Для уяснения сущности права недропользования необходимо определить, что представляют собой недра как объект права. Общеизвестно, что объект права можно определить как то, по поводу чего возникают общественные отношения между людьми или иными субъектами этих отношений. При этом особые свойства и назначения этих объектов могут существенным образом влиять на характер правоотношений по их поводу.
Будучи объектом прав, недра подчинены специальному правовому режиму ввиду присущих им правовых и природных особенностей. Понятие «недра» в Законе «О недрах и недропользовании» определяется как часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии -ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса (подпункт 12 статьи 1Закона «О недрах и недропользовании»).
Недра являются частью природных ресурсов. В соответствии с Экологическим Кодексом от 27 июля 2007 г. «Экологический Кодекс» природные ресурсы - природные объекты, имеющие потребительскую ценность: земля, недра, воды, растительный и животный мир. Как объект права недропользования недра выступают в качестве имущества, а само право недропользования - в качестве имущественного права. В связи с этим следует различать недра, как часть окружающей среды, и недра, как разновидность имущества. Как правильно, по нашему мнению, указывает Б. В. Покровский, «в качестве объектов вещных прав объекты природы выступают не только в их естественном состоянии, но, прежде всего - в социальном качестве имущества, а в имуществе, как таковом, нет даже атомов естественных элементов природы. Имущество - это общественная форма естественных объектов, особенности которой обусловлены естественными и общественными свойствами различных видов таких объектов. Природные объекты, входящие в состав природных ресурсов, - это одна из важнейших частей имущества как объекта имущественных прав» [1].
Известно, что объекты вещных прав должны характеризоваться индивидуально- определенными признаками. Как можно индивидуализировать недра, которые расположены под всей земной поверхностью? Индивидуализация начинается с того, что речь идет о недрах, расположенных в пределах границ территории Республики Казахстан, отделяющих их от территорий других государств. Недра, в свою очередь, на всей территории республики разделяются на блоки - участки недр. Участок недр - геометризированная часть недр, выделяемая в замкнутых границах для предоставления в недропользование (подпункт 30 статьи 1 Закона «О недрах и недропользовании»).
Индивидуализация недр, как объектов вещных прав, проявляется в их описании в составе государственного фонда недр и государственных кадастров, что позволяет определить местонахождение участка недр, описать и зафиксировать на местности его границы, а также получить качественную характеристику с точки зрения наличия или отсутствия месторождения полезных ископаемых. Месторождение - это часть недр, содержащая природное скопление полезного ископаемого (подпункт 41 статьи 1 Закона «О недрах и недропользовании»).
Закон «О недрах и недропользовании» решая вопросы собственности, называет несколько видов имущества: недра, минеральное сырье, полезные ископаемые и техногенные минеральные образования. Для уяснения сущности недр как объекта права недропользования есть смысл рассмотреть все названные виды имущества и определить различия между ними.
Итак, первым видом являются недра. Согласно пункту 1 статьи 10 Закона «О недрах и недропользовании» недра находятся в государственной собственности, что полностью соответствует пункту 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан и статье 193 ГК, содержащей, кстати, аналогичную с Конституцией норму.
Недра как вид имущества относятся к недвижимому имуществу. Отметим, что в статье 117 ГК при перечислении видов вещей, относящихся к недвижимости, недра не названы. Тем не менее, исходя из общего понятия «недвижимости», согласно которому к нему относятся имущество, прочно связанное с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно), недра, безусловно, относятся к недвижимости. Кстати, аналогичная статья Гражданского кодекса Российской Федерации прямо называет участки недр в перечне имущества, относящегося к недвижимости (статья 130 ГК РФ).
Вторым видом имущества, о котором говорит Закон «О недрах и недропользовании», является минеральное сырье. Минеральное сырье - это извлеченная на поверхность часть недр (горная порода, рудное сырье и другие), содержащая полезное ископаемое (подпункт 68 статьи 1 Закон «О недрах и недропользовании»). Если иное не предусмотрено контрактом, минеральное сырье принадлежит недропользователю на праве собственности (государственному предприятию Республики Казахстан - на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) (пункт 2 статьи 10 Закона).
