Термин «социальное государство» впервые появляется в конституционно-правовом законодательстве в Европе после второй мировой войны в связи с возрастанием внимания к человеку, его правам и свободам.
В казахстанской правовой науке в последнее время наблюдается значительный интерес к проблемам построения социального государства. А.М. Нурмагамбетов отмечает, что на выбор Республикой Казахстан модели социального государства повлиял ряд факторов. Во- первых, фактор исторического характера, связанный с недавним социалистическим прошлым. При социалистической системе государство обеспечивало минимум социальных благ и в массовом сознании у населения, особенно людей старшего поколения, это осталось. Во-вторых, учитывался опыт передовых стран с развитой рыночной экономикой и высокой социальной ответственностью перед собственным населением, прежде всего, Франции, Конституция которой в целом положена в основу Конституции Республики Казахстан. В- третьих, в условиях глобализации, расширяющейся связи между странами во всех сферах, стремление к достижению стандартов качества жизни, содержащихся в основополагающих международных документах, конвенциях и рекомендациях специализированных международных организаций, для Казахстана является приоритетной [1, c.169].
Сущность социального государства заключается в комплексном обеспечении и защите потребностей и интересов человека и гражданина в самых различных сферах социальной жизни общества.
Конституция Республики Казахстан закрепляет весьма широкий перечень социальных норм. Так, каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и жизни, вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых (ст. 24). Создаются условия для обеспечения граждан жильем (ч. 2 ст. 25). Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 27). Гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям (ч. 1 ст. 28). Каждый имеет право на охрану здоровья, вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом (ч. 1 и ч. 2 ст. 29). Гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении (ч. 1 и ч. 2 ст. 30). Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (ч. 1 ст. 31) [2, c.168].
Как отмечает А.Н. Сагиндыкова, возводя социальную политику в ранг одного из принципов основ конституционного строя, тем самым подчеркивается ее значимость, что характеризует то или иное государство как государство социальное. Ст. 1 Конституции Республики Казахстан в понятие дефиниции «социальное государство» вкладывает именно этот смысл [3, с.82]. Конституция Республики Казахстан на государство возлагает обязанности заботиться об установлении социальной справедливости во всех областях, особенно в сфере производства и распределения [4, с.13]. И это в полной мере соответствует п. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которой государства обязаны «принять меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер». Идея социального государства закреплена во Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 которой провозглашает экономические, социальные и культурные права, включая право на социальное обеспечение, на труд и свободный выбор работы, на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, на образование и на участие в культурной жизни и т.д. [5, с.168-169].
Социальное государство служит человеку и обществу в целом, а не отдельным его классам и слоям, или нациям и народностям, но стремится нивелировать, смягчать социальное неравенство путем содействия равномерному распределению тягот в обществе и благу всех граждан.
Характеристика государства как социального означает гарантированную Конституцией поддержку государством таких социальных сфер, как образование, здравоохранение, наука, культура, социальная занятость, охрана труда, социальное обеспечение, адресная поддержка групп населения с низкими доходами. Социальное государство признает право человека и гражданина требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, включая экологическую безопасность здоровья и жизни. Для этого социальное государство разрабатывает и осуществляет общие и целевые социальные программы, прибегает в интересах общества и конкретных категорий граждан к макроэкономическому планированию и бюджетному финансированию [6, с.30-31]. В октябре 1997 г. Президент РК обратился с посланием народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», в котором определил долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализации. Их семь, все они служат, в числе других задач, построению социального государства, особенно третий приоритет: экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений, и четвертый приоритет: здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана [7].
Построение социального государства – это дело не только государства, но и его граждан. Поэтому Конституция, закрепляя в разделе II права, свободы и обязанности гражданина, формирует их таким образом, что обеспечение достойной жизни и свободного развития является делом не только государства, но и самого человека и гражданина, его сознания и воли. Социальное государство в первую очередь обязано создать условия, необходимые для частной инициативы и экономической свободы в обществе. И через эти условия регулировать и обеспечивать «экономическое развитие на благо всего народа» (п. 2 ст. 1 Конституции) [8, с.32].
