В современных условиях устойчивое развитие любой экономической системы немыслимо без адекватного состояния и эволюции инновационной сферы. В свою очередь, достижение высокого уровня функционирования последней невозможно без соответствующего развития образовательного комплекса.
Рынок образовательных услуг в России развивается очень бурно. В него вовлечены как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Высокие темпы развития данного рынка, появление новых форм оказания образовательных услуг определяют необходимость глубокого исследования процессов, складывающихся на этом рынке, разработки направлений совершенствования организационно-экономического механизма его функционирования.
Судьба нашего государства и каждого отдельного человека прямо зависит от развития системы образования. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В этой области заняты одновременно около 1 млрд. учащихся и 50 млн. педагогов. Будучи фактором социально- экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства.
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Образование оказывает влияние на духовную жизнь общества через культурно-воспитательную функцию государства. Формирование общей культуры – условие любой профессиональной подготовки. Оно создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение.
Перед образованием – одной из самых обширных областей человеческой деятельности – стоит задача фундаментальных изменений. Молодежь входит в мир, картина которого меняется с невиданной ранее быстротой. В течении жизни одного поколения глубоко преображаются экономика, техника, политические системы, социокультурные отношения и устои человеческого бытия.
Проблема организации и развития образования, включая высшее, во все времена и во всех государствах была одной из приоритетных вне зависимости от их политического, экономического и религиозного устройства. Наибольших успехов в этом направлении достигла Европа, где создана и на протяжении более 800 лет успешно функционирует система университетского высшего образования. За время существования университетов государства Европы испытали не одно социальное потрясение: войны, революции, смена общественно-политических формаций и др. Однако концепция университетского образования при этом практически не претерпела никаких революционных изменений.
К сожалению, развал СССР, переход к рыночной экономике и появление частной собственности в России привели к серьезным изменениям в области высшего образования.
С переходом России на рыночные отношения в 1980-ых гг. особенно актуально встал вопрос об экономическом образовании. Человек, имеющий диплом экономиста, считался успешным, перспективным специалистом, для которого в сложившейся конъюнктуре рынка везде открыты двери. Это привело к ажиотажному спросу на экономистов в стране[1].
Большинство вузов, не имея должной материально-технической базы, профессорско-преподавательского состава и стремясь удовлетворить этот спрос, бросилось создавать экономические факультеты, что, безусловно, не могло не сказаться на качестве образования. Многие школы и вузы, зачастую в ущерб развитию других факультетов и специальностей, сконцентрировали все свое внимание и средства на экономическом образовании. Подталкивала к этому и растущая с годами конкуренция между учебными заведениями. Им пришлось выбирать между обучением и необходимостью роста вширь, а не вглубь. Многие предпочли расширение внутреннему развитию и совершенствованию.
Погоня за числом студентов, а не за качеством образования привела к общему снижению показателей качества выпускников по всем специальностям. Свою лепту внесли и социальные потрясения: развал СССР, социальная нестабильность, падение уровня жизни населения. Следствием этого стала деградация культуры и нравственности.
Люди стремятся повысить свой статус при помощи высшего образования. Однако когда высшее образование становится полностью доступным для всех, когда студентов «тянут» до последнего, высшее образование перестает быть таковым. Быть может, именно поэтому за границей российские дипломы ничего не значат? Доверие сохранилось только к советским дипломам о высшем образовании, а не к современным российским. Сейчас принято ругать советскую систему образования, считать ее старомодной, не отвечающей современным тенденциям. В таком случае в современной системе все еще хуже. Иначе как объяснить такое «доверие» иностранцев к нашим стандартам образования?
Одна из ключевых причин, тормозящих развитие образования в России – проблема квалифицированности преподавательского состава. В современной России наметилась негативная тенденция к снижению качества подготовки выпускников педагогических вузов. Многие из них совершенно не заинтересованы в преподавании. Их цель – получение заработной платы за свой труд и все. Нынешнюю систему образования спасает «старая гвардия» и небольшое, буквально мизерное, число молодых преподавателей-альтруистов. И это плохо. Старение кадров – бич современных университетов. Процесс «воспроизводства» идет медленнее темпов увеличения численности студентов. Это приводит к тому, что вузам приходиться брать на работу все больше преподавателей с сомнительной квалификацией.
К сожалению, заработная плата в сфере образования оставляет желать лучшего. Пожалуй, именно низкий уровень оплаты труда – это самая большая проблема современной системы образования.
Так, уже было подсчитано, что для приведения средней заработной платы в сфере образования к уровню 25-30 тыс. рублей в месяц понадобится ежегодно тратить 100 млрд. руб. У государства подобных средств, само собой, нет. Пока государство не доведет уровень оплаты труда в этой сфере до приемлемого уровня, ни о каком возрождении качественного образования в России не может быть и речи. У педагогов полностью отсутствуют стимулы к преподаванию. Преподаватель может запросто уйти в совершенно другую сферу деятельности, где заработает больше.
Поэтому, как бы резко это ни звучало, учителями хотят стать либо энтузиасты, либо люди, которым податься просто некуда[2].
По мнению российского обществоведа С.Кара-Мурзы, смысл разделения учебы в вузе на два этапа – бакалавриат и магистратуру –состоит в уничтожении того типа высшего образования, который сложился в русской культуре за 300 лет. Министерство предполагает изменить уклад вуза, организацию учебного процесса и программы. Эти вещи взаимосвязаны и складывались исторически, а не доктринально. Уклад – это, прежде всего, отношения между студентами, а также между студентами и преподавателями[3].