Таким образом, с точки зрения объекта вещных прав имеет место следующая картина. Недра и содержащиеся в них полезные ископаемые в их природном состоянии (как обнаруженные, так и не обнаруженные) находятся в государственной собственности. Недра могут быть предоставлены недропользователю как объект его права недропользования. Извлеченная на поверхность земли часть недр, содержащая полезное ископаемое, превращается в другую юридическую категорию - минеральное сырье. Если иное не предусмотрено контрактом, а также, если недропользователем не выступает государственное предприятие Республики Казахстан, данное минеральное сырье является объектом права частной собственности. Иначе говоря, минеральное сырье как разновидность имущества в отличие от недр может быть как в государственной, так и в частной собственности. Зависит это от условий контракта.
Следовательно, извлеченные на поверхность недра перестают быть недрами в юридическом смысле слова и в качестве объекта прав превращаются в иное имущество минеральное сырье. Кстати говоря, различный правовой статус недр и минерального сырья определяется не только тем, что они выступают различными видами имущества с точки зрения законодательства. Различается и материальная составляющая этих видов имущества. Недра представляют собой разновидность недвижимого имущества, минеральное сырье - движимого.
Работы, связанные с извлечением полезных ископаемых из минерального сырья, Закона «О недрах и недропользовании» именует термином «переработка минерального сырья».
Третьим видом имущества, который возникает в процессе операций по недропользованию, выступает полезное ископаемое. Под полезным ископаемым данный Закон понимает содержащееся в недрах природное минеральное вещество в твердом, жидком или газообразном состоянии (в том числе подземные воды и лечебные грязи), пригодное для использования в материальном производстве (подпункт 80 статьи 1 Закона «О недрах и недропользовании»).
Весь комплекс работ (операций), связанный с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность, определяется Законом через понятие «добыча». Полезное ископаемое может извлекаться как из минерального сырья, так и непосредственно из недр (например, природный газ или нефть, не требующая очистки). Подобно минеральному сырью полезное ископаемое относится к движимому имуществу.
Сопоставление понятий «недра», «минеральное сырье» и «полезные ископаемые», в том виде, в котором они используются в Законе «О недрах и недропользовании»показывает, что полезные ископаемые (как вид имущества) не входят в состав недр или минерального сырья и не являются их частью - они лишь содержатся в недрах, а при извлечении недр на поверхность в процессе добычи - в минеральном сырье.
Рассматривая вопрос о собственности на полезные ископаемые, обратим внимание на следующее обстоятельство. Пункт 1 статьи 10 Закона «О недрах и недропользовании» устанавливает, что в соответствии с Конституцией Республики Казахстан недра и содержащиеся в них полезные ископаемые находятся в государственной собственности.
Кроме того, Конституция Республики Казахстан не содержит никаких упоминаний о праве собственности государства на полезные ископаемые. Но при этом она говорит о собственности государства на «природные ресурсы» (пункт 3 статьи 6). Возникает вопрос, относятся ли полезные ископаемые к природным ресурсам. Несмотря на кажущуюся очевидность ответа на этот вопрос, дело здесь не такое уж простое. Как отмечает Е. В. Новикова, «до сих пор не достигнуто единообразие в определении, использовании и толковании эколого-правовой терминологии, употребляемой в научном обиходе, учебно- методической литературе и в законодательстве». Далее она указывает, что нет четкости и определенности в отношении, в частности, таких основополагающих понятий, как
«природные объекты», «природные ресурсы», «окружающая природная среда» [2].
По нашему мнению, полезные ископаемые входят в состав природных ресурсов, что соответствует не только смысловому значению этого термина, но и тому определению, которое дано природным ресурсам в упомянутом нами Законе «Об охране окружающей среды». Поэтому пункт 1 статьи 10 Закона «О недрах и недропользовании», которым установлено, что полезные ископаемые находятся в государственной собственности, можно считать соответствующим пункту 3 статьи 6 Конституции. Рассуждение при этом строится по следующей логической схеме. Конституция установила право государственной собственности на природные ресурсы, полезные ископаемые являются частью природных ресурсов. Следовательно, норма Закона «О недрах и недропользовании», установившая право государственной собственности на полезные ископаемые, не противоречит Конституции Республики Казахстан.
