Россия в 90-е годы, как и другие страны СНГ, начала процесс реструктуризации государственных компаний с последующей их приватизацией.
Федеративное устройство России определяет организационную структуру участия государственных органов в регулировании нефтяной промышленности. В соответствии с Российской Конституцией 1993 года федеральное правительство и органы власти субъектов федерации разделяют полномочия по регулированию энергетической промышленности.
Особенностью России является отсутствие чёткого разграничения полномочий между десятками различных министерств и ведомств всех уровней, участвующих в управлении государственными природными ресурсами. По заявлениям инвесторов, в процессе подготовки и подписания соглашений, им необходимо собрать подписи более тысячи чиновников на федеральном, региональном, и местном уровнях. Реформы, начатые В. Путиным, в частности, передача функций по заключению и выполнению соглашений министерству экономического развития и торговли, уже было обнадёжили инвесторов на установление в России системы «одного ведомства», используемого на западе. Но, очевидно, инвесторы рано радовались. Наравне с министерством экономического развития и торговли в процесс заключения и выполнения соглашений вовлечены также министерство промышленности науки и технологий, министерство финансов, министерство налогов и платежей, государственное таможенное управление, министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также различные ведомства. И это только на федеральном уровне. Необходимо также принять во внимание участие региональных министерств и ведомств, участие которых обязательно [1].
Закон Российской Федерации «О недрах» устанавливает разделение полномочий между федеральными региональными властями[2]. К примеру, в компетенцию федерального правительства входит определение федеральной политики недропользования, государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, заключение международных договоров по геологическому изучению, использованию и охране недр, заключение соглашении о разделе продукции, определение налоговой политики и многое другое. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют в пределах своих территорий политику в области землепользования, распределения природных ресурсов, использования и охраны недр. В компетенцию органов власти субъектов Федерации входит также лицензирование деятельности, связанное с пользованием участков недр регионального и местного значений.
Как было указано выше, на федеральном уровне, в соответствии с постановлением правительства РФ №86 от 2 февраля 2001 года, основные полномочия в нефтяном секторе переданы Министерству экономического развития и торговле Российской Федерации. В частности, этому министерству поручена:
- разработка государственной инвестиционной политики;
- координирование деятельности исполнительных органов по подготовке проектов нормативных актов, регулирующих заключение и выполнение соглашений о разделе продукции;
- подготовка заключений по федеральным законам о списках месторождений, допускаемых к использованию по соглашениям о разделе продукций.
Также совместно с министерством энергетики и министерством природных ресурсов данное министерство занимается разработкой условий и проведением тендеров на заключение соглашений о разделе продукций.
Параллельно с этими министерствами регулированием вопросов недропользования, а также заключением и выполнением соглашений о разделе продукций занимаются в той или иной мере ещё более десятка иных министерств и ведомств.
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», принятый Государственной Думой 6 декабря 1995 г. и одобренный Советом Федерации 19 декабря 1995 г., подготовлен в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности; он устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции [3;4].
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1997 г. №1132 «О мерах по обеспечению прав и интересов Российской Федерации при заключении и реализации соглашений о разделе продукции» и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 1997 г. №694 «О мерах по реализации федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции, осуществляющая государственный контроль за обеспечением прав и интересов Российской Федерации при заключении и реализации соглашений о разделе продукции [5].
Однако существование комиссии никоим образом не повлияло на практику заключения соглашений. Первым председателем комиссии был Борис Немцов. Затем его последовательно сменяли Юрий Маслюков, Николай Аксененко. После того как господина Аксененко лишили ранга первого вице-премьера, оставив его рядовым министром, комиссия по соглашениям о разделе продукции не собиралась. В 2001 г. новым председателем комиссии назначен вице-премьер Виктор Христенко. В комиссию вошли представители от Минэкономразвития, Минприроды, Минпромнауки, МИДа, Минюста, Минфина, Минтранса, Минпромэнерго России, Ростехнадзора, Росэнерго, Роспрома, Росстроя, Росприроднадзора, Ространснадзора, Росимущества России и других министерств и ведомств, включая представителей спецслужб[6]. Однако эффективность и необходимость подобной комиссии ставится многими под сомнение.
Участие такого большого количества представителей государства в регулировании отношений недропользования вызывает негодование не только среди иностранных, но и местных инвесторов. Это один из основных факторов, вызывающих наибольшую критику со стороны инвесторов и отмеченных условий, ухудшающих развитие благоприятного инвестиционного климата страны.
Список использованных источников:
- Н.И. Зерщикова. Особенности применения соглашений о разделе продукции в России.
- «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз». № 3 (3), 2008.
- Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 № 2395-1. (Ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.2012).
- Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г., 30 декабря 2008 г., 19 мая 2010 г.).
- Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» / О.А. Ляпина, А.В. Колокольцев, А.В. Свечникова, С.А. Кощеев.
- Малышев М. А. Соглашение о разделе продукции и пути повышения эффективности реализации проектов на его основе. Экономика Российской Федерации в условиях реформирования. Сборник научных трудов. Под общей редакцией д.э.н. Бандурина В.В. 11.12.2003.
- Журавлев. М. Инвесторы устали ждать СПР //Коммерсантъ – Нефтегаз. №156. 30 августа 2001 г.