За последние двадцать лет общественные отношения, существующие в сфере контроля над наркотиками в Республике Казахстан, как объект правоохраны и управления претерпели существенные изменения. Это было обусловлено принятие ряда нормативно-правовых актов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, протяженность государственной границы, географическое положение Казахстана, удобное для транзита наркотических средств, способствуют лавинообразному росту контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. Процесс распространения наркотиков в настоящее время приобретает угрожающие масштабы. Количество ежегодно изымаемого из незаконного оборота только тяжелых наркотиков (героина) перевалило уже за тонну, а количество других видов изымаемых наркотических средств или психотропных веществ тоннами исчисляется уже на протяжении нескольких лет.
Ежегодно в Казахстане умирают от передозировки наркотиков и иных вредных последствий употребления наркотических средств и психотропных веществ от 3 до 4 тысяч человек. Согласно экспертным оценкам, приведенным в обзоре ООН, процент населения республики, вовлеченного в злоупотребление опиатами, в 5-8 раз превышает соответствующий показатель в странах Европейского Союза. Возрастает число лиц, находящихся под наблюдением наркологических служб, также и число лиц имеющих опыт употребления наркотиков [1] (примерно 3% населения), находящихся под воздействием факторов наркотизации. По мнению экспертов ООН Критическая масса наркотизации населения в любом государстве, за которой следует полная деградация населения составляет 5% [2]. Учитывая, что более двух третей от всего числа наркопотребителей – это лица в возрасте до 30 лет, мы можем утверждать, что наркотики являются оружием селективного действия, направленного против будущего Казахстана.
Возрастающее из года в год число потребителей наркотических средств или психотропных веществ есть следствие активного сбыта и распространения наркотиков в республике. Если за сбыт, хранение и ряд других деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, предусмотрена уголовная ответственность, то непосредственное распространение наркотических средств или психотропных веществ по нашему закону не признается уголовно наказуемым деянием, вследствие чего государство не располагает достаточными возможностями для использования всей потенциальной силы закона в организации борьбы с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ.
В современный период необходимо, в качестве основного направления обеспечения общественной безопасности в рассматриваемой сфере предусматривать воздействие на преступность с целью ее сокращения и удержания на социально приемлемом уровне. Необходимо концепцию криминологической безопасности строить в рамках парадигмы «безопасность – это защита от опасности», что позволит выработать еще одно направление борьбы с преступностью – криминологической защитой населения, являющегося объектом наркотизации.
Сложившаяся практика обеспечения защиты интересов личности, общества и государства в области наркотизации базируется на основных двух направлениях. 1) Это исследования в области совершенствования и применения антинаркотического законодательства, включающего уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и административное. Они ужесточают меры наказания за незаконный оборот наркотиков, однако не решают проблему установления уголовной ответственности за незаконное распространение наркотических средств или психотропных веществ в нашей республике.
Связано с развитием науки криминологии. Криминологами рассматриваются причины и условия незаконного оборота, личность преступника, различные меры предупреждения такого оборота, связанные с воздействием на эти причины и личность, большое внимание уделяется виктимологическим аспектам работы с населением, антинаркотической пропаганде. Однако, в изолированном виде, достижения криминологии составляя важную основу в развитии казахстанской правовой науки, все же оказывается недостаточно эффективным в плане практического влияния на распространение наркотизации.
Исследования американских ученых показывают, что вкладываемые в борьбу с незаконным оборотом наркотиков средства не только не дают необходимой отдачи, но даже не могут приостановить негативной динамики распространения наркотиков и наркомании. Основной причиной неэффективности является увеличивающийся спрос на наркотические средства и психотропные вещества. А его повышение связано, прежде всего, с увеличением численности лиц, находящихся под воздействием факторов наркотизации. Современная концепция антинаркотической политики строится на подходе, который заключается в балансе мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотиков и уменьшение спроса на них. Уменьшение спроса на них предполагается лишь за счет антинаркотической пропаганды и повышения эффективности лечения от наркомании.
Проблема повышения эффективности борьбы с распространением наркотических средств и психотропных веществ в нашей республике находится в центре повышенного внимания нашего государства и общества и, в первую очередь, главы нашего государства – Президента Казахстана Н. Назарбаева, который своим Указом от 29 ноября 2005 года утвердил Стратегию борьбы с наркоманией и наркотизмом в Республике Казахстан на 2006 – 2014 годы.
Стратегия отвечает основным положениям Указа Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года №735 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года», в котором противодействие наркомании и наркобизнесу определено одним из основных направлений деятельности государственных органов и общественных институтов. В ней учтены положения Бишкекской декларации, провозглашенной 25 августа 1999 года главами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, Договора о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности сторон, подписанного главами государств – участников Центрально-Азиатского экономического сообщества, а также других нормативных правовых актов в данной области.
Стратегия основана на оценке ситуации и перспектив деятельности государственных органов, прозвучавшей в Послании Президента страны народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», в котором борьба с наркоманией и наркобизнесом выступает в качестве одной из приоритетных задач государства.
Не отказываясь от подхода, связанного с сокращением незаконного предложения наркотиков и уменьшением спроса на них, мы считаем необходимым в основу концепции государственной антинаркотической политики положить дифференциацию мер воздействия исходя из объектов такого воздействия. Разделение данных объектов необходимо в связи с их ролью и специфическими особенностями.
Таким образом, можно выделить четыре основные группы таких объектов: во-первых, это лица, организующие, участвующие и способствующие незаконному обороту наркотиков; во-вторых, это наркозависимые лица, не только потребляющие, но и часто распространяющие наркотические средства; в-третьих, это «группа риска» наркотизации, т.е. лица, имеющие опыт потребления, знающие источники, а соответственно имеющие возможность приобретения наркотиков, но не являющиеся наркозависимыми; и, в-четвертых, это остальные граждане, которых не только необходимо удерживать от контакта с наркотиками, но и формировать у них активную антинаркотическую жизненную позицию.
Приведенная градация позволяет говорить о том, что конкретизация направлений проводимой государством уголовной политики в организации мер противостояния распространению наркотиков предполагает принятие во внимание, прежде всего, человеческого фактора, и того что явления, характеризующиеся в качестве незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, носят глобальный характер, охватываемый планетарными масштабами.
Концептуальная идея, которую следует закладывать в государственную политику противодействия наркотизации, заключается в необходимости формирования криминологической политики защиты населения, относящегося к группам риска, что позволит выйти на комплексное решение проблем, связанных с существующим противоречием между принимаемыми мерами в рамках государственной антинаркотической политики и тенденциями наркотизации населения Республики Казахстан.
Именно в рамках криминологической политики мы можем говорить об эффективном управлении применением мер воздействия на угрозу наркотизации, включая источник угрозы и ее носителя, меры по криминологической охране объекта наркотизации от факторов наркотизации и мер по созданию преград в реализации криминальных угроз в отношении группы риска. Выделение криминологической политики защиты населения от наркотизации влечет:
- определение стратегических задач, связанных с обеспечением объективного состояния защищенности объекта наркотизации, которые отражены в нормативных правовых актах РК;
- выделение криминологической политики защиты населения от наркотизации требует выделения объекта наркотизации, нуждающегося в криминологической защите, формирования и развития системы наблюдения за объектом наркотизации, системы оценок потребления наркотиков, их распространенности, факторов наркотизации;
- выделение криминологической политики защиты населения от наркотизации позволяет акцентировать внимание на управленческом аспекте, который подчеркивает гибкость системы мер и субъектов защиты объекта наркотизации, сформированной с учетом факторов, детерминирующих наркотизацию;
- выделение криминологической политики защиты населения от наркотизации детерминирует потребность в получении новых знаний о характеристике такого социально-медицинского явления как наркотизация, характеристике объекта наркотизации, вовлеченного в этот процесс, его классификации, комплексе причин и условий, детерминирующих наркотизацию.
Изложенное, дает возможность охарактеризовать криминологическую политику защиты населения от наркотизации как основные направления деятельности субъектов, по обеспечению защиты части населения, находящейся под угрозой наркотизации. Этот тезис подтверждается тем, что в сложившейся обстановке все более обостряющейся криминогенной ситуации учеными-криминологами выдвигаются различные предложения в плане немедленного взятия этой ситуации под контроль, а предложенная нами градация населения облегчит борьбу с незаконным оборотом нарктических средств.
Как уже мы отмечали, концептуальной основой криминологической политики является дифференциация населения на различные социальные группы, которые занимают определенное место в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Очевидно, наркотизация как процесс воздействия ряда факторов, детерминирующих приобщение населения к незаконному потреблению наркотиков, имеет свой объект, определенную социальную группу. Данная дифференциация позволит определить границы объекта наркотизации, а также построить систему мер и субъектов по реализации криминологической защиты объекта наркотизации.
Объект наркотизации – часть населения, имеющая опыт потребления, но не находящаяся в зависимости от потребления веществ, препаратов, природных материалов, растений, включенных в Список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан. Очевидно, что разовые, случайные и эпизодические потребители, по сути дела, относятся к части населения, которая не была подвергнута наркотизации, и соответственно является ее объектом. Привычные потребители наркотиков с устоявшейся психической зависимостью также не относятся к объекту наркотизации, а сама устойчивая зависимость есть состояние, принципиально разделяющее лиц, больных наркоманией, и лиц, являющихся объектом наркотизации.
В основе криминологической политики защиты населения, относящегося к группе риска, от наркотизации лежит приоритет общечеловеческих ценностей, что позволяет, дифференцируя население государства на различные социальные группы, реализовать в отношении каждой социальной группы свой, индивидуальный комплекс мер криминологической защиты от наркотизации.
Анализ наркотизации населения Республики Казахстан показывает, что массовый характер она приобрела после 1985 года. Если до 1990 года – наличие комплексной системы антинаркотического законодательства, медицинских мер, правоохранительной деятельности оказывало сдерживающее влияние, то после 1991 года можно говорить о росте как общего объема потребления наркотических средств и психотропных веществ, так и числа лиц, стоящих на учетах.
Положительно оценивая современное антинаркотическое законодательство, следует обратить внимание на ее несбалансированность. Обращает на себя внимание явное преобладание норм, воздействующих на угрозу. Некоторые группы норм могут рассматриваться как нормы, направленные на создание преград на пути распространения наркотиков среди лиц, относящихся к группам риска. В то же время практически отсутствуют нормы, которые призваны обеспечить охрану объекта наркотизации.
Таким образом, необходимо в рамках антинаркотического законодательства формировать систему нормативных правовых актов, регламентирующих криминологическую защиту объекта наркотизации. То есть выработать нормы, регламентирующие криминологическую защиту населения, относящегося к группе риска. Эта совокупность норм позволит, во-первых, определить объект криминологической защиты, во-вторых, регулировать общественные отношения в сфере криминологической охраны объекта наркотизации, и, в-третьих, регулировать деятельность по созданию преград на пути распространения наркотиков в отношении группы риска.
Использованные источники:
- Черкесов В.В. Развитие наркосистемы приостановлено // Наркоконтроль, 2011. №3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Мальцев Ю.А. Актуальные проблемы противодействия наркоугрозе с афганского направления // Деятельность ШОС по противодействию новым вызовам и угрозам в сфере обеспечения региональной безопасности: Материалы научно-практической конференции. М.: Известия, 2011. С.