Институциональная теория возникла и получила развитие в странах с переходной экономикой в ответ на неудачные эксперименты по реформированию экономических отношений по рецептам либерализма и неокейнсианства. Нехватка капитала в этих странах подразумевает высокую отдачу по инвестициям, это должно поощрять сбережения и привлекать капитал из-за границы. Но разрыв в технологиях преодолеть значительно сложнее, чем разрыв в капитале. Вот поэтому институционализм делает упор на обеспечение прав собственности инвестора, подкрепления их соответствующими социально- экономическими институтами.
Процесс развития институционализма рассматривается как приростное преобразование институтов, за которым следует реорганизация форм хозяйствования. Институты финансовых рынков призваны снизить затраты на инновации и повысить их отдачу путем снижения трансакционных издержек и облегчения обмена деятельностью. Институциональная система представляется как среда, в которой осуществляется деятельность организаций. Институционализм дает понимание того, что успех экономических реформ возможен только тогда, когда они сопровождаются реформированием всех сфер общественного устройства. Формальные и неформальные институты в данном случае трактуются как внешняя среда, регулирующая и задающая темпы преобразований.
Для отражения стабильного экономического роста должна сформироваться соответствующая социально-экономическая парадигма, общественные и государственные институты, которые в состоянии обеспечить новое качество экономического роста. При этом инвестиции выступают средством достижения экономического роста. Но они будут малоэффективными, если не сопровождаются инновациями, которые только и способны привести к новому качеству роста. Традиционных рыночных подходов уже недостаточно для решения указанных проблем, ибо, как отмечает Дж. Сакс, «удачные инновации требуют институциональной поддержки.
Институциональная теория утверждает, что непосредственной первопричиной изменений в экономике и обществе являются интересы, выражаемые политической волей и реализуемые в законах и подзаконных актах. Вживлению новых формальных норм в значительной мере способствуют неформальные институты. Таким образом, институт как понятие рассматривается институционалистами в целом как единство формальных и неформальных правовых норм, организаций и учреждений, контролирующих и принуждающих соблюдение правовых норм и традиций. Организация истолковывается как агент групповых интересов.
Часть функций по регулированию фондового рынка выполняют саморегулируемые организации (СРО), которые учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий деятельности на нем; соблюдения стандартов и профессиональной этики на фондовом рынке; защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые являются членами СРО; установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами для обеспечения эффективной деятельности на рынке ценных бумаг.
Общественные организации, функционирующие на фондовом рынке осуществляют его институционально-правовое регулирование. Оно является вспомогательным по отношению к государственно-правовому регулированию. Это средство упорядочивания фондового рынка; способ урегулирования конкретных отношений на рынке, которые не определяются государственно-правовыми актами. Государство может делегировать часть своих полномочий СРО.
Для того, чтобы СРО могли выполнять свое предназначение, они должны отвечать ряду требований, а именно - быть последовательным, непротиворечивым, рациональным, а в некоторых случаях - концептуальным. Саморегулирование может быть индивидуальным и коллективным. Индивидуальное предполагает выполнение определенных правил поведения каждым из участников операций на фондовом рынке.
Коллективное саморегулирование связано с выработкой правил и положений, которых придерживаются отдельные группы участников рынка. Примером коллективного саморегулирования может быть функционирование фондовой биржи. Оно осуществляется в значительной мере на основе «внутренних» правил распорядка. Государственно-правовое регулирование рассматривается как регулирование рыночных отношений, которые возникают по поводу ценных бумаг и осуш;ествляются в пределах своей компетенции государственными органами путем принятия нормативно-правовых актов, их применения, контроля за выполнением норм этих актов всеми участниками фондового рынка.
Государственно-правовое регулирование фондового рынка является иерархической системой, то есть таковой, в которой взаимосвязь подсистем имеет иерархический (субординационный) характер. Его нормы не могут и, как правило, не охватывают своим действием все аспекты рыночного взаимодействия по поводу ценных бумаг, в связи с чем значительная часть отношений остается за пределами этих норм неурегулированной.
Институционально-правовое регулирование тоже имеет ограниченный характер. Поэтому на фондовом рынке могут возникать ситуации, когда его участники не находят соответствующих норм ни в актах государственно-правового регулирования, ни в документах институционального права и поэтому вынуждены самостоятельно искать ответы на спорные вопросы [1].
