Проблема правосознания и правовой культуры становится наиболее острой в период общественной трансформации, когда объективно происходит разрушение большинства институциональных и нормативных образцов, меняются цели, ценности, допустимые средства реализации социальных потребностей, в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия.
Особо остро эта проблема стоит в казахстанском обществе, где традиционные сознание и правовая культура не являются «правовыми» категориями в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать законопослушным. Это обусловлено рядом причин: низкой правовой компетентностью граждан, недостаточной информированностью их о своих правах и обязанностях; неукомплектованностью юридического корпуса; недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов; противоречиями законодательного процесса в переходимый период общественного развития; административным правовым нигилизмом, проявляющимся в «войне законов», правовом лоббировании, игнорировании «неудобных» конституционных норм; слабостью правоохранительной и судебной систем.
В условиях, когда нормативное поле не до конца сформировано, законодательный процесс противоречив, а правила социального, экономического и политического взаимодействия периодически «переустанавливаются» заново в юридическом порядке правосознание и правовая культура населения становятся ключевым фактором, который может обеспечить либо поддержание определенного формального порядка, либо хаотический «беспредел» противоправных отношений.
Поскольку большинство ныне действующих субъектов правоотношений в той или иной форме допускают противоправное поведение, необходимый порядок может быть установлен только в случае: 1) усиления стимулирующей роли законодательства; 2) более тонкого учета потенциала и ограничений национального массового правосознания в формирующейся системе правого регулирования развития современного общества в Республике Казахстан.
Речь идет о необходимости разработки механизмов, стимулирующих законную деятельность и поддерживающих нормативные правоотношения во всех сферах жизнедеятельности: в частной жизни, политике, труде и бизнесе, в духовной сфере.
Формирование демократических правовых институтов, развитие частной собственности, установление гражданских свобод и обеспечение свободы совести выводят на первый план субъективный, человеческий фактор социального развития. Следовательно, правовое строительство в Республике Казахстан должно быть ориентировано на формирование и поддержание системы, обеспечивающей в первую очередь правомерное поведение всех граждан, входящих в разнообразные социальные группы, организации и институты. В этом смысле изучение и направленное воздействие на развитие правосознания и правовой культуры населения, преодоление всех видов и форм правового нигилизма и противоправной активности во всех социальных слоях и функциональных группах являются одной из актуальных задач нынешнего этапа развития.
Следствием дефицита правосознания в Казахстане является правовой вакуум, развивающийся в ситуации быстротекущих общественных преобразований.
Для Казахстана проблема формирования правосознания, отвечающего духу времени и происходящих общественных перемен, дающего возможность, сохраняя самобытность, становиться в то же время «открытым обществом», демократичным, основанным на законе, с активной рыночной динамикой, является первостепенной. Без этого «хорошие» законы не будут работать, а наиболее «деятельные» общественные субъекты постоянно уклоняться от выполнения закономерных требований и обязательств.
В структуре правосознания выделяются различные по содержанию и компетенции уровни: обыденное, профессиональное, научное правосознание.
Наиболее распространенное - обыденное правосознание - отражает представления о праве на уровне бытовых стереотипов, речевых штампов и разнообразных социальных слухов. Обыденное правосознание может быть и довольно просвещенным и крайне невежественным. Например, в нашем обществе достаточно широко распространены представления о «железной руке» закона, о том, что неотвратимость и жесткость наказания могут предотвратить и уничтожить преступность. Многие считают, что преждевременно отменять смертную казнь. Конечно, на таких представлениях о «норме» и принципах установления правопорядка строить правовое государство непросто.
Однако совершенно понятно, что механически заменить один тип правосознания на другой в обществе практически невозможно. Для этого требуются изменение социальной практики, большая просветительская работа со стороны профессионалов и получение защиты и обеспечение прав от правоохранительной системы.
В структуре общественного правосознания можно выделить архетипические, наименее изученные, пласты и структурные уровни, переплетенные с содержанием религиозного сознания.
Система правосознания включает такие его уровни, как индивидуальное, групповое, общенациональное правосознание. Они определенным образом пересекаются друг с другом, оказывая влияние на содержание и характер правосознания того или иного субъекта (гражданина, класса, нации).
Правосознание личности как потенциального действующего лица общественных отношений и поведения предполагает вариации в широком диапазоне возможной активности - от установок конформизма до нонконформизма, то есть от приспособленчества.) законопослушания до протеста и противоправных акций. При этом индивидуальное правосознание выступает основным фактором и залогом возможности построения правового общества, где закон, порядок, право и ответственность системно связаны друг с другом и предполагают рациональный подход, привычку следовать установленным нормам и стремление поддерживать принципы правомерного поведения в отношениях человека с любыми социальными контрагентами.
Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство.
Для правосознания характерно осознание необходимости установления определенного порядка в обществе путем соответствующего урегулирования общественных отношений. Оно выступает в качестве необходимой идеологической и социально- психологической предпосылки реализации правовых норм. Правосознание можно определить как нормативное сознание, определяющее правомерное и неправомерное; оно включает идеи, установки, оценки, выражающие отношение к праву.
