами, которое может быть определено как целенаправленное, на основе соответствующей информации, упорядочение системы, приведение её в соответствие с объективными закономерностями развития данного общества

Право в целом – это идеальные волевые образования. К значению воли здесь следует отнестись не как хотению, желанию, а как на практическую сторону проявления духовного. Главное в воли – деятельная сторона. Воля в отличие от сознания начинается не с объекта, а со своих целей и интересов. Познание признает то, что наличествует, переводит содержание предмета из внешней формы и единичного в форму разума. Таким образом, задается идеологический процесс. К.Маркс, в своих знаменитых «Тезисах о Фейербахе», писал: «философы … объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» [1, с. 4].

По Гегелю, практический дух, воля должны создать нечто такое, чего внешне нет налицо [2, с. 260-261]. Интеллект берет мир таким как он есть, воля стремиться сделать мир, воля есть деятельное благо [3 с. 418]. Формирование воли начинается с осознания целей и интересов субъекта, но оно непременно проявляется вовне в виде практической деятельности. Без этого воля не существует. Свобода воли – это свобода деятельности.

В системе юридических наук теория государства и права всегда занимала и занимает главенствующее положение. Особенностью данного предмета является то, что она стоит у истоков формирования специфического юридического мышления, наполняет его специальными научно обоснованными знаниями об окружающем мире, с которым человек каждодневно сталкивается и имеет о весьма смутные и или обыденные представления. Теория государства и права, состоящая из обобщенных и достоверных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает целую систему способов и методов использования этих знаний в общественной практике. Предмет теории государства и права представляется чрезвычайно важным в усвоении государственно — правовых явлений, формирующихся в условиях многообразия форм собственности, различный общественных объединений, средств массовой информации, социальных норм и форм общественного сознания.

Теория государства и права исследует и определяет интересы не отдельных личностей, групп или даже значительных слоев населения, а закономерный процесс непрерывного развития и совершенствования человеческого общества на основе фундаментальных, не подверженных конъюктурным соображениям, образовательных ценностей.

Теория государства и права представляет собой не только целостную систему правового знания, но и воспитания личности в интересах общества, государства, и, можно сказать, всего мира. Как самая гуманитарная дисциплина, определяющая теоретическую базу юридического образования и формирующая понятийный аппарат правового сознания она должна отвечать следующим требованиям:

  1. Ориентировать содержание образования на самоопределение личности с созданием условий для её самореализации на уровне современных образовательных технологий.
  2. Формировать профессиональное мышление, адекватное современному уровню знаний о государстве, праве, обществе и тенденциям мирового развития с интеграцией студентов в систему мировой и национальных культур.
  3. Воспитывать гражданина, адаптированного к происходящим процессам либерализации экономики и системной трансформации государственной организации Казахстана. 

Таким образом, теория государства и права, как учебная, научно - методологическая дисциплина, прежде всего, важна не столько ради знаний о государстве и праве, а сколько для формирования личности будущего юриста. Не только всесторонне развитой, но и глубоко осознающей, что естественное стремление к воле и политической свободе, без надлежащего правового обеспечения грозит устойчивости ряда демократических преобразований.

Поэтому основным достижением современной теории государства и права следует считать теоретическое обоснование обеспечения государством общественного согласия через защиту интересов членов общества, определения справедливых условий совместной жизни на основании правовых законов.

Определение народа как источника власти, творца и носителя естественных прав, должно стать лейтмотивом всего курса теории государства и права, поскольку соблюдение прав человека, как гражданами — с одной стороны, так и государством с другой стороны, преобразует целые политические системы и приносит свободу всему обществу.

Права человека — это не абстракция, а конкретные естественные условия его существования. Это те пределы допустимой свободы, которые в исторически обусловленных социально — экономическими и морально — нравственными устоями общества не нарушают прав других людей. Различая права человека и права гражданина, следует исходить из их соотношения как сущего и должного.

Многозначность «условий» существования людей вместе с тем есть проявление нечто единого. Так, целенаправленная, осознанная деятельность человека по осуществлению своих потребностей порождает «социально оправданную свободу поведения», которая непосредственно вытекает из их жизни, независимо от каких-либо установлений, так как перед каждым человеком жизнь предстает как мир вещей и социальных образований. И по мере вторжения в этот мир человек обнаруживает, что каждый предмет и процесс осмыслены, как бы обусловлены социальной функцией, целью. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности неизбежно включает человека в природную связь явлений и специфических закономерностей общественной организации, вооружая его навыками необходимыми в процессе труда, овладения символами, понятиями, представлениями и всей совокупностью социальных норм.

Так, включение человека в окружающий мир, в котором воплощена и опредмечена деятельность предшествующих поколений, объективно наделяет его опытом прежних поколений как личными способностями, делает частью его индивидуальности. При этом достижения индивидуальности не даются человеку в готовом виде. Поэтому каждый человек имеет возможность бесконечного и неповторимого индивидуального восприятия и развития. Человек, можно сказать, обречен нести в себе некую родовую сущность, проявляющуюся вовне, через действие исторически сложившиеся внешние формы выражения закономерностей общественного развития, как обычаи, мораль, религия, право и т. д., призванные непосредственно влиять на сознание и поведение человека, делая его представителем определенного образа жизни. Такая обусловленность предполагает распределение ролей и обязанностей между членами общества. Под их влиянием у человека вырабатывается механизм контроля, с помощью которого определяются приемлемые и неприемлемые для него и общества импульсы.