Важной чертой государственно-правового регулирования фондового рынка является требование комплексности. Это означает, что отношения должны регулироваться не какой-то отдельной нормой и даже не отдельно взятым правовым актом, а всей совокупностью последних. Для правового поля фондового рынка Казахстана критерий комплексности реализуется не в полной мере. Как правило, отсутствует синхронность ввода законов во времени, их запаздывание от происходящих на рынке процессов, противоречия с законодательными актами в смежных сферах. Имеет место нарушение принципа согласованности законодательных актов по вертикали, несоответствие ведомственных положений и инструкций базовым законам.
Среди институтов фондового рынка важную роль играют финансовые посредники. Углубление специализации в деятельности экономических субъектов и диверсификация направлений вложения капиталов объективно усиливают роль финансового посредничества на финансовом рынке. Исторически институт финансового посредничества возник после разделения труда в сфере обслуживания кругооборота финансовых активов как эквивалента товарных ценностей, постепенно образуя самостоятельный вид бизнеса. Объектом купли-продажи при этом становится специфический товар - деньги, валюта, ценные бумаги, а содержанием - денежно- денежные и денежно-валютные отношения в форме продажи одних разновидностей денег на другие - прямо или опосредственно.
Финансовые посредники специально и профессионально занимаются анализом рынка ценных бумаг и маркетингом, которые направлены на поиск, выявление и покупателей, и продавцов денег, валюты, ценных бумаг, то есть, будущей клиентуры. Без финансового посредничества возникает угроза операционного сужения рынка и натурализации хозяйственной жизни, получившей название бартеризации.
Относительно содержательно-структурной характеристики понятия «финансовое посредничество» необходимо отметить, что международная и отечественная экономическая терминология и юриспруденция не содержат достаточно акцентированного определения и объяснения этого понятия.. А между тем финансовым посредникам принадлежит центральное место на развитых финансовых рынках [2].
В странах со стабильной рыночной экономикой существует разветвленная сеть финансовых посредников. Это специализированные инвестиционные компании и фонды, банки, кредитные союзы, страховые компании, пенсионные фонды, доверительные общества (трасты) и др. Они трансформируют прямые финансовые требования в опосредованные путем приобретения первичных ценных бумаг и эмиссии своих собственных.
Финансовые посредники делают много полезного на фондовом рынке:
- во-первых, содействуют снижению стоимости операций при одновременном росте их количества (эффект масштаба);
- во-вторых, объединяют сбережения своих клиентов для проведения значительных инвестиций на первичном фондовом рынке. Ибо отдельно взятые небольшие сбережения недостаточны для инвестирования. Но, вложив свои небольшие сбережения в инвестиционные проекты, их собственники опосредованно в них участвуют;
- в-третьих, диверсифицируют риск, что проблематично сделать отдельным собственникам сбережений самостоятельно;
- в-четвертых, переводят срок погашения первичной ценной бумаги в разные сроки погашений производных требований. Последние могут быть более привлекательными для конечного кредитора. Таким образом, финансовые посредники принимают самое непосредственное и активное участие в формировании массового слоя инвесторов.
Финансовые посредники также формируют цену и тип ценных бумаг, выпускаемых ими для собственников сбережений. Цель посредника - получение прибыли путем приобретения первичных ценных бумаг непосредственно у эмитента, дающих больший доход, чем тот, который посредник должен дать по выпушенным им производными обязательствами и его накладными расходами.
Посредники направляют средства от конечного кредитора к конечному заемщику по более низкой цене и быстрее, чем это было бы при прямой и непосредственной покупке первичных ценных бумаг конечными кредиторами. В этом состоит прямая общественная польза от деятельности финансовых посредников.
Главнейшая задача финансовых посредников - направить движение капитала (сбережений) к наиболее эффективным их потребителям. Они или принимают участие в реализации кредитно-инвестиционных сделок, осуществляя непосредственное финансирование или заменяют прямое финансирование непрямым, выпуская собственные вторичные обязательства. Объектом приложения или предметом труда для них выступают, как отмечалось, ценные бумаги, валюта, деньги.