В структуре правового менталитета казахстанского общества традиционно сильны архетипические пласты, в которых право ассоциируется с силой, наказанием и, патернализмом. Поэтому и правоустанавливающая деятельность государства развивается обычно в особой атмосфере общественного «попустительства» и приводит к отрыву от социальной реальности, к игнорированию юридической психологии населения, нередко отторгающего (в силу своей неподготовленности и низкой правовой компетенции) весьма полезные правовые новации и реформы.
Государственно-правовая идеология является фундаментальным условием формирования современной правовой системы с регламентированным законопослушным поведением людей в обществе. Опыт социального реформирования в Республике Казахстан показал, что государство не может эффективно развиваться без ясно сформулированной национальной государственно-правовой идеологии.
Для концептуализации такой эффективной в социальном отношении правовой идеологии необходима национальная правовая доктрина, которая не просто характеризует важнейшие культурно- правовые ценности, но и служит целевой установкой текущего правового строительства, что необычайно актуально для Казахстана.
Развитие правовой культуры в Казахстане является процессом повышенной общественной значимости. Страна переживает переход к новой общественной системе, меняются содержание и логика всех сложившихся отношений - в политике, труде, религиозной и семейной жизни. Все эти изменения должны протекать упорядоченно, и законы придают прагматичную определенность новым социальным (экономическим, политическим и духовным) связям и взаимодействиям. Но даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без двух обязательных составляющих: механизмов их реализации и адекватной правовой культуры и правосознания.
Политический курс на демократизацию казахстанского общества актуализирует вопрос о формировании более развитого, преодолевающего архаичные стереотипы правосознания и значительно более высокой правовой культуры граждан, знающих и умеющих воспользоваться своими законодательно обеспеченными правами, соответственно относящихся к гарантированным свободам и определенным правовой системой обязанностям.
Правовой нигилизм - характерный признак нашего времени. Причем сегодня он ощущается особенно остро, но, если взглянуть на социальную историю, можно убедиться, что рассматриваемое явление существовало всегда.
В принципе нигилистическое сознание - объективное явление, свойственное переходному периоду, сопровождающемуся коренной ломкой общественных устоев. Поскольку нашим законам не присуща сила прямого действия, что дает волю ведомствам корректировать их по своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан, поскольку в стране еще не сформировался эффективный механизм зашиты прав личности, по причине чего граждане не могут оказать заметного сопротивления несправедливым действиям чиновников, постольку ситуация, при которой «правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемлемыми чертами образа жизни личности», является абсолютно объяснимой.
Беда нашего времени еще и в том, что, несмотря на очевидные нигилистические настроения в обществе, законодатели не делают из этого соответствующих выводов. Законы продолжают издаваться «пакетами», но ведь дело не в количестве, а в качестве. Многие из них не соответствуют реалиям жизни, а большое их количество создает неразбериху при внедрении новых нормативных требований; к тому же зачастую новые законодательные акты непоследовательны и противоречат друг другу.
В то же время наряду с общественными отношениями, пресыщенными регулирующими нормами, остается множество таких, которые никак не регламентированы правом. Эта аномалия точно так же ведет к негативным реакциям и усугубляет нигилистические настроения в массах. Несовершенство правовой системы по-прежнему остается одним из основных источников правового нигилизма.
В конечном счете, все это приводит к губительным для государства последствиям: постоянно присутствующая в обществе атмосфера беспокойства, неопределенности, психологической напряженности выливается в полное обесценение хотя и немногочисленных, но все же имеющихся подвижек в области политики, которые были достигнуты в последнее время.
Массовый обыденный правовой нигилизм являет собой синтез таких явлений, как правовая неосведомленность, скептические предубеждения, юридическая наивность.
Изложенное позволяет прийти к следующим обоснованным выводам:
- правосознание является интегральным феноменом, отражающим результаты процессов массовой правовой социализации граждан, состояние законности и правопорядка в обществе, нормативные требования формально-юридического и неправового характера, потребности в изменении отдельных элементов или всей системы сложившегося права, и исполняет роль важнейшего критерия в правотворчестве и правоприменении;
- правовая культура и содержание правосознания в основном зависят от знания права, помимо которого они не могут быть наделены специфической правовой определенностью. Однако знание права не является решающим фактором правомерного поведения людей, всеобъемлющим критерием высокого уровня развития правосознания и правовой воспитанности. Поэтому социально-правовые механизмы стимулирования правомерного поведения должны включать не только негативные санкции, юридическое просвещение, но и национальную государственно-правовую идеологию, влияющую на формирование правовых установок личности в ее социально-конкретных не всегда благоприятных объективных условиях.
- наиболее негативной установкой казахстанского массового правосознания является правовой нигилизм, в котором тесно переплетены правовая неосведомленность, скептические стереотипы и предубеждения, неверие в право и закон. Факторами, поддерживающими нигилистические установки, являются отсутствие национальной правовой идеологии, архетипические характеристики правосознания казахстанского общества, административный нигилизм и общая институциональная несформированность социально-правовой системы Республики Казахстан.