Однако этот же Закон устанавливает, что полезные ископаемые могут находиться в собственности недропользователя, то есть в частной собственности.
Техногенные минеральные образования представляют собой четвертый вид имущества, который возникает в процессе осуществления операций по недропользованию. Согласно пункту 3 статьи 10 Закона «О недрах и недропользовании» техногенные минеральные образования являются собственностью недропользователя, если иное не предусмотрено контрактом. Это означает, что указанные образования могут находиться как в частной, так и в государственной собственности. А если речь вести о конкретном объекте в
виде техногенного минерального образования, то этот объект может быть посредством контракта на недропользование поделен на части, одна из которых будет принадлежать на праве собственности недропользователю, другая - государству. Техногенные минеральные образования могут выступить предметом вторичной переработки, преследующей цель извлечения находящегося в них полезного ископаемого (остаточного или сопутствующего). Закон «О недрах и недропользовании» предусматривает, что право собственности на полезные ископаемые, извлеченные из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, определяется контрактом (пункт 4 статьи 10). То есть, предусмотрено правило, которое применяется в случаях, когда полезное ископаемое извлекается непосредственно из недр. В целом же техногенные минеральные образования как вид имущества по своему правовому статусу приближаются к минеральному сырью.
Таким образом, недра, минеральное сырье, техногенные минеральные образования и полезные ископаемые в добытом и естественном состоянии -это разные виды имущества, имеющие не только различный правовой статус, но и различную физическую и экономическую основу. Между тем, -и на это надо обратить особое внимание - в теории и на практике данные понятия нередко смешивают. Например, утверждается, что право собственности на недра может возникнуть только с момента, когда разработанные (добытые) полезные ископаемые превратятся в минеральное сырье или техногенные минеральные образования [3]. С этим утверждением нельзя согласиться по следующим основаниям. Во-первых, недра не могут быть ни в чьей собственности, кроме как государства. Когда недра в процессе добычи «превратятся» в минеральное сырье или техногенные образования, то они уже перестают быть недрами и становятся другим видом имущества. Во- вторых, напутана технологическая цепочка превращения одного вещества в другое: не полезные ископаемые превращаются в минеральное сырье или техногенные минеральные образования, а, наоборот, путем обработки минерального сырья и техногенных образований из них извлекаются полезные ископаемые.
Недра являются имуществом, ограниченным в обороте, поскольку в границах территории Республики Казахстан они являются исключительной собственностью государства и не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или же отчуждаться в иной форме. Недра могут быть переданы другим субъектам только на праве недропользования. Это говорит о том, что недра не могут выступать в качестве товара [4].
Такое положение нередко объясняют тем, что недра - не имущество, не товары, а дары природы, сама природа - имеют естественно-природное начало. И не случайно поэтому, - отмечают авторы, - они исключены из гражданского, имущественного, товарно-денежного оборота [5].
Как правильно, по нашему мнению, пишет Б. В. Покровский, объекты природы - это действительно естественные природные предметы. Но правом, как объекты права собственности и других вещных прав, они опосредуются не непосредственно в своих природных качествах, а в своем социальном качестве имущества. Право собственности (и не только частной, но и государственной) является основным и типичным имущественным правом. Это обосновывается не только в научной литературе, но и получило закрепление в законодательных актах, в том числе о природных ресурсах. Причем имуществом закон признает не только вещи, находящиеся в обороте, но и вещи, изъятые из него (пункт 2 статьи 116 ГК) [6].
Касаясь непосредственно недр, Б. В. Покровский отмечает, что как объект права государственной собственности, то есть имущественного права, они являются имуществом. И хотя с ограничениями, но включаются в гражданский оборот, то есть представляют собой имущество, ограниченное в обороте. Так, передача права недропользования производится на основе гражданско-правовых сделок. Допускается передача права недропользования в залог на основе договора залога имущественных прав [1].