Следует подчеркнуть, что понятие «социальное государство» не следует рассматривать как какое-либо конкретное законное обязательство со стороны государства в отношении членов общества. Социальным является государство, призванное выполнять свои социальные функции, и основополагающим признаком социального государства является утверждение системы общественных отношений, основанной на уважении и соблюдении естественных прав и свобод человека и гражданина, наличие в обществе условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности [9, с.44]. При этом государство, осуществляя социальные функции (как и другие), использует методы нормативно-правового регулирования, убеждения, надзора и контроля, а также принуждения. Как отмечают Г.С. Джусупова и Ж.Ч. Салимбаева, основная цель социальной функции государства – создание механизма защиты социальных прав человека, и структурно выделяют: 1) права в сфере трудовых отношений; 2) права в сфере охраны здоровья; 3) права в сфере социального обеспечения, и приходят к выводу, что социальная функция государства есть направление деятельности государства по достижения социального равенства, социальной справедливости, социальной свободы, социальной защищенности, социального мира, социального партнерства и равного сотрудничества в интересах всеобщего благосостояния [10, с.208, 224].
Республика Казахстан конституционно утверждает себя социальным государством, но по ряду объективных причин им пока не является. В настоящее время Казахстан находится на переходной стадии к социальному государству, поэтому, прежде всего, необходимо дальнейшее развитие рыночной экономики и последовательная реализация социальной политики.
Таким образом, социальным считается демократическое правовое государство, осуществляющее сильную социальную политику, реальную защиту прав и свобод человека и гражданина на базе развитой рыночной экономики, обеспечивающее высокие стандарты жизни, социальное обеспечение и обслуживание, всеобщую занятость населения, сформулировавшее качественную и доступную систему здравоохранения, культуры, образования, организовавшее всестороннюю поддержку бедных слоев населения [11, с.170].
Именно в деятельности социального государства наиболее выпукло проявляется гуманистическая сущность государства, его взаимосвязь с правовым, демократическим государством. Решая проблемы построения социального государства, власть разворачивает и усиливает деятельность государства, гражданского общества, каждого человека в деле укрепления, гарантирования, защиты прав и свобод человека и гражданина.
В Конституции РК 1995 года особо закреплено, что человек, его жизнь, права и свободы – это высшая ценность. Исследуя закрепление этой идеи в Конституции, В.А. Ким и Г.В. Ким отмечают, что одним из важных условий реализации идеи о человеке, его правах и свободах как высшей ценности являются торжество концепции естественного права и его закрепление в Конституции. Смысл этой концепции заключается в том, что права и свободы не присваиваются со стороны государством, а присущи человеку от рождения, как свойства человеческого существа.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан естественные права принадлежат человеку независимо от каких-либо признаков – социальных, национальных, расовых и других. Эти права и свободы не имеют никаких государственных границ, никаких барьеров – ни национальных, ни расовых, ни классовых.
Потому естественные права рассматриваются как общечеловеческие. Отсюда в Конституции Республики Казахстан говорится не только о правах граждан, а также о правах и свободах человека, и при этом человек стоит впереди гражданина.
Это значит, что система прав и свобод, признаваемых Конституцией Республики Казахстан, принадлежит всем людям, независимо от того, являются они гражданами РК или нет, за исключением тех нескольких видов прав и свобод, которые принадлежат только гражданам Республики Казахстан. Исходя из идей общечеловеческого содержания прав и свобод, Конституция подчеркивает приоритетность международно-правовых актов перед республиканскими, если они ратифицированы Парламентом Республики.
Из концепции естественного права вытекает, что ценность человека определена самой природой человека, что она не может быть не признана или отнята у человека. Речь идет о том, что права и свободы, не дарованные ни государством, ни кем бы то ни было и присущие людям в силу их человеческого существа, обретенные им самим в силу рождения, не могут быть отняты у них. Поэтому в Конституции закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод.
Введение определенных ограничений прав и свобод людей в интересах охраны таких же прав других, когда они нарушаются неправомерным использованием своих прав и свобод, в интересах общественной безопасности и по другим важным причинам, является общей чертой практически для всех стран. Различия состоят только в размерах этих ограничений и причинах и мотивах их введения.
В Конституции Республики Казахстан установлено, что ограничение возможно, если оно устанавливается законом, а не какими-то другими актами и в случае, когда это будет необходимо для защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (ст. 39).
Такие основания ограничения или допуск таких видов ограничений совершенно не затрагивает права и свободы законопослушных граждан. Система прав и свобод, установленных Конституцией, существует, действует для них в неущемленном виде. Кроме того, в соответствии с Конституцией (ст. 39) целый ряд прав и свобод не ограничиваются ни в каких случаях. Следует отметить, что увеличение ограничений в этой части практически может свести на нет принцип неотчуждаемости прав и свобод, возможность самореализации человеком своих свойств как высшей ценности [12, с.42-44].
