Дается понятие правового государства. Сравнивается закрепление основных принципов правового государства в конституциях современных государств.
Прежде чем, говорить о принципах правового государства, необходимо дать его понятие. Существует множество подходов к определению правового государства, его сущности, что свидетельствует о том, что нет единых и одинаковых для всех народов и времен идей правового государства. Суть концепции правового государства - в том или ином ее варианте - состоит в том, что власть государственных структур ограничивается правом. Поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти начались еще в далеком прошлом. Это стало почвой для формирования идеи о разумности и справедливости организации такой политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится общеобязательным законом, а публично- властная сила, признающая право, упорядоченная, а, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, - справедливой, т.е. соответствующей праву государственной властью. [7,251]
В современном мире все более актуально проявляется необходимость проявления в государствах принципов демократизма, разделения властей, приоритета прав и свобод человека и гражданина. Что напрямую сочетается с таким понятием как правовое государство. У каждого народа идеи правового государства имеют свое специфическое понимание и получают свой собственный юридический оттенок. Естественно, что это в первую очередь находит отражение в законодательстве каждой страны.
Анализируя конституции современных государств с позиции закрепления в них принципов правового государства, их можно разделить на две группы. К первой относятся конституции и конституционные акты, которые вообще не содержат термина «правовое государство». Вместе с тем в них закреплены отдельные принципы правовой государственности: разделение властей, гарантированность прав человека и гражданина, верховенство закона и другие (Великобритания, Франция, США, Финляндия, Швеция). Ко второй группе можно отнести конституции, которые закрепили положения о том, что данное государство является правовым (Российская Федерация, Кыргызская Республика и большинство стран СНГ).[2,35]
Общим для всех конституций является то, что понятие «правовое государство» в них не раскрывается. В текстах же основных законов государств как первой так и второй группы закрепляются именно принципы правового государства. Из современного понимания сущности правового государства можно выделить два главных принципа правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; а также наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения. Кроме того к принципам правового государства относятся: верховенство закона (права), равенство всех перед законом, разделение властей, участие народа в управлении делами государства, взаимная ответственность государства и личности, политический плюрализм.
Весьма широко в основных законах многих государств закреплены нормы правового государства о правах человека и гражданина. Так, например, в конституции Финляндии от 11 июня 1999 года (1999/731) глава 2 полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина. В 6 параграфе помимо признания равенства всех перед законом, отдельно указывается положение ребенка и говорится, что «с детьми следует обращаться как с равными индивидуумами, и они должны иметь право оказывать влияние на решение вопросов, которые касаются их самих в соответствии с уровнем их развития».[5,154]
В Конституции Японии 1977 права и свободы граждан рассматриваются, как им присущие, которые не могут нарушаться даже парламентом путем издания соответствующего закона.
Анализируя статьи Конституции Кыргызской Республики 2010 года, можно сделать вывод о том, что права и свободы человека и гражданина в Кыргызской Республике поставлены выше государственной власти. Так в ст. 16 Конституции 2010 года сказано, что «права и свободы человека являются высшей ценностью». Обращает на себя внимание и тот факт, что правам и свободам человека и гражданина полностью отведен раздел 2 Конституции, включающий 44 статьи, почти треть основного закона.
Непосредственно в главе 2 «Основные свободы и права» Конституции Швеции от 27 февраля 1974 года в редакции закона 1976:871 закреплено, что смертная казнь не должна применяться. Не во всех основных законах современных государств на конституционном уровне закреплена такого рода гарантия прав осужденных.
Также интересным является рассмотрение конституционного закрепления такого принципа правового государства как верховенство права и/или верховенство закона. Верховенство права — правовая доктрина, согласно которой никто не выше закона, все равны перед законом, и никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законом порядке. Дословно этот принцип не нашел своего отражения в конституциях современных государств, в некоторых конституциях закрепляется именно равенство всех перед законом. Так в статье 16 Конституции Кыргызской Республики, в статье 19 Конституции Российской Федерации, в статье 8 Союзной Конституции Швейцарской Конфедерации содержатся нормы о том, что все равны перед законом и судом. В Конституции же Швеции данный принцип адресован именно государственным органам и закреплен следующим образом: суды, а также органы управления и другие органы, которые осуществляют функции в области государственного управления, должны в своей деятельности принимать во внимание равенство всех перед законом, а также проявлять деловитость и беспристрастность. К числу немногих государств, где в конституционном законодательстве закреплен принцип верховенства права относится Республика Беларусь. В статье 7 Конституции Республики Беларусь сказано: «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права».