Закономерности общественного бытия не лежат на поверхности, их нужно познавать , верно сформулировать и передать людям как ориентиры для более успешного достижения поставленных целей, с экономным использованием материальных, духовных, физических сил общества и человека. Объективная реальность, в которой пребывает человек, определяется степенью свободы личности в его отношениях к природе, обществу, самому себе и может в значительной степени корректироваться государством. Мера коррекции государством жизни человека и общества через систему позитивного права будет зависеть от двух обстоятельств:

  • интересы и потребности каких социальных сил выражает государство;
  • насколько верно «схвачена» и понята объективная логика общественного развития.

Здесь заложена высокая значимость предмета теории государства и права, которая заключается в том, что через призму ценностей естественного права должно формироваться поколения юристов, способных к принятию рациональных решений и могущих помочь в их осуществлении.

Главными критериями уровня социального развития государства являются качество жизни и достоинство каждого гражданина, которое на прямую зависит от степени правовой культуры, знания основ права, основных законов государства. Знание юридических прав и обязанностей составляет основу правовой социализации, определяющей характер взаимоотношений между людьми, гражданином и представителем государственной власти, родителями и детьми, работником и работодателем, общественными объединениями и государством и другими субъектами общественных отношений. Со знанием этих норм общество и государство всегда связывали устойчивость и предсказуемость складывающихся общественных отношений.

В нашем обществе и государстве стала настоятельной необходимостью потребность в возрождении понятия достоинства человека с тем, чтобы сделать его основой человеческих взаимоотношений. Дело в том, что достоинство, как общее свойство человека, его сущностных черт является отражением реальных общественных отношений. Увлекаясь проблемами личности, правами человека в общетеоретическом плане, идее достоинства человека и её реализации уделяется по существу недостаточно внимания, если не сказать, совсем мало. Между тем достоинство личности является исходным в положении человека в системе общественных связей. От признания и возможностей полного осуществления прав на жизнь, здоровье, свободу, благополучие, справедливость, удовлетворение материальных и духовных потребностей зависит вопрос о человеческом достоинстве, о признании человека высшей ценностью. Понятие достоинства человека самым тесным образом связано с содержанием субъективных прав, правового статуса личности. Поэтому тема достоинства человека в процессе формирования гражданского общества должна стать центральной, так как этим понятием пронизывается весь правовой статус личности. Только через призму такого подхода можно понять подлинную природу естественных прав человека, индивида, гражданина, личности. Достоинство является концентрированным выражением социальной сущности человека, гуманизма и справедливости.

Несмотря на определенную работу в государстве по правам человека, следует констатировать, что на настоящий момент в нашей стране среди широкой массы людей отсутствует понимание смысла и назначения института прав человека. Простой человек до сих пор остается в неведении о своих правах, а кто более или менее осведомлен о них, также могут находиться в зависимости от государственных служащих, которые в силу недостаточных правовых знаний, непрофессионализма или злоупотребления служебными обязанностями нарушают права человека и гражданина. Государственные служащие, особенно нижнего звена, недостаточно осведомлены о правах человека, как признаваемых и охраняемых обществом и государством, и мировым сообществом. Пока конституционное положение о правах человека не станет доминирующим в деятельности государственных органов и должностных лиц, мы не можем говорить о стабильности и успешном развитии, общества, так как права человека являются его достоянием, мерилом его чести и достоинства.

В свете сказанного возрастает ответственность вузов при подготовке будущих юристов, призванных обеспечивать реализацию конституционных прав и свобод во всех сферах общественной жизни, выступать гарантом законных интересов человека, его объединений, общества и государства. Необходимо усилить контроль за соответствием их профессиональной подготовки программным установлениям государства, потребностям общественного развития, с учетом национальных и мировых достижений юридической науки и практики. В этом плане большое значение в формировании профессионального правового сознания должна сыграть теория государства и права, на укрепление его преподавания должно быть обращено особое внимание. Во — первых, к преподаванию данной фундаментальной дисциплины должны быть допущены только подготовленные специалисты, а не случайные лица. Во— вторых, следует увеличить количество программных часов, все - таки дисциплина базовая, сложная, состоящая из комплекса обществознания и обеспечивающая основы всех юридических наук. В последнее время объем часов по ТгиП подвержен постоянному сокращению, с 4-х кредитов до 2-х. В — третьих, в учебные программы по специальностям политологии и международных отношений необходимо ввести курс по общей теории государства и права в целях повышения знаний и культуры соблюдения прав человека и законных интересов граждан на всех уровнях власти, особенно в сфере принятия решений, деятельности различных органов и учреждений.

 

Список литературы:

  1. 1.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 4.
  2. 2.Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1997. Т. 3. С. 260-261.
  3. 3.Гегель. Указ. соч. Т. 1. С. 418.
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Юриспруденция
loading...