Все вышеизложенное дает возможность определить финансовых посредников как специализированных профессиональных операторов рынка. Инвестиционно-кредитные институты, которые занимаются перераспределением ресурсов между поставщиками и потребителями капитала, между инвесторами - кредиторами и их реципиентами. Похожая трактовка финансовых посредников высказывалась Шарпом, Александером и Бэйли, которые считали, что «финансовые посредники или финансовые институты представляют собой организации, выпускающие финансовые обязательства (требования к себе) и продающие их в качестве активов за деньги»[3].
Финансовые посредники являются институциональными участниками фондового рынка, в отличие от индивидуальных. Это коллективные участники, осуществляющие различные виды профессиональной финансовой деятельности и распределяющие прибыль между учредителями согласно правовых норм и условий конкретной сделки. Прибыль индивидуального участника фондового рынка полностью принадлежит ему.
Дальнейшее развитие института финансовых посредников связано с улучшением их информационного обеспечения. Информация, в данном случае коммерческая, является редкостным благом, имеющим собственные издержки производства по ее получению, анализу, оформлению. Предпринимателю невыгодно откладывать принятие того или иного решения, расходуя при этом время и деньги на сбор информации. Поэтому нужную для себя информацию он покупает у посредников. Информация должна быть всегда актуальной и своевременной. И делают ее такой финансовые посредники, удешевляя получение финансово-экономической информации для продавцов и покупателей вследствие специализации на этом виде деятельности. Значение института финансового посредничества будет также возрастать по мере того, как посредники будут брать на себя финансовые риски в предпринимательской деятельности.
На деятельность финансовых посредников значительное влияние оказывает растущий и усложняющийся спрос на финансовые ресурсы, и расширение источников предложения таких ресурсов. Посредники становятся институтами, организующими непосредственное регулирование спроса и предложения на инвестиционные ресурсы в экономике, основными субъектами рынка капиталов.
Инвестиции способствуют экономическому развитию общества, которое бы замедлилось, если бы не было квалифицированных финансовых посредников. При отсутствии последних, инвестиции определялись бы тем, имеет ли отдельно взятый инвестор необходимые накопления. Посредники же способны оценить ожидаемую доходность и выбрать такой комплекс направлений (программ), который обеспечивает большие экономические и финансовые выгоды, тем самым повышая эффективность распределения ресурсов.
Инвестиционные сбережения устремляются, на первом этапе, к более доходным и быстроокупаемым проектам, а затем, по мере накопления капитала, появляется возможность средне- и долгосрочных вложений в так называемые «неэффективные проекты» (классифицируемые так по сроку инвестирования и уровню окупаемости.), которые могут быть инвестиционно привлекательными в перспективном развитии. Как следствие, происходит увеличение емкости национального рынка. Интенсивность и динамика этого процесса зависит от возможностей выбора активов для заемщиков и кредиторов, их предпочтения и уровня издержек, ограничивающих цену передвижения сбережений от кредитора к заемщику. Для этого необходимо профессионально проводить финансово-инвестиционный анализ финансовыми посредниками конъюнктуры как финансового, так и инвестиционного рынков.
В связи с кризисными явлениями в финансово-кредитной сфере и финансовыми затруднениями большинства субъектов хозяйствования, очень острой является проблема свободных денежных средств. Они используются, как правило, в высоколиквидной и краткосрочной форме. Это не совсем подходит для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Но в будущем, когда ситуация улучшится, сформируется спрос на долгосрочные малоликвидные и доходные инвестиционные ресурсы. Как следствие, возникают экономические отношения по поводу перераспределения и комбинирования инвестиций. Субъектом этих отношений будут финансовые посредники, структурная задача которых - рационально «задействовать» инвестиционный потенциал страны.
Таким образом - финансовое посредничество - объективно необходимый институт рыночной экономики, функционирующий по ее законам. Причастность финансовых посредников к движению инвестиционных ресурсов обусловлена действием объективного экономического закона ограниченности и исчерпаемости ресурсов. Поэтому они всегда будут затребованы, а их роль будет только возрастать в связи с необходимостью разрешения противоречия между наличием инвестиционных ресурсов и их необходимостью.
Список использованных источников:
- Kramer М. The rule of misrecognition in Hart of jurisprudence. - Oxford Journal Of Legal Studies/1988 V. 8 3,p.425.
- Home J. С. van, Dipchand C.R., Hanrihan J.R. Fundamentals Of Financial Management. Scarborough, Ontario, Prentise Hall Canada Inc., 1989. P.
- Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бейли В.Дж. Инвестиции - М.: Инфра. с.9.