Верховенство же закона как категория, вытекающая из принципа верховенства права и представляющая собой основополагающий принцип законности, предполагающий исключительность закона, то есть признание его высшей юридической силы по отношению ко всем иным нормативным правовым актам, в большинстве конституций современных государств относится к закреплению высшей юридической силы самой конституции, которой должны соответствовать все иные нормативные правовое акты. В Конституции Кыргызской Республики 2010 года данный принцип закреплен в статье 6: «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике. На основе Конституции принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты». В статье 15 Конституции Российской Федерации также указано, что «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». В Конституции Республике Беларусь прописано, что «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы».
Современные демократические государства в обязательном порядке конституционно закрепляют такой принцип правового государства как принцип разделения властей. Непосредственно в тексах основных законов государств этот принцип закрепляется по-разному: в одних странах он содержится в основном законе, в других вытекает из общего смысла всей конституции. Так, например, в главе 1 Конституции Финляндии четко прописывается как разделяется власть в государстве: «Законодательная власть осуществляется Эдускунтой, которая также принимает решения о государственных финансах. Исполнительная власть осуществляется Президентом Республики, а также Государственным советом, члены которого должны пользоваться доверием Эдускунты. Судебная власть осуществляется независимыми судами во главе с их высшей инстанцией – Верховным судом и Верховным административным судом».
В Конституции же США, хотя и не упоминается данный принцип существует самое жесткое разделение властей: все полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу, исполнительную власть осуществляет Президент, судебную власть – Верховный суд и те низшие суды, которые учреждаются Конгрессом.
В Конституции Кыргызской Республики 2010 года сказано, что государственная власть основывается на принципах: верховенства власти народа, разделения государственной власти, разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, открытости и ответственности государственных органов, органов местного самоуправления пред народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа. Здесь же нашел свое отражение еще один принцип правового государства – ответственность государства перед личностью, который практически не отражается в конституциях современных государств.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что не во всех текстах конституций современных государств закреплены положения о том, что государство является правовым, в большинстве конституций прописываются именно принципы правового государства, что, на мой взгляд, более убедительно, чем просто декларация государства в качестве правового. Чтобы государство стало правовым, недостаточно просто записать его таковым в основном законе государства, для этого необходимы четкие механизмы реализации принципов правового государства.
Ежегодно некоммерческая организация World Justice Project публикует рейтинг современных правовых государств, оценивая каждую страну по восьми основным критериям: пределы полномочий центральной власти, открытость правительства, фундаментальные права, коррупция, безопасность, эффективность правоприменения, гражданская и уголовная юстиция. В 2012 году из 97 стран, список возглавила Швеция. Несмотря на то, что непосредственно в тексте основного закона Швеции не прописано, что данное государство является правовым.
Также ежегодно австрийской организацией «Democracy Ranking» публикуется рейтинг самых демократичных стран мира (демократическое государство напрямую взаимосвязано с правовым государством и его принципами), оценивая государства на основе таких параметров, как политические права, гражданские свободы, свобода прессы, коррупция, политическая стабильность и равенство полов. В 2013 году рейтинг из 104 стран возглавила Норвегия, в первую десятку также вошли Швеция, Финляндия, Швейцария, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия, Германия, Ирландия и Австрия. США заняли 15-е место, Кыргызстан в рейтинге демократичных стран мира занял 86-е место.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1.Конституция Кыргызской Республики.Б.2010 г.
- 2.Бобылев А.И. Теория и практика формирования правового и социального государства // Право и политика. - 2006. - № 3. - C. 44-22.
- 3.Борисов О. А., Головкин Р. Б. Основы Конституции Российской Федерации. – Владимир, 1997.
- 4.Ильин И.А. Теория государства и права. Авторский сборник. – М.: Зерцало, 2003. – 400с.
- 5.Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2005.—288 с.
- 6.Смоленский М.Б. Правоведение. Учебник. – М.: Дашков и К, 2007. – 480с. 7.Тихомиров М.Ю. Правовое государство // Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. 5-е издание. – М., 2005. – 972с.