В данной научной статье рассматриваются вопросы роли исламских банков в мировой финансовой системе, а также особенности исламской банковской системы.
В настоящее время исламские финансовые институты действуют более чем в 75 странах мира. Самая большая их концентрация находится в исторически обусловленном регионе Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (Бахрейн и Малайзия – самые большие центры), а также в Европе и США [1, c.97].
Независимо от того, говорим ли мы о развитии исламских банков в исламской финансовой системе или мировой финансовой системе на современном этапе, нельзя не учитывать тех глобализационных процессов, которые оказывают неоспоримое влияние на любую финансовую систему, существующую в какой бы то ни было стране мира. В попытках объяснения глобальных изменений современная наука предлагает различные концепции и подходы для понятия глобализации.
В объяснениях К. Омэ, «современная глобализация означает новую эру, отличительная черта которой состоит в том, что люди повсюду во все большей степени попадают в зависимость от порядков, царящих на мировом рынке (K. Ohmae, 1992).»[1, c.6]. Несомненно, что под это влияние попадают и исламские банки, как те, которые действуют на исторически обусловленной территории, так и банки за ее пределами.
Существует ряд гипотез, таких ученых как П. Маркузэ, Дж. Розенау, Э.Гидденс, Дж. Томпсон, Дж. Альдо, которые могут быть сведены к тезису о том, что глобализация «является высшей стадией капиталистической интеграции мировой экономики или «современным вариантом капитализма» (Munsk R., 1999).»[1, c.8].
Немаловажным в развитии исламских банков остается и тот факт, что правящие элиты большинства стран регионов распространения ислама зачастую подвергаются политическому и экономическому давлению со стороны стран Запада и вынуждены развивать экономики своих государств с учетом общемировой ситуации [1].
Общемировой тенденцией на сегодня стало стремительное сокращение природных ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения развитых стран постиндустриального общества, что приводит к изменению их геополитики.
Развитие исламских банков в различных регионах мира также связано с особенностями различных моделей экономического поведения народов в зависимости от их социальной, культурной и религиозной принадлежности.
«Исламский мир медленно, но неуклонно внедряется в северном полушарии. Это подтверждается не только экспансией в финансовой сфере, но и активным процессом миграции населения исламских государств в развитые неисламские страны. Рассматривая такой индикатор глобализации, как миграция рабочей силы, необходимо отметить, что Европа – Англия, Германия, Франция, другие страны – и ранее испытывала на себе сильное миграционное и культурное влияние арабского мира, где сейчас очень сильны позиции ислама, то теперь и в финансовую сферу европейских государств начинают просачиваться исламские финансовые институты». Поэтому продукты исламского финансирования в разных странах будут востребованы в разной степени. Например, о востребованности исламских банков на территории стран СНГ говорит начальник отдела экономических программа Совета муфтиев России Мадина Калимуллина: «Люди ждут, когда же, наконец, в России и других странах СНГ откроются исламские финансовые институты, исламские банки… В тоже время понимание сути операций исламского финансирования на очень низком уровне. 3-5% опрошенных людей действительно понимают, в чем заключается суть, смысл операции»[1, c.46].
В 1974 г. исламскими странами был учрежден Исламский банк развития (ИБР), который успешно развивается по настоящее время. Главной задачей ИБР является поддержка исламских банков в мире и пропаганда идей исламизации экономики, повышение благосостояния населения в странах-участницах Организации Исламской Конференции (ОИК), поддержка и продвижение человеческого развития, науки и технологий, исламской экономики, финансов и банковского дела. ИБР признан международными организациями. Прежде всего, банк осуществляет специальную программу технической помощи, направленную на поддержку стран ОИК в их деятельности, относящейся к Всемирной торговой организации (ВТО). Банк международных расчетов в июне 2004 г. в соответствии с Новыми соглашениями по капиталу отнес ИБР к категории безрисковых многосторонних банков развития. В свою очередь, рейтинговое агентство Standard’s and Poors в 2004 г. присвоило ИБР наивысший рейтинг – AAA/A1+, что свидетельствует о его высокой надежности [1].
Исламский динар, являющийся единой расчетной единицей ИБР, эквивалентен по стоимости 1 SDR Международного Валютного Фонда (МВФ), так как ИБР был признан МВФ в качестве официального держателя SDR, в результате чего он получил право на покупку и использование SDR в своих операциях и транзакциях с МВФ и центральными банками стран-участниц МВФ, а также с другими держателями SDR на тех же условиях, что предоставлены странам-членам Фонда [1, c.114].
«ИБР проводит, по сути, политику патронажа по отношению к развивающимся странам-участницам ОИК, нуждающимся во внешнем финансировании принятых ими национальных планов и программ хозяйственного развития. Одновременно, ИБР выступает главным идеологом и безусловным лидером в пропаганде исламской экономики… Процесс создания новых исламских банков продолжается достаточно стабильными темпами, что отражает их экспансию как в арабских странах, так и вне границ мусульманского мира, в том числе в немусульманских странах, включая ряд ведущих индустриально-развитых государств (Великобритания, США, Дания, Швейцария, Канада, ЮАР и др.)»[1, c.115].
Успешное развитие и распространение исламских банков за пределами регионов, большая часть населения которых исповедует ислам, обусловлено еще и тем фактом, что исламское банковское дело предполагает наибольшую прозрачность своей деятельности, нежели традиционные банки. То, что исламские банки выступают главным образом партнерами между своими клиентами – вкладчиками и заемщиками, диктует необходимость их транспарентности, чтобы сократить моральные риски вкладчиков и инвесторов, объективно связанные с тем, что исламский банк обычно вообще не дает никаких гарантий вкладчику по привлеченным долгосрочным инвестициям. Вместе с тем, наибольшая прозрачность деятельности исламских банков, нежели традиционных западных играет положительную роль в экономике государств. Исламские банки предоставляют информацию для контролирующих органов и общества о долгосрочной инвестиционной стратегии банка, видах ценных бумаг, мониторинге факторов риска, внутреннем финансовом контроле, данных о финансовом состоянии банка, квалификации персонала и др. Считается, что, «чем менее прозрачна страна, тем в больших масштабах наблюдается отток капиталов из нее во время кризисов»[1, c.84]. Поэтому проблема транспарентности финансовых структур и банков в разных странах стоит очень остро. Данный негативный факт имеет место быть и в РФ. В 2008году в оффшорные зоны ушло 2/3 бюджета РФ в том числе и из-за непрозрачности финансовых схем и отсутствия необходимой реакции Правительства. Данные потери сопоставимы с потерями Советского Союза во время Второй мировой войны и составляют 2 трлн. долларов США. Многие эксперты в области экономики полагают, что такие зоны являются одной из причин мирового финансового кризиса [2, c.5]. Вместе с тем, в шариате данные области рассматриваются как запретные и действие исламских финансовых институтов в них запрещено.
Существенно и то, что исламские банки, действуя по принципу разделения убытков и инвестиционных рисков с вкладчиками, вынуждены постоянно поддерживать ликвидность своего баланса на существенно более высоком уровне, чем обычные банки западного типа, что дает значительный запас устойчивости во время кризисов и болезней экономики.
Занимая второстепенное место в мировой финансовой системе, исламские банки играют большую роль в изменении взглядов на устоявшуюся финансовую систему.
Сформированная по законам Шариата, исламская финансовая система менее всего подвержена возникновению кризисных явлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Исламские финансовые институты в мировой финансовой архитектуре/ Беккин Р.И., Вовченко Н.Г., Евлахова Ю.С. и др. под ред. д. э. н., проф. Кочмола К.В. Ростов – н/Д.: РГЭУ «РИНХ», 2007. – 368 с.
- Тудоровский Я. Сговор жадных/ /Аргументы и Факты, 2009, №35.-С.5