По поводу последнего уточним, что недра как вещь, являющаяся объектом права государственной собственности, и право недропользования, как разновидность вещного права, представляют собой самостоятельные виды имущества. Право недропользования не является вещью, а относится к такой категории имущества, которую принято именовать «имущественные права» (пункт 2 статьи 115 ГК). Кроме того, следует учитывать, что границы понятия «отчуждение» или «отчуждаемость» имущества (вещей), с которым Гражданский кодекс увязывает оборотоспособность объектов гражданских прав, довольно подвижны. Так, ранее утверждалось, что непременный признак объекта исключительной государственной собственности, куда включались, естественно, и недра, - его неотчуждаемость, недопустимость возникновения ни у кого кроме собственника права собственности на него [4]. Следовательно, признаком отчуждения имущества выступал фактор смены формы собственности. Если смена формы собственности не допускалась, то такое имущество признавалось неотчуждаемым и поэтому -изъятым из оборота.
В настоящее время границы понятия «отчуждение имущества» существенно расширились. Так, в литературе отмечается: «Под оборотоспособностью объектов гражданских прав понимается их юридическая способность быть отчужденными. Под отчуждением объектов гражданских прав понимается передача имущества в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) от одного субъекта права к другому по сделкам, а также передача его на определенный срок по договорам найма, ссуды и тому подобным договорам» [1]. В силу этого недра следует, по нашему мнению, рассматривать как имущество, ограниченное в обороте.
Е. А. Суханов дает следующее определение: «Вещами в гражданском праве признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара. Вещи являются результатом труда, имеющими в силу этого определенную материальную (экономическую ценность)... К числу вещей в гражданском праве относятся также различные виды энергетических ресурсов и сырья, произведенных или добытых человеческим трудом и потому ставших товаром». Казалось бы, исходя из этого определения, недра не являются «вещами в гражданском праве» - в своем естественном состоянии недра выступают таким объектом материального мира, до которого еще не коснулась рука человека. Однако далее Е. А. Суханов отмечает: «Исключение в этом отношении составляют земля и другие природные ресурсы, которые, как правило, не являются результатами труда [7]. Эти объекты так или иначе тоже вовлекаются в товарный оборот, хотя именно отсутствие у них свойств, присущих результатам чьего-то труда, а также их естественная ограниченность дают основания для предложения об установлении для них особого правого режима (типа никому не принадлежащего «объекта достояния народа»). В качестве объектов гражданских правоотношений земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и другие природные ресурсы также относятся к категории вещей».
Обобщая сказанное по поводу недр как объекта вещных прав (в частности, права недропользования), можно выделить следующие их характерные признаки: 1) недра являются имуществом (имущественным благом), причем, в виде вещей; 2) по характеру своего происхождения они охватываются категорией «природные ресурсы»; 3) недра находятся в исключительной собственности государства, но могут быть переданы иному лицу в качестве объекта такой разновидности вещного права, как право недропользования; 4) в зависимости от оборотоспособности они относятся к вещам, ограниченно оборотоспособным; 5) как всякий объект вещного права, недра индивидуализированы определенным образом; 6) как вид имущества, относятся к категории недвижимости.
Список использованных источников:
- 1.Вещные права в Республике Казахстан / Отв. редактор член- корреспондент Академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук М.К. Сулейменов. - Алматы: Жетi Жаргы, 1999. - 360 с.
- 2.Новикова Е.В. Теоретические проблемы развития экологического законодательства Республики Казахстан // Отв. ред. М.М. Бринчук. - М., 1999.- 200 с.
- 3.Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть). Комментарий. В двух книгах. Кн. 2. /Отв. редакторы: М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. - Алматы: Жетi Жаргы, 1998. - 432 с.93
- 4.Комментарий к Гражданскому кодексу Казахской ССР // Под ред. Ю.Г. Басина, Р.С. Тазутдинова. - Алма-Ата, 1990. - 688 с.
- 5.Основы государства и права Республики Казахстан // Под ред. Г.С. Сапаргалиева - Алматы: Жетi Жаргы, 1997. - 496 с.
- 6.Правовое регулирование недропользования. Материалы семинара. - Алматы, 1997.-275 с.
- Гражданское право. Т.1. // Под ред. Е.А. Суханова Изд. 2-е. – М., 1998. – 390 с