При двухступенчатой системе образования студент обучается по упрощенной программе и получает диплом бакалавра. Затем желающие могут пройти дополнительный курс обучения (один-два года) и получить диплом магистра. Ранее, как известно, была принята система пятилетнего обучения, в котором последний год был посвящен научному исследованию или инженерно-технической разработке, после чего следовала защита диплома. Таков бы профиль вузовской подготовки.
Система переучивания бакалавра в магистра исключительно дорога, и встает вопрос: «Сможем ли мы применить в России эту систему в массовом масштабе?» Вероятнее всего, что нет. А это приведет к снижению уровня подготовленных специалистов. Становится непонятным, зачем вообще нужна эта система? Неужели только для того, чтобы дипломы российских специалистов были понятны западным работодателям?
В России нет также никаких экономических условий для предполагаемой свободной миграции студентов и преподавателей. Существующий низкий уровень лингвистической подготовки подавляющего большинства наших студентов и преподавателей также показывает, что ни о какой свободной миграции в Европу говорить не приходится.
Формирование единого европейского образовательного пространства – проблема исключительно сложная, многоплановая. Не случайно некоторые европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе.
Острые дискуссии развернулись в Германии, в которых высказывались мнения, что унификация образования снижает значимость национальной образовательной традиции, а немцам есть чем гордится. В 2003-2004 гг. во Франции реформы образования активно критиковались и даже проводились забастовки. Новая система предполагает обязательную конкуренцию между университетами, а студенты этого не хотят[4].
Словом, Болонский процесс – предмет оживленной дискуссии западноевропейской интеллигенции. Причем, западноевропейская интеллигенция так же, как и российская, поделена на сторонников либеральной и социальной концепций. Многие из европейских социалистов вполне оправданно подозревают, что политики, возбужденные интеграционными процессами в Европе, планируют реформу, системные последствия которой они, в общем-то, не в состоянии предсказать. Различие в подходах и воззрениях на то, каким должно быть образовательное пространство в будущем – характерная черта современного образовательного дискурса в европейских странах.
Современное высшее образование за последние 20 лет ушло в «свободное плавание». Вузам пришлось решать множество проблем, которые до этого за них решало государство. Большинство этих проблем требовало крупных денежных вливаний, которые и привели к высокой степени коммерциализации российского образования, начиная от платных пересдач сессии, заканчивая внебюджетным обучением. Вузам надо было выживать, а для этого нужны были деньги. И много денег. Если финансовые поступления от государства уменьшались, то деньги можно было брать у потребителей – абитуриентов и студентов. А чтобы их привлечь, надо было сделать высшее образование более доступным. Что и произошло.
Можно выделить наиболее актуальные проблемы формирования и реализации образовательных потребностей населения, суть которых сводится к следующему:
- в условиях замкнутых региональных рынков труда возникают деформации в структуре образовательных потребностей населения;
- диспропорция между образовательными потребностями личности, требованиями рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг снижает эффективность деятельности высшей школы, с одной стороны, и воспроизводства и развития социально-профессиональной структуры региона с другой;
- в условиях малого города возникает противоречие между образовательными потребностями населения и образовательными возможностями региона, обостряется проблема доступа к обучению;
- в условиях малого города нет альтернативы доступа к образованию, что снижает уровень образования населения;
- существующие условия образовательного процесса (социокультурные, технологические, организационные, кадровые) усугубляют разрыв между столичным и провинциальным образованием, деформируя структуру образовательных потребностей, что негативно сказывается на формировании образовательного потенциала населения.
Задача вуза – помочь студенту постепенно научиться брать на себя все большую ответственность, в том числе и социальную. За счет каких инструментов можно этого добиваться? Прежде всего, за счет знаний, сопряженных с практикой предпринимательства, таких как корпоративное управление, финансовый менеджмент, маркетинг, стратегический менеджмент и т.п. Совершенно необходимо также умение выраьотки и принятия предпринимательских и управленческих решений в условиях неопределенности – моделирование конкурентной ситуации, сценариев развития тенденций внешней среды, изменений внутренней среды.
Такая репетиция реальных решений помогает студентам обучаться навыкам оценки рисков, методам их снижения, повышает значимость процедур анализа и планирования.
Государству наравне с университетами, всячески следует стремиться повышать активность профессорско-преподавательского состава. Для этого надо постепенно повышать уровень оплаты труда в сфере образования, стимулировать научную деятельность путем предоставления грантов и т.п.
Понятно, что дальнейшее развитие сферы образования во многом зависит от позиции государства, его социальной политики, реального признания (не на словах, а на деле) приоритетности этой сферы. Но многое может делаться и в конкретных образовательных институтах, образовательных организациях. Нужен активный поиск современных социальных и педагогических технологий развития образования. Прежняя традиционная позиция – ожидание указаний сверху – вряд ли сегодня принесет успех. Проблема состоит в том, чтобы изучать, знать потребности субъектов образовательного процесса и создавать благоприятные условия для их удовлетворения.
Еще одна проблема – необходимость превращения процессов образования (приобретения знаний, социализации личности, ее самореализации) в комфортную для всех социальных общностей сферу деятельности.
Реформирование образования, его успех во многом зависит от поиска новых путей развития. Только нельзя при этом «слепо копировать» чужие модели образования.
Список использованных источников:
- 1.Жилинкина А.П., Серпуховиткина Т.Ю. управление качеством высшего образвоания в условиях модернизации профессиональной школы. Белгород, 2009. 2 изд.-229 с., 134-137 с.
- 2.Арин О. Проблемы образования в России или иллюзия бурной деятельности (ИБД) olegarin.com/olegarin/Problemy_obrazovania_v_Rossii.html
- 3.Модернизация российского образования:проблемы и перспективы/Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 352 с., с. 203
- 4.Аванесов В.С. Доклад на XI – ой международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения». Москва, ИНИОН РАН, 16- 17 декабря, 2010 г.