Для реализации идеи о человеке как высшей ценности огромное значение имеет создание реальных условий для этого, устранение препятствий на этом пути, недопущение нарушения прав человека, создание необходимого механизма для этого.
Реальное условие – это создание социально-экономических, политических и идеологических условий, необходимых для реализации прав и свобод человека. Условия рыночного общества позволяют каждому осуществлять свою экономическую хозяйственную деятельность в соответствии со своими возможностями. Идеологический и политический плюрализм создает условия для реализации всей совокупности политических прав.
При этом государство создает механизм, предназначенный для осуществления прав и свобод гражданами в лице всей системы органов государства. Нет какого-либо органа государства, не связанного с правами и свободами человека.
Рассуждая о человеке, его правах и свободах, об условиях, необходимых для их реализации, мы отметим полноту признания и закрепления прав и свобод человека, полноту их реализации, последовательное проведение идей естественного права, значение создания условий, необходимых для реализации прав и свобод человека. Только совокупность всех указанных условий придает цельность и полноту идее о человеке как высшей ценности, превращает эту идею в реальность. Ценность человека во всех аспектах раскрыта в системе прав и свобод, закрепленных во втором разделе Конституции. Место в структуре Конституции, которое занимают права и свободы и их объемность (30 статей), свидетельствуют, что Конституция Республики Казахстан является, прежде всего, Конституцией прав человека, утверждающей высшую человеческую ценность.
Но это не значит, что на пути ее утверждения нет трудностей. Они выражаются в огромном количестве, больших масштабах нарушений прав и свобод человека. Они, эти нарушения, есть следствие ряда причин: несовершенства законов и других актов, призванных защищать права и свободы человека; неглубокого знания самими гражданами своих собственных прав, свобод; незнания функций органов, к которым они вправе обращаться в случае нарушения прав и свобод. Это является следствием прямого, умышленного нарушения прав и свобод теми, кто представляет собой бюрократию в старом и «новом» обличии и антиобщественными, преступными элементами и несовершенством самого государственного аппарата.
Все это свидетельствует о том, что за сохранение, раскрытие ценности человека, за реальную ценность его прав и свобод необходимо активно работать, и идея эта может превращаться в реальность и обогащаться как путем совершенствования законодательства, так и усиления организаторской деятельности государства в этой области [13, с.46-47].
Становление и развитие в РК социального государства способствует укреплению всей системы конституционализма в стране, укреплению механизма защиты прав и свобод граждан, развертыванию всех демократических процессов.
Использованные источники:
- Нурмагамбетов А.М. О сущности социального государства // Материалы межд. научно-практ. конф. «Развитие институтов демократии в Республике Казахстан в свете конституционной реформы 2007 года». 29 февраля 2008 г. – Алматы, 2008. – С. 168-170.
- Нурмагамбетов А.М. О сущности социального государства // Материалы межд. научно-практ. конф. «Развитие институтов демократии в Республике Казахстан в свете конституционной реформы 2007 года». 29 февраля 2008 г. – Алматы, 2008. – С. 168-170.
- Сагиндыкова А.Н. Конституционное право Республики Казахстан. – Алматы, 1999. – С.
- Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий / Под ред. Г.С. Сапаргалиева– Алматы: Жеті Жарғы, 2004. – 583 с.
- Нурмагамбетов А.М. О сущности социального государства // Материалы межд. научно-практ. конф. «Развитие институтов демократии в Республике Казахстан в свете конституционной реформы 2007 года». 29 февраля 2008 г. – Алматы, 2008. – С. 168-170.
- Толковый словарь Конституции Республики Казахстан. – Алматы.: Жеті жарғы, 1996. – 365 с.
- Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента РК народу Казахстана. – Алматы: Бiлiм, 1997. –170 с.
- Толковый словарь Конституции Республики Казахстан. – Алматы.: Жеті жарғы, 1996. – 365 с.
- Абдуллаев М.И. Теория государства и права. – М., 2003. – С.
- Функции государства в условиях современного мира (по материалам независимого Казахстана) / Отв. ред. М.Т. Баймаханов. – Алматы, 2005. – С. 208, 224.
- Нурмагамбетов А.М. О сущности социального государства // Материалы межд. научно-практ. конф. «Развитие институтов демократии в Республике Казахстан в свете конституционной реформы 2007 года». 29 февраля 2008 г. – Алматы, 2008. – С. 168-170.
- Ким В.А., Ким Г.В. Конституционный строй Республики Казахстан (общие положения). – Алматы, 1998. – С. 26-29, 42-44, 46-47.
- Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Артания, 